Таиланд

Таиланд

И вот я сижу в самолете, который летит на Восток. За окном неожиданно быстро стемнело. Еще бы, "Боинг" проносится через часовые пояса со скоростью чуть ли не один пояс в два часа, сейчас 3 утра по тайскому времени и где-то 8-9 вечера по английскому. Большой экран прямо передо мной утверждает, что мы сейчас летим над Индией. Внизу в самом деле иногда появляются какие-то огоньки. А все таки как я оказался в Таиланде, я ведь кажется в Париж собирался? Кто ж его знает, а вообще наверное вся эта история началась в прошлое Рождество.
В Англии принято на рождественский обед хлопать хлопушки, внутри фигурка символизирующая будущее в наступающем году. Мне почему-то достался Будда. К чему бы это, к контракту в Японии что-ли? Так не собираюсь вроде... Я ж в Париж хотел. Ну ладно, стал я собирать весной документы для французкой визы. В этот день один "видный советский ученый" открыл для себя заказ авиабилетов через Интернет и игрался выбирая себе маршрут. "К чему тебе этот Париж, полетели лучше в Бангкок, там такие девочки..." Я лишь сопел в ответ, пытаясь забронировать отель в Париже я все время попадал в отель "Париж" в Бангкоке. Но все таки подошел посмотрел цену на перелет. Она как это не странно оказалась не очень высокой и я понял, что в принципе мне это по карману. Ну ладно, понес я документы во французкое посольство. На дальних подходах я увидел очередь, растянувшуюся от выхода до угла, загибающуюся за угол, и там закручивающуюся в какую-то спираль. Все было знакомо до боли. И даже разговоры в очереди приблизительно одни и те же. Кому отказали, какие дополнительные документы потребовали, как там класно, что вот пришел занимать очередь в 5 утра и все еще стоит, все волнуются пройдут ли они сегодня, и точно также напрягаются когда запускают в ворота очередную партию, и охранники так же презрительно смотрят на толпу просителей. Человеческие типы приблизительно одни и те же. Даже "шикарная шмара", которую привозят и увозят на "Мерседесе" присутствует, только вот "шикарная шмара" радикально черного цвета. Стоит оглянуться и увидишь, что очередь состоит из негров, индусов, китайцев, латиноамериканцев с редкими вкрапленями русских. Достоялся я все-таки, начал охранник листать мой паспорт "Сорри, ю пас ис фул" Ну да действительно, страницы где написано "для виз" у меня в паспорте кончились, так ведь есть еще страницы "для других отметок", нет на них оказывается визы не ставят, хотя вроде бы они точно такие же. Вот так мой Париж медным тазом и накрылся. Иду я по лондонской улице, все думая о пролетевшем Париже, тут подходит ко мне парень и просит мелочь для "голодающих детяй Африки", я даю, тогда парень достает из-за пазухи какую-то книгу и далее тоном корбейника, который говорит что вы выйграли миллион в лотерею, надо только первый взнос сделать "Тогда вам полагается история Лорда Кришны", надо ли говорить, что в этот же день мне засунули в карман рекламу тайского ресторана. Вот так я  вернулся домой без французкой визы, но с историей "Лорда Кришны" и рекламой. Пока я ехал в автобусе, в голове проносились такие мысли : вроде бы в Таиланд виза не нужна, вряд ли я когда нибудь в жизни буду чувствовать себя финансово столь уверено, как в этом году, а если и буду, то захочется ли мне лет так в 50 в Таиланд? И в конце концов я давно хотел побывать на востоке, а Таиланд - это место где сходятся Китай, Индия и южные острова. В Таиланде не проводятся конференции и поехать поработать туда тоже нереально. Короче, когда я вышел в Кембридже из автобуса, я уже точно знал, я лечу в Бангкок. Далее уточнил, что виза в самом деле не нужна, купил через Интернет билет на самолет в Бангкок, опять таки через Интернет забронировал себе отель. И вот я сижу в "Боинге".
Самолет сел в 4 утра, в аэропорту устойчивая атмосфера бани. А вот виза оказывается все таки нужна, ее правда дают прямо на месте. Только для этого надо 10$ в местной валюте и фотография. Ни того ни другого нет, а времени между тем пол-пятого утра. В конце концов удалось найти круглосуточный обменник и вот у меня в руках пестрая пачка банкнот с изображением короля Бумидола (он же Рама IX) в различные моменты его героической жизни. Растолкал девицу в круглосуточном фотоателье, она меня сфотографировала "Поляроидом". Вообще тайцы могут засыпать мгновенно и в любом месте, очень уж климат к этому располагает. Если вы заходите в кафе или магазин не на бойком месте, то первая ваша задача - разбудить официантку, продавщицу лучше не будить, проснется и будет ходить за вами и канючить, что-бы вы у нее что-нибудь купили. Ладно подхожу я к пограничнику, и тут он достает штемпель совершенно жутких размеров, боже, а я то ведь надеялся на небольшую марку, типа турецкой. Пограничник листает мой паспорт и лицо его становится слегка недоуменным, у меня ж душа совсем в пятки уходит, ну думаю прикол будет если в страну не пустят, летел 12 часов, да и денег уйму ухлопал. Но офицер находит те самые злосчастные страницы "для особых отметок" и начинает ставить туда печати. Гордое Королевство Таиланд не успокоилось пока не заняло штемпелями целую страницу. Я вышел на улицу и словил такси, точнее учитывая, что я на востоке, отбился от всех водителей, кроме одного, который размахивал сертификатом с надписью "Во-первых безопасность" и утверждающим, что он - официальное такси аэропорта. Как я потом узнал, за  "Во-первых безопасность" я переплатил в 2 раза. И вот я в Бангкоке, первый глоток воздуха валит с ног. Если вы хотите воссоздать атмосферу Бангока дома, то вам надо взять 10 миллионов тайцев, посадить их всех на старые добитые машины или мопеды (я бы честно говоря, будь моя воля, за то что они сделали с воздухом, их бы всех выпорол и пересадил на велосипеды), нагреть теневую сторону до 35, солнечную до корочки, добавить запах чего-то гниющего, щедрой рукой сыпануть жасмина и добавить щепотку дуриана. Все коктейль готов. Держитесь. Да и не забудьте высокую влажность. Когда вам в ресторане приносят стакан холодной воды, то уже через минуту на нем начинает конденсироваться влага, еще через 5 минут под стаканом небольшая лужица. И это в помещении, где теоретически есть кондиционер. Еще о двух составляющих. Небольшие жасминовые венки-ожерелья очень популярны в Таиланде, их вешают водители в салоне, их подносят Будде, их кладут на могилы, в конце концов их просто продают на каждом углу. Дуриан, это такой местный фрукт, в принципе он ни на что ни похож, может быть разве что чуть-чуть на авокадо, такой же жирный, только гораздо более нежной консистенции и сладкий. Вообщем, чудо а не фрукт. Вот только одно но. Дуриан имеет запах! Недоброжелатели говорят, что это запах тухлых яиц, мне кажется, это не так, хотя сильная сероводородная компонента действительно присутствует. Наверное, запах дуриана - это очень сильный фруктовый запах доведенный до абсурда. И как во всяких порочных и вроде бы с первого нюха неприятных запахах типа алкоголя или марихуана, есть что-то в нем притягательное. Место где продают дурианы узнаешь по запаху за квартал, к тому же - это еще и очень въедливый запах.
