Дух нисходящий

Опять тёмное небо, и звёзды, что вызывают летящие мечты, энергия огромного пространства, опускающаяся с неба, ночной ветер, несущий запах цветов на своих крыльях, тишина, одиночество, тоска и счастье одновременно, желание движения вперёд, полёта и знаний.
Вечные странствия, множество миров, образов, чувств, впечатлений- вот мой удел, удел бестелесного духа. Кто ещё может то, что могу я? Кому ещё выпала подобная участь? Я не знаю, потому что всегда одинок, всегда в движении и превращениях. Не часто выпадает минута, подобная этой, когда можно свободно предаться мечтам, отдыху и созерцанию.  Что знаю я в этой жизни? Под силу ли мне разгадать тайны мироздания? К чему эти тысячи жизней и образов? На множество вопросов ответов нет. А, может быть, само
моё существование- и есть ответ на вопрос?  Узнаю ли я это, наконец? Знания об этом- не у меня. «Если бы вы знали то, что знаю я, вы бы меньше смеялись и больше плакали.» Да, да, да, это так!!!
Всё есть в моей душе- море слёз, но и море радости, отчаяние, но и надежда, конец дорог, но и их начало.
Мне нравится находиться возле кладбищ- такой незыблемый покой исходит от них! Все люди в могилах равны,  души спят, ожидая Последнего Суда, для них нет ничего, кроме покоя, их тела забыты ими, и ничто не может нарушить их священного состояния. Я вижу струящуюся голубую энергию, поднимающуюся от могил, устремляющуюся куда-то в небо и растворяющуюся в вышине. Путь закончен, ничего нельзя изменить.
И здесь снова сознаёшь, как прекрасна и бесценна жизнь, единственная жизнь, данная в подарок.
Я очень люблю детей. Так приятно смотреть на их чистые души и мысли,
в их глаза, доверчивые и прекрасные. Для них всё только начинается, но кто сравнится с ребёнком? И почему у людей считается плохо быть ребёнком во взрослые года? Ведь в этом и есть секрет добра и мира.
У новорожденных детей душа слабенькая, тусклая, ещё так непрочно связана с телом, качается над ними, как от ветерка, и кажется, что стоит дунуть- и она улетит. Даже страшно. Это похоже на душу очень старых или умирающих людей. И тот же покой и душевный сон.
Вообще, душу человека можно сравнить с параболой на координатной плоскости, где на оси абсцисс- возраст в годах, а на оси ординат- интенсивность жизни души.
Ну вот, опять!  Реальность истончается, трепещет, как китайский шёлк на ветру, прозрачна и неуловима. Сияющий водоворот увлекает меня всё дальше, дальше... Куда?    Неисчислимые миры проносятся передо мной, как бесчисленное множество раз до этого.
Я на месте. Тепло, сухо, обоняние обострилось, запахи- как палитра красок художника, я различаю их тончайшие оттенки, плывущие в воздухе. Мир запахов и звуков. Открываю глаза. Горизонт стал ниже и более развёрнут, я нахожусь в пещере, под ногами опавшая хвоя. Вечерний полумрак. За пещерой- лес, большой, живой, звучащий. Краски изменились, я   вижу оттенки по-другому, немного не так, как раньше.  Смотрю на себя: четыре серые лапы, хвост, серая шкура. Я- волк. Мне уже доводилось быть им когда-то. Тысячу лет назад? Может быть.
Я выхожу в лес, иду по сухим листьям, они шуршат, словно шепчут что-то, кругом прохлада расстилается, обнимает, стелется по земле, и терпкий запах осени царит надо всем. Мой внутренний взор, как игла, прокалывая время, несётся сквозь него, и серые тени предков бегут по бокам, мелькают за стволами деревьев, в темноте между еловыми лапами, бесшумно скользят по звериным тропам.
Чувство беспредельной свободы и такой радости бытия  наполняет душу, что хочется поднять голову к небу и петь, петь песню жизни.
Но тут чья-то мысль коснулась меня, чей-то зов, настойчивый и нетерпеливый, и тут же долетел знакомый запах. Мои сородичи, стая, находятся неподалёку.  Ещё минута. И я вижу их, собравшихся вместе в предвкушении славной охоты. Праздничное пиршество ожидает нас. Мы бежим вместе, не в силах больше ждать, и охотничий азарт заставляет сердце биться чаще.
Лес закончился, стая остановилась. Перед нами был луг с зелёной травой, где паслось большое стадо овец.   Мягкие, глупые, смиренные животные, они всегда вызывали у меня презрение. На них можно просто нападать. Для этого не нужны ни сложные приёмы охоты, как для оленей, ни быстрота, как для охоты на зайцев, ни осторожность, как при охоте на крупную добычу. Здесь только одна опасность- охраняющие стадо люди и собаки. Но в том-то и состоит удовольствие, чтобы обмануть их.
Молодые волки беспокоятся, торопят остальных, и это правильно, ведь пока ветер и внезапность на нашей стороне.   Вожак подаёт команду: «Вперёд!»- и все молча устремляются в сторону белеющего стада. Я несусь по мягкой траве, и прохладный ветер бьёт  мне в ноздри. Сейчас никого не существует для меня, только  я и мой азарт.
Вот и овцы! Они увидели меня и с блеянием попытались бежать в сторону, но уже поздно! Мои зубы впились в шею одной из них, рот наполнился тёплой кровью, я сомкнул челюсти и рванул на себя, овца упала и осталась лежать. Мертва? Мне всё равно. Следующая жертва совсем рядом. Догоняю. Ещё одна готова, потом ещё одна. Уже не могу остановиться, жажда крови растёт во мне, торжество победы, свобода, ни с чем не сравнимая сила и радость. Вот он я! Смотрите! Вот он я!
И с другими волками происходит то же самое. Значительно поредевшее стадо овец бегает в страхе из стороны в сторону, теряя всё новых животных.
Волки словно соревнуются друг с другом: Кто больше убьёт? Кто сильнее?
Наиболее голодные из нас отрывают куски мяса и спешат насытиться, но и их не покидает азарт охоты.
Послышался лай собак и крики людей. Всё, пора уходить! Я оставил очередную овцу и повернулся на шум. Люди оказались ближе, чем я ожидал, и они были на лошадях. Собаки с лаем кинулись на моих сородичей. Скорее, к лесу! Раздался грохот, и что-то ударило меня в бок. Не важно, главное добежать до безопасного места. И я бегу, бегу в сторону леса, осталось совсем немного. Но почему так болит бок? И бежать всё труднее и труднее.
Кажется, удалось оторваться. Вот и спасительные деревья. Не хочу никого видеть, пойду в свою пещеру. Дышать так больно и тяжело, всё плывёт перед глазами, мысли путаются. Наконец-то, моя пещера! Ложусь на хвою больным боком вверх, вытягиваю лапы; они стали такими слабыми! Что это со мной? Даже голову не могу поднять. Туман перед глазами, и кажется, что лечу куда-то вниз. И тут- солнце, солнце. Я опять маленький волчонок, лежу у живота матери, пью густое молоко, а рядом шевелятся мои братья и сёстры, толкают меня лапами... Тихо, тепло, мать лижет меня языком.
Открываю глаза. Но нет, я в пещере, слышу своё тяжёлое дыхание, смотрю в темноту. Кажется, сегодня было что-то радостное, да, да, но что? Не помню. Хочется спать, уже давно пора. Кто-то смотрит на меня сверху. А, это ты, дух предка? Подожди, мне надо выспаться, я словно кружусь в воздухе и не понимаю ничего. Вот проснусь, и пойду с тобой на охоту. Потом, потом, после сна. Снаружи слышен лай собак. Откуда они здесь? Но сон сильнее меня. Всё будет потом, а теперь- спать. Сон, темнота, темнота, темнота...


