Абсурд бытия как сон разума

Абсурд бытия как сон разума
( Анализ  эссе  Альбера  Камю  «  Миф  о  Сизифе. )

                « Быть  или  не  быть  -  таков  вопрос»;
                Что  благородней  духом  -  покоряться
                Пращам  и  стрелам  яростной  судьбы
                Иль,  ополчась  на  море  смут,  сразить  их
                Противоборством ?  Умереть, уснуть -
                И  только ;  и  сказать,  что  сном  кончаешь
                Тоску  и  тысячу  природных  мук,
                Наследье  плоти, -  как  такой  развязки
                Не  жаждать ?.. »       

                В.Шекспир.  « Гамлет»               


                Предисловие.

      «На  нижеследующих  страницах  речь  пойдёт  о  чувстве  абсурда,  обнаруживаемом  в  наш  век повсюду,  -   о  чувстве,  а  не  о  философии  абсурда,  собственно  говоря,  нашему  времени  неизвестной, » -   так  начинается    эссе  «Миф  о  Сизифе»,  автором  которого  является  философ  - экзистенциалист  Альбер  Камю.  Надо  сказать,  что  абсурд - лишь  одна  из  идей  экзистенциальной  философии.  Но  мне  хотелось  бы  рассмотреть   в  творчестве  Камю  именно  её,  так  как  в  наше  тяжёлое  время  абсурдность  жизни  стала  актуальной  темой.  Почему - давайте  поразмышляем.
         Итак,      предметом  моей  работы  будет  анализ  произведения  А. Камю         « Миф  о  Сизифе».
 
                I. ВСТУПЛЕНИЕ.    

                Идея  абсурда.

В
  течение  своей  жизни  человек  сталкивается  со  многими             ситуациями,  и  каждая  из  них  оставляет  в  его  душе  свой  след.  Но  что  бы  ни  узнал  человек,  ему  всегда  будет  чего - то  не   хватать.  Находясь  в  постоянном  поиске,  он  будет  томиться  от  неопределённости  и  задавать  себе  вопросы,  на  которые  нет  ответа : «Кто  есть  я  и  что  есть  мир ?   Где  начинается  бытие  и  где  заканчивается ?  Чего  я  ищу  и  когда  я  найду,  да  и  найду  ли   вообще? »
     В  итоге  однажды  бумажные  декорации  мира  начинают  исчезать,  и  человек  понимает,  что  ему  пора  умирать.  И  тогда  из глубин  его  души  всплывает  еще  один  вопрос,  последний:  «А  чего  ради  я  жил? »   И  вслед  за  этим  вопросом  приходит  осознание  того,  что  жизнь,  потраченная  на  поиски  эфемерного  ориентира,  окончена  и  готова  перейти  в  небытие.  Человек  чувствует  необыкновенное  противоречие  между  собой,  своими  помыслами  и  желаниями  и  миром,  окружающим  его. 
       «Мир,  который  поддаётся  объяснению,  пусть  самому  дурному,  -  этот  мир  нам  знаком.  Но  если  вселенная  внезапно  лишается  как  иллюзий,  так  и  познаний,  человек  становится  в  ней  посторонним.»  В  этой  фразе  сосредоточена  основная  идея  «абсурдной»  философии  Альбера  Камю.  В  своей  обычной  жизни  человек  либо  познаёт,  то  есть  принимает  свои  ощущения  за  исходный  пункт,  либо  живёт  иллюзиями,  то  есть  привязывает  свои  ощущения  к  тому,  что  уже  знает.  Но  если  вдруг  человек  понимает,  что  всю  жизнь  обманывался,  так  как  считал,  что  знает  всё,  и  всё  казалось  ему  знакомым  и  очевидным, то  его  разочарованию  нет  конца.  Ничего  знакомого в  своей  жизни  он  больше  не  находит.  Всё  куда - то  исчезло,  словно  неожиданно во  время  действия в театре рухнули  декорации,  а  актёр,  не  зная  что  делать,  в  недоумении  бродит  по  сцене.  Что  же  делать ?  Актёр  и  сцена  не  сочетаются  друг  с  другом,  они  из  разных  миров.  Человек  чувствует  свою  жизнь  чем - то  абсурдным,  чем - то  невозможным. И  тогда  актёр  спрыгивает  с  подмосток !
      Человек  стреляется,  вешается,  выпрыгивает  из  окна...  Можно  поставить  точку.  Человек  понял,  что  ему  не  стоит  жить!  Но  Альбер  Камю  ставит  здесь  точку  с  запятой ;  он  предлагает  проследить  путь  человека  с  самого  начала :  а  не  упустили  ли  мы  чего - нибудь ?  «Исподволь  утверждалось,  будто  взгляд  на  жизнь  как  на  бессмыслицу  равен утверждению,  что  она  не  стоит   того,  чтобы  её  прожить, » - говорит  он  и  тут  же  спрашивает:«А  так  ли  это  на  самом  деле? »
       Итак,  всё  сводится  к  единственному  вопросу : «Если  жизнь  бессмысленна,  то  стоит  ли  жить ? »  Давайте  же  пройдём  по  страницам  «Эссе  об  абсурде»  Альбера  Камю,  чтобы  вместе  с  автором  найти  ответ  на  этот  вопрос.


