Полет шмеля

Роман Янушевский

-Да, классный у тебя грузовик, - говорит Леня-сапер, с восторгом поглаживая гладкий белый корпус "Интернешнл".
-Неплохой, - сияю я. - Я на него сегодня в первый раз сел. Они же абсолютно новые, их на базу привезли на той неделе. На них никто не умеет ездить, вот меня позавчера и научили. Действительно хорошая штука - летает по трассе, как легковушка, никакой разницы. Мягко-мягко! И видишь, он поменьше, чем наши обычные "Фрайты", и не трясется во время езды.
-Знаешь, на что он похож?
-На что?
-На шмеля - такой же широкий, низкий, мордастый.
-Наверное. - озадаченно чешу затылок. - Только говорят, что он менее устойчив, но я не заметил. И ездить на нем - одно удовольствие. Так ты со мной поедешь, значит?
-Ну Рони, это который с двумя гробами на погонах, лейтенант, то есть, сказал, что да.
-А куда мы едем на ночь глядя?
-В Рамаллу. Вообще-то у нашего подразделения сначала было другое задание - разминировать одно поле с противотанковыми минами, а теперь вот это.
-О, так это же отличная работа, такие большие мины искать - их найти легко.
-Как раз наоборот: самая гадость - они старые, уж лет пятьдесят, как в земле сидят, вросли в нее, от тяжести вглубь зарылись, стали более чувствительные, и через каждые два метра такая штука врыта. Дают нам квадратный километр и вручную занимаешься ими.
-Как это вручную? Без металлоискателей что ли? - удивляюсь я.
-С металлоискателями, конечно. Как же без них. Мы...
-Слушай, Лень, прости, что перебиваю, пойдем глянем, как грузовик загружают. А то положат все тяжелое на одну сторону, так и перевернуться запросто можно.
-Ну давай, я тогда пока на кухню сгоняю.

Обхожу "Интер". От него до целой горы вещей - холодильников, шкафов, кроватей и вещмешков - протянулась цепочка солдат, таскающих и раскладывающих в кузове весь груз так, чтобы внутри не оставалось ни единого свободного сантиметра. Вот уже и поднимают задний борт, но высоченный сержант умудрился найти еще чуть-чуть места где-то вверху, указал на него рукой, и туда с трудом пропихивают еще один вещмешок.
-Ого-го! Вот так загрузили!
Сержант оборачивается, оказавшись весьма интеллигентным парнем, дружелюбно кивает:
-Ты водитель?
-Я. Роман. - протягиваю руку.
-Гиль. Я поеду с тобой.
-А как же Леонид? Должен был он.
-Нет, он будет в автобусе.
-Ну ладно, - разочарованно пожимаю плечами.

Подходит улыбающийся Леня с огромной гроздью черного винограда, протягивает мне ее, отщипнув и кинув себе в рот пару крупных шариков.
-Держи, это тебе.
-Вот спасибо. Откуда ты узнал, что я обожаю виноград?
Он хитро подмигивает.
-Только прости, братан, тут у нас перестановочка - я вместе со всеми отправляюсь. Почему-то Рони хочет, чтобы с тобой Гиль был в кабине.
-Да я уже слышал. Жалко. 
-Мне тоже жаль. Только разговорились.
-Так куда мы все-таки едем? - смотрю я на него.
-Нас вот пару часов назад внезапно подорвали - вместо минного поля едем в Рамаллу взрывать какие-то здания у канцелярии Арафата. Исторический момент, так сказать.
-Ух-ты! Никогда еще не бывал на боевых операциях.
Леня смеется, задрав голову и показывая белые зубы.
-Да кто ж тебя на саму операцию возьмет, ты с нами только до ближайшего к ней пункта едешь. Под саму Рамаллу.
-Ну все равно. Ответственная штука, а?
-Еще бы!

Гиль влезает в кабину с сумкой, ставит ее у себя в ногах, протягивает мне бутылку колы.
-На, попей, я сейчас еще кое-куда сгоняю.
Возвращается он с Рони, командиром роты, тот дает мне указание держаться посередке, между двумя автобусами, при этом нервно поглядывает на часы.
-Рони?
-Да. - вскидывает голову и смотрит мне прямо в глаза.
-Сколько туда ехать? Мне для езды после десяти вечера нужно просить разрешение.
-Час с четвертью - полтора. Хочешь позвонить?
-Я думаю, успеем. А если что, позвоню на базу уже в дороге, на полчаса мне разрешат просрочить. Гиль знает, куда нам?

Рони поворачивается к Гилю.
-Ты дорогу знаешь?
-Приблизительно. Но мы же все вместе едем, да?
Комроты кивает, подписывает мне направление на работу и приговаривает:
-Не боись, поедем колонной. И если что, Гиль будет держать с нами связь по телефону.
-Ну хорошо.
-Ты как себя чувствуешь, не устал? Спать не хочешь?
-Да нормально, доедем.
-Ну тогда в путь.

Взбудораженный грядущей операцией, частью которой я становлюсь, завожу двигатель. Вот это да! Я всегда мечтал попасть в боевые части, но не сложилось. Так теперь хотя бы вот так буду принимать во всех событиях участие. Да и в Рамалле бывать не приходилось. Интересно, мы войдем в сам город или остановимся в какой-то базе на окраине?