Развернув в такси ваучер, я вдруг обнаружил, что там нет адреса отеля, впрочем водитель все равно отвез на место. Потом я узнал, что адрес в Таиланде - понятие очень относительное, ну не ставят они номера на дома. То есть чисто теоретически почтовый адрес существует, но на практике часто еще бывает приписка "рядом  с таким-то местом".  Вообще Бангкок, это город, в котором очень трудно ориентироваться. У тайцев свой алфавит, кстати намного сложнее, чем латинский, в нем около 80 букв. Вроде бы считается, что он произошел от какой-то южно-индийской письменности. Есть тайские цифры, они отличаются от арабских, только вот до ноля тайцы сами не додумались, ноль - арабский. Теперь они слава богу, употребляются редко и на деньгах продублированы обычными. Впрочем тайскую единичку, ее рисуют в виде какой-то спиральки я выучил, очень уж часто она попадалась. 10, 100 и тысяча бат (соответсвенно 20 центов, 2 и 20 долларов). В литературном китайском (который редкий китаец на западе знает) значение слова зависит от интонации, с которой она произносится. Кажется, что-то похожее есть и в тайском, вроде бы 5 интонаций у них, впрочем точно не знаю, врать не буду. Я все это просто рассказываю к тому, что - это другой мир, другая культура, в которую очень трудно вписаться.  Да, так насчет ориентирования в Бангкоке, надписи то в основном по-тайски, хорошо если через 3 квартала попадется табличка с названием улицы по-английски, и то учитывая разные транскрипции, оно может не совпадать с тем, что на карте, на автобусах надписи тоже на тайском, ладно пройдусь я для начала просто пешком по району, где я живу.
Район называется Пратунам. Большую его часть занимает рынок. Впрочем по моим подсчетам чуть ли не треть всего Бангкока занимают рынки, вещевые, продовольственные и т.д. Очень уж любят тайцы торговать. Но самый большой рынок как раз в Пратунаме. Торговые ряды занимают несколько кварталов, в глубине кварталов соответсвенно крытые торговые ряды. Тайцы - не шумный народ, поэтому все это относительно тихое, но очень уж они приставучие, если на что-то глянешь, то так просто уже от них не отцепишься. И посреди этой, увеличенной во много раз Комаровки стоят два 86-этажных небоскреба-иглы, на верху горят огоньки, чтобы самолет нечаянно не наткнулся. И вот такая картина, толпа народа, снизу ползет нищий без ног, стучит миской об асфальт, потом подтягивается на руках, и стучит миской дальше, народ его вежливо обходит, а где-то наверху на высоте 86 этажей горят красные огоньки. Вообще как это не банально, но Бангкок- город контрастов (в гораздо большей степени, чем Лондон или Рим!). У какой-нибудь развалюхи может запросто стоять "Мерседес".
Тут же я наткнулся на большую, в два, если не в три человеческих роста, золотую статую Будды, над Буддой таким же золотистым зонтиком нависала кобра. Каждый прохожий обязательно делает церемониальный поклон. Впечатляет надо сказать. Я вначале подумал, что это какой-нибудь памятник архитектуры, оказалось нет, простой уличный Будда с такой же простой уличной Нагой. Нага- так звали кобру, которую прикрыла своим зонтиком медитирующего Будду от палящего солнца. Этот мотив очень популярен в Таиланде, в дальнейшем Нага эволюционировала прямо-таки до какого-то сказочного дракона, наги бывают одно, трех, семи и более - головыми. Редкий храм (или ват, как они здесь называются) обходится без своей наги. А вообще буддизм - в Таиланде, это очень серьезно. Все вывозимые образы Будды вы обязаны внести в таможенную декларацию и иметь разрешение на их вывоз. Считается хорошим тоном, если молодой человек проведет несколько месяцев в буддистском монастыре, медитируя и размышляя. Этой участи не избежал даже король. И в конце концов в Бангкоке огромное количество ватов. Ват - это комплекс храмов, обычно там живут монахи (то есть в некотором роде это и есть буддистский монастырь), но впрочем могут и не жить, опять таки обычно все это оформлено в виде большого сада, но опять таки храмы могут просто стоять на лужайки. Но всегда, после загазованных улиц в вате отдыхаешь. Там же располагается и колумбарий. Тайцы кремируют своих покойников, кстати, гробы они почему то красят только в белый или золотой цвет. Почему, я так и не понял, то ли просто покойник в черном ящике под таким солнцем - очень не практично, то ли нация такая веселая, не переваривает черный цвет в принципе. На могилах даты жизни две тысячи пятьсот какой-то год - две тысячи пятьсот какой-то. В Таиланде буддистский календарь. Храмы очень яркие, красочные. Крыши храмов по периметру обвешены колокольчиками, внутри колокольчиков - металлический листик. Поэтому при малейшем дуновении ветра храмы звенят. Будде положено приносить жасминовые венки, цветы (точнее бутоны) лотоса, ставить свечки и ароматные палочки. В помещение, где находится Будда, можно войти только разбувшись (ну прямо таки как в мечеть). Внутри нужно сидеть, причем так, чтобы ваши ступни ни в коем случае не были повернуты к Будде. Вблизи самого Будды могут ходить только монахи. Будде бьют поклоны и под Буддой гадают. Метод гадания такой, берется пенал с палочками и трясется до тех пор пока не выпадает одна из них. Все палочки пронумерованы, надо сверить номер с табличкой и взять нужное предсказание. Мне кажется, что тайный смысл этой процедуры состоит в том, что трясти так, что-бы выпала только одна палочка, надо долго и монотонно, за это время слегка впадаешь в транс. Так может это за медитацию считается? Гуляя по ватам, я со временем  даже научился отличать худощавого тайского Будду от толстого китайского. Еще в вате есть места, куда женщинам строжайше запрещено заходить, чтобы не смущать покой монахов. Кстати, по тайскому этикету женщине запрещается сидеть напротив или рядом с монахом в общественном транспорте.
На улицах Бангкока часто можно увидеть большие урны, наполненные водой, в них растут кувшинки,   плавают гупешки, такие вот тропические аквариумы под открытым небом. Вообще, чувствуется, что - аквариумистика в стране национальное хобби, в казалось бы задрыпаном зоомагазине попадаются столь редкие виды, что я не видел их ни в Англии, ни в Белоруси, и ладно бы местные виды, пошел в соседнее болото и наловил, эка не видаль, так нет, африканские или южноамериканские. Во многих ювелирных магазинах , или магазинах народных промыслов можно встретить кусок каменистого озера Ньяса, такого же каменистого озера Танганьика, аквариум с дискусами (и какими!) или даже пару тысяч литров кораллового рифа. А сделать все это и следить за всем этим очень даже непросто! Но конечно, национальная рыбка, это всем известный петушок или бойцовая рыбка. Он ведь местный! И продается на каждом углу, каждый экземпляр (и все совершенно невероятных цветов и оттенков) сидит на солнцепеке в отдельной бутылке, бутылки отделены друг от друга картонками, чтобы бойцы раньше времени не видели друг друга.