                II.  ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ.
               
                Абсурдная  логика.
      
П
очему  мы  должны  говорить  об  абсурде ? Разве  нет  ничего  важнее?  Камю  утверждает,  что   нет.  Действительно,  можно  ли  решать,  как  жить,  не  решив,  стоит  ли  жить  вообще?  Ответить  на  этот  вопрос - значит  решить  фундаментальную  задачу  философии. 
      Что  нужно,  чтобы  решить  её?  В  работах  других  философов  (среди которых  Камю  называет  Льва  Шестова,  Карла  Ясперса,  Сёрена  Кьеркегора,  Эдмунда  Гуссерля  и  др.)  признание  абсурда - это  вывод  из  всех  данностей,  а  у  Камю - это  исходная  точка.  Он  протягивает  цепь  между  абсурдом  и  смертью,  и  пытается  выяснить,  цела  ли  она,  все  ли  звенья  на  месте?
          Как  рассуждает  самоубийца?  Что  заставляет  его,  загнав  в ствол  патрон,  нажать на  курок?  Иными  словами,  почему  он  убивает  себя?  Возможно,  все  его  горести  перевешивают  желание  жить,  или  безмерная  скука  заставляет  его  уйти  из  этого  мира? И  маленькая  неприятность  может загнать  в  такое  расположение  духа,  что  захочется  свести  счёты  с  жизнью.  Однако  какие  бы  причины  не  назывались,  существует  нечто иное.  Желание  жить  в  сто  раз  сильнее,  чем  желание  умереть.
        Существует  логика,  особая  логика  самоубийцы,  которая  и  заставляет  отказаться  от  жизни. Эта  логика  ведёт  его  до  самой  смерти.  Основным  принципом  этой  логики  является  абсурдность,  всеобъемлющая  и  вечная.  Абсурдная  логика  предполагает,  что  бытие  абсурдно,  тогда  как  любая  другая  логика - что  бытие  рационально и  подчинено  неким  законам.  Мыслить  в  соответствии  с  абсурдной  логикой  может  далеко  не  каждый.
            Итак,  мы  начинаем  наше  путешествие  от  абсурда  к  смерти,  не  упуская  из  вида  ничего  на  своём  пути  и  руководствуясь  абсурдной  логикой.  Постойте!  Но  что  же  такое  абсурд ?!

                Абсурд  как  таковой.