И снова звёздное небо, и снова я- это я, дух, меняющий тела по мановению Великой руки. Хотя я уже не знаю, я ли это, столько разных сущностей мне пришлось пережить, столько чужих тел сменить, столько почувствовать и испытать. Умереть и жить снова, быть самим собой и в то же время кем-то другим- зачем всё это? Перемещаться сквозь время и пространство, жить так долго, выполнять какую-то миссию- почему? И сколько ещё продлится моя собственная жизнь? Время ответов ещё не пришло.
Многие могут позавидовать мне: видеть и чувствовать, что другие никогда не смогут, прожить тысячи жизней в одной. Но я не свободен в своём выборе, вот что главное! Дух нисходящий, в чём смысл твоего существования?


И вот, я уже в комнате. Ночь, луна светит в окно, часы тикают на стене, настольная лампа горит на письменном столе, бумаги разложены рядом, на деревянной кроватке спит маленькая девочка, улыбается во сне, шевелит ручкой, светлые волосы разбросаны по подушке. Наверное, она боится спать одна, и свет оставлен специально для неё. Смотрю на неё, и становится тепло и спокойно на душе. От стола раздаётся потрескивание, это проводки лампы замкнули, и синие искорки попали на бумажные листы. Возник язычок пламени, стал разрастаться, плясать, с жадностью пожирая бумагу; скоро с ним будет трудно справиться. Потоком энергии я вытащил вилку из розетки и потушил костерок. Девочка проснулась, встала на кроватке и посмотрела прямо на меня, как будто различала мои очертания в темноте. Испугавшись, она ухватилась за бортик кроватки и позвала: «Мама! Мама!»  Я улыбнулся и вышел в окно. Обычное дело. 

