Перекресток дорог

IV. Экология, туризм, образование – перекресток дорог.
4.1. «Детские экологические экспедиции как форма экологического образования».
Луцкая А.К., Кондратенко В.А. Эколого-туристический центр Нижнеангарской общеобразовательной средней школы №1.
Уникальная природа Северного Байкала возлагает на жителей особую ответственность за сохранение чистоты вод озера и состояние его прибрежной зоны.
 В основе формирования ответственного отношения к окружающей среде  лежат знания о природе и любовь к родному краю. Также как практически невозможно заботиться о том, кого ты не любишь и не знаешь, очень сложно беречь и охранять природу, которую не понимаешь.
 Экологическое образование должно быть направлено, прежде всего, на школьников, потому что через 10-15 лет они станут социально-активными жителями Северного Байкала, и от их решений и поступков будет зависеть благополучие экосистемы озера.
            Экологическое образование невозможно без системы мероприятий по изучению,  оценке, сохранению и восстановлению ближайшего природного окружения. В нашей школе исследовательская и природоохранная деятельность проводится по четырем направлениям:
· Проект «Ярки - остров тревоги нашей»
· Проект «Нам жить на этой земле, в этом поселке»
· Познавательный экологический туризм
Заповедные территории, памятники культуры и природы Северо-Байкальского района:
Объектами для изучения и практической природоохранной деятельности школьников выбраны заповедные территории и участки, испытывающие наибольшую антропогенную нагрузку: остров Ярки; поселок Нижнеангарск, в котором отслеживаются загрязнение почв и сточных вод, состояние растительности,  распространение сорняка ячменя гривастого; пляж оз. Байкал с прилегающим к нему  болотом.
Эффективной и перспективной формой экологического образования является экспедиция. Туризм в данном случае выполняет роль средства достижения образовательных, развивающих и воспитательных целей.
В экспедициях находят применение различные  методы обучения: но наиболее результативны – практические. В летних комплексных экспедициях учащиеся распределяются на группы, каждая из которых под руководством преподавателей проводит комплексное исследование территории по одному из направлений: геолого-геоморфологическое, топографическое, геоботаническое, гидрохимическое, историко-краеведческое.
В экспедициях   создаются  условия не только для закрепления и усвоения  знаний, но и для формирования новых умений и навыков. Особенно важно, что учащиеся принимают участие в улучшении экологической обстановки в своей местности (посадка растений, уборка мусора), проводят  информационно-просветительскую работу (аншлаги, листовки и анкеты).
Особенность процесса экологического обучения и воспитания в экспедициях состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в ближайшем природном окружении и имеет ряд преимуществ:
· Одновременно решаются задачи обучения, воспитания, отдыха учащихся  и охраны окружающей среды.
· Закладывается научная основа охраны природы и природопользования.
· Экологическое воспитание учащихся разных возрастных групп происходит одновременно.
· Обеспечивается преемственность природоохранной деятельности, что позволяет проводить мониторинг.
· Летние экспедиции  обеспечивают непрерывность экологического образования.
· Учащимся предоставляется возможность усвоения позитивного опыта экологической практики.
· Усложняются содержание и задачи исследований в зависимости от ощущения чувства собственной полезности в природоохранной деятельности.
· Полученные результаты усложняют содержание  и задачи исследований, и  повышаются уровень знаний и умения учащихся.
· Учителя и учащиеся используют полученные материалы на уроках как иллюстрацию к изучению сопричастных тем.

Для повышения эффективности экологического образования мы применяем два вида экспедиций, различных по назначению и содержанию:
· Экспедиции и походы в мало изменённые человеком экосистемы (Баргузинский заповедник, Верхне-Ангарский заказник и др.), которые формируют у ребят ощущение красоты и неповторимости природы. После посещения уголков с нетронутой природой, с первозданной красотой, особенно остро понимаешь, что уже многое безвозвратно потеряно, и как важно сохранить то, что ещё имеем.
· Экспедиции в зоны экологического бедствия дают знания о   последствиях антропогенного воздействия на природу. Они необходимы для формирования ответственного отношения к окружающей среде.

           В течение трёх лет эколого-туристский центр Нижнеангарской средней школы
проводит детские экспедиции на разрушающийся остров Ярки.
Результаты комплексного исследования позволяют сделать следующие выводы.
Происходит интенсивная перестройка береговой линии острова и сокращение его площади. За минувшее столетие его площадь сократилась с 3,05 до 1,2 км кв. Длина острова уменьшилась до 12км. В восточной части острова образовался пролив, который отделил остров Среднее Устье. Ширина пролива в период высокой воды достигает 2км.
В зону размыва вовлекаются все новые участки.
На острове интенсивно проявлены современные геодинамические процессы, усиливающиеся антропогенным фактором - хозяйственным использованием  Байкала, на который возложена функция водохранилища для каскада Ангарских ГЭС.
Происходит сокращение площадей, занятых растительностью. Растительный покров занимает 70% площади, и образует в плане три зеленых островка, разобщенных размывами и проливом. Сокращаются площади распространения кедрового стланика, имеющего особое значение в сохранении песчаных дюн.
Под угрозой исчезновения эндемики острова и растения из Красной Книги Бурятии
Подъем уровня увеличил рекреационную нагрузку на остров. С затопленного пляжа все игры переносятся на поляны. В результате вытаптывается растительность, разрыхленный песок легко переносится ветром.
Длительное хозяйственное и  рекреационное использование острова привело к накоплению большого количества мусора. Следствием является загрязнение почво-грунтов и болезненные изменения растительности.