Гуляющие по патриархальным районам Бангкока местные куры выглядят довольно своеобразно, мелкие, но с очень длинными ногами, напоминающими страусов в миниатюре, это все от того, что тайцы очень любят петушиные бои, и поэтому вся селекция велась в определенном направлении. Эксурсовод расказывал, что хороший боевой петух может стоить около 2000 $, и не дай бог на него комар сядет, сгоняют всей деревней. Тараканы ночью по моему Пратунаму ходили знатные, тропические, с ладонь величиной, в последний день (точнее ночь), когда я улетал и уже сидел на вещах в холле, я видел как такое чудовище вошло через открытую дверь в гостиницу и тихо шевелило усами, стоя на стерильном мраморном полу. Сразу вспомнился "Парк Юрского Периода". Столь же угожающего размера креветки, крабы и прочие гады в местных морях. Естественно, в Бангкоке очень много ресторанчиков "си-фуд", в почти каждом на витрине стоят аквариумы с этим "си-фудом", как то я засмотрелся на очередное гигантское беспозвоночное, продавец тогда хихикая достал из под влажной тряпки краба, размером с мою голову. Вообще удивительный парадокс природы, почему-то все теплокровные представители местной фауны (куры, воробьи, девушки) довольно мелкие, а холоднокровные растут до совершенно невероятных размеров.
И вот очень скоро я облазил все окрестности, надо было на чем-то выбираться в центр, автобус отпадал, оставались такси и тук-тук. Тук-тук - это туземное средство передвижения, предсталяющее собой конечный продукт эволюции в цепочке рикша-велорикша-моторикша. Надо взять, трех-колесную платформу, поставить на нее мотор, одно сиденье для водителя и диванчик для пассажиров, навес над всем этим. Все, тук-тук готов. Разумеется, первый раз для экзотики я взял тук-тук. Через 5 минут, водитель сказал мне, что Будда - это хорошо, но вначале мы поедем в ювелирный магазин, я пытался сопротивляться, на что мне ответили, что покупать ничего не обязательно, я там похожу минут 10, поинтересуюсь ценами, а если без ювелирного магазина, то поездка мне обойдется дороже, потому что тот самый магазин оплачивает ему бензин. Так что пришлось поболтаться по магазину, все б ничего, да продавщица ходила сзади, постоянно канюча "фо гелфренд, фо вайф, фо мам, фо юселв?" (для подружки, для жены, для мамы, для себя). В принципе, Таиланд добывает 70% всех мировых рубинов и почти такой же приличный процент сапфиров и поэтому считается неплохим место для покупки драгоценных камней, единственное, надо как минимум во всем этом разбираться. Потом аттракцион с "вначале поедем покупать рубины" повторялся много раз, иногда репертуар разнообразился "массас, боди массас", картинки не очень одетых массажисток обещали "массас" весьма и весьма обширного плана, иногда это был "секс-чоп, си мадам", впрочем в этих случаях таксисты не были очень  уж настойчивы, видимо девочки все таки за бензин не платили, а делились процентами. Я уже наученный горьким опытом, спрашивал, маршрут с остановками или без. Один раз водитель пришел в такой восторг от моего вопроса, что потом смеялся всю дорогу, периодически делая неприличные жесты по отношению к полицейским (разумеется так, что-бы полицейские этого не видели), проезжая мимо очередной старушки, торговавшей рамбутанами на обочине, он оборачивался ко мне: "А массас? Глянь, Мона Лиса, боди массас?". Да, еще, в Бангкоке уровень загрязнения такой, что водители открытых тук-туков часто носят ватно-марлевые повязки, полицейские без них просто не выходят на пост.   
Но все таки, пусть и не без приключений, но до центра Бангкока я все таки добрался. Там три главных достопримечательности, королевский дворец (он же Гран Палас), Ват Арун и Ват По. Что такое ват, я в принципе описал раньше, Ват По - самый старый в Бангкоке, его построили в 16 веке, когда Бангкок еще был обычной деревней (его название переводится как деревня диких слив). Ват Арун - один из самых красивых. Но самый великолепный, это конечно  - Гран Палас. Разумеется, король там уже давно не живет (что он псих что ли, в центре Бангкока жить?). И кстати, это один из немногих ватов, где монахи тоже не живут. Трудно описать весь его блеск, все золотые статуи, всех стражей-демонов, все храмы. Там хранится самая священная в Таиланде статуя Будды. Вроде бы ей много веков, и она во времена средневековья появлялась то в одном царстве Индокитая, то в другом. Статуя Будды должна быть одета в оранжевую тогу. Для трех времен года, зимы, лета и дождливого сезона существуют специальные тоги.
Побывал я и в бангкокском Чайнатауне. Казалось бы один фиг, что тайцы, что китайцы, но там царит совершенно другая атмосфера! Там можно гулять по лавке, видно, что продавцы напрягаются, но внешне царит олимпийское спокоствие и самое главное, к тебе никто не пристает! Ну и еще говорят, что именно в Чайнатауне лучшие (не самые дорогие, а именно лучшие!) рестораны.
А еще я просто гулял по центру, заходя во все интересные места, что мне попадались по пути. Как то раз видел как медитировали монахи. Они сидели на полу в оранжевых тогах и чуть наклонив голову, нараспев хором читали мантры, под потолком, попадая в ритм гудели вентиляторы. В одном безымянном вате я даже нечаянно познакомился с монахом. Фотографирую я Будду, никого не трогаю, вдруг слышу сзади голос, "вы закончили?". Оборачиваюсь, сзади стоит монах. Ну, думаю, наверное здесь фотографировать нельзя, сейчас пленку засветит. Нет, начал рассказывать про ват, все показывать. И закончил вопросом, а знаете ли вы, что сегодня особый для всех буддистов мира день "Висака"? Разумеется, чего то слышал, но забыл. Оказывается в первое полнолуние мая празднуется рождение Будды, его просветление и успение, такая вот буддистская пасха. В Таиланде праздники длятся 3 дня. Как раз на них я в Таиланд и попал. В эти дни положено ходить в храм, делать пожертвования, желательно воздержаться от неэтичных поступков и выпустить на волю какое-нибудь животное. Спрос рождает предложение. У ворот храмов дежурят бабки с дикими птицами в клетке, ты из покупаешь и выпускаешь на волю. С одной стороны, действительно красивый обычай, в честь праздика дать свободу живому существу, а с другой стороны, зачем их тогда ловить было. Хотя да конечно, создано рабочее место для бабки, которая ловит птиц. Монах оказался родом из какой-деревни на границе с Лаосом, здесь в Бангкоке учится, на мой вопрос а сколько ему еще учится, он даже слегка обиделся, оказывается буддизму учатся всю жизнь. А вообще ему как он сказал, "здесь совершенно не с кем говорить по-английски". Между нами говоря, тоже мне "нативного спикера" нашел. Потом пришла его очередь что-то читать в микрофон по поводу праздника, и он затащил меня в президиум. Ват был далеко от избитых туристских троп, поэтому я оказался единственным белым и уже кажется примелькался. Жуткие восточные нищие, приползшие по поводу праздника в храм, стучали мисками и кричали в мою сторону "Ю-ю", вслед за монахом пришел знакомиться китайский дед совершенно мифического вида, как-будто сошедший с картинки в каком-то древнем манускрипте. Ни на каких языках он не говорил, зато предложил леденцы из пакетика, по-моему уже частично им обсосанные. Вообщем, явно пора было сваливать.