Многие говорят мне, что я писатель «от Бога», это очень приятно слышать, и я знаю, что это не комплимент. В двадцать пять лет уже пора сделать что-то важное, значительное. Издание собственной книги- это то, о чём я мечтала всю жизнь, и вот, совсем скоро эта заветная мечта воплотится в реальность! О, как я ждала этого! Захватывает дух, когда представляю, как возьму в руки книгу- МОЮ КНИГУ!-, как буду любоваться ей, листать белые страницы, вдыхать аромат свежей краски и прижимать к сердцу результат своего вдохновения!
Книгу эту я написала быстро, «на одном дыхании», направила в издательство, и оно сразу согласилось заключить со мной договор и напечатать не какую-нибудь тусклую книжонку на газетной бумаге и в мягком неприглядном переплёте, а сделать достойное сочетание- твёрдый красочный переплёт, белая бумага и мои собственные цветные иллюстрации. Что может быть лучше этого?! Гонорар мой невысок, но я была согласна на любой, лишь бы напечатали. Главное- начало, надо пробиться, а потом будет легче. Книга выходит совсем скоро, и я считаю дни в ожидании.
Сегодня мы поехали на природу большой компанией. Обожаю это: долго-долго ехать в машине, смотреть в окно (я всегда сажусь возле окна), видеть, как изменяется местность снаружи, наслаждаться разными видами, слушать болтовню и шутки соседей, иногда самой подбросить пару слов или анекдотов; потом, приехав на место, расположиться удобно, кушать, пить соки, смеяться, отдыхать и позволить себе беспечно предаваться самым посторонним мыслям, которые бегут, как лёгкие облака по небу, разные, почти не связанные между собой, они исчезают в прозрачном воздухе.
Сегодня мы поехали в горы, что я особенно люблю. Воздух так чист и прозрачен, что невозможно надышаться; в горах небо самое синее, а солнце- самое яркое, хотя не жаркое. Трава светло-зелёная, словно светится, а в тени- изумрудная, мягкая, свежая. Деревья и горы- со всех сторон, на самых высоких вершинах- снег, каменные осыпи самых разных цветов спускаются в ущелье; внизу- река, бурная, чистая, светло-голубая, пенная, неукротимая, и маленькие радуги стоят в её брызгах. Лёгкий ветерок дует постоянно, прохладный и замечательный. Но нигде погода не меняется так быстро и резко, как в горах: только что было маленькое облачко над вершиной, и вот уже всё небо затянуто низкими тучами, пронизывающий сильный ветер, холодно, туманно и жди дождя. Но сегодня таких перемен не предвидится, и можно отдыхать спокойно.
Мы с мужем ушли довольно далеко от остальных и расположились в тени большого дерева. Он сидит, вытянув ноги, а я лежу, положив ему голову на колени. Как здорово отдыхать вдвоём!  Он работает допоздна, и я каждый день ужасно по нему скучаю и жду одного в неделю выходного. Сегодня как раз такой день. Муженёк хотел провести его дома, но я настояла на этой прогулке, и мы об этом ничуть не жалеем. Я могу обнимать его, сколько хочу, и разговаривать с ним на любые темы. Он для меня самый любимый в мире, а об остальном я лучше буду молчать, чтобы не сглазить.
Насидевшись на травке, мы погуляли, взявшись за руки, побегали по пологому склону одной из небольших гор, побродили у шумной реки, нарвали букет цветов и вернулись к своей компании. Попив чая напоследок и вымыв посуду (очень не люблю, но надо, что делать!), все сели в бусик и покатили в город.
Дома нас ждали бабушка и маленькая любимая доченька. Очень жаль, что не получилось взять их с собой, но у бабушки болели ноги, а для доченьки это путешествие было бы слишком утомительным. Но мы привезли им цветы и свою любовь. Нам так хорошо вместе, мы знаем, что Аллах всегда охраняет нас и помогает во всём.


