Фетиш родина

Государство – когда оно начинает убивать своих граждан, всегда называет себя Родиной.
Ф. Дюрренматт.

Поговорим о самом "дорогом" и "близком" для нас – о "родине".

Сколько всякого там в этом звуке для нас слилось… Еще бы! Ведь нас с детства кормили "родиной" - учили в школе любить колосок в поле или "родную" берёзку, потом учили "родине" служить, "отечество" ценить: пускай она уродина, но всё же…Так и воспитывались – в духе самых теплых чувств к этому необъятному и необъяснимому предмету самых человечных поползновений души.

Быть может, у вас возник вопрос о "закавычивании" такого "стабильного" предмета, как родина. Так сделано не просто так, а оттого, что существуют определенные проблемы в представлении данного понятия.

Эта короткая статья обращена к людям, имеющим долю предрассудков, связанных с "родиной". Выражаясь словами Устрялова, если вы мыслящий гражданин, то служение родине налагает на вас обязанность выяснить смысл этого служения, продумать и оправдать его мотивы.

Итак, зачем нам "родина"? "Основная опора власти, – не физическая сила, не пушки, и не кулаки, а души человеческие. Когда нет опоры в душах, ни штыки, ни тюрьмы, ни прочие безжизненные предметы не создадут и не охранят власти" – считал основатель национал-большевизм Устрялов, оправдывая существования государства с неопределенно идеалистических позиций. Если же он и берет в расчет "души человеческие" (или психику), то и с этой позиции мы можем втиснуть "родину", "забыв" на время о диалектическом материализме.

Понятие "родины" неразрывно связано с патриотизмом, или любовью к отечеству. Как отмечал симпатизирующий христианству мыслитель Вл. Соловьев, первичным являлся патриотизм рода, и только при переходе к оседлому земледельческому быту, патриотизм приобрел значения любви к земле. Но, как констатировал тот же известный философ, "отечество не было только географическим и этнографическим  термином - оно было вотчиной особого бога… служба родине была деятельным богослужением". Можно сказать, что "родина" являлась такой же идеей, как и "бог". Разумно полагать, что эта идея и вселяла покорность в души угнетенного государством человечества.

Мы смеем утверждать, что само по себе довольно отвлеченное понятие "родины" связано с понятием государства. Возник ли этот кровавый механизм подавления одного класса другим, возведенная в закон воля господ - как "реальное условие общечеловеческого дела, т. е. осуществления добра в мире", следуя мысли Соловьева?

Вот тут же мы натыкаемся на неразрешимые противоречия между идеализмом и наукой, мы натыкаемся на вопрос о классовой сущности государства. Игнорировать его просто невозможно – он требует радикального своего решения, а именно – становления на четкую классовую позицию. Служит ли государство, управляемое буржуазией и бюрократией на благо рабочего класса? Или работают ли они на благо всей "родины"?

Можно ли принудить буржуазию быть национальной, т.е. покупать, например, "Спартак", нежели "Челси", как это сделал "непатриотичный" Абрамович? Сам по себе капитализм давно перешагнул национальные рамки, свидетельство чему Транснациональные компании, но вот буржуазия, однако, нас всё равно кормит "отечеством"!

Наши соотечественники всегда использовали "родину" по многим назначениям. Поговорим о миссии "родины" в современной российской политике, на примере которой мы и сможем разглядеть вполне материальные факторы, синтезирующее родину в нашем воспаленном мозге.
"Как много говорят, толкуют, кричат, теперь о национальности, об отечестве!" – словно для нашего времени восклицал Ленин в своей статье "О национальной гордости великороссов", написанной, однако, еще в 1915 году, когда насквозь прогнивший царский режим вел Мировую войну. "Родина" тогда эксплуатировалась повсеместно. Хотя официальная пропаганда и пыталась навязать народу шовинизм, но, все же, дутые ценности были вскрыты наизнанку жестокой правдой войны, развязанной империалистами; сладкие речи были ничем для проливающего кровь солдата, мокрые идеи не могли спасти человека от свинца! Пусть теперь самый наипотриотнейший буржуй взглянет в глаза матери, потерявший сына в Чечне.

Мы видим всю реальную "приземленность" и пошлость социал-патриотического фетишизма на примере самой "горячей" темы – выборов, фактор "отечества"  в которых играет очень большую роль.

Куда ни глянь, в каждой агитационной речи наших пробитых политиканов мы слышим страстные завывания о "любви" и "долге". Словно шаманы современности бормочут они заклятья, пытаясь вселить патриотизм в народ, паразитируя на всем "народном": сталинисты, точно некрофилы бредят молотом-серпом, правые – короной и крестом. Короче, паразитирует, кто как может.

Разумеется, можно вспомнить слова Ленина "Социалистическое отечество в опасности! Да здравствует социалистическое отечество!", но ведь отечество–то было уже другим, и над ним нависала страшная угроза – погибнуть совсем молодым под ударами сторонников Империи! Говорят, что теперь над "родиной" нависла тоже угроза: "демократия в опасности", "риск развала державы, десуверенизации…" и прочее. Но должен ли рабочий класс беспокоиться по поводу страховитых угрозок разрушения Российской Империи в её современном капиталистическом виде?!

Мы должны разоблачать и сшибать "стройную" фалангу буржуазно-патриотических мыслей! "Родина рабочего там, где палка!" – констатировал Гейне - и  государство, как палка, постоянно напоминает о своей пошлой материальности, не считаясь ни с христианскими утопиями, ни с ультранационализмом!

"Пролетарии не имеют отечества!" – мы солидарны в этом с Марксом и, извиняясь за грубость, добавляем: "Но зато отечество имеет пролетариев!".

Страсть по "отечеству" как психологический комплекс: свою незначительную ничтожную жизнь хочется спрятать в чем-то большом, надутом, словно воздушный шар.
Мы, коммунисты, отнюдь не злобные критиканы, только лишь бредящие покушением на "остатки святого", как наверняка подумал о нас несчастный обыватель. Но мы хотим поделиться трезвым взглядом на вполне ясную картину, нарисованную вовсе не нашей рукой. Ни "Великая Русь", ни СССР – не наша родина! Наша родина – весь мир! Весь мир голодных и рабов! Мы боремся за свою будущую Родину – за тот кусочек земли, который мы отвоюем у господ, за наше общее всемирное социалистическое отечество, где наше "святое" не буду использовать в роли фетиша, где уже само по себе антагонистическое понятие "родины" будет отмирать с последними остатками несвободы – государством, церковью, армией.

Позади нас – изнасилованная, оскорбленная, никогда не бывшая свободной "родина". Впереди же - прекрасная, любимая, действительно наша – Всемирная Социалистическая Родина!

Закончить необходимо словами Маяковского:

По свету всему гоняться
привык наш бродячий народина.
Мы никаких не наций,
труд наш – наша родина.


Рецензии