Эссе о истории Таллиннского Доминиканского монастыря
Старый Таллинн ! Город- музей , город в котором застыла история , остановилось прошлое. Узкие улочки , выложенные мостовые , старинная архитектура , всё это создаёт впечатление средневековья. Периода , ознаменованного в истории человечества , войнами , эпидемиями и высокой религиозностью.
Богат Таллинн на средневековые здания. Здесь есть практически всё : Ратуша , замок , церкви и моностыри. Об одном из моностырей я и хочу рассказать. Речь идёт о Доминиканском моностыре святой Екатерины.
Этот комплекс зданий имеет великолепную средневековую архитектуру и интересную историю. Но прежде чем рассказать об этом замечательном здании надо сказать кем был святой Доминик и , что из себя представлял Доминиканский орден.
Святой Доминик
Итак , в 1170 году в испанском городе Каларуэга , родился Доминико де Гусман , принадлежавший к знатному роду. Матерью его была - блаженная Иоанна де Пеньяфель. По преданию , перед самыми родами ей снилась собака с горящими факелами. Факел и пламя означают – свет истины и пыл проповеди , а собака – верность.
Молодой Доменико де Гусман не стал рыцарем , в отличие от своего отца , а выбрал путь науки. Он изучал богословие и философию. В1203 году он был приближен к себе епископом Диего- цистерианским монахом. После смерти епископа , которая произошла в 1207 году , Доминик возглавил новый моностырь , но не оставил миссионерскую деятельность. В 1215 году им было основано общежитие будущих доминиканцев в Тулузе , где царила альбигейская ересь. Так появился первый орден странствующих проповедников.
В 1216 году Гонорий III признал орден и поедоставил ему целый ряд всевозможных привилегий , а Доминик был назначен придворным проповедником. В 1220 году в Болонье состоялся первый всеобщий собор ордена который провозгласил отказ от имущества.
В 1221 году Доминик скончался в болонье , где и был похоронен. В 1234 году он был канонизирован.
Доминиканский орден
Со смертью Доминика орден доминиканцев вовсе не прекратил своё существование , а продолжал развиваться.
У доминиканцев были серьёзные противоречия с бенедиктанцами. Отличие подчёркивалось (очень ярко) в одежде: доминиканцы предпочитали носить бело-чёрное одеяние , в то время как бенедиктанцы традиционно носили чёрные рясы. Устав доминиканцев требовал возврата к ручному труду и удаления от мира; по мнению доминиканцев , бенедиктанцы слишком сильно повязли в грехах.
Церкрвная служба была у доминиканцев на втором плане ; главным делом монаха становится спасение своей души , попытка «увидеть» Бога мистическими средствами.
Монастыри доминиканцев стали прибежищем восторженных фанатиков и тонких богословов , вдохновлённых проповедников и почитаемых народом пустынножителей.
Надо отметить , что орден доминиканцев пользовался покровительством пап.
Орден специализировался на занятиях церковной наукой и богословием- ведь именно в богословских спорах католики в прежние времена уступали еретикам.
Доминиканцы в Эстонии
В результате покорения рыцарскими ордами Эстонии , как мухи на мёд начали съезжаться купцы , вассалы , священослужители. Появились на территории Эстонии и монастырские ордена , среди них был и доминиканский орден.
В будущей столице Эстонии – Таллинне доминиканцы обосновались в 1229 году , а в Тарту позже – в 1300
При каждом доминиканском монастыре была собственная школа для монахов и монашек , причём её прохождение , с подготовительными курсами и трёхлетней стажировке при университете , требовалось 16 лет. Также , есть данные , указывающие , на попытку доминиканцев срздать школу в Таллинне для светских особ. Это вызвало столетнюю «тяжбу о школе» , так как король Эрик VII Меквид ещё в 1319 году дал Таллинскому домскому училищу монопольное право держать все светские школы в Таллинне. В результате доминиканцам пришлось уступить , но затем магистрат добился от Папы разрешение открыть городскую школу , которую основали при церкви Олевисте. Вероятно , похожие школы существовали в Тарту и Нарве. В городских школах ученики изучали помимо латыни и теологии , чтение , письмо и немецкий язык.