Есть еще одно малоизвестное место в Бангкоке- "Гора черепах". В основном - это  колумбарий, но там же находится несколько прудов, где живут сотни, если не тысячи черепах, а где-то в глубине видны тени и каких-то пресмыкающиеся покрупнее. Оказывается всех этих черепах выпустили в честь висаки, а я то грешным делом, видя их на базаре, думал, что их исключительно для супа продают. Хотя может в будние дни они в суп и идут.
Но вот вроде самое интересное я в Бангкоке и посмотрел, надо мне как-то выбираться и в окрестности. Это оказалось достаточно простым делом, вокруг много всяких контор, которые продают экскурсии на день. Заказывается рафик и тебя куда нибудь вывозят, если экскурсию купили несколько человек, то их и возят, два, так два. А один раз я оказался даже в одиночестве! Не считая конечно водителя и эксурсовода. Потом тетки из эксурсионного бюро, завидев меня в окно уже сами выбегали на улицу, что-бы не дай бог к конкурентам не зашел. Тем более, что поползновения были. Стою я как-то на улице, жду своего рафика, ко мне подходит представитель конкурирующей организации, и начинает как-бы разговор "за жизнь", откуда я, сколько собираюсь пробыть в Таиланде, и заканчивающееся, ну тогда вам непременно нужно купить у нас какую-нибудь экскурсию.  Кстати, в другой раз подобный диалог (я тогда остановился на улице, потому что никак не мог открыть бутылку с водой, незнакомый таец помог и начал разговор "за жизнь") кончился предложением взять оптом девочку сразу на две недели, мол дешевле обойдется.
И вот ранним утром я вышел из гостиницы. На улице меня ждала совершенно фантастическая картина, монахи в оранжевых тогах и с черными горшками, вытянувшись в вереницу шли по тротуару и стучались во все лавки, оттуда выходили люди и ложили им в горшки мешки с едой, кто сколько может. Так буддистские монахи добывают себе пропитание.
Первое место в котором я побывал - это "плавучий рынок" в окрестностях Бангкока. Вообще, рынки в Таиланде главным образом обычные, "дневные". Иногда бывают "ночные", например в районе красных фонарей Патпонге. А что, очень практично, выходит клиент из борделя, глядишь еще чего-нибудь себе купит, штаны там или часы, и наоборот, поехал турист на ночной рынок, а там глядишь раздумал и по девочкам пошел. К слову, Патпонг охраняется полицией чуть-ли не с автоматами, не дай бог что-нибудь с туристом случится. Но бывают еще рынки и плавающие. Вообще, Таиланд страна болотистая, там очень много рек, речек, ручьев и каналов (или как они здесь называются хлонги). Оставшуюся площадь занимают остатки джунглей и рисовые поля, которые естественно тоже большую часть года залиты водой. Поэтому - лодка, здесь одно из основных средств передвижения. Временами крестьяне на лодках скапливаются в одном месте и начинают торговать, как с друг другом, так и с берегом. В таком месте и возникает "плавающий рынок". Какую то часть путь мы проделали на джонке. Пейзаж вокруг напоминал декорации к американскому фильму о Вьетнаме. Кокосовые пальмы, джунгли, хижины на сваях. Поскольку тот "плавающий рынок", где я был образцово-показательный, то он несколько чище стандартного бангкокского базара. А так набор тот же, фрукты, шмотки, сувениры, кокосовые орехи, которые при тебе надрезают и в дырку вставляют соломинку. Когда у тайских крестьянок покупаешь фрукты, то они также как и наши, крепко-накрепко связывают ручки пакета. В чем состоит тайный смысл этой процедуры, я честно говоря не могу уловить до сих пор.  Дальше я начал ездить по различным шоу.
Змеиное шоу. Ведущий начал с того, что змеи в Таиланде везде, например под вашими стульями. Потом замызганый тайский подросток дергал кобру за хвост, ловил ее руками, кобра шипела на подростка, подросток шипел на кобру. После этого кобру подоили (или сделали вид, что подоили, у меня есть некоторые подозрения, что просто сунуть ей стакан в рот недостаточно). И в конце этого публичного унижения для кобры ее посадили в одну клетку с мангустом. Мангуст долго бегал и суетился возле передней стенки стеклянной клетки, потом обернулся на кобру, кобра напугалась, раскрылась зонтиком и зашипела, но разве это поможет, мангуст вразвалочку подошел к кобре, кобра напрягшись стояла в боевой стойке, раз бросок, мимо, кобра пытается сопротивляться, второй бросок, и мангуст треплет кобру, как тузик тряпку. Ведущий вмешивается, и отправляет искусанную мангустом кобру отдыхать до следующего выступления. Вообщем, ау, защитники животники где вы?  Потом, тот же подросток пытался поймать руками сразу 3 змеи. Получилось не с первого раза. Змеи расползлись по сцене. В прошлом году в Таиланде на слоновьем шоу погибла англичанка, об этом много писали. Зрители на всякий случай попересаживались с первых рядов. Змей в конце концов изловили всех.
Шоу крокодилов. Здесь уже два подростка дергали за хвост крокодила, сидели на нем и толкали друг друга в его пасть. Крокодил флегматично лежал, открыв пасть. Периодически, тайцы совали в пасть крокодилу швабру, он щелкал челюстями как компостер в тролейбусе, только щепки в разные стороны летели. Прошелся я и по самой крокодиловой ферме (как до того по змеиной). Рептилии вяло плавали в прудах, или грелись на огороженных берегах. Везде висело предупреждение " Не опускайте пожалуйста части вашего тела  в пруд с крокодилами". И вот стою я, облокотился о загородку, смотрю в воду. В этот момент из глубины что-то всплывает на поверхность и вдруг прыгает. Да, такой вот ужастик в реальной жизни, с глазомером у крокодила явная напряженка, ему до меня лететь да лететь было, он и трети пути не проделал, но хотя бы попробовал. Я потом подумал, а почему бы ему так на людей и не реагировать, в конце концов его же они кормят, тут бывает рыбки за червяками из воды прыгают. Во втором пруду опять таки при моем приближении из глубины опять начало что-то всплывать и застыло на пол-пути. Так вот тот крокодил прыгнул, только тогда, когда я отвернулся. Так что это все таки не рыбки.