         Три года экспедиционной работы на острове позволяют говорить о следующих результатах:
· Учащиеся приобретают личный опыт природоохранной деятельности, выполняя работы по посадке растений, уборке мусора и др.
· Проведённое комплексное изучение острова способствовало освоению методов и приёмов, доступных школьникам научных исследований.
· Отмечается заинтересованность учащихся в изучении экологических проблем: очень много желающих работать в летних экспедициях.
По материалам экспедиций учащиеся выполняют исследовательские работы, с которыми успешно выступают на конференциях, республиканских олимпиадах и др.
Немаловажна практическая и общественная значимость экспедиционной формы обучения.
Исследовательские работы проводятся в условиях грамотной постановки методик при поддержке специалистов Геологоразведочной экспедиции, Баргузинского заповедника,  и возможна довольно точная оценка качества окружающей среды и применение этих данных в профессиональных исследованиях.         
Опыт проводимой нами работы говорит о целесообразности, полезности и высокой эффективности экспедиционной формы обучения:
· В условиях необходимости развития подробной сети мониторинга получение информации о состоянии среды только силами профессионалов весьма дорого.
· Работа в экспедициях способствует формированию профессиональной ориентации школьников.
· Туристская подготовка, знание родного края могут быть востребованы при развитии туризма в районе.
В дальнейшем мы планируем проведение на уровне школы экологического образовательного эксперимента по Программе «Сохранение и восстановление растительности на острове Ярки».
4.2. «Экологическое просвещение в заповеднике «Баргузинский».
Лясота И.В. начальник отдела экопросвещения      заповедник «Баргузинский»
Говоря об экологическом просвещении в Баргузинском заповеднике, стоит начать со слов благодарности людям, заложившим его основы еще в 50-60-е годы. Олег Кириллович Гусев, Семен Климович Устинов, Евгений Михайлович Черникин, занимаясь научной работой, много сил и времени отдали распространению идей заповедного дела, формированию положительного отношения к заповеднику, сохранению всей природы озера Байкал. Их книги, статьи, выступления сделали и продолжают делать очень важное дело для сохранения природы.
С 1953 года работает в заповеднике Музей природы, созданный благодаря усилиям Олега Кирилловича Гусева и Юрия Борисовича Баевского. Работу по экологическому просвещению выполняли научные сотрудники заповедника, как дополнение к основным обязанностям - проводили экскурсии в музее природы, читали лекции, писали популярные статьи. Привлекались к этим мероприятиями и работники отдела охраны. С тех пор коллекция музея не раз пополнялась и обновлялась. В нынешнем году коллектив заповедника приложил немало усилий, чтобы дать музею новую жизнь. Был сделан капитальный ремонт, обновлена и дополнена экспозиция. Теперь многочисленные туристы и гости, посещающие заповедник, имеют возможность получить исчерпывающую информацию о заповеднике, посетив музей и прослушав лекцию экскурсовода отдела экопросвещения. Здесь проводятся экскурсии, читаются тематические лекции как экскурсоводом, так и научными сотрудниками заповедника, проводятся занятия со школьниками.
На заповедной территории неоднократно производились профессиональные фотосъёмки. Работы известных фотохудожников В. Гиппенрейтера, А. Фрейдберга, Г. Егеря украсили целый ряд фотоальбомов, посвященных Байкалу и Баргузинскому заповеднику. В заповеднике работало большое количество отечественных и зарубежных кино- и видео- групп. Среди них команды известных натуралистов: Дж. Даррелла, Н. Дроздова, Жака Ив Кусто. Известность Баргузинского заповедника в нашей стране и за ее пределами  во многом заслуга этих замечательных людей,  энтузиастов и романтиков.
Непосредственно в Северо-Байкальском районе эколого-просветительской деятельностью Баргузинский заповедник занимается с 1999 года - с момента перевода в Нижнеангарск администрации заповедника. За это время сотрудниками заповедника был, образно говоря, вспахан 1 - ый информационный пласт. Надо сказать, что изменившееся положение в стране, возникшая экономическая ситуация усложнили непростую работу по изучению и охране природных комплексов заповедника.   В обществе появилась тенденция «выживания любой ценой», часто ценой разрушения окружающей природы. А в зоне строительства БАМа, к которой относится северный Байкал, сформировался тип «временных жителей», проживающих здесь уже постоянно. К середине 90-х годов Баргузинский заповедник, имея известность в России и за ее пределами, оказался «незаметным» в том месте, где расположен - в Северо-Байкальском районе. Население района до начала нашей работы здесь было мало информировано, как вообще об ООПТ Байкальского региона, так и о Баргузинском заповеднике в частности.
Начинали работу, главным образом, с детей, т.к. дети - это наиболее непосредственные и заинтересованные слушатели и собеседники, способные воспринятую информацию активно передавать всему своему окружению. Поэтому в первую очередь налаживались контакты со школами, Центром помощи семье и детям, районным Домом творчества, экологическими центрами и клубами. Первые анкетирования, опросы и викторины показали, что объём знаний о заповеднике у детей незначителен, а отношение к природе, в основном, потребительское. Чтобы изменить это положение, сотрудники отдела экологического просвещения заповедника читали лекции, проводили беседы о Байкале и заповедниках на нём, показы слайдфильмов, рассказывали о заповеднике    в школах, детских садах, в художественных студиях, в Домах Творчества. В нескольких школах прошли экологические классные часы. В школе п. Давша велись регулярные занятия по экологии. В летний период игровые занятия и лекции проходилит на «детских площадках» школ Нижнеангарска. Все эти направления продолжают существовать и развиваться. Мы сотрудничаем со школами и внешкольными учреждениями дополнительного образования, как Нижнеангарска, так и, по возможности, района.