Монастырская школа доминиканцев была очень важным образовательным центром , так как имелись все три студии – искусство , философия и теология. Окончив такую школу можно было поступать в университет.
Следует отметить , что лектор доминиканской школы Мауриций в конце XIII века учился в Кёльнском университете у одного из величайших учёных средневековья Альберта Великого , а затем продолжил образование в Париже.
Есть предположение , что среди учеников столь образованного мужа могли быть и эстонцы. Дело в том , что в конце XV века на полях рукописи , хранившейся в библиотеке монастыря , были найдены пометки на эстонском языке.
Возможно ,что эта находка отразилась на решении ландтага от 1422 года , о расширении применения эстонского языка в богослужении.
В VX веке доминиканцы вели в своей церкви , крупнейшей в Таллинне , ипроповеди на эстонском языке.
Доминиканский монастырь
Итак , в 1229 году в Таллинне поселились доминиканские монахи и обосновались на Вышгороде. Постоянная борьба , раздоры , стычки , склоки между меченосцами и вассалами епископа побудили их оставить Таллинн в 1233 году. В течение долгих семнадцати лет доминиканцев в Таллинне не было. Но вот , они вернулись снова предводительствуемые Даниэлем из Визбю и обосновались в восточной части Таллинна , в нижнем городе. Увы , как это ни печально , но мы ничего не знаем о сооружённых ими здесь помещениях. Возможно , что они были полностью сломаны или перестроены в ходе работ , к которым приступили в конце VIX века.
Неизвестно точно , когда началось строительство монастыря , однако , если верить документам от 1397 года , то очередным вопросрм было окончание возведения фасада и сооружение башни и дормитория. Перестройка была в полном ходу в 1414 году. В сохранившемся от этого года документе идёт речь о сооружении южной стены церкви. Когда работы были закончены неизвестно.
Роковым для монастырских построек , сохранившихся во время реформистского движения в 1525 году , стал 1531 год , когда гигантский пожар уничтожил монастырскую церковь и часть восточного и северного крыльев.
В 1544 году в прежнем монастырском амбаре разместился городской арсенал , который оставался там на протяжении двух с половиной веков. В 1561 году в сохранившихся помещения монастыря расположили служивших городу польских наёмников. С 1575 года в развалинах монастырской церкви начали строить деревянные жилые дома для беднейших ремеслинников. В 1799 году северное крыло монастыря перешло во владение католической церкви , а в 1841-1842 годов был снесён большой рефекторий , чтобы освободить место для постройки сохранившихся по сей день церкви Петра и Павла. Несколькими годами позже частично обвалилась северная стена монастырские церкви , вместе с южным крестовым ходом. В 1848 гогду на месте помтроили жилой , его заднюю , лишённую окон , стену возвели на старом фундаменте бывшей церкви. В очередной раз церковные стены обвалились в 1861 году – прекратил существование западный отрезок южной стены с великолепными окнами в готическом обрамление. В 1874 году здесь соорудили склад. Строительная деятельность коснулась и ближайшего окружения церкви. На месте прежнего монастырского кладбища в 1874 году построили двухэтажный жилой дом (Вене 12) . В 1884 и 1938 годах перестроили амбар. В 1920 году снесли здания западного крыла. В результате открылась западная часть католической церкви и она приобрела свой сегодняшний вид.
Очень важную роль в востановлении облика здания играют древние чертежи или документы. Так вот , на основании обследования сохранившихся частей и старых рисунков , можно в общих чертах реконструировать церковное помещение доминиканского собора. Есть предположения , что это была трёхнефная зальная церковь очень удлинённых пропорций : длина боковых нефов равнялась 60,94 метра ; длина среднего нефа вместе с апсидой – 67,7 метра. Ширина помещения была , вероятно , 18,46 метров. Площадь , занимаемая церковью , равнялась 1200 м2 . Такмм образом , это была одна из самых обширных средневековых церквей Эстонии. Правда , если сравнить площадь доминиканской церкви с площадью церкви монастыря святой Брегитты в Пирита , то всё же можно сказать , что в Эстонии того времени , были церкви и больше. Но ,тем не менее , значение доминиканского монастыря не падает. Всё равно монастырь святого Доминика был главным религиозным и образовательным центром такого важного в торговом , политическом и экономическом отношении , города , как Таллинн.
