Эссе о истории Таллиннского Доминиканского монастыря

Вступление
Старый  Таллинн !  Город- музей , город  в  котором  застыла  история , остановилось  прошлое.  Узкие  улочки , выложенные  мостовые , старинная  архитектура , всё  это  создаёт  впечатление  средневековья.  Периода , ознаменованного  в  истории  человечества , войнами , эпидемиями  и  высокой  религиозностью.
   Богат  Таллинн  на  средневековые  здания.  Здесь  есть  практически  всё : Ратуша , замок , церкви  и  моностыри.  Об  одном  из  моностырей  я  и  хочу  рассказать.  Речь  идёт  о  Доминиканском  моностыре  святой  Екатерины.
Этот  комплекс  зданий  имеет  великолепную  средневековую  архитектуру  и  интересную  историю.  Но  прежде  чем  рассказать  об  этом  замечательном  здании  надо  сказать  кем  был  святой  Доминик  и , что  из  себя  представлял  Доминиканский  орден.




Святой  Доминик
   Итак , в  1170  году  в  испанском  городе  Каларуэга , родился  Доминико  де  Гусман , принадлежавший  к  знатному  роду.  Матерью  его  была - блаженная  Иоанна  де  Пеньяфель.  По  преданию , перед  самыми  родами  ей  снилась  собака  с  горящими  факелами.  Факел  и  пламя  означают – свет  истины  и  пыл  проповеди , а  собака – верность.
   Молодой  Доменико  де  Гусман  не  стал  рыцарем , в  отличие  от  своего  отца , а  выбрал  путь  науки.  Он  изучал  богословие  и  философию.  В1203  году  он  был  приближен  к  себе  епископом  Диего- цистерианским  монахом.  После  смерти  епископа , которая  произошла  в  1207  году , Доминик  возглавил  новый  моностырь , но  не  оставил  миссионерскую  деятельность.  В  1215  году  им  было  основано  общежитие  будущих  доминиканцев  в  Тулузе , где  царила  альбигейская  ересь.  Так  появился  первый  орден  странствующих  проповедников.
   В  1216  году  Гонорий  III  признал  орден  и  поедоставил  ему  целый  ряд  всевозможных  привилегий , а  Доминик  был  назначен  придворным  проповедником.  В  1220  году  в  Болонье  состоялся  первый  всеобщий  собор  ордена  который  провозгласил  отказ  от  имущества.
   В  1221  году  Доминик  скончался  в  болонье , где  и  был  похоронен.  В  1234  году  он  был  канонизирован.




Доминиканский  орден
   Со  смертью  Доминика  орден  доминиканцев  вовсе  не  прекратил  своё  существование , а  продолжал  развиваться.
   У  доминиканцев  были  серьёзные  противоречия  с  бенедиктанцами.  Отличие  подчёркивалось (очень  ярко)  в  одежде: доминиканцы  предпочитали  носить  бело-чёрное  одеяние , в  то  время  как  бенедиктанцы  традиционно  носили  чёрные  рясы.  Устав  доминиканцев  требовал  возврата  к  ручному  труду  и  удаления  от  мира; по  мнению  доминиканцев , бенедиктанцы  слишком  сильно  повязли  в  грехах.
   Церкрвная  служба  была  у  доминиканцев  на  втором  плане ; главным  делом  монаха  становится  спасение  своей  души , попытка  «увидеть» Бога  мистическими  средствами.
Монастыри  доминиканцев  стали  прибежищем  восторженных  фанатиков  и  тонких  богословов , вдохновлённых  проповедников  и  почитаемых  народом  пустынножителей.
   Надо  отметить , что  орден  доминиканцев  пользовался  покровительством  пап.
   Орден  специализировался  на  занятиях  церковной  наукой  и  богословием- ведь  именно  в  богословских  спорах  католики  в  прежние  времена  уступали  еретикам.
Доминиканцы  в  Эстонии
   В  результате  покорения  рыцарскими  ордами  Эстонии , как  мухи  на  мёд  начали  съезжаться  купцы , вассалы , священослужители.  Появились  на  территории  Эстонии  и  монастырские  ордена , среди  них  был  и  доминиканский  орден.