Кроме того, мы стараемся поддерживать живые контакты с экологическими организациями региона, республики и района. В числе этих организаций: Школа туристско-экологического образования, туристский клуб «Даван», экоцентр «Легенда» (г. Северобайкальск), эколого-гуманитарный центр «Номад», экоклуб «Фирн», Виртуальный визит-центр «Менеджер ОПТ», (г. Улан-Удэ), общественная организация «Байкальская экологическая волна» (г. Иркутск). С этими организациями проводятся совместные мероприятия и акции, такие как «Марш Парков», «Байкалу - чистые берега», «Берегите природу», выпускается студенческий информационный бюллетень «Охранё-нок»).'
Информационно-методическую помощь заповеднику оказывает ЭкоЦентр «Заповедники», Центр охраны дикой природы.
В 2000 году в рамках ежегодной акции «Марш парков» был проведён первый районный конкурс детского рисунка «Северобайкалье заповедное». Конкурсные работы, а их было более 200, демонстрировались на выставке детского рисунка «Экология - 2000», которая прошла в выставочных залах р-она и в Северобайкальске. Передвижная выставка детского творчества «Баргузинский заповедник - глазами детей» посетила Нижнеангарск, Северобайкальск, Улан-удэ, Душкачан. Работы детей приняли участие в международном конкурсе детского рисунка «Экология - 2000», в российском конкурсе «Мир заповедной природы», в межрегиональном конкурсе «Байкал мой - Байкал наш». Получено 4 приза за победу, 17 дипломов за участие, 7 благодарственных писем. Победители и участники конкурса получили призы и поощрения. По итогам конкурса и выставки выпущена брошюра.
В 2000 году прошли районный литературный конкурс, конкурс детских сочинений «Мой заповедник». Победители и участники получили призы и подарки, среди которых значки, книги, брошюры, буклеты о заповеднике.
Конкурс детского рисунка по заповедной и природоохранной тематике «Чудеса Байкала» с неизменным успехом прошёл и в этом году. Со всего района и даже из других регионов на конкурс поступило столько работ, что не было возможности все их продемонстрировать на выставке, которая проходила в Нижнеангарском выставочном зале. Победители и участники (а их было более 500) получили призы, поощрения и дипломы, причём не только от заповедника, но и от других организаций и частных лиц. Часть работ отправлена на российский конкурс «Мир заповедной природы» и на международный конкурс «Гуси - лебеди». Результаты этих конкурсов ещё не объявлены. Целый ряд работ с конкурса отправлен в Московский Дарвиновский музей на выставку детского рисунка, посвящённую 85-летию Баргузинского заповедника. В старейшем и очень уважаемом московском музее - Дарвиновском - в настоящее время проходит целая акция, посвящённая нашему дню рождения. Началась она 22 декабря с открытия, на котором было много рассказано о Баргузинском заповеднике. Бывшим сотрудником заповедника, а ныне работником Управления заповедного дела Александровой Еленой показан слайд-фильм о заповеднике.
С каждым годом мы стараемся активизировать свои усилия в проведении «Марша парков», вовлекая в него всё большее количество людей. В рамках этой акции помимо, надеюсь, уже ставшего традиционным конкурса детского рисунка, проводятся семинары и викторины, конкурс экологического плаката, показы слайд - и видеофильмов, антимусорные компании и походы с детьми. Так, в этом году в сотрудничестве с Районным Домом творчества прошёл кросс на 10 км, посвящённый «Маршу парков». Дети из кружка «Хиус» в рамках этой акции ходили в походы, попутно и посильно очищая территорию от мусора, принимая участие в соревнованиях, играх и экологических стартах.
Работу отдел экологического просвещения заповедника ведёт не только среди детей, но и со взрослым населением. Это и участие в антимусорных компаниях, это и чтение лекций, и проведение бесед, это и активная работа со СМИ. По районному телевидению были показаны видеофильмы на заповедную тематику, прошли выступления сотрудников заповедника, в районной прессе публиковались статьи, рассказывающие об акции, о деятельности заповедника, о системе заповедного дела.