Слоновье шоу. К слонам в Таиланде особое отношение. В королевский герб входит белый слон. До сих пор считается, что если где-то рождается белый слон, то он автоматически становится собственностью короля. Само шоу оказалось очень ярким, костюмным, даже устроили битву между тайской и бирманской армиями, которая в реальности состоялась в 18 веке. Были боевые слоны и много пиротехники. Перед самим шоу выступал разогревающий тайский фокусник, в конце он выпустил голубя на свободу. "Висака, висака", зашептали в толпе, праздник еще не кончился. А еще как-то раз я видел вечером как по Бангкоку перегоняли слона. На хвост ему нацепили отражатель. Вдруг не разглядит кто-нибудь! В Таиланде можно и покататься на слоне. Я разумеется прокатился. Скажу прямо, это довольно высоко, плюс скамейку качает. Погонщику то что, он сидит устойчиво где-то между ушами. А вообще было бы желание и деньги, можно и в поход на несколько дней на слонах уйти.
Еще я побывал на так называемом "культурном шоу" в Розовом Саду. Там просто объединили в одно место народные танцы, кикбоксинг (он же тайский бокс), тайскую свадьбу, бой на мечах и проводы юноши в монахи. Все было очень ярким, очень цветным. Из танцев запомнились "танец с бамбуком" и "пальцы-улитки". Танец с бамбуком напоминает детские игры со скакалкой, только в такт ударяют бамбуковыми палками, а танцоры прыгают между ними. Те палки щелкают, словно крокодильи челюсти, по-моему если между ними ногу все-таки защемит, то без перелома дело не обойдется. В другом танце, "пальцы-улитки" пальцы танцовщиц удлинялись раза в три конусами из золотистой бумаги, отчего движения рук сразу становились очень выразительными. 
Половина организованных экскурсий заканчивалась также, как и не организованные. То есть в ювелирном магазине. Правда, это был самый шикарный в Бангкоке "Галерея драгоценностей", его ненавязчиво включали в большую часть экскурсионных программ (мол, сюрприз). Каждый рафик с туристами встречали девушки в национальных костюмах, построившись повзводно. - Ка-пун-каа...
Мол, спонсоры приехали...Еще раз о другой культуре, если женщина хочет казаться вежливой, то она в конце каждой фразы говорит каа, а мужчина краб. Поэтому приветсвие в мужском и женском варианте отличаются. Внутри небольшая показательная мастерская, где несколько тайцев орудуют напильниками над небольшими верстаками, в кинозале  показывают фильм о достижениях ювелиров Таиланда, ну и конечно сам торговый зал. А какие там стоят аквариумы с коралловыми рыбками, я естественно сразу рванул к ним, но меня удержала за рюкзак продавщица и вернула меня к моим прямым обязанностям, то есть смотреть рубины с сапфирами, а еще лучше скупать их. Эх, вот оно бремя белого человека. Запомнилось, как миниатюрная и очень хорошенькая тайка кругами ходила вокруг здоровенной бабени, то ли немки, то ли англичанки, примеряя ей цепочку.
Конечно же быть в Таиланде, и не съездить на море грешно. Поэтому решил я помочить ноги в Индийском океане. А может то уже был Тихий, честно говоря толком не знаю куда относится Сиамский залив. В 2 часах езды от Бангкока находится морской курорт Паттайя. Там я как то день и провел. Нас немного покатали на теплоходе, потом мы пересели на лодку, проплыли над коралловым рифом. В этот момент открыли дно, которое оказалось стеклянным. Паттайя считается довольно грязным местом, все-таки Бангкок под боком. Но это тропики и жизнь кипит даже в брошенной в море пластиковой бутылке, не говоря уж о коралловом рифе. В конце  концов нас привезли на коралловый остров и оставили там на несколько часов. Я немного побултыхался на мелководье, вода мало отличалось от температуры человеческого тела, а если и отличалась, то в большую сторону. Там же где она была по щиколотку, то и вовсе нагрелась до горячего состояния. В миниатюрных лужах суетились бычки, бегал по кругу попавший в ловушку краб, какие-то странные создания распустились черными астрами, но стоило к ним приблизиться, как они съеживались и прятались в песок. По большому счету в таком месте надо нырять с маской, чего я увы не умею. Но вот пора и возвращаться, я потом долго вытряхал мельчайший белый коралловый песок из волос, из штанов, из кроссовок, и даже из фотоаппарата. 
Следующее место, куда я выбрался называлось Аюттайя. Здесь нужен небольшой экскурс в историю. По меркам Востока тайцы - молодая нация. Тысячу лет назад в этих краях процветала великая и могучая империя кхмеров. На ее западных окраинах возникли города, которые и развились до сегодняшнего Таиланда. Вначале были века господства царства Сухотаи, пришедшего затем в упадок, настало время возвышении Айютайи, в те времена Таиланд покрывал всю территорию бывшей империи  кхмеров, но потом в 18 веке соседи-бирманцы во время войны сделали попытку стереть Аютайю с лица земли, это им удалось лишь частично, все таки строили тайцы тогда крепко, но восстанавливать столицу не стали, а король перехал в Бангкок. В следующем веке пришли англичане, тайцы подписали с ними удачный торговый договор, а бирманцы отказались, тогда Англия завоевала Бирму, Таиланд же остался одной из немногих стран третьего мира, который никогда ничьей колонией не был. Ну еще можно добавить пару слов про древнее северное царство Ланна, оно долго было независмым, пока перед угрозой бирманского нашествия все таки не объединилось с Таиландом. И вот смотреть на развалины этой самой Аютайи я как то и поехал. Обезглавленные Будды одеты в оранжевые тоги, негоже богам, пусть и обезглавленным, не одетым быть. А так все похоже на какой-нибудь бангкокский ват, только разрушенный. Наверное, дело в том, что если в других странах история в 19-20 веке сделала очень резкий поворот, то до Таиланда этот поворот дошел не до конца. Во всяком случае стиль строительства дворцов за века не изменился. Погулял я по развалинам, надпись "на монументы не забираться" я рассмотрел только после того, как забрался на них и уже слез. Еще в этом месте из корней одного дерева сам собой вырос Будда, его только пообтесали немного и опять таки в тогу одели. Я уже точно не помню, то ли в Айютайе, то ли в другом месте нас водили показывать "традиционный тайский деревенский дом". Он обязательно располагается на свайях, места все-таки мокрые и представляет собой сложную систему навесов, стены местами где-то есть, где-то нет, стекла в окнах отсутствуют напрочь. А зачем, тропики ведь, холодно не бывает, дом нужен только как защита от дождя. Оказывается, дом (деревянный все таки, а не бумажный, здесь вам не Япония) строится несколькими семьями сразу и живут в нем 10-20, а то и 30 человек. Эксурсовод пожаловался на новые времена, когда в семьях только 2-3 ребенка, вот раньше бывало 5-6 детей.   
Еще была экскурсия в какой-то концлагерь в джунглях, но я туда не поехал. Чего смотреть? Таиланд воевал во время второй мировой войны на стороне Японии и немало англичан, австралийцев и голландцев сгинуло в здешних местах, этот климат хорош когда на пару недель приезжаешь, когда мост в джунглях строишь, да еще на условиях военопленного, то все это воспринимается несколько по-другому.
