апофеоз

псевдо-поэма в семь взглядов

Приходит день, приходит час...
Приходит миг, приходит срок,
И рвётся связь...
Ю. Михайлов "Песня Волшебника"


Допустим, сцена: черная, четко определённая; слева, немного в глубине - небольшой столик, - такой же тёмный, древний, тяжелый, - рядом со столиком такой же стул, тяжелый, с полусотней острых углов, впивающихся в пространство; пара свеч на столе, что-то вроде пепельницы, пара оборванных листов бумаги да поломанный карандаш. У дальнего края стола что-то темнеет, то ли камень какой-то, то ли череп, то ли склянки... И воздух - застывший, и вовсе несуществующий в этом мире. И звук - постоянный, неотъемлемый (первоначальный), - мелодия нескончаемая, безумная.

И ещё одно, самое главное, - то, что выделяется из мрака, - почти посреди сцены: он, - стоит тенью, призраком в плаще, опустив голову на грудь, обьяв руками локти.

I

Движение во мраке. Второй появляется из мглы на сцене, очень спокойно, медленно подходит к столику, спокойно и беспристрастно разрывает тьму зажжением свеч, всё столь же спокойно разворачивается и покидает пределы сцены. Музыка следует за ним, - затухает, умирает...

Резко, остро - звук (струнный?) - разрывает нарастающую тишину, будто пробуждает его.
Он поднимает голову, отпускает руки; очень тяжело, рвано, - как о смерти, - черно, отрешенно, натянуто произносит:

Вышло до боли знакомо - разорвано,
упрощено, сведено до двоичного:
черное - белое, слово - молчание;
ткань тишины - разорвало созвучием,
ровное белое - строчками взвинчено...
Что-то, роднящее счастье с отчаяньем,
что-то, сломившее лёгкость намученым,
что-то намного больнее знакомого,
что-то ещё безысходней привычного…

Старая выцветшая фотография, -
слишком затёртая беглыми взглядами,
слишком двоичная и непонятная...

голосом чуть живее; медленно, будто неуверенно идет в направлении стола
Белое - черное, черное - белое:
всё перепутано, всё перемешано.
Непрорисованное, неумелое
как-то натянуто, грубо, невзвешенно,
как-то нелепо, бессмысленно влеплено
в четкость пространства, в размеренность времени;
то - слишком яркое, то - слишком блеклое:
черное в белом размыто, затеряно;
белое - чёрное в хаосе бешенном,
стянуты, слеплены действом неистовым -
голосом ломким на время нанизаны,
голосом ломким к пространству примешаны...
Слишком насильное,
слишком знакомое...

Слились тени. Стол-стул и он. Вливается в глубину стула, врастает локтями в стол... Голову уронив на руки, тише, надрывнее:
Долгим шептаньем - свести до двоичного,
беглыми взглядами выветрить начисто, -
станет до боли привычно,
привычно и
ни для чего совершенно не значимо...

Смолк. С тишиной. Первоначальное - музыка - вырастает, - мгновение апогея...

II

Он неподвижен. Из мрака - второй - появляется: спокойно и холодно; у кромки мрака остановлен тишиной. Первоначальное утихает. Второй выговаривает - с едва различимой усмешкой, и/или болью, с еле различимой тенью вопроса:

Ни для чего совершенно не значимо...
снова размыто и снова потеряно -
голосом вдруг из безумия схвачено,
дерзко и грубо пришпилено временем,
слишком нелепо к пространству приклеяно, -
слишком непрочно...

Нелепо, незначимо
в небо выкрикивать до помешательства,
до исступления, хрипло и ломано...
Слово за словом - в безвыходность сковано,
слито в безжизненность...

(тверже, до выкрика)
"Начисто, начисто!" -
небо ж - как проклято, небо - безликое, -
тучи и сумерки - маской завешено
небо...
столь чуждо...
немыслимо дикое -
в небо бросать всё, что так понамешано,
в небо выбрасавать слепки созвучия -
слишком насильное, слишком знакомое...
...
(пауза. спокойнее):
Снова забыться и всё - как по-новому:
слишком безвыходно
сковано случаем...