... Я видел волшебные огни в чёрных пещерах Фагдара, я слышал пение Ветров Времени в заколдованном ущелье теней, я разговаривал с мудрым Тау-Ба, последним из расы Камней, я учился забытым боевым искусствам в затерянных горах Загорья, я искал янтарь молодости в долине карликов, я сражался с чёрными колдунами и драконом ужаса, но никогда ещё на мне не лежала ответственность за судьбу расы. Многие соплеменники не любили меня, считали странным, избегали общения со мной, некоторые боялись и завидовали, у меня не было друзей, и вот, к Задающему Вопросы послали именно меня. Неужели их доверие настолько сильно? Или другого выхода уже не осталось?
Скоро мне предстоит смертельный риск испытание всех возможностей интеллекта. Задающий Вопросы появился совсем недавно, и никто не знает, откуда. Он действует  по сей день, и всегда одинаково: если видит группу людей, то сразу же пожирает их, а если одного человека, то сначала спрашивает его желание и обещает исполнить в случае удачного ответа, а потом задаёт вопросы, и, если ответы на них не устраивают чудовище, то он пожирает несчастного. Ещё никто не мог дать нужных ответов, и ни один смельчак не избежал ужасной участи. Почему же это должно получиться у меня? И настроение моё далеко от хорошего. Но я фаталист, будь, что будет.
Задающий Вопросы не знает жалости, он уничтожил множество людей и скрылся в этом лесу, откуда выходит время от времени на поиски новых жертв. Сущность его и цели непонятны и странны. Жёлтое небо стало зелёным, появилась оранжевая луна, ночь опустилась мягко и быстро. Впереди показалось светло-серое пятно больших размеров. «Неужели туман опускается?»- подумал я и подошёл ближе. Это был Задающий Вопросы.
Сердце моё на мгновение замерло, а потом забилось часто и сильно, все возможности, умственные и физические, собрались воедино. Вот то, ради чего я пришёл сюда.
Большое тело чудовища висело в воздухе, деревья просвечивали сквозь него, казалось, что это просто серое облако опустилось на землю. Но что-то отталкивающе-холодное, непробиваемо-спокойное, непонятное и сильное чувствовалось в нём, словно тысячи холодных ,извивающихся, тонких нитей исходили отнего, изучая всё вокруг, проникая в самую суть.
Он заговорил, и голос его исходил как бы отовсюду, и небыл голосом в обычном понимании, это был низкий спокойный звук, и слова возникали в сознании сами собой. Итак, иалог начался:
- Кто ты, человек?
- Я воин, победивший дракона.
- Каково твоё желание?
- Чтобы ты ушёл с нашей планеты навсегда.
- Я исполню это, если ответишь на мои вопросы.
- Я отвечу!
- Когда столкнёшься ты с самим собою,
Дотронешься до Вечного Огня,
Заглянешь в зеркало реальностей и судеб,
И ужаснёшься, увидав изнанку,
Когда опустишься на дно колодца яви,
Неизмеримое собой сто крат измерив,
Откроешь тайное магическим ключом,
Что скажешь ты и что себе ответишь?

(И тут я понял, что знаю, как нужно отвечать!):
- Таким, как есть, тебя я принимаю,
Все подвиги, ошибки, недостатки-
Всё это ты, и я люблю тебя,
Не посмотрев на тёмное и злое,
С самим собою разговор ведя,
Нет поводов раскаиваться в чём-то,
И не приму ответных оправданий,
Что было, то прошло, оставив опыт,
Единой личность снова пребывыает,
И торжествует вечная душа.

Оппонент помолчал немного и задал следующий вопрос:

- Когда наступит то, чего боишься,
И вечность чёрная тебе в глаза заглянет,
Протянет руки к сердцу твоему,
И не останется уже пути назад,
Предстанет всё, что совершил когда-то,
И будущее прошлым обернётся,
Что скажешь ты тогда, о чём попросишь?
Какую для себя возьмёшь отсрочку?

- Лишь Высочайший властен в этом деле,
Случается лишь то, что Он захочет,
Не нужно мне отсрочки ни секунды,
Об исправлении ошибок думать поздно,
На это мне всё прошлое дано.
Лишь к милости Его взывать я стану,
Решения смиренно ожидая,
На лучшее и светлое надеясь.

- Тогда скажи, к чему твоё желанье?
Кому же нужен мой уход отсюда?
Ведь это всё чужие интересы,
Ты их посланник, больше ничего,
И жизнь твоя для них- пустое место,
Что есть ты там, что нет тебя совсем-
Им всё равно, ещё и рады будут,
Что сгинул ты, безвестный и ненужный,
Своим умом и странностью своею
Не нарушая их спокойной жизни.
Зачем они тебе, чужие люди?
Уж лучше о себе сейчас подумай,
Ты сможешь быть всесильным и великим,
Владеть всем этим миром без остатка.
Как исключение, тебе я разрешаю
Желание другое загадать,
И обещаю, что его исполню.

- Да, многие меня не понимают,
И для меня они чужие люди,
Но ты не знаешь, что такое совесть,
Любовь, что бескорыстна и добра.
Не слышал ты их добрых пожеланий,
Не видел ты надежды в их глазах!
В руках моих все жизни их сейчас,
Не знаешь ты, как это много значит!
Они народ мой, я их не предам,
Не заслужу проклятие навеки!
Пусть я умру, но я умру не зря.
Не нужно мне наград и восхвалений,
Мне только совесть чистая нужна,
Покой души и полная свобода.
И это окончательный ответ!

Когда я произнёс последние слова, Задающий Вопросы исчез, как будто его никогда и небыло, как сон после пробуждения, как капля, упвашая в песок.
Я сел и прислонился к дереву. Я ещё не осознал, что только что сделал...

                16 сентября 2003 г.


Рецензии