В моих поездках по стране мне попадались разные попутчики, вот компания южноафриканцев, белых (-а где вы еще были? вам надо обязательно побывать у нас в Южной Африке, у нас много всяких зверей, вот только чумка... (plague) Чего? переспросил я, мужик разговаривающий со мной застеснялся, как будто сказал что-то неприличное, тогда подошла женщина, взяла меня за рукав моей черной майки, и потерла его -а вот такие вот, болезни там всякие), китайцы (одна китаянка из Тайваня, вначале долго расказывала как она ходила в 8-дневный поход по джунглям, а потом сказала, что она боится на бангкокских такси ездить, такая вот женская логика, а может просто ее таксист пытался в "секс-чоп" отвезти и девица струхнула), американцы, итальянец, голландцы и даже одна пара из Бутана (!).
Решил я тогда выбраться куда-нибудь более капитально. Круиз по южным островам, этот вариант казался мне в Англии наиболее привлекательным, я отверг, и так вся кожа слезла после одного дня у моря, и вроде бы берегся, а если б не берегся, да еще три  дня? Тогда я купил себе трехдневный тур в северный город Чианг-Май, столицу древнего царства Ланна.  Туда ехать 10 часов на автобусе от Бангкока, вначале за окном сплошь банановые, да кокосовые пальмы, потом начались горы, и деревья пошли привычного европейского типа, а выше почему-то снова начались пальмы. Теоретически меня должны были встретить на вокзале, но не встретили. По понятным причинам я всегда нервничаю на автокзалах чужих стран, а тут еще стемнело, за местного не закосишь, я единственный белый. И вдруг подходит ко мне белая девица и спрашивает не знаю ли я какой-нибудь гестхаус в окрестностях. Разумеется оказалась англичанкой (а кто ж еще может оказаться в Чианг-Мае в 8 часов вечера, да еще не позаботившись о том, что бы забронировать отель, или хотя бы узнав где таковые находятся???) Полистав мой путеводитель и найдя пару подходящих адресов, незнакомка уехала. Тут и до меня дошло, что халява с транспортом не прошла, и пошел ловить тук-тук. Как это ни странно, меня сразу повезли в отель, без попыток заехать в ювелирный магазин или бордель. Видимо, до провинции столичные веяния еще не добрались. А потом оказалось, что автобус на час позже пришел, и меня уже отчаялись дождаться. На следующее утро была эксурсия на ферму орхидей и в рабочий лагерь слонов. Среди орхидей просто было очень красиво. А еще я узнал, что они оказывается растут долгие годы, прежде чем дойдут до нужной кондиции. Средняя орхидея имеет возраст около 4-5 лет. Вот поэтому они и такие дорогие. Наверное все настоящее, дорогое, развивается медленно и неспеша, а все дешевое, поддельное созревает быстро. На слонов я в принципе насмотрелся еще раньше, но лагерь под Чианг-Маем более "настоящий", там меньше костюмной показухи, больше серьезной работы. Например, по разведению слонов. Впрочем, само шоу тоже было довольно интересно, у них слоны умеют рисовать кисточкой и одевать кепку людям при помощи хобота. Ну, и разумеется там бревна таскать и прочее, что слоны делали до появления тракторов. А еще лагерь находится в очень красивом месте, в горах. Местные бабки продают туристам бананы, мол для слонят. Вообще, проблема, мучающая все зоопарки мира, как заставить посетителей не кормить животных всякой дрянью, решается в Таиланде очень просто, там просто посетителям продают правильную еду для животных. В этом же лагере я видел гиббонов, я не знаю, остались ли они на воле, но когда то они в Таиланде жили, это точно.
В этот же день нас повезли в один горный ват. К нему ведет лестница на добрых метров сто, если не больше, вместо перил лестницы очень красивые и соответсвенно очень длинные наги с семью головами. Красные и зеленые чешуйки играют на солнце. Там, наверху, меня благословил некий буддистский монах, попрыскал водой с какой-то метелки, прочитал надо мной пару мантр, и повязал на запястье белый шнурок. Интересно, что им все таки ни под каким видом нельзя прикасаться к женщине, мой компаньонше-чилийке (нас двоем по горам возили, все таки далеко от столицы, да и не сезон сейчас) после аналогичной процедуры шнурок повязал помощник. Еще в том вате есть смотровая площадка, внизу лежит Чианг-Май. Высота где-то добрых полкилометра, если не километр. Красиво. Выше в горах живут тайские индейцы. Это так называемые "племена с холмов". Они ведут полукочевой образ жизни, пришли лет сто назад из Южного Китая, у них свой язык и своя культура, не похожая на культуру оседлых тайцев. Вот в деревню одного из таких племен нас и повезли. Кажется племя называлось Мао или Мяо, уже точно не помню. С какого-то места дорога дошла до такого качества, что рафик по ней уже пройти не мог и мы пересели в кузов грузовика. В деревне пахло дымом, остальное напоминало резервацию из кино. Мы вошли в один из домов, внутри была одна большая комната, эксурсовод ткнула пальцем на плитку с чайником, вот здесь у них кухня, потом на кучу одеял в углу, здесь спальня. Неожиданно из тени вышел дед и двинулся по направлению к чайнику, дом то был обитаемый, а не показательный! Чилийка бросилась фотографировать живой экспонат. Потом, на местном базарчике я стал рассматривать какой-то местный кисет с вышивкой, или что-то такого типа. Девушка-экскурсовод тут же начала подбирать для меня кисет нужного цвета. А этот тебе нравится? А это? Чувствуется, что их очень хорошо инструктируют, что турист должен потратиться обязательно.
"Племен с холмов" около восьми, некоторые из них имеют довольно странные обычаи. Есть племя длинноухих женщин, длинношеих женщин. У длинношеих женщин девочкам в детстве одевают на шею спираль, ко времени совершеннолетия она растягивает их шеи до совершенно невероятной длины. Потом голова уже без спирали не держится. Зачем это все делается толком не понятно, по одной из версии такая операция улучшает обзор, а это поможет избежать нападения тигра, хотя наверное все дело в том, что чего только не сделаешь что-бы быть красивой. А представления о красоте бывают разными.  Одно время эта практика уже была почти забита... до тех пор пока в Таиланде не начался туристический бум. Туристы платят за то, что бы сфотографироваться вместе с "экзотикой". Наверное, одна такая изуродованная девочка  может прокормить всю семью. Но все таки... все таки...