Д
ействительно,  а  в  чём  же  он  выражается ?  Что  это  за  чувство,  которое  заставляет  человека  расстаться  с  жизнью,  которое  побуждает  его  порвать  нить  своего  существования  и  упасть  в  бездну  небытия?
     Абсурд,  и  само  по  себе  понятие  абсурда,  подразумевает  нечто  невозможное,  нечто  противоречивое.  Альбер  Камю  пишет: «Если  я  обвиню  невиновного  в  кошмарном  преступлении,  если  я  заявлю  добропорядочному  человеку,  что  он  вожделеет  к  собственной  сестре, то  мне  ответят,  что  это  абсурд. «Но  чувство  абсурда  и  понятие  абсурда - это не  одно  и  то  же.  Давайте  сначала  рассмотрим  сущность  чувства  абсурда,  которое «...лежит  в  основании ... »
          Абсурд  есть  по  своей  сути  потеря  всех  иллюзий.  Но  изнанка  бытия,  его  истинная  сущность  такая  иррациональная,  такая  неразумная  и  не  находящая  себе  нормального  объяснения,  что  кажется   неправильной  и  невозможной. Итак,  первое  условие  абсурда - Беспорядок!  Страшный  и  тотальный,  охвативший   всю  Вселенную  и  не  оставивший  камня  на  камне от  прежних  сладостных  иллюзий.  Человек  мечется  из  стороны  в  сторону,  не  находя  ничего  знакомого.
       Неудивительно,  что  его  охватывает  нестерпимое  желание  погрузиться  в  покой  и  порядок,  обрести  вновь  свой  знакомый  и  укладывающийся  в  рамки  здравого  смысла  мир.  Это  и  есть  второе  условие  абсурда  - Ностальгия,  страстная  и  непрекращающаяся.
      Вслед  за  Ностальгией  приходит  сознание  того,  что  мир  столь  дорогой  его  сердцу   логики  остался  далеко  позади,  и  что  судьба  неотвратимо  настигает  и  преграждает  путь  назад.  Человек  понимает,  что  ничего  не  может  сделать.  Жизнь  его  становится томительной  и  тягучей,  он  духовно  загнивает  и  умирает.  Вот  третье  условие  абсурда  -  Рок.  Ощущение  безжалостности  судьбы  тяготит  человека  и  заставляет  его  страдать. И  тогда,  узнавший  беспорядок  и  ностальгию,  постигший  всю  глубину  рока  и  неотвратимость  судьбы,  человек  отказывается  от  абсурда.   Вся  его  жизнь  была  страстной  и  горячей  битвой,  и  вдруг  он  понимает,  что  проиграл  её.
    Но  человек  не  соглашается  с  этим.   Он  протестует  вопреки  всякому  здравому  смыслу,  он  бунтует  и  отказывается  жить  по  правилам  абсурда.  Четвёртое  условие  абсурда - Бунт.  Абсурд  перестаёт  быть  бессмысленным,  если  с  ним  соглашаться.  И  только  если (при  полном  осознании  царящего  Беспорядка  и  болезненной  Ностальгии,   понимании  неотвратимости  Рока )  человек  всё  же  не  соглашается  со  всеми   этими  объективно   признанными  им  самим  же  состояниями,  он  может  почувствовать  абсурд,  почувствовать  его  холодный  огонь,  который  испепеляет  на  своём  пути  всё.  «Абсурдность  становится  болезненной  страстью  с  того  момента,  как  осознаётся. » 
        По  моему  мнению,  само  по  себе  чувство  абсурда  является  далеко  не  положительным.  Человек,  ощущающий  абсурд,  ощущает  одновременно  и  глубочайший  внутренний  дискомфорт,  который  и  ведёт  к  самоубийству.  Но  рассуждения  ещё  не  окончены,  и  рано  делать  какие-либо  выводы.
       В  части,  касающейся   понятия  абсурда,   всё  гораздо  проще.  Что    происходит,  когда  человек,  признав  существование  незнакомого  ему  мира,  тотчас  же  отказался  от  него?  Сталкиваются  два  непримиримых  врага - Разум  и  Неизвестное,  Абсурд.  Эти  два  понятия  не  могут  ужиться  под  одной  крышей,  и  между ними  проходит  трещина,  которая  вскоре  разрастается  в  целую  пропасть.  Значит,  абсурд - это  раскол,  несоответствие  между  миром  и  человеком.
      Несомненно,  то,  что  через  понятие  абсурда   Альбер  Камю  пытается  выразить  несовершенство  нашего  мира.  Абсурд  во  всех  его  формах - это  нечто,  не  подлежащее  классификации.  И  мир,  зачастую  неправильный  и  жестокий,  встаёт  перед  нами  во  всей  своей  уродливой  наготе.    Что  делают  люди,  видя   всеобъемлющий  хаос?  Они либо  «закрывают  глаза  и  затыкают  уши»  и  погружаются  обратно  в  свои  иллюзии (что  означает,  что  они  не  достигли   состояния  абсурда ),  либо  теряют  голову  и протестуют, впадая  в  запои,  ссорясь  с  соседями, совершая убийства  и  террористические   акты,  привыкая  к  наркотикам  или  однажды   убивая  себя. 
      После  такого  неутешительного  обобщения  можно  подумать,  что  Альбер  Камю  исключительно  пессимистичен.  К  счастью,  это  не  так!  Если  вдуматься,  то  нетрудно  понять,  что  все  эти  формально  протестующие  люди  отошли  от  абсурдной  логики,  которую  мы  взяли  за  предпосылку  наших  размышлений.  Одного  они  не  поняли: с  абсурдом  нельзя  соглашаться,  человек  должен  бунтовать.  Отступление  от   этого  пункта  смертеподобно.  Согласившись  с  абсурдом,  человек  начинает  руководствоваться  обыкновенной  человеческой  логикой,  отвергая  таким  образом  либо  признание  беспорядка,  либо  свою  собственную  природу.
        Иными  словами,    если  человек  не  бунтует,  он  либо  не  понимает,  что  существует  беспорядок,  либо  отказывается  признать,  что  испытывает  ностальгию  по  порядку,  что  противоречит  самой  природе  человека.  Результат  один:  человек  не  достигает  состояния  абсурда  и  впадает  в  состояние  горя  и  фрустрации,  в  невыносимое  состояние   меланхолии.  Но  ведь  протест  этих  людей  -  не  бунт  абсурдного  человека,  а  жалкое  потакание   собственным  слабостям.
        Правомерен  вопрос:  а  как  бы  вёл  себя  человек,  если  бы не  отступил  от  абсурдной  логики  и  следовал  бы  ей  до  самого  конца ?

