Спектакль

Сколько лет назад произошла эта история, в каком городе – никто сейчас уже не вспомнит. Душным июльским вечером в одном из провинциальных театров должны были давать какую-то из пьес Шекспира. Зал лениво наполнялся зрителями, в воздухе звучали знакомые театралам покашливания и хлопки неловко отпущенных откидных сидений.  Зрители покупали программки и переговаривались вполголоса друг с другом, создавая неповторимый театральный гул.  Атмосфера потихоньку накалялась и за несколько минут до начала вылилась в нетерпеливые аплодисменты. Что в тот вечер произошло с актерами, имел ли место сговор с режиссером – неизвестно. Но в  назначенное время – девять часов вечера на сцене не было ни декораций, ни актеров. Занавес был поднят, открывая зрителям пустую сцену. Через некоторое время в зале начал раздаваться топот и послышались выкрики особенно невыдержанных граждан. И действительно – хорошо ли заставлять ждать зрителей? Когда ситуация уже начала выходить за рамки приличия, на сцену поднялся он. В плохо выглаженном костюме, ссутуленный, одной рукой держа стул с прямой спинкой, слегка подняв другую для равновесия – он прошел в самый центр сцены. Стих гул в зале, плавно погас свет, прожектора выхватили лучами его фигуру.  Двигаясь так, что никто не видел его лица, он поставил стул, зашел сзади, чуть помедлил, и  оперевшись левой рукой о спинку стула медленно встретил зал. Нет – он не посмотрел сразу им в лица – нет. Он опустил голову и ждал. Он ждал пока даже мухи, забыв о своем предназначении, не прекратили злобного жужжания и не уставились в жадном любопытстве на сцену. Когда в зале не осталось ни одного равнодушного человека, когда душный июльский вечер превратился в одно сплошное ожидание его – он поднял голову. Его глаза были полны слез. Видимо что-то случилось, потому что сам он был тверд как скала. Его беззащитная фигура, была полна отчаянной решимости.  Столько трагичности вызывал его образ, столько героизма было в его непонятном поступке, что зал взорвался аплодисментами. Люди, обескураженные его появлением, не знали как себя вести и, найдя выход своим эмоциям в признании его гения, бешено отбивали себе ладони. В зале творилось что-то невообразимое. Люди кричали «браво» неизвестному человеку, не пробывшему на сцене и десяти минут,  бросали заготовленные для вручения любимым актерам цветы на сцену. Подняв лицо вверх, он несколько минут наслаждался аплодисментами. Затем,  остановив властным движением руки это буйство, недовольный чем-то, он отвернул голову, прикрывшись от взглядов толпы рукой. Зал стыдливо стих. Вновь уставившись  взглядом в пол, он собирался с силами, а зрители терпеливо ждали, что же он скажет. Когда он поднял голову, его глаза опять были наполнены слезами. Все напряглись в ожидании. Но он молчал. Окружающий мир завернулся кольцом, обогнув его странную фигуру, и замкнулся на его мыслях.
 « Я плачу о вас, люди. Я плачу о себе…» – говорил он всем своим естеством. Черты его лица,  линии его фигуры, его движения – говорили с людьми. Все его слышали, хотя губы его были сомкнуты, ни одного звука не слетело с его языка. Он говорил с ними. Он рассказывал им о себе, рассказывал им о них самих. Помещение театра заполнилось щемящей душу вибрацией – будто кто-то, балуясь, брал безнадежное «си», волшебством заставляя аккорд звучать до бесконечности.
В зале начали слышаться всхлипывания. Он дошел до самого главного. Кто-то, забывшись, крикнул: «нет… не надо…». Он улыбнулся сквозь слезы, но непослушные уголки губ выдали его, – было видно, нет, не видно, а почти физически ощутимо, сколько мужества вкладывает этот человек в эту секунду. Он еще улыбался, когда его тело дернулось от боли. Все еще борясь с собой, он закрыл лицо руками, пытался остановиться, но тщетно. Он упал на колени, и его тело стало содрогаться от рыданий. Человек,  даже слезы в глазах которого выбили несколько сотен зрителей из равновесного спокойствия, рыдал сейчас как ребенок. Беззвучно, как и все что он сегодня делал, он заставил зал рыдать вместе с ним. Людей охватил стыд за все, что они сделали, делали и будут делать. В том, что они будут делать, не было никаких сомнений. Но сейчас они расплачивались за все. За помыслы и дела, за желания и грезы. Жизнь разбилась на отрезки: до искупления, и еще не начавшееся «после». Будь богатым – я плачу о тебе, будь слабым – я с тобой сейчас. Я люблю тебя и плачу за тебя. Я люблю тебя, что бы ты ни делал. Назойливое си завертелось юлой, поднялось до запредельных вершин и грянуло оттуда победным маршем. Достигнув апогея, безумие стало незаметно переходить из рыданий в смех, оттого что мы все же рядом, оттого что он здесь – с нами, а еще через минуту в зале не осталось ни одного плачущего человека. Люди смеялись, обезумев от счастья, обнимали друг друга, вытирая слезы. Любовью, бесконечной любовью было наполнено все в этом маленьком душном зале. Они готовы были любить и дарить любовь всем кто рядом.  Когда люди вспомнили о нем, и обратили свои взоры на сцену – там никого не было. Сцена было пуста, а на стуле лежал заготовленный для актеров и брошенный вдруг незнакомому человеку  букет.