   В  будущей  столице  Эстонии – Таллинне  доминиканцы  обосновались  в  1229  году , а  в  Тарту  позже – в  1300
   При  каждом  доминиканском  монастыре  была  собственная  школа  для  монахов  и  монашек , причём  её  прохождение , с  подготовительными  курсами  и  трёхлетней  стажировке  при  университете , требовалось  16  лет.  Также , есть  данные , указывающие , на  попытку  доминиканцев  срздать  школу  в  Таллинне  для  светских  особ.  Это  вызвало  столетнюю  «тяжбу  о  школе» , так  как  король  Эрик VII  Меквид  ещё  в  1319  году  дал  Таллинскому  домскому  училищу  монопольное  право  держать  все  светские  школы  в  Таллинне.  В  результате  доминиканцам  пришлось  уступить , но  затем  магистрат  добился  от  Папы  разрешение  открыть  городскую  школу  , которую  основали  при  церкви  Олевисте.  Вероятно , похожие  школы  существовали  в  Тарту  и  Нарве.  В  городских  школах  ученики  изучали  помимо  латыни  и  теологии , чтение , письмо  и  немецкий  язык.
   Монастырская  школа  доминиканцев  была  очень  важным  образовательным  центром , так  как  имелись  все  три  студии – искусство , философия  и  теология.  Окончив  такую  школу  можно  было  поступать  в  университет.
Следует  отметить , что  лектор  доминиканской  школы  Мауриций  в  конце  XIII  века  учился  в  Кёльнском  университете  у  одного  из  величайших  учёных  средневековья  Альберта  Великого , а  затем  продолжил  образование  в  Париже.
Есть  предположение , что  среди  учеников  столь  образованного  мужа  могли  быть  и  эстонцы.  Дело  в  том , что  в  конце  XV века  на  полях  рукописи , хранившейся  в  библиотеке  монастыря , были  найдены  пометки  на  эстонском  языке.
Возможно ,что  эта  находка  отразилась  на  решении  ландтага  от  1422  года , о  расширении  применения  эстонского  языка  в  богослужении.
   В  VX веке  доминиканцы  вели  в  своей  церкви , крупнейшей  в  Таллинне , ипроповеди  на  эстонском  языке.




Доминиканский  монастырь
   Итак , в  1229  году  в  Таллинне  поселились  доминиканские  монахи  и  обосновались  на  Вышгороде.  Постоянная  борьба , раздоры , стычки , склоки  между  меченосцами  и  вассалами  епископа  побудили  их  оставить  Таллинн  в  1233 году.  В  течение  долгих  семнадцати  лет  доминиканцев  в  Таллинне  не  было.  Но  вот , они  вернулись  снова  предводительствуемые  Даниэлем  из  Визбю  и  обосновались  в  восточной  части  Таллинна , в  нижнем  городе.  Увы , как  это  ни  печально , но  мы  ничего  не  знаем  о  сооружённых  ими  здесь  помещениях.  Возможно , что  они  были  полностью  сломаны  или  перестроены  в  ходе  работ , к  которым  приступили  в  конце  VIX века.
   Неизвестно  точно , когда  началось  строительство  монастыря , однако , если  верить  документам  от  1397  года , то  очередным  вопросрм  было  окончание  возведения  фасада  и  сооружение  башни  и  дормитория.  Перестройка  была  в  полном  ходу  в  1414  году.  В  сохранившемся  от  этого  года  документе  идёт  речь  о  сооружении  южной  стены  церкви.  Когда  работы  были  закончены  неизвестно.
Роковым  для  монастырских  построек , сохранившихся  во  время  реформистского  движения  в  1525  году , стал  1531  год , когда  гигантский  пожар  уничтожил  монастырскую  церковь  и  часть  восточного  и  северного  крыльев.