мгновение-пауза. Второй уходит во мглу - тихо, "неприметно".
Он - увлеченно - вырывает из плоскости бумаги строки; монотонно-ритмично:
строчка за строчкой...
строка за строкой...

вырванное сжигает, долго не отводя глаз от тлеющих остатков.
сцена меркнет.
музыка.

III

Он - сидит, опершись одной рукой о стол, вертя карандаш. Медлительно, вязко, тягуче:

Вот ведь - мгновенность слов...
Было - и нет. ничто.
Сыпать с высот мостов
знаки сквозь решето, -
прямо в поток и мглу
ссыпать, столкнуть, пустить,
высеять тишину
в реку с прозваньем "быть"
ссыпать песок слогов
прямо во мглу, в поток
через сплетенье строк
высеять знаки слов

вытравить знаки слов

да разнесёт песок...

Да заглушит река,
да разведёт вода...

брошен карандаш. голова - на руки. тишина.

IV

пустота. второй - уже давно на сцене. привычно и устало:

...Слишком всё недописано...
слишком многое ещё живо...
Невозможно взорвать себя изнутри,
невозможно умирать самому...
Невозможно закончить слово.

Умри, умри в каждом слове своём, Гамлет!
Умри, умри в каждом звуке!
Должно быть воистину дерзким,
чтобы позволить себе не увидеть,
удержаться и не узнать
в этой россыпи искр...

Умри, умри, Гамлет, каждым словом,
раз уж этого
не может
никто
другой.

молча уходит

V

комната неприветлива как никогда. Он - разорвал тени. Вскочил со стула. Торопливо, взволнованно, будто решено что-то давнее, что-то тяжелое... Беспокойно срывается, ходит по комнате. звук нарастает.
Григ "В пещере горного короля"
Кончено. Больше ни слова, ни звука,
только усталость... безликое небо,
голосом взорванный воздух, да в мутном
речка с прозванием "быть"... бледно, блекло...

было - бессмысленно, будет - забытое,
жизнь позатёрта холодными взглядами,
страхом любовь сведена до двоичного...

черное - невыносимо размытое, -
больше не выдержать. в белом запятнаном
чёрным - всё вымучано безразличное...

слово не выпустить - жизнь не оборвана,
слишком бессильно озвучивать слово.-
слишком прозванием "быть" околдовано,
слишком неполно и слишком не ново,-

Под потолками небес всё по-прежнему:
так же накурено, так же завешено...
чудится всё, что святое привержено
звуку неполному - ложному - грешному.
уходит. Музыка.

VI

Il y a peu de verre aujourd`hui...
Emmanuel Hocquard
Он - почти вбегает на сцену, сжимая в руке какой-то обрывок бумаги. Взбудораженно ходит по сцене, выкрикивает куда-то в пространство, вверх:

я опять говорил с тобой…
За кулисами этого безумного мира,
не понимаем никем,
я опять говорил с тобой,
я опять выбрасывал в пустоту излишки слов,
рискуя потерять-ся в зазеркалье сознания,
рискуя быть потерянным в зазеркалье твоих смыслов.

тихо появляется Второй с другого края, молча стоит на грани сцены, руки на груди, - наблюдает
Я опять говорил с тобой…
Знаешь, я даже начал превозносить безумие.
В слове сума-сшествие нашёл для себя что-то особое.

Я опять говорил с тобой.
Строками,
словами,
точками...
Вырисовывал изгибами линий извечное глухое между-нами
сумбурный разговор двоих я.
Знаешь, я и не понимаю, зачем делаю это.
Наверное, не могу без этого.
Прости, я не знаю, зачем разрываю тебя каждый раз.
Не знаю, зачем недописываю.
второй тихо уходит
Иначе не-мо-гу.
Прости.

уходит. Музыка

VII

Допустили сцену. Всё тот же извечный закулисный полумрак. Музыка. Второй с каким-то большим мешком, - идет к столу. Единым движением смахивает всё в мешок. Сцена меркнет. Финал.


Рецензии
Вы - гений! С увж.

Борис Губин   04.04.2010 07:03     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.