Выезжаем, но на КП Гиль просить притормозить. Мимо проходит какой-то отставший солдат, сержант подзывает его и оборачивается ко мне, спрашивая, можно ли его посадить к нам в кабину. Я цыкаю в ответ - нет места.
Передний автобус приостановился снаружи базы, пыхтит, нас ждет. Водитель заднего устает ждать и, раздраженный, объезжает наш грузовик, но притормаживает в воротах, чтобы захватить того солдата, с которым мы только что разговаривали. Еще пару секунд на то, чтобы замешкавшийся солдатик поднялся на ступеньки, закрывается дверь, и мы трогаемся.
Наконец-то на свободе!

За плечами вырастают крылья. Настроение - отличное! Мы летииим! На темном толстеньком шмеле, только жужжание у нас потише будет.
Дорога змеится, нет знаков и освещения. Ну так что же, это Территории, здесь мало цивилизованных мест. Оно и к лучшему. И мы с радостью и легкостью берем подъемы и спуски. Появляется мост? Я плавно сбавляю скорость, и мы вписываемся в него. Встречная машина? Прижимаюсь к обочине. Крутой поворот? Тоже не проблема.
Только одно меня заботит: два автобуса ушли далеко вперед - им-то все равно, с какой скоростью ехать, а мне нельзя превышать восемьдесят километров в час. Все регистрируется на техографе - стоит такой приборчик сбоку от сидения. Да и честно говоря, я бы один здесь ехал медленнее - все-таки трасса чересчур извилистая. А тут еще звонит Рони из автобусов, дразнит: где вы, почему так медленно?
Я прошу Гиля передать им мою просьбу не гнать сильно. Те соглашаются, но разрыв между нами явно растет.
-Слушай, Гиль, а ты говоришь, что знаешь путь, да?
-Э-э-э, - он делает неопределенные колебания ладонью. - Относительно.
-Гм. - хмурюсь я.

Ой, до чего же красива дорога ночью - она узка, а потому можно ехать посередине. Фары разукрашивают ее полотно в пестрые плящущие полосы. Впереди, метрах в ста-ста пятидесяти, красные огоньки автобусов. Кустики травы на обочине проносятся мимо с нереальной скоростью. Но мой взгляд приковывает к себе именно трасса.
-Смотри, - говорю Гилю. - Как в компьютерной игре.
-В какой игре? - не сразу понимает сержант, отвлеченный от раздумий о чем-то.
-Ну гонки всякие, ралли. Видишь, фары высвечивают как будто бы экран, и в центре его - дорога. А твоя задача - ехать быстро по ней и не сорваться, на обочину не скатиться и в ограждения не врезаться.
-Точно. - под нос себе бормочет Гиль.

И мы несемся по течению вслед за поворотами, четко врисовываясь в зигзаги. Один, еще один. Мне даже чудится, что играет электронная мелодия. Я уверенно держусь за джойстик. И вдруг, влетев на пригорок и подпрыгнув, замечаю нежданно-негаданно вырисовавшийся крутой и опасный поворот, причем он уже совсем близко.
-Ой. - бормочу и давлю на тормоз. Но тот, вместо того, чтобы мягко замедлить ход грузовика, производит что-то странное - мы начинаем нестись еще быстрее.
-Что такое? - удивляюсь я и снова давлю на педаль. Но эффект обратный - "Интер" уже несется на девяноста километрах в час, и тут я с ужасом осознаю, что на пригорке, когда мы подпрыгнули, моя нога вернулась на соседнюю педаль газа, и потому в поворот мы точно не вписываемся - тот слишком резкий для нас. И точно...

Все вокруг спотыкается, отчего-то замедляется и пытается произвести на нас впечатление, в подробностях показав наш путь:
нас заносит,
как такое могло случиться со мной?
колеса отрываются от земли,
нервы звенят,
прости меня, Г-споди,
кабину уносит влево,
мы летим,
бедный Гиль, его-то за что в такую передрягу...
медленно переворачиваемся в воздухе,
крутится земля за окном,
так страшно отрываться от нее,
с грохотом приземляемся,
*****! ****ь!
хрустит стекло и подмятое правое зеркало,
ну почему именно сейчас?!
по инерции с ужасным скрежетом и искрами ползем по асфальту, вспахивая его собою и срывая металлические дорожные ограждения со столбиков, словно фольгу,
ху-тук, ху-тук, ху-тук, ху-тук
разбитое ветровое стекло,
кабина,
вся в дыму,
ничего не видно.

-Ты цел, Гиль? Ты в порядке?
-Да, сюда, сюда, - слышу его голос.
Я болтаюсь на ремнях и чувствую себя обманутым участником "американских горок", которому показали ад, но не дали туда попасть.
Так ли это?
Внезапно я пугаюсь, что грузовик взорвется, и зачем-то выдернув ключ из зажигания и забрав его с собой, через верхнее окно, которое еще полминуты назад было левым, выбираюсь на крышу. Двигатель хрипит и бьется