Но вернёмся к церкви. Она была перекрыта сводами которые опирались на четырёхугольные столбы. На юго- восточном углу церкви устроена небольшая лестничная башня , в которую можно было пройти из церкви. Особое внимание надо обратить на западные порталы. Главный среди них – первый по времени сохранившийся монументальный готический портал Таллинна , являющийся одновременно и самым красивым. Его можно считать прототипом всех остальных порталов , в том числе и жилых домов. Все особенности таллиннских порталов получили здесь уже вполне законное воплощение.
Портал доминиканского монастыря отличается не только оригинальностью композиционого замысла , богатством и изяществом чисто архитектурной части. Он является уникальным среди таллиннских порталов по богатству скульптурных украшений. Его украшают природные мотивы и изображения сказочных и мифических зверей.
Очень интересны скульптуры южного портала. Наряду с растительными мотивами в них можно увидеть маску дьявола.
В архитектуре церкви таллиннского доминиканского монастыря можно отметить черты , типичные для большинства культовых сооружений нищенствующих орденов : отсутствие трансепта и монументальной башни , а также сильно вытянутую пропорцию плана.
Для доминиканских церквей характерны были вытянутые хоры. Именно такой хор был в церкви таллиннского монастыря.
Церковь занимала южный флигель монастырского комплекса.
Монастырский двор был окружён с западной , южной восточной сторон крестовыми ходами , сооружёнными одновременно с церковью. Одновременно с церковью были возведены и помещения восточного флигеля. Небольшое примыкавшее к церкви помещение первого этажа было складом , а расположеное над ним помещение – сакристией. Помещение к северу от сакристии служило залом капитула , в подвале под ним был калорифер , а рядом библиотека. Над залом капитула и над библиотекой был дормиторий монахов. Рядом с библиотекой рапологалось некое помещение , от которого сохранилось только часть стен. Это был старый рефекторий.
Помещение западного флигеля было сломано в 20 годах двадцатого века. Можно предположить , что здесь были помещения для бельцрв и послушников. Южный крестовый ход вёл в хлебный амбар , перестроенный в начале XIX века.
Увы , ничего не известно о архитектурном облике северного флигеля. Но с 1500 года уже есть определённая информация. В это время здесь был сооружён обширный новый рефекторий . знакомый нам по старым рисункам ; это было двухнефное помещение , своды которого опирались на три шестигранных столба.
Рестоврация
Всё рано или поздно приходиться обновлять . ремонтировать , восстанавливать. Все крошется , ломается , разрушается. Не лишены этого недостатка и здания.
Во время масштабных археологических раскопок 1954-1955 годов во внутренем дворе и крестовых ходах был удалён примерно двуметровый культурный слой. Многочисленные находки расказывающие о быте , истории монастыря , его хозяйственной деятельности . хронятся сейчас в Городском музее. Частично они экспанируются на работающей летом выставке в дормитории . распологавшемся в восточном крыле монастыря.
Вслед за археологическими раскопками последовали обширные консервационные и рестоврационные работы в 1958-1962 годах. Прежде всего были законсервированы открытые в ходе раскопок отрезки стен , главным образом сохранившиеся фундаменты южного крестового хода. Очищен и приведён в порядок дворовый колодец , а его надземная часть приподнята на метровую высоту над уровнем двора. Все монастырские постройки были под угрозой обвала. В целях дальнейшего использования их укрепили , причём работы эти проведены настолько умело , что неспециалист их не заметит. Восточный крестовый ход и восточную стену укрепилипри помощи железобетонной опорной рамы..