Отдельно хочется сказать о работе летнего экологического лагеря заповедника «Подлеморье». Не смотря на трудности, связанные с проездом, количество желающих побывать в эколагере увеличивается с каждым годом. За 2000 год эколагерь посетило 74 человека. Здесь ребята имеют прекрасную возможность активно отдохнуть и узнать много нового и интересного. В эколагере дети посещают Музей природы, слушают лекции, проводят небольшие научные исследования, отдыхают, оказывают посильную помощь заповеднику в хозяйственных работах. Знакомясь с заповедником изнутри, путешествуя по экологическим тропам, участвуя в различных мероприятиях и праздниках, ребята становятся активными сторонниками природоохранного дела вообще, и заповедника, в частности. Дети рассказывают о заповеднике, пишут статьи, сочинения, увлекая не только ровесников, но и взрослых. Так, в прошлом году группа детей «Гонг» из Дома творчества под руководством Бергера Владимира Романовича, не только написали статью о своём пребывании в эколагере, но и отсняли видеофильм, который был показан по Нижнеангарскому телевидению. Совсем недавно в «Северобайкальских вестях» были опубликованы впечатления школьников, членов эколого-туристского центра средней школы №1, несколько сезонов активно участвовавших в жизни эколагеря. Постоянные наши корреспонденты - дети из Улан-удэ, посещающие эколагерь. К сожалению, летом этого года не состоялись запланированные поездки 5 групп школьников нашего района в связи с запретом сан-эпидемстанции - из-за отсутствия в районе вакцины клещевого энцефалита. Между тем, дети из других регионов эколагерь посещали. Как уже много лет подряд, начало эколагерному сезону положили «эвриканцы» - дети из клуба «Эврика» города Сыктывкар, которым Байкал и Баргузинский заповедник оказались ближе и доступней, чем ребятам из нашего района. Этих детей в заповеднике знают уже 14 лет. Вернее, их руководителя - Александра Григорьевича Новосёлова, а вот сами участники «Эврики» первой волны уже подросли и «вылетели» и теперь, если и появляются в заповеднике, то в качестве персональных посетителей. Но не скудеет клуб «Эврика» питомцами и, по-прежнему, нет тут белоручек. Тут вам и швец, и жнец, и на дуде игрец. Никакой работы, никакого дела не боятся и всегда готовы всем помочь - и экотропу подновить, и берег байкальский почистить, и в полевые с научниками.сходить, и на покосе, и на картошке, и на любой хозяйственной работе помочь. В такой разнообразной деятельности, несмотря на каникулярный настрой, совсем не в тягость детям и поучиться уму-разуму на лекциях и занятиях по программе эколагеря.   Творческая деятельность тоже совсем не чужда как юным «эвриканцам», так и их руководителю. Сорок интереснейших холстов написал и передал в дар заповеднику Александр Григорьевич Новосёлов за прошедшее лето этого года. Впрочем, это уже, можно сказать, традиция, начало которой положено было ещё в прошлом году.
А молодое поколение с энтузиазмом и рвением юности включалось в любое творческое начинание. И ни одно мероприятие, и ни один праздник не обошлись без этих вездесущих непосед. Да и как не поучаствовать? Часто ли собираются вместе на «пленэре» маститые художники района - Кондаков Валерий Павлович, Чистяков Олег Михайлович, Штанько Валентина, да ещё в компании с заповедными мастерами кисти — Ананиной Татьяной, Алмаши Владимиром, Бадмой Холхоевым?   Тут вам и работа, и интересное общение, и поэзия, и творческая мастерская, и обаятельнейшие люди. Дело в том, что творческая интеллигенция района, узнав о 85-летнем юбилее Баргузинского заповедника, не пожелала остаться в стороне от этого события, тем более, что со дня рождения нашего заповедника ведёт начало и вся заповедная система России.   В течение года художники района с увлечением готовились к юбилейной выставке, посвящённой этому событию. В начале лета большая группа из ведущих живописцев района отправилась на организованный заповедником пленэр на байкальское побережье. А в июле месяце администрация заповедника пригласила их посетить заповедный берег, чтобы уже непосредственно на месте показать и рассказать о сокровищнице Подлеморья - старейшем заповеднике России. Погода оказалась благосклонна, и 5 погожих дней безраздельно были отданы работе и творческому общению. Вместе с художниками приехала известный местный поэт Татьяна Ветрова. Её поездка оказалась весьма плодотворна, и, в результате общения с чудесной заповедной природой, появился небольшой цикл замечательных стихов и «путевые заметки», опубликованные в «Северном Байкале».
А фотохудожник Сергей Белоусов не пропустил ни одного важного события, ни одного чудесного заката, ни одного интересного одухотворённого лица.
В результате художники сделали свой замечательный подарок - 22 ноября была открыта выставка работ, посвящённая 85-летию заповедника. На торжественном открытии дети Нижнеангарской Музыкальной школы преподнесли своё музыкальное поздравление. Потом было сказано немало тёплых слов и в адрес юбиляра, и в адрес авторов работ. Без преувеличения можно сказать, что выставка, посвящённая 85-летию Баргузинского заповедника, стала заметным событием для всего Северо-Байкальского района. И не удивительно, что в Нижнеангарском Выставочном зале стало буквально теплее и светлее от обилия чудесных работ людей, так тонко почувствовавших ценность и пронзительную чистоту заповедных мест. Ведь идея охраны природы особенно близка людям творческим, людям с тонкой душой.
85 лет - это, конечно, не «милениум», но для нас год всё же юбилейный. Вот и решили в День Байкала, который традиционно отмечается в августе месяце, торжественно отпраздновать 8 5-тую годовщину любимого заповедника. Пригласили, как полагается, гостей, подготовили концерт. И всё было замечательно, только вот погода подкачала. Заповедник, всё же, место заповеданное, уединённое, и не очень то он любит, когда нарушают шумные гости его почти вековой покой. Вот и спрятался он за туманы, полил весёлых гостей прохладным дождичком, чтобы не засиживались, да не задерживались на заповедной территории. Но никто не остался недоволен. Отсутствие тепла на улице заменило тепло душевное, а недостаток солнца - солнечные улыбки. Ну а уж Седой Батюшка Байкал не пожалел призов и подарков для отличившихся на многочисленных конкурсах и шуточных состязаниях. Но праздники праздниками, а дело, между тем, остаётся делом. И, надо сказать, что в экопросвещении сотрудники заповедника неплохо потрудились. Активно развивается в заповеднике экологический туризм. Так, в этом году заповедник посетили более 600 туристов, в том числе иностранных. Туристы, помимо Музея природы заповедника, могут пройти по 2 интереснейшим экологическим маршрутам общей протяжённостью 20 км. Здесь можно познакомиться с природой как береговой полосы заповедника, так и горной его части. На территории биосферного полигона заповедника ведутся работы по подготовке экологического маршрута.