В  1544  году  в  прежнем  монастырском  амбаре  разместился  городской  арсенал , который  оставался  там  на  протяжении  двух  с  половиной  веков.  В  1561  году  в  сохранившихся  помещения  монастыря  расположили  служивших  городу  польских  наёмников.  С  1575  года  в  развалинах  монастырской  церкви  начали  строить  деревянные  жилые  дома  для  беднейших  ремеслинников.  В  1799  году  северное  крыло  монастыря  перешло  во  владение  католической  церкви , а  в  1841-1842  годов  был  снесён  большой  рефекторий , чтобы  освободить  место  для  постройки  сохранившихся  по  сей  день  церкви  Петра  и  Павла.  Несколькими  годами  позже  частично  обвалилась  северная  стена  монастырские  церкви , вместе  с  южным  крестовым  ходом.  В  1848  гогду  на  месте  помтроили  жилой , его  заднюю , лишённую  окон , стену  возвели  на  старом  фундаменте  бывшей  церкви.  В  очередной  раз  церковные  стены  обвалились  в  1861  году – прекратил  существование  западный  отрезок  южной  стены  с  великолепными  окнами  в  готическом  обрамление.  В  1874  году  здесь  соорудили  склад.  Строительная  деятельность   коснулась  и  ближайшего  окружения  церкви.  На  месте  прежнего  монастырского  кладбища  в  1874  году  построили  двухэтажный  жилой  дом  (Вене 12) .  В  1884  и  1938  годах  перестроили  амбар.  В  1920  году  снесли  здания  западного  крыла.  В  результате  открылась  западная  часть  католической  церкви  и  она  приобрела  свой  сегодняшний  вид.
   Очень  важную  роль  в  востановлении  облика  здания  играют  древние  чертежи  или  документы.  Так  вот , на  основании  обследования  сохранившихся  частей  и  старых  рисунков , можно  в  общих  чертах  реконструировать  церковное  помещение  доминиканского  собора.  Есть  предположения , что  это  была  трёхнефная  зальная  церковь  очень  удлинённых  пропорций : длина  боковых  нефов  равнялась  60,94  метра ; длина  среднего  нефа  вместе  с  апсидой – 67,7  метра.  Ширина  помещения  была , вероятно , 18,46  метров.  Площадь , занимаемая  церковью , равнялась  1200 м2 .  Такмм  образом , это  была  одна  из  самых  обширных  средневековых  церквей  Эстонии.  Правда , если  сравнить  площадь  доминиканской  церкви  с  площадью  церкви  монастыря  святой  Брегитты  в  Пирита , то  всё  же  можно  сказать , что  в  Эстонии  того  времени , были  церкви  и  больше.  Но ,тем  не  менее , значение  доминиканского  монастыря  не  падает.  Всё  равно  монастырь  святого  Доминика  был  главным  религиозным  и  образовательным  центром  такого  важного  в  торговом , политическом  и  экономическом  отношении , города , как  Таллинн.
   Но  вернёмся  к  церкви.  Она  была  перекрыта  сводами  которые  опирались  на  четырёхугольные  столбы.  На  юго- восточном  углу  церкви  устроена  небольшая  лестничная башня , в  которую  можно  было  пройти  из  церкви.  Особое  внимание  надо  обратить  на  западные  порталы.  Главный  среди  них – первый  по  времени  сохранившийся  монументальный  готический  портал  Таллинна , являющийся  одновременно  и  самым  красивым.  Его  можно  считать  прототипом  всех  остальных  порталов , в  том  числе  и  жилых  домов.  Все  особенности  таллиннских  порталов  получили  здесь  уже  вполне  законное  воплощение.
   Портал  доминиканского  монастыря  отличается  не  только  оригинальностью  композиционого  замысла , богатством  и  изяществом  чисто  архитектурной  части.  Он  является  уникальным  среди  таллиннских  порталов  по  богатству  скульптурных  украшений.  Его  украшают  природные  мотивы  и  изображения  сказочных  и  мифических  зверей.
   Очень  интересны  скульптуры  южного  портала.  Наряду  с  растительными  мотивами  в  них  можно  увидеть  маску  дьявола.
   В  архитектуре  церкви  таллиннского  доминиканского  монастыря  можно  отметить  черты , типичные  для  большинства  культовых  сооружений  нищенствующих  орденов : отсутствие  трансепта  и  монументальной  башни , а  также  сильно  вытянутую  пропорцию  плана.
   Для  доминиканских  церквей  характерны  были  вытянутые  хоры.  Именно  такой  хор  был  в  церкви  таллиннского  монастыря.
   Церковь  занимала  южный  флигель  монастырского  комплекса. 