                Абсурдный  человек.

О
твет  всё  тот  же :  бунтовал  !   Погрузившись  в  чувство  абсурда,  он  бы  стал  жить  им  ...  А  стал  бы  или  нет ?   Камю  чётко  ставит  этот  вопрос,  который  является  центральной проблемой  нашего  рассуждения:                « Необходимо  знать,  можно ли  жить  абсурдом,  или  эта  логика  требует      смерти. »  Камю  отвечает  на  этот  вопрос:  абсурд  приводит к  свободе.  Когда  человек  ощущает,  что  мир  абсурден  и  обычная  логика  не  работает,  он  вдруг  осознаёт,  что  «все  дозволено. »   Действительно,  если  в  мире  нет  правил,  которые  бы  ограничивали  поведение  человека,  он  становится  свободным.          «Абсурд - это  ясный  разум,  осознающий  свои  пределы, » -  и  именно  из  этого  состояния  чистого  осознания  человек  черпает  силы  и  желание  жить.
       Максиму  «Всё дозволено» не  следует  понимать  буквально. Абсурд  не  побуждает  убивать  людей,  отнюдь.  Абсурд  просто  сводит  к  нулю  необходимость  угрызений  совести.  Абсурдный  человек,  руководствуясь  своей  свободой, проживает свою жизнь столь ярко, насколько это возможно:«Абсурдный  человек  исчерпывает  всё  и  исчерпывается  сам; абсурд  есть  предельное  напряжение,  поддерживаемое  всеми  его  силами  в  полном  одиночестве. »
       Итак,  абсурдный  человек  остро  понимает  неразумность  этого  мира. Он  мыслит  ясно  и  ощущает  себя  смертным.  Основываясь  на  сознавании своей  свободы,  дарованной  ему  на  период  от  рождения  до  смерти,  он  живёт  страстно,  исчерпывая  все  возможности. «Вселенная  абсурдного  человека - это  вселенная  льда  и  пламени,  столь  же  прозрачная,  сколь  и  ограниченная,  где  нет  ничего  возможного,  но  всё  дано.  В  конце  его  ждёт  крушение  и  небытие.  Он может  решиться  жить  в  такой  вселенной.  Из  этой  решимости  он  черпает  силы,  отсюда  его  отказ  от  надежды  и  упорство  в  жизни  без  утешения.»
         Камю приводит  метафору,  иллюстрирующую  свободу  абсурда.  Абсурдного  человека  он  сравнивает  с  рабом. «Им  была  знакома свобода,  заключающаяся  в  отсутствии  чувства  ответственности. »  Подразумевается  не  смирение,  а  именно  осознание  « вседозволенности». 
     Камю  классифицирует  типы  свободы,   раскрывая  признаки  поведения  абсурдных  людей.
    Во - первых,  абсурдный человек  всегда  проживает  с  одинаковой  страстностью  все  мгновения  своей  жизни,  не  предпочитая  ни  одно  из  них остальным.  Так,  дон  Жуан ( образ,  приведённый  в  качестве  примера  самим  автором  эссе  )  «...любит  женщин  одинаково  пылко,  каждый  раз  всею       душой ... » Таким  образом,  он  использует  свою  свободу  настолько,  насколько  это  в  принципе  возможно.  Этот  образ  не  внушает  мне  особой  симпатии.  Хотя  дон  Жуан  и  жил  полной  жизнью,  но  в  старости,  когда  он  уже  исчерпал  себя,  он  с  грустью  вспоминает  о  прошедших  днях.  И,  хотя  Камю  возражает,  утверждая,  что  «судьба  не  является  карой»,  а  дон Жуан  знал,  что  ему не  уйти  от  такого  конца,  я  очень  сомневаюсь,  что   остаток  своей  жизни  он  проживёт  с  радостью  и  так  же  полно,  как  и  её  большую часть.  