В настоящее время решается задача обратить внимание на заповедник через средства массовой информации. В районной газете «Северный Байкал» и в газете администрации местного самоуправления «Северобайкальские вести» регулярно публикуются статьи о деятельности заповедника, о проводимых мероприятиях и акциях, детские сочинения и заповедные истории. К 75-летию района была подготовлена серия статей о людях заповедника. Всего же только за последний год сотрудниками заповедника и по их инициативе в местной, областной и центральной печати опубликовано более 30 статей.
Особенно хочется сказать о сотрудничестве с нижнеангарским телевидением, ставшим особенно плодотворным в последнее время. Нижнеангарский телеканал транслирует практически все мероприятия, проводимые заповедником. Регулярно демонстрируются фильмы о заповеднике, выступления директора и сотрудников заповедника. Таких передач за последний год насчитывается более 15-ти.
Активно сотрудничает заповедник и с учреждениями культуры Северо-Байкальского района. За последние 2 года было организовано более 20 природоохранных выставок и экспозиций, которые проходили и проходят в Выставочных залах Нижнеангарска и Северобайкальска, В ДК «Железнодорожник»; в Северобайкальской Картинной галерее, в Музее истории БАМа, в Музее природы посёлка Давша, В Музее природы г. Улан-Удэ. Передвижная выставка «Баргузинский заповедник глазами детей» художественной студии Октябрьского Дома творчества г. Улан-Удэ прошла по Северо-Байкальскому району и демонстрировалась в Улан-Удэ.
Со вниманием относятся к заповеднику отделы народного образования. Учителям географии, экологии, биологии школ района оказывается информационная помощь, предоставляется возможность работы на оргтехнике заповедника. Мы стараемся поддерживать постоянные контакты как со школами, так и с педагогами дополнительного образования района, вовлекая и привлекая к заповедной тематике как можно большее количество людей, чтобы по возможности ни осталось в нашем районе ни кого, кто бы не знал и не слышал о жемчужине Северного Байкала, Патриархе Заповедного дела в России - Баргузинском заповеднике.
Для тех же, кто заинтересовался нашим заповедником и хотел бы узнать о нём больше и подробнее, можем сообщить, что в Нижнеангарске по адресу ул.Козлова - 61 работает Визит-центр Баргузинского заповедника, где вы можете получит любую интересующую вас информацию о Баргузинском заповеднике.
4.3.«Переоценка ценностей и перестройка умов через образование и воспитание»
Андреев И.Е.  неработающий пенсионер г. Северобайкальск
1. Опыт просвещения жителей Северобайкальска по части экологии Байкала посредством газеты «Северный Байкал».
С момента поступления на работу в трест «Нижнеангарсктранстрой», на должность начальника группы ПОР (проектирования организации работ), я начал сотрудничать с редакцией газеты «Северный Байкал». Несмотря на отрицательные последствия такого сотрудничества, я ежегодно давал в газету ряд материалов, в том числе по вопросам охраны природы, воспитания детей в экологическом духе. Реакция читателей на мои выступления в газете была в основном, одобрительная. Партийные органы делали выводы, и виновники загрязнения среды страдали. Тираж газеты был 10 тысяч экземпляров, поэтому её читали на всём Бурятском участке БАМ. Хотя нынешний её тираж 650 экземпляров, считаю нужным и дальше использовать силу печатного слова, действенность общественной критики.
2. Воспитание детей школьного возраста в духе уважения чуда планеты – Байкала. Связь поколений.
С того момента, как я сам увидел впервые Байкал и восхитился им, я начал воспитывать, прежде всего,  своих детей и их друзей. Организовывал пешие походы всей семьёй и с друзьями на Слюдянские озёра, на Грамненские озёра. Развивал интерес к животному миру, к рыбалке, к сбору дикоросов, к царству минералов, к памятникам природы. Мои сыновья своими восторженными рассказами о таёжных приключениях увлекали товарищей по школе. Сами организовывали походы. После службы в армии они признались, что детская тренировка, смекалка, неприхотливость, дружба со сверстниками, воспоминания о красоте природы позволили им легко перенести тяготы армейской службы.
В данное время, работая на основных градообразующих предприятиях города  (центральной котельной, депо), они не забывают об экологии и, в свою очередь, воспитывают своих детей (моих внуков) в любви к Байкалу, организовывают выезды семей на природу. Запаслись массой цветных фотографий и видеофильмами. И в своих статьях, обращаясь к школьникам, я проповедаю бережное отношение к Байкалу.
3. Школа мудрости – Байкал и Северобайкальск.
Человечество тревожит судьба Байкала, этого всепланетного родника питьевой воды, первого по рождению океана пресной воды. Мой дед по матери, малограмотный крестьянин говорил мне, дошкольнику: «Век живи – век учись». У кого? У мудрых людей, у природы. Высшей мудростью следует считать: «Живи и работай по законам природы» или хотя бы «с учётом законов природы».
Жизнь на Байкале, посещения Байкала настраивают человека на размышления. Во-первых, как мал человек перед великим Байкалом и как мал Байкал перед промышленной и военной мощью человечества. Во-вторых, вспоминается Достоевский с его формулой «Красота спасёт мир». Но и красоту Байкала нужно спасать. В-третьих, мудро ли решается проблема заселения берегов Байкала и использования его главного минерального богатства – воды? Байкал просветляет человека, пробуждает способности человека, особенно, детей, заставляет переосмыслить мир.
4. Школьное образование: критика и предложения пробуждению способностей к астрономии, к географии, к истории.