   Монастырский  двор  был  окружён  с  западной , южной  восточной  сторон  крестовыми  ходами , сооружёнными  одновременно  с  церковью.  Одновременно  с  церковью  были  возведены  и  помещения  восточного  флигеля.  Небольшое  примыкавшее  к  церкви  помещение  первого  этажа  было  складом , а  расположеное  над  ним  помещение – сакристией.  Помещение  к  северу  от  сакристии  служило  залом  капитула , в  подвале  под  ним  был  калорифер , а  рядом  библиотека.  Над  залом  капитула  и  над  библиотекой  был  дормиторий  монахов.  Рядом  с  библиотекой  рапологалось  некое  помещение , от  которого  сохранилось  только  часть  стен.  Это  был  старый  рефекторий.
   Помещение  западного  флигеля  было  сломано  в  20  годах  двадцатого  века.  Можно  предположить , что  здесь  были  помещения  для  бельцрв  и  послушников.  Южный  крестовый  ход  вёл  в  хлебный  амбар , перестроенный  в  начале  XIX  века.
   Увы , ничего  не  известно  о  архитектурном  облике  северного  флигеля.  Но  с  1500  года  уже  есть  определённая  информация.  В  это  время  здесь  был  сооружён  обширный  новый  рефекторий . знакомый  нам  по  старым  рисункам ; это  было  двухнефное  помещение , своды  которого  опирались  на  три  шестигранных  столба.





Рестоврация
Всё  рано  или  поздно  приходиться  обновлять . ремонтировать , восстанавливать.  Все  крошется , ломается , разрушается.  Не  лишены  этого  недостатка  и  здания.
   Во  время  масштабных  археологических  раскопок  1954-1955 годов  во  внутренем  дворе  и  крестовых  ходах  был  удалён  примерно  двуметровый  культурный  слой.  Многочисленные  находки  расказывающие  о  быте , истории  монастыря , его  хозяйственной  деятельности . хронятся  сейчас  в  Городском  музее.  Частично  они  экспанируются  на  работающей  летом  выставке  в  дормитории . распологавшемся  в  восточном  крыле  монастыря.
   Вслед  за  археологическими  раскопками  последовали  обширные  консервационные  и  рестоврационные  работы  в  1958-1962 годах.  Прежде  всего  были  законсервированы  открытые  в  ходе  раскопок  отрезки  стен , главным  образом  сохранившиеся  фундаменты  южного  крестового  хода.  Очищен  и  приведён  в  порядок  дворовый  колодец , а  его  надземная  часть  приподнята  на  метровую  высоту  над  уровнем  двора.  Все  монастырские  постройки  были  под  угрозой  обвала.  В  целях  дальнейшего  использования  их  укрепили , причём  работы  эти  проведены  настолько  умело , что  неспециалист  их  не  заметит.  Восточный  крестовый  ход  и  восточную  стену  укрепилипри  помощи  железобетонной  опорной  рамы..
   Рестоврация  окон  и  контрфорсов  выходящей  во  двор  стены  восточного  крестового  хода  носила  консервационный  характер.  Разрушеные  средние  части  контрфорсов  были  заменены  новой  кладкой.  Заменили  и  чисто  обтёсанные  камни  карнизов  в  месте  сужения  контрфорсов.  Поскольку  окна  двух  этажей  были  перестроены , а  оригинальные  оконные  рамы  из  тёсанного  камня  сохранились  фрагментично , их  восстановили  на  прежних  местах  по  сохранившимся  и  обнаруженным  во  время  раскопок  деталям.  Для  полного  восстановления  облика  восточного  крестового  хода    отреставрировали  частично  разрушенные  своды  первого  этажа  и  внешнюю  стену  южного  свода  на  втором  этаже.  Свод , закрывавший  когда-то  южный  крестовый  ход , экспонирован  с  внутренней  стороны.  Репрезентативность  помещения  подчеркнули  рестоврацией  разрушенных  частей  тесаного  портала , ведущего  в  старый  рефекторий.  Тщательно  укрепили  фундаменты  восточной  стены  восточного  крыла.  Часть  подземных  проёмов  зала  капитула  в  сторону  улицы  Мюйривахе  была  заложена , здесь  установили  новый  плитняковый  контрфорс , изменили  форму  оконного  проёма.  В  зале  капитула  произвели  наибольший  объём  работ.  Из-за  плохого  состояния  перекрывавшего  зал  сравнительно  плоского  крестового  хода  с  простыми  нервюрами  его  пришлось  снести  и  затем  восстановить  из  железобетонных  конструкций.  Заменили  новыми  и  все  подпружные  арки  и  нервюры.  Для  сохранения  первоначального  облика  свода  его  пришлось  снизу  покрыть  штукатуркой.  На  прежнем  месте  остались  лишь  несущие  свод  консоли.  Восстановили  также  лестницу  между  залом  капитула  и  дормиторием.