Я был там. Четырнадцатый ряд, восьмое место. Я рыдал и смеялся вместе со всеми. Я был охвачен его любовью на минуты, чтобы пронести ее через всю жизнь. И я один оправившись от наваждения, бросился на улицу и увидел его уходящего вдаль. Я догнал его, резко развернул и заглянул  в глаза.
 «Кто ты, черт тебя возьми?!» – хотел крикнуть я. Но он, предупредив меня, мягко отстранил мои руки, слегка качнул головой, развернулся и ушел, оставив меня самым несчастным из смертных.
«Останься здесь с нами», – я чувствовал всех людей как одну большую семью. Клянусь – я готов был отдать жизнь за его присутствие на земле.  Я упал на колени: «…прошу…» – но он лишь ссутулился еще больше и через минуту исчез в темноте.


Рецензии
Вольф Мессинг? Бен Беницианов? Михаил Боярский? Патрик, так нечестно!

Carapax   09.10.2003 02:36     Заявить о нарушении
Carapax - если хотите, чтобы люди Вас понимали, изъясняйтесь понятнее. Вот я, например, ничего не понял из Вашей реплики. А очень бы хотел...

Patrick Vlasoff   09.10.2003 20:27   Заявить о нарушении
Патрик, я просто я недоумевал, кто бы это мог быть на сцене и сделал несколько предположений... В качестве извинения могу сказать, что находился в состоянии измененного сознания - Вы на время посмотрите...

Ваш,

Carapax   10.10.2003 01:54   Заявить о нарушении
Да я сам частенько бываю невменяем. Правда не от стимуляторов, а так - сам по себе. И, по традиции, хотелось бы что нибудь о тексте...

Patrick Vlasoff   11.10.2003 00:12   Заявить о нарушении
О тексте, о тексте... Текст хорош - как текст. Сам по себе. И технически и по смыслу. Только же я должен был проникнуться сопереживанием к артисту, радоваться его успеху, страдать его болью, а этого не произошло. Потому что для этого необходимо знать, о чем идет речь - я должен быть знаком с героем, с историей его жизни, его проблемами и т.д. - а я не знаю.
То ли отрывок из чего-то, то ли заготовка для. А еще, говорят, дураку полдела не показывают :))

Ваш,

Carapax   11.10.2003 17:01   Заявить о нарушении
Речь о Боге. А, впрочем, уже не знаю.

Ваш,

Patrick Vlasoff   11.10.2003 20:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.