В обучении школьников есть недостатки, сужу по своим внукам, по внукам своих знакомых. Почти не используется местный материал – характеристика Байкала, его сравнение с другими озёрами мира, его космические возможности (связь с космосом в качестве астрономического прибора), история заселения Байкала. Не изучается язык аборигенов: эвенков, бурят. Нужно пробуждать у школьников интерес к названиям рек, ручьёв, гор, островов. Нужно выявлять будущих педагогов, филологов, переводчиков и готовить общество к будущей потребности в них.
На уроках физики, астрономии я бы напоминал ребятам, что к нам в своё время приезжали на БАМ космонавты – Волынов, Климук, Ковалёнок. Видимо, Байкал служил им ориентиром и индикатором экологической чистоты. Вероятно, Байкал можно видеть с Марса, Юпитера, Сатурна. У Байкала есть двойники на планете Земля. Это казахстанский Балхаш, это танзанийские Танганьика и Ньяса. Они ровесники и даже имеют одни болезни. Опыт освоения этих озёр нужен нам, Северобайкальцам, как и опыт школьного экологического образования.
5. Сотрудничество с другими странами.
Мне видится вполне разумным делом породниться, побрататься с городом Бужумбура, столицей государства Бурунди в Африке. Нужно предложить администрации города Северобайкальска проработать это предложение. Байкал по всем параметрам, кроме географических координат, сходен с Танганьикой. Северный город на Танганьике Бужумбура и северный город на Байкале имеют сходные проблемы – социальные, экологические, экономические. Население Бурунди – 4,5 млн.чел. В четыре раза больше, чем в Бурятии. В случае породнения делегации детей-школьников регулярно посещали бы экзотические места Сибири и Африки. Специалисты экологи и педагоги обменивались бы опытом, бизнесмены – продукцией. Торговля была бы взаимовыгодной. Негры на снегу и сибиряки среди крокодилов на экваторе – это парадоксально и занимательно. Взаимовыгодный туризм, взаимная реклама укрепили бы нашу микроэкономику. Мы смогли бы учесть отрицательный опыт заселения озёр Танганьики и Ньяси. Негры учли бы наш опыт по созданию колец вокруг Байкала – водного, пешеходного, автомобильного, железнодорожного для туристов.
6. Перестройка умов в свете усиления роли Байкала в экономике России.
Байкал будет одним из мировых центров туризма – это, несомненно. Байкал будет активно заселяться, возникнут экополисы. Кто будет жить в них, кто будет строить их? Наиболее реальным контингентом сегодня мне представляются беспризорники Москвы и Санкт-Петербурга. Президент Путин объявил начало кампании по борьбе с беспризорностью. Вероятно, на это будут выделяться средства. Вспомнят практику 20-х годов, «Республику ШКИД» и «Педагогическую поэму». Найдут средства и на Байкальский Артек. Будут созданы колонии вокруг городов. Лучшей наградой для колонистов будет путёвка в Байкальские экополисы (заброшенные пока временные посёлки БАМ). А лучшей наградой обитателям экополисов будет переселение в Байкальский Артек (в Северобайкальск, где уже есть отличные педагоги). Система поощрения за перевоспитание, за перестройку молодых умов должна работать безотказно. «Экополисы» будут заняты лесозаготовкой, сельхозработами, разведением рыбы и пушных зверей, заготовкой лекарственного сырья и дикоросов, строительством экополисов. Курировать эту деятельность могла бы жена президента – Людмила Александровна Путина, которая, надеюсь, поймёт важность этой проблемы.
4.4. «Роль учреждений дополнительного образования в развитии общества».
Мошкина М.П.               
зам. директора по науке Школы
туристско-экологического образования Северобайкальск
               
Особенность учреждений дополнительного образования заключается  в отсутствии базисного плана, что, на мой взгляд, и является основной причиной специфичности каждого учреждения. Предоставленная свобода выбора направлений деятельности буквально выплеснула в общество различные образовательные программы. Это не случайное явление – видимо, общество в этом давно уже нуждалось.  Эти учреждения быстро адаптировались и стали предлагать обществу огромное разнообразие профессионально ориентированных программ, исходя, видимо, из специфики местности, региона, социальной среды. Не осталось в стороне и наше учреждение. В школе туристско-экологического образования разработаны программы, ориентированные на специфику нашего региона – потенциал для развития туризма.

МЫ РАБОТАЕМ ПО НЕСКОЛЬКИМ ПРАКТИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ:

МЫ ВЕДЕМ ИЗЫСКАНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЙОНА, ОПИСЫВАЕМ  ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ, ПРИЧЕМ ЭТО НА ДОСТАТОЧНО ВЫСОКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ, ТАК КАК ПРИВЛЕКАЕМ  СПЕЦИАЛИСТОВ-УЧЕНЫХ.
ПРОЕКТИРУЕМ И ОБУСТРАИВАЕМ ЭКОМАРШРУТЫ. ОПИСАНИЕ ОДНОГО ИЗ НИХ ВОШЛО В КНИГУ «БАЙКАЛЬСКИЕ ТРОПЫ», ИЗДАННУЮ НА РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ.  ХОРОШО ОТРАБОТАН  И ПОЛЬЗУЕТСЯ УСПЕХОМ ВОДНЫЙ МАРШРУТ: СПЛАВ НА КАТАМАРАНАХ ПО ВЕРХНЕЙ АНГАРЕ.