   И  балочные  потолки , и  дощатые  полы  восточного  крыла , а  также  двери  и  окна , в  основном , новые.  Всевозможные  ремонтные  работы  производились  почти  во  всех  помещениях  восточного  крыла , новые  полы  из  плит  были  настелены  в  крестовых  ходах , зале  капитула  и  сакристии (ризнице).
   В  остальных  частях  монастыря  объём  работ  был  меньше.  Во  внешней  стене  западного  крестового  хода  восстановили  первоначальные , высокие  бифорные  оконные  проёмы , привели  в  порядок  частично  обвалившееся  контрфорсы  и  уложили  нрвый  пол  из  каменных  плит.  Восстановили  и  сохранили  западную  часть  южного  крестового  хода , там  был  также  уложен  новый  пол.  Для  восстановления  первоначального  вида  крыши  построек , окружающих  внутренней  двор , покрыли  S-образной  черепицей , на  дворе  посеяли  траву  и  проложили  дорожки  из  плит.  В  1968  году  здесь  открыли  филиал  Городского  музея – доминиканский  монастырь  музей.
   Для  удобства  посетителей  музея , знакомящихся  с  внутренними  помещениями  монастыря  и  образцами  таллиннского  каменорезного  искусства , через  стены  южного  крестового  хода  перекинули  лестницы.
   Внутренний  двор  и  внутренние  помещения  монастыря  в  последнее  время  используются  для  поствновки  театральных  спектаклей.
   Вне  монастырской  клаузуры  объём  раьот  был  не  велик.  Так , в  1958  году  заменили  разрушенные  детали  главного  портала  67-метровой  монастырской  церкви.  Надгробные  плиты , бывшие  когда-то  частью  богатого  интерьера  церкви , привели  в  порядок  и  установили  под  навесом  на  южной  стене  церкви.  Экспонированные  здесь  и  многие  другие  детали  из  тёсанного  камня  были  обнаружены  в  1874  году , под  более  чем  300-  леиним  завалом , когда  приступили  к  строительству  склада , в  западной  части  доминиканской  церкви.  Вначале  плиты  оказались  разбросанными  по  разным  местам : надгробная  плита  семьи  Бремен , например , оказалась  в  летней  мызе  коменданта  Таллинна  Вольдемара  Зальце  в  Кыйсмяэ , 13  надгробий  в  1882  году  свезены  в  имение  богатого  бюргермейстера  Жирара  де  Сукантона  в  Рокка-аль-Маре.  Во  время  Второй  Мировой  войны  плиты  очень  пострадали , в  результате  лишь  половина  вернулась  в  монастырь  в  1959  году.  Уже  в  начале  XX  века  на  южной  стене  церкви  установили  пять  надгробных  плит  и  фрагменты  тёсанных  оконных  рам.  В  1960  году  к  ним  добавились  ещё  шесть  плит  из  Рокка-аль-Маре.  Как  правило  такие  плиты  принадлежали  знатным  людям.  И  это-  не  исключение ; эти  плиты  также  принадлежали  влиятельным  купцам , ратманам  и  именитым  гражданам  города.  Плиты  относятся  к  XIV-XVI  векам.  Наилучший  образец  надгробной  плиты  XIV  века- плита  с  могилы  жены  бюргермейстера  Кунигунды  Шотелмунд.  На  простыми , но  изящными  линиями  изображены  стоящая  женская  фигура , у  её  ног- две  собаки ,  символизирующие  верность , бдительность , а  может , вполне  вероятно , самих  доминиканцев-«псов  господних».


Рецензии
Ma armastan Tallinn!
Ведь это тоже бывший СССР, нравится это или нет кому -нибудь.Удачи Вам,Владислав:))))

Рытченко Геннадий Юрьевич   12.05.2004 08:01     Заявить о нарушении