Дона  Жуана  можно  сравнить  с  образом  человека  в  чёрном  -  человека,  который,  зная  неотвратимость  судьбы,  живёт  назло  ей,  нимало  не  заботясь  о  завтрашнем  дне,  до  тех  пор,  пока  однажды  не  будет  придавлен  её  гигантским  весом.   Безусловно,  можно  взять  образ  дона  Жуана  за  идеал  и  жить  в  соответствии  с  принципами  донжуанства,  но  это  может  только  очень  сильный  и  страстный  человек.
       Другое  дело - комедиант.  Это  живая  подвижная  натура,  которая  хотя  и  проживает  каждое  мгновение  с  одинаковой  страстью,  но  не  безрассудно,  а  с  оглядкой,  осторожно.  Он  проживает  тысячу  жизней,  и  в  каждой  он  чувствует  себя  на  месте.  Абсурд,  во  всех  его  проявлениях,  не  способен  удивить  актёра,  ибо  тот  может  взять  на  себя  любую  роль  и  подстроиться  под  любой  поворот  судьбы. «В  своей  судьбе  он  чувствует  нечто  мучительное  и  неповторимое»,  но  это  не  те  муки,  что  испытывает  дон  Жуан;  это  романтика  молодости,  которую  он  проносит  через  всю  свою  жизнь.  Комедиант,  также  как  и  дон  Жуан, - стоик.  Но  вместо  того,  чтобы  с  грустью  созерцать  свою  судьбу,  он  проживает  её  до  конца,  он  смеётся  над  ней,  он  удивляет  её  своей  живостью  и  бесконечной  любовью  к  жизни.  Если  одежда  дона  Жуана  черна,  то  у  комедианта  она  пестрит  всеми  возможными  цветами  и  оттенками.  Актёр - это  родник,  невысыхающий  и  вечно  свежий.
        Третий  вариант - это  человек  действия.  Жизнь  для  него - задача,  абсурд - данность,  и  он  не  рассуждает  и  не  философствует.  Он  идёт  и  завоёвывает  жизнь.  Бытие  завоевателя - не  мучительное  существование,  но  господство  над  жизнью.  Завоеватель  видит,  что  он  в  абсурдном  мире - не  больше и  не  меньше  всего  остального,  и  поэтому  он  живёт  так,  как  того  пожелает.  Для  него  нет  ничего  невозможного,  ему  всё  удаётся,  и  в  своей  Вселенной  он  ощущает  себя  Богом.  Это - успешный  человек.  Ему  не  нужно  ни  грустить  о  судьбе,  ни  смеяться  над  ней - он  владеет  ею,  она  его  служанка.  Неразумный  мир  весь  в  его  власти,  завоеватель   даже  в какой-то  мере  сочувствует  ему.  Завоевателя  можно  сравнить  с  фигурой  в  белой  одежде - с  успешным  человеком,  который  не  может  ни  наивно  порадоваться,  ни  серьёзно  огорчиться,  так  как  всё  в  его  руках.
      Итак,  мы  прошли  вектор  абсурдности  от  начала  и  до  конца.  Мы  приняли  за  первооснову  признание  абсурда  мира  и  утвердили  абсурдную  логику.  Мы  рассмотрели  человека,  который,  испытав  Беспорядок,  Ностальгию,  Рок  и  Бунт,  осознал  и  почувствовал  абсурд.  Мы уяснили сущность  абсурда,  мы  установили,  что он даёт  человеку  свободу.  Мы  поняли,  как   бы  повёл  себя  человек  в  соответствии  с  абсурдной  логикой. 
      Пора  подвести  черту;  пора  подвести  итоги.
     Мы  снова  ставим  перед  собой  вопрос: «Стоит  ли  жить  в  абсурдном  мире?»