Вечером я решил прогуляться по городу, ведь я его почти не видел. И вот захожу в один из ватов, уже начало темнеть и почти никого нет. Зато очень много бродячих собак. Я на следующий день обнаружил, что в храмах собирают еду для "бедных собачек" и видимо здесь же их и подкармливают. На буддистских харчах они растут до чего-то среднего между бультерьером и ротвейлером. И бедными они совсем не выглядит, шерсть во всяком случае лоснится. Меня облаяли, но на расстоянии, кто-то позвал пахана. Пришла собака, вот она как раз и была больше всего похожа на бультерьра, пожалуй поменьше чем остальные. Но она не лаяла, она просто молча шла на меня, наклонив голову и оскалившись. За ее спиной лаяли шестерки. Это выглядело столь недвусмысленно и жутко, что я предпочел ретироваться. В другом вате меня снова облаяли, но на этот раз вышел сторож,  прогнал собак и открыл один из храмов. Там он сунул мне в руки  свечки и ароматные палочки, потом показал куда их ставить на алтаре. Пришлось поставить, после этого он повязал мне на руку белый буддистский шнурок, уже второй за этот день.  Вслед за этим достал книгу для пожертвований. Ага, так вот ради чего все это было затеяно! Вечером я зашел в ресторан поужинать, официант показал пальцем на мои запястья со шнурками и потом поднял вверх большой палец. 
Следующий день был посвящен народным промыслам и отличался явным коммерческим уклоном. Когда-то возле Чианг-Мая были деревни ремесленников, потом это стало чем-то типа показательных фабрик для туристов с обязательным магазином. Я побывал там, где делают зонтики. Зонтики (те что национальные разумеется) бывают двух типов - шелковые и бумажные. Бумага в Таиланде тоже местная. Ее делают из коры одного тропического дерева. Свозили на шелковую фабрику, серебряную кузницу. Не обошлось без местной резьбы по дереву. Опять таки лак у тайцев не химический, а его добывают из местного дерева. Все таки жизнь в тропиках имеет свои преимущества, почти все растет в лесу. Разумеется, не обошлось без традиционных рубинов.
Оставшиеся полдня я просто погулял по городу. Чианг-Май гораздо более мелкий город, чем Бангкок, а ватов там почти столько же. И главное, он гораздо более старый, храмы в нем в основном 12-13 века. Арихитектура похожая, но больше зеленых тонов, больше непокрашенного дерева, чаще встречаются наги. И еще, в Бангкоке в ватах большими стаями ходят кошки, а в Чианг-Мае собаки, причем в тех самых местах где меня вечером облаяли, днем можно ходить совершенно спокойно. А вообще, наверное существует какая-то местная северо-тайская традиция прикармливать бродячих собак при ватах. В Бангкоке они выглядят  очень жутко и часто облезлые. Раз уж разговор зашел о кошках-собаках, то тут же вопрос, а как в Сиаме обстоит дело с сиамскими кошками? Бывают, в стаях бездомных иногда встречаются, а иногда явно чьи-то попадаются, в ошейниках.
Почти из любого места видны горы, все таки - это довольно высоко, старый город обнесен крепостной стеной и рвом, во рву плавают гупешки, какие-то рыбы покрупнее и целые косяки дермогенисов (это такая аквариумная рыбка, ее второе название, бойцовый полурыл, рыбка довольно редкая и дорогая).
Севернее города находится знаменитый "золотой треугольник". Там выращивают опийный мак, опять таки, как и с рубинами значительный процент мирового производства героина приходится на Таиланд. Но с этим борются. Ввели смертную казнь за продажу наркотиков. Об этом периодически напоминают плакаты на улице. Говорят в некоторых странах региона, напоминание о смертной казни внесено в таможенную декларацию. С десяток лет назад на наркотраффике поймали англичанку, приговорили к пожизненному заключению, но где то лет через 7-8 король ее помиловал.
Но настала пора мне уезжать из Чианг-Мая. Меня ждал ночной автобус. И вот через пару часов езды автобус останавливают вооруженные люди. Это оказалась не "Армия освобождения Бирмы", как я было подумал, а всего лишь солдаты. Сами солдаты напоминали хунту Пиночета с карикатур советских времен, точно с такими же касками, офицер в фуражке с высокой кокардой был вылитый Пиночет. Они проверили паспорта у всех пассажиров, парень через проход от меня помахал американским паспортом, мой белоруский, такой же синий, в полумраке был неотличим. Вывели из автобуса двух девиц, чего то долго у них искали, но в конце концов их отпустили с миром.
В тот день когда я приехал в Бангкок, была церемония Королевской вспашки, начинался сезон дождей и пора было сеять рис. Первым его торжественно сеяли в Бангкоке, я смотреть не поехал, устал с дороги, да и в самом деле пошел дождь. Ливни были и раньше, быстрые и сильные тропические ливни, но тут обложило все небо и стало ясно, что действительно начался сезон дождей, да и путешествие мое уже подходит к концу, завтра улетать. А церемонию я посмотрел по телевизору, кто-то торжественно разбрасывал семена, а потом крупным планом показали, как за них тайцы дерутся, собирая их с поля.
На следующий день мне надо было очень рано выбираться из гостиницы, в 4 утра я нашел в гостиничном баре таксиста, оторвал его от телевизора, там показывали футбол, он потом всю дорогу слушал репортаж, скрипел зубами и периодически дергал за руль. В аэропорту, после того, как я прошел паспортный контроль, зашел в бар, футбол заканчивался и с кубком прыгали странно знакомые люди в странно знакомых футболках "Ливерпуль?" "Йес". Ах да, конечно, это в Бангкоке пол-шестого утра, а в Европе сейчас вечер. Перед взлетом стюардессы извинились за беспокойство и опрыскали из балончика весь салон. Комары. Вот так и закончилось мое путешествие в одну из стран Востока.
И в памяти остались просто какие-то картины. Жарко, местные барышни, перед тем как перейти улицу раскрывают зонтики от солнца. Под таким же зонтиком важно идет оранжевый монах. Утро, улица еще толком не проснулась, серые дома, серый асфальт, яркой оранжевой цепочкой идут монахи, в руках у каждого горшок для подаяний, то из одной лавки, то из друнгой выходят люди и кладут в горшки еду. В северном городе Чианг-Мае закат, и в лучах отраженного солнца светятся зеленые глаза драконов.
      
А что там едят?

О! Об этом можно говорить часами. Вообще до того как я познакомился с огнедышащими восточными кухнями, я считал что люблю острое. Мое знакомство с тайской кухней до моей поездки ограничивалось двумя походами в тайские рестораны в Англии. Первый раз это было в Кембридже. Мне очень понравилось, но официанты были английские, и это похоже был адаптированный к европейским вкусам вариант, второй раз я зашел в аналогичное заведение в Лондоне. Здесь уже официантки были тайскими, от первой же ложки заказанного мною зеленого карри у меня глаза полезли на лоб. Они его что на серной кислоте что-ли готовят??? Официантка молча подала стакан воды. Потом оказалось, что это - одно из самых острых блюд местной кухни. Вот так вот с первого раза я в точку и попал.