Рестоврация окон и контрфорсов выходящей во двор стены восточного крестового хода носила консервационный характер. Разрушеные средние части контрфорсов были заменены новой кладкой. Заменили и чисто обтёсанные камни карнизов в месте сужения контрфорсов. Поскольку окна двух этажей были перестроены , а оригинальные оконные рамы из тёсанного камня сохранились фрагментично , их восстановили на прежних местах по сохранившимся и обнаруженным во время раскопок деталям. Для полного восстановления облика восточного крестового хода отреставрировали частично разрушенные своды первого этажа и внешнюю стену южного свода на втором этаже. Свод , закрывавший когда-то южный крестовый ход , экспонирован с внутренней стороны. Репрезентативность помещения подчеркнули рестоврацией разрушенных частей тесаного портала , ведущего в старый рефекторий. Тщательно укрепили фундаменты восточной стены восточного крыла. Часть подземных проёмов зала капитула в сторону улицы Мюйривахе была заложена , здесь установили новый плитняковый контрфорс , изменили форму оконного проёма. В зале капитула произвели наибольший объём работ. Из-за плохого состояния перекрывавшего зал сравнительно плоского крестового хода с простыми нервюрами его пришлось снести и затем восстановить из железобетонных конструкций. Заменили новыми и все подпружные арки и нервюры. Для сохранения первоначального облика свода его пришлось снизу покрыть штукатуркой. На прежнем месте остались лишь несущие свод консоли. Восстановили также лестницу между залом капитула и дормиторием.
И балочные потолки , и дощатые полы восточного крыла , а также двери и окна , в основном , новые. Всевозможные ремонтные работы производились почти во всех помещениях восточного крыла , новые полы из плит были настелены в крестовых ходах , зале капитула и сакристии (ризнице).
В остальных частях монастыря объём работ был меньше. Во внешней стене западного крестового хода восстановили первоначальные , высокие бифорные оконные проёмы , привели в порядок частично обвалившееся контрфорсы и уложили нрвый пол из каменных плит. Восстановили и сохранили западную часть южного крестового хода , там был также уложен новый пол. Для восстановления первоначального вида крыши построек , окружающих внутренней двор , покрыли S-образной черепицей , на дворе посеяли траву и проложили дорожки из плит. В 1968 году здесь открыли филиал Городского музея – доминиканский монастырь музей.
Для удобства посетителей музея , знакомящихся с внутренними помещениями монастыря и образцами таллиннского каменорезного искусства , через стены южного крестового хода перекинули лестницы.
Внутренний двор и внутренние помещения монастыря в последнее время используются для поствновки театральных спектаклей.
Вне монастырской клаузуры объём раьот был не велик. Так , в 1958 году заменили разрушенные детали главного портала 67-метровой монастырской церкви. Надгробные плиты , бывшие когда-то частью богатого интерьера церкви , привели в порядок и установили под навесом на южной стене церкви. Экспонированные здесь и многие другие детали из тёсанного камня были обнаружены в 1874 году , под более чем 300- леиним завалом , когда приступили к строительству склада , в западной части доминиканской церкви. Вначале плиты оказались разбросанными по разным местам : надгробная плита семьи Бремен , например , оказалась в летней мызе коменданта Таллинна Вольдемара Зальце в Кыйсмяэ , 13 надгробий в 1882 году свезены в имение богатого бюргермейстера Жирара де Сукантона в Рокка-аль-Маре. Во время Второй Мировой войны плиты очень пострадали , в результате лишь половина вернулась в монастырь в 1959 году. Уже в начале XX века на южной стене церкви установили пять надгробных плит и фрагменты тёсанных оконных рам. В 1960 году к ним добавились ещё шесть плит из Рокка-аль-Маре. Как правило такие плиты принадлежали знатным людям. И это- не исключение ; эти плиты также принадлежали влиятельным купцам , ратманам и именитым гражданам города. Плиты относятся к XIV-XVI векам. Наилучший образец надгробной плиты XIV века- плита с могилы жены бюргермейстера Кунигунды Шотелмунд. На простыми , но изящными линиями изображены стоящая женская фигура , у её ног- две собаки , символизирующие верность , бдительность , а может , вполне вероятно , самих доминиканцев-«псов господних».
Свидетельство о публикации №203091800124
Ведь это тоже бывший СССР, нравится это или нет кому -нибудь.Удачи Вам,Владислав:))))
Рытченко Геннадий Юрьевич 12.05.2004 08:01 Заявить о нарушении