                Абсурд  и  смерть. 

Д
авайте  сначала  перефразируем  этот  вопрос,  чтобы  лучше  уяснить  его  сущность.  Он  может  звучать  и  так :«А  стоит  ли  умирать  в  абсурдном      мире ? »  Или  даже  иначе: « А  захочется  ли  умереть  в  абсурдном мире? » Действительно,  захочет  ли  умереть  дон  Жуан,  если  есть  ещё  множество  женщин,  которых  он  мог  бы  пылко  любить ?  Захочет  ли  комедиант  расстаться  со  своей  пусть  неразумной,  но  родной  сценой?  Захочет  ли  завоеватель  упасть  со  своего  олимпа  в  небытие ?  Нет,  нет  и  нет !
      Абсурд - это  стихия,  в  которой  живёт  род  человеческий.  Проблема  в  том,  что  многие  относятся  к  ней  не  как  к  стихии,  а  как  к  неизбежной  каре. 
     Жизнь  продолжается,  и  дон Жуан  продолжает  любить,  актёр  продолжает  играть,  завоеватель  продолжает  властвовать.  Абсурд  напоил  их  страстью,  абсурд  дал  начало  их  жизням,  и,  что  самое  невозможное,  -  абсурд  придал  бытию  смысл.  Абсурдный  человек  живёт  в  абсурдном  мире,  понимая,  что  когда - то  он  родился  и  что  где-то  его  ждёт  смерть,  но  радуясь  тому,  что  имеет  свободу  распоряжаться  своей  жизнью  от   рождения  и  до  смерти.
       Так  ведёт  ли  абсурд  к  смерти ?  Нет.  Напротив,  абсурд   ведёт  к  жизни.  Абсурд - это  клей,  соединяющий  человека  и  мир  воедино.  Но  почему  же  тогда  люди  всё-таки  убивают  себя ?  Мы  не  знаем.  Во  всяком  случае,  не  из-за  осознания  абсурдности  бытия.  Выяснение  мотивов  самоубийства  потребовало  бы  других  размышлений  и  другой  работы.  Это  изначально  не  входило  в  наши  цели. 
        Итак,  абсурд  не  ведёт  к  смерти.  Цепь  между  абсурдностью  и  самоубийством  разорвана.  Бытие  абсурдно  и,  между  тем,  прекрасно.  Оно  несовершенно  и  в  то  же  время  оно  неповторимо.  Гниющий  труп  даёт  жизнь  цветам, абсурд  даёт  жизнь  человеку.  Абсурд - это  радость  жизни,  абсурд - это    страсть,  абсурд  -  это  свобода.  Абсурд - это  единственное  счастье,  доступное  человеку.
               
                III.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

                Сизиф  и  камень.         