РАЗРАБАТЫВАЕМ ЭКОТУРЫ,  ТЕМАТИЧЕСКИЕ И КОМПЛЕКСНЫЕ ЭКСКУРСИИ.   НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ  У НАС  РАЗРАБОТАНЫ    ИСТОРИЧЕСКИЕ, АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ, ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ, МИКОЛОГИЧЕСКИЕ, ГИДРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ, БОТАНИЧЕСКИЕ, ГИДРОГЕОГРАФИЧЕСКИЕ  ЭКСКУРСИИ И ЭКОТУРЫ. ОПИСАНЫ БОТАНИЧЕСКИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ  ПОЧТИ НА ВСЕМ  ПРОТЯЖЕНИИ МАРШРУТОВ, ПРОЛЕГАЮЩИХ ПО ПОБЕРЕЖЬЮ БАЙКАЛА:   ОТ МЫСА КАБАНЬЕГО ЧЕРЕЗ СЕВЕРНУЮ ОКОНЕЧНОСТЬ ОЗЕРА – ДО ГУБЫ БАРГУНДА.
В 1995 ГОДУ ПО ИНИЦИАТИВЕ  к.б.н., ИЗВЕСТНОГО В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ БОТАНИКА ИВАНОВОЙ М.М, МЫ НАЧАЛИ КОМПЛЕКТОВАТЬ СПРАВОЧНЫЙ ГЕРБАРИЙ НАШЕГО РАЙОНА. СЕЙЧАС В НЕМ НАСЧИТЫВАЕТСЯ 462 ВИДА РАСТЕНИЙ И НА НИХ СОЗДАНА ЭЛЕКТРОННАЯ БАЗА ДАННЫХ. ЛЕТОМ 2001 ГОДА    НАЧАЛИ РАБОТУ НАД КОМПЛЕКТОВАНИЕМ ФОТОКОЛЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ (46 ФОТОГРАФИЙ)
(ВСЕ ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННОЕ – ЭТО НАУЧНАЯ  ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЭКОТУРИЗМА В НАШЕМ РАЙОНЕ).
НА СРЕДСТВА ГРАНТА (20000 $) ПО ПРОГРАММЕ «МЕСТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ» МЫ ЗАКУПИЛИ СНАРЯЖЕНИЕ ДЛЯ СПОРТИВНЫХ ПОХОДОВ И ЭКСПЕДИЦИЙ, А ТАКЖЕ НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ОСНАСТИЛИ  ЭКОТЕАТР, ЧАСТИЧНО ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ.
СОБРАНА ХОРОШАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА, РАБОТАЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИДЕОТЕКА. ОЧЕНЬ МНОГИЕ СТУДЕНТЫ ПОЛЬЗУЮТСЯ НАШЕЙ БИБЛИОТЕКОЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КУРСОВЫХ И РЕФЕРАТОВ, А ПЕДАГОГИ ПОЛЬЗУЮТСЯ ВИДЕОТЕКОЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ.
У НАС РАБОТАЕТ ТУРБЮРО И ОТРАБОТАНА СИСТЕМА ПРИЕМА ТУРИСТСКИХ ГРУПП, КАК ДЕТСКИХ, ТАК И ВЗРОСЛЫХ.  ИНОГДА РАБОТАЕМ НА ВЫЕЗД, НО ЭТО, В ОСНОВНОМ, ШКОЛЬНЫЕ ГРУППЫ.
МЫ ВЕДЕМ ПОДГОТОВКУ ИНСТРУКТОРОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА. ДЛЯ ЭТОГО РАЗРАБОТАНЫ ПРОГРАММЫ «ЛИЦЕЙ» И «СТАЖЕР». СДЕЛАНО УЖЕ 5 ВЫПУСКОВ, НА ФИНИШЕ – 6-ой.   НАШИ ВЫПУСКНИКИ, БУДУЧИ СТУДЕНТАМИ РАЗЛИЧНЫХ ВУЗОВ, ПРИЕЗЖАЯ НА КАНИКУЛЫ, РАБОТАЮТ С ГРУППАМИ,  СНАЧАЛА ВТОРЫМИ ИНСТРУКТОРАМИ, А ЗАТЕМ УЖЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВОДЯТ ГРУППЫ ПО МАРШРУТАМ.
ЕЩЕ ОБ ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ НАШЕЙ РАБОТЫ ХОЧЕТСЯ СКАЗАТЬ - О ПРОВЕДЕНИИ СЕМИНАРОВ.     ПОСЛЕ  НАШИХ ОБУЧАЮЩИХ СЕМИНАРОВ И КОНСУЛЬТАЦИЙ (МЫ ВЫИГРАЛИ КОНКУРС НА ПРОВЕДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХ СЕМИНАРОВ ПО НАПИСАНИЮ ЗАЯВОК НА ГРАНТЫ В ПРОГРАММЕ «МЕСТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ»)  5 ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ПО РАЙОНУ ВЫИГРАЛИ ГРАНТЫ.   В ДЕКАБРЕ МЫ НА СРЕДСТВА ГРАНТА ПРОВЕЛИ СЕМИНАР «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ» И СЕЙЧАС ОБУЧИВШИЕСЯ НА ЭТОМ СЕМИНАРЕ ПРОДОЛЖАЮТ ЭТУ ПРОГРАММУ. НА ДАННОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ОНИ ПРОВОДЯТ МАСТЕРСКУЮ С ОДНОИМЕННЫМ НАЗВАНИЕМ. ИМИ ПРОВЕДЕНО УЖЕ 2 СЕМИНАРА ПО ШКОЛАМ.
ЕЩЕ ОДНО НАПРАВЛЕНИЕ, НОВОЕ ДЛЯ НАС  (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ) - ЭТО ВЫРАЩИВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫХ  ОВОЩЕЙ СОВМЕСТНО С ОПОРНЫМ ПУНКТОМ СИБНИИРСА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ТРУДОВОГО ЛАГЕРЯ.