Итак начнем с фруктов. Про дуриан я уже писал, добавлю еще что он где-то размером с небольшую дыню и покрыт шипами, мякоти в нем относительно немного, не более половины всего объема, в нее как бы завернуты семена. Говорят, похожими свойствами обладает джекфрут, но его на базарах не видел, только видел как он растет в ватах. На вкус европейцев лучшим тайским плодом является мангустан, он небольшой, размером с гранат, внутри мякоть, по вкусу похожая на очень спелую клубнику, но с другим, впрочем очень слабым запахом. Еще есть три очень похожих друг на друга плода, личи, рамбутан и лонган, все они мелкие, все покрыты очень плотной кожурой, внутри плотная мякоть, больше всего напоминающая виноград. Казалось бы ничего особенного, но как приятно в жару есть что-нибудь сочное и не очень приторное. Я личи и рамбутаны попробовал еще в Минске, но что бы ощутить весь кайф от них надо полдня прошататься по 35 градусам. Из этой троицы почему-то самые дешевые рамбутаны, кило из стоит почти столько же сколько литр питьевой воды. У них же и самый экзотичный вид, это волосатый красно-зеленый шарик, у личи - кожура гладкая и красная, у лонгана такая же гладкая, но коричневая, я честно говоря вначале долго думал, что это молодая картошка, пока не спросил. Памелла - похоже на громадный апельсин, но с очень слабо выраженным цитрусовым вкусом. Кремовое яблоко, как его называют англичане, но кажется еще есть название чиримойя, или что то в таком роде.  Слегка напоминает грушу, но с более нежной мякотью, это тайский вариант, вариант из английского супермаркета близок к древесине. Папайя - с первого раза действительно кажется очень похожей на дыню, потом понимаешь, что она все таки другая, и пожалуй ни на что ни похожа. Разумеется, полно более привычных фруктов, типа ананасов, бананов, арбузов, манго. Манго опять таки гораздо слаще, мягче и вкуснее английского варианта. Еще типично тайской штучкой считается художественная резьба по фруктам, если подают к столу ананас, то из него обязательно чего-нибудь вырезают.
Если вы выйдете на улицу, то на каждом углу наткнетесь, что что-то жарят, варят, продают, это могут быть нарезанные и охлажденные на льду фрукты, жареные на решетке бананы, миниатюрные шашлычки-сатори, что-то типа хвороста, но только сделано из свинины, какие-то миниатюрные лепешки, прожареные до состояния семечек креветки и многое-многое другое, считается что все это есть безопасно, потому что все эти уличные продукты прожарены до хрустящего состояния, но у меня все таки были некоторые сомнения. Впрочем, почти все аналогичное я попробовал в мелких ресторанчиках или у себя в отеле. За исключением... Иду я как-то по своему Пратунаму, стоит мужик с тремя пакетами, в одном жареные кузнечики, в другом что-то покрупнее типа саранчи, а в третьем, черви, ну чисто опарыши, только жареные и хрустящие. Я морально был готов попробовать кузнечиков, чем они в принципе отличаются от креветок (впрочем так и не сделал этого), а вот жареные опарыши оказались уже сверх моей толерантности, потом на базаре в Чианг-Мае я видел банку таких же червей, засушенных до состояния чипсов, выглядели очень аккуратно и гигиенично, можно пересчитать все сегменты  и даже глазки видны. У меня даже мелькнула злодейская мысль, купить их, а потом пригласить друзей на пиво, и когда народ уже дойдет до нужной кондиции, поставить к пиву экзотику.  Но я все таки это не сделал.
Китайская кухня основана на двух главных принципах: во-первых суп, во-вторых зажаренное до состояния чипсов чего-нибудь, ну и лапша конечно, разных видов, без лапши китайцам не жить. Это все присутсивует и в тайской кухне, разве что все таки гораздо чаще гарниром идет рис. Индийское блюдо характерно огромным количеством пряностей, опять таки все это присутствует и в тайской кухне, но пряности более разнообразны, большинства я не знаю даже названия, чего-то типа мелиссы (очень часто встречается), имбирь, галанган (или чего-то в этом роде) и многое-многое другое. Да, тайцы все-таки морская нация, и в качестве мяса чаще идет рыба или что-нибудь из морских гадов. Обычно когда видят европейское лицо клиента, то пряностей кладут раза в два-три меньше, или честно предупреждают, что блюдо может быть очень острым. Все таки до тайских луженых желудков и пищеводов нам еще очень далеко. Карри, которое в Англии представляет собой тушеное с пряностями и овощами мясо в Таиланде оказывается чем-то типа супа, да еще приготовленном на кокосовом молоке.
Вот тут припомнилось ... В отеле через столик от меня сидела какая-то негритянская семья. У них похоже вышло явное непоминание с официанткой. Вначале негритянка сказала "Ну если не понимаешь, то я сейчас покажу тебе" и повела официантку за ручку к соседнему столику, и ткнула пальцем в блюдо. Таец, который это блюдо ел, явно засмущался. Через какое-то время, когда официантка принесла заказ "Я тебе что сказала??? Си фуд! Ты поняла??? Си фуд! Но уотер!" Судя по горшку, ей явно принесли карри. Потом перед официанткой долго ходил метродотель, размахивал руками и чего-то говорил на тайском. Она захлюпала носом и ушла на кухню. Через какое-то время вернулась, но уже улыбаясь. Ведь во всех путеводителях написано, что Таиланд - страна улыбок.
Да, кошмар, всех кто когда-нибудь жил вместе с вьетнамцами, жареная селедка, в некотором роде тоже присутствует. В тайском варианте (да я думаю и в оригинальном вьетнамском тоже) - это жареная вобла. В принципе засушенной до состояния воблы и потом поджареной может быть не только рыба. Опять таки листаю я в ресторанчике меню, и напротив длинного тайского названия нахожу английскую расшифровку - лягушка. О! Мне пожалуйста, вот это. Лягушка была предварительно засолена, высушена, разломана на куски и потом поджарена, не скажу, что-бы это все оказалось очень вкусным. По-моему в таком виде, что лягушка, что селедка, совершенно все равно. В чайнатауне я к слову видел такую же воблу из крокодила. Иногда жарят и чуть подкопченую рыбу. Вот это вот действительно необычно и вкусно. Еще из экзоты я как то заказал морскую пиявку, принесли что-то мускулистое и со щупальцами. Вкусно. Потом до меня дошло, что это наверное был банальный трепанг. Ладно, заканчиваю про еду, все равно все расказать я не в силах. Восточные кухни богаче и разнообразнее европейских.

А что там пьют?

Да вообщем-то с таким климатом тяжело что-то пить крепче воды. Есть местное пиво и местное рисовое виски. Почему то 35 оборотов. Иногда оборигены называют его же ромом. Видимо не очень отчетливо представляют себе разницу. Когда-то в этих местах жевали бетель и курили опиум. Не встречалось ни того, ни другого, а вот сувенирных трубок для опиума полно, видел в музее и королевскую шкатулку для бетеля.

А какие там девушки?

Хм, очень даже ничего. Надо только где-то полдня на адаптацию, чтобы привыкнуть, что все вокруг тебя такие. Разумеется тайцы монголоиды, но признаки расы выражены не так ярко, как например у японцев или казахов, они скорее похожи на полинезейцев, как их показывают по телевизору. Есть какие-то черты от южных индусов, вообще тайцы скорее светло-коричневые, чем желтые. Они в основном миниатюрные (а фигурки у девушек кстати бывают очень классные), но все таки не такие мелкие как например вьетнамцы. Надо сказать, красивая нация. 


Рецензии