В
  заключение  я  хотел  бы  провести  параллели  между  философией  абсурда  и  нашей  жизнью,  ибо  как  бы ни  была привлекательна некая  идея,   она  будет  пустой  и  бесполезной, если окажется  неприменимой  в  жизни.
        Абсурд  встречается  в  наше  время  повсюду. Сегодня, наверное,  нет  такого  места  на  земле,  где  не  был  бы  проведён  террористический  акт.  Мир  терзают  войны,  в  которых   всегда  в первую  очередь  страдают  невинные  люди.  Давно  уже  никого  не  удивляют  многочисленные  техногенные  катастрофы.  Стихийные  бедствия, обусловленные  в  том  числе  и  глобальным  потеплением,  стали   привычными  явлениями.  Растёт  озоновая  дыра,  вырубаются  леса,  погибают  животные,  попадающие  в  зоны  химического  и  радиоактивного  заражения ...
       Мир  перенасыщен  информацией,  которую  мозг  человека  просто  не  может  полностью  воспринять  и  обработать,    в  связи  с  чем  от  её  избытка  многие     сходят  с  ума  и  попадают  в  психиатрические  клиники.
      Взглянем  ближе.   Долгие  трудные  годы  идёт  война  в  Чечне,   всё  больше  людей  погибает  от  чрезмерного  употребления  алкоголя  и  пристрастия  к  наркотикам,  настоящей  бедой  для  общества  стал  чиновничий  произвол,  трагедией  становится  СПИД,  нет  конца  обману,  насилию  и  нарушению  естественных  прав  человека.  Какая   бессмыслица !  Какой  абсурд ! 
       Почему  всё  это  так,  а  не  иначе ?  Почему  жить  так  сложно ?  Почему  вокруг  столько  несправедливости,  перерастающей  в абсурдность  ?  Разве  нельзя  жить  в  мире,  разве  нельзя   жить  в  согласии ,  разве  нельзя  жить  во  взаимном   уважении ?  Мир  кажется  до  того  неразумным,  что  хочется  бросить  всё  и  бежать  сломя  голову  куда - нибудь  подальше  от  всех  этих  бед  и  смут.  Но  бежать  некуда.   И  тогда спасительной  кажется  идея  самоубийства.  Но  правильно  ли  это ?
       Альбер  Камю  отвечает,  что  нет,  и  я  с  ним  полностью  согласен.  Пессимистический  абсурд  должен  перерасти  в  абсурдный  оптимизм,  а  человек  должен  обрести  счастье  в  этом  раздираемом  противоречиями  мире.
          Все  человеческие  страсти  и  беды,  вся  обречённость  и  безысходность  -  это  камень,  который  Сизиф  катит  на  вершину  горы.  Нет  конца  его  страданиям,  и  бессмысленен  его  труд.  Но   Сизиф  любит  свой  камень: этот  камень -  его  Вселенная,  в  которой  он  обречён  жить. «... Мир  лишь  один,  счастье  и  абсурд  являются  порождениями  одной  и  той  же  земли.  Они  неразделимы. »
        И  человек  должен  искать  своё  счастье  не  где-нибудь,  а  именно  в  этом  странном   мире,  который  дан  ему  во  владение.
      Итак,  мы  оставляем  «... Сизифа  у  подножия  его  горы !  Ноша  всегда  найдётся.  Но  Сизиф  учит  высшей верности,  которая  отвергает  богов  и  двигает  камни.  Он ...  считает,  что  всё  хорошо.  Эта  вселенная,  лишённая  властелина,  не  кажется  ему  ни  бесплодной,  ни  ничтожной.  Каждая  крупица  камня,  каждый  отблеск  руды  на  полночной  горе  составляет  для  него целый  мир. Одной  борьбы  за  вершину  достаточно,  чтобы  заполнить  сердце  человека.  Сизифа  следует  представлять  себе  счастливым. »



                Послесловие.

        Вот  и  пришло  время  расстаться  с  Альбером  Камю  и  Сизифом,  которые  научили  нас  своему  пониманию  мира.   Считаю,  что  знакомство  с  ними  ни  для  кого  не  может  быть  бесполезными. Оставаясь  один  на  один  с  этим  угрюмым  миром,  теперь  каждый  из  нас  волен  поступать  по  своему  желанию, волен  сделать  выбор  своего  Пути...


Рецензии
Абсурд - это несоответствие сущности и дефиниции. Например, абсурдно название МЕЖДУНАРОДНЫЙ союз рекламистов УКРАИНЫ. Очевидное нарушение логических правил и законов, несоответствие общего и частного ...

Максим Гуреев   10.01.2011 13:58     Заявить о нарушении