НАША ГОРДОСТЬ – ГОРНОЛЫЖНАЯ ТРАССА.  ЗДЕСЬ ИНТЕРЕСНА СЛЕДУЮЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ: ЕЩЕ 5 ЛЕТ НАЗАД НА ТРАССЕ КАТАЛИСЬ, В ОСНОВНОМ, ДЕТИ  - ТЕ РЕБЯТА, ЧТО ЗАНИМАЛИСЬ У НАС, И, КОНЕЧНО, ВЫЕЗЖАЛИ С НАМИ. ЗАТЕМ ТУДА ПОТЯНУЛАСЬ МОЛОДЕЖЬ (18-20) ЛЕТ. ЗАТЕМ СТАРШЕ И СТАРШЕ, А СЕЙЧАС УЖЕ И ДЕДУШКИ НАЧАЛИ ПОЯВЛЯТЬСЯ. ОТРАДНО ОТМЕТИТЬ, ЧТО ЭТОТ ВИД ОТДЫХА СТАЛ ПОПУЛЯРЕН СРЕДИ МЕСТНЫХ  МОЛОДЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ.  ЗА МУЖЧИНАМИ ПОТЯНУЛИСЬ ИХ ЖЕНЫ, И ПОПУЛЯРНОСТЬ ТРАССЫ РАСТЕТ. МАМЫ ДЕТЕЙ-ПОДРОСТКОВ, НЕСМОТРЯ НА ДОРОГОВИЗНУ ТАКОГО РОДА УВЛЕЧЕНИЯ, ВСЕ ЖЕ РАДЫ, ЧТО РЕБЯТА ТАМ ПРОПАДАЮТ  - ТАКИМ ВОТ  ОБРАЗОМ УДОВЛЕТВОРЯЮТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ ПОТРЕБНОСТЬ В РИСКЕ.   

  ТАКИМ ОБРАЗОМ, МЫ НЕ БЕЗ ОСНОВАНИЯ МОЖЕМ СКАЗАТЬ, ЧТО ФОРМИРУЕМ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПОЗИТИВНЫЕ ЯЧЕЙКИ ОБЩЕСТВА, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ, НА НАУЧНО ОБОСНОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РАБОТА ГОРНОЛЫЖНОЙ ТРАССЫ, ПРИЕМ ТУРИСТОВ И ПОДГОТОВКА ИНСТРУКТОРОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА – СПОСОБСТВУЮТ  ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО  МНЕНИЯ О ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА СЕВЕРЕ БАЙКАЛА.
ПРИЧЕМ, ЕСТЬ ЕЩЕ ОДНО МНЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ: ЧТО  ТУРИЗМ - ЭТО ОЧЕНЬ ПРИБЫЛЬНОЕ ДЕЛО. НАДО ПРИЗНАТЬСЯ, ЧТО НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ЭТО ДЕЛО УБЫТОЧНОЕ, НО ЧТОБЫ ОНО СТАЛО ПРИБЫЛЬНЫМ, А ЭТО, ВИДИМО, ВОЗМОЖНО, ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НЕДОСТАТОЧНО, КАК И НЕДОСТАТОЧНО УСИЛИЙ ТЕХ ОРГАНИЗАЦИЙ, КТО НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ЗАНИМАЕТСЯ ПРИЕМОМ ТУРИСТОВ.
МОЕ ГЛУБОКОЕ УБЕЖДЕНИЕ – НИ СОЗДАННАЯ НАМИ БАЗА, НИ ПОДГОТОВЛЕННОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, -  НЕ РЕШАТ ПРОБЛЕМЫ, НО ЭТИ УСЛОВИЯ МОГУТ БЫТЬ ХОРОШЕЙ ОПОРОЙ, ОСНОВОЙ  РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА У НАС ПРИ ЕДИНСТВЕННОМ УСЛОВИИ:  ДОЛЖНА БЫТЬ ЦЕЛЕНАРАЛЕННАЯ  ПОЛИТИКА ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР,  ОРИЕНТИРОВАННАЯ  НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА.  В НАШЕМ СЛУЧАЕ – ЭТО  ГОРОДСКОЕ И РАЙОННОЕ САМОУРАВЛЕНИЕ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ.  ТОЛЬКО ТОГДА  ЭТА ОТРАСЛЬ ЗДЕСЬ  СМОЖЕТ СТАТЬ  РАВНОПРАВНОЙ ОТРАСЛЬЮ ЭКОНОМИКИ.


Рецензии
Землячка, вообрази: набегут, загадят, испишут, переломают... и на кой нам потом их деньги? На ремонт Байкала? Была у нас на Ергаках? Был рай, сейчас Спящий Саян лежит как путана...
Помнишь у Астафьева (наверное в "Затесях", а может и нет) "Было время, когда о туристах..."
Впрочем, и без них - гадов - не жизнь.
Открываю маленький не секрет. У тебя много произведений, но мало рецензий только потому, что великоват объем текстов. Не все дочитывают.
Привет.

Виктор Санин   13.02.2004 11:56     Заявить о нарушении
Спасибо. Иногда достаточно всего лишь одного читателя, чтобы произошли изменения в жизни, о которых ты мечтаешь. Совсем необязательно иметь рецензии.

Сибирячка Татьяна Муратова   16.02.2004 06:50   Заявить о нарушении
Согласен, только редковато эти читатели набегают. Увы!

Виктор Санин   16.02.2004 09:08   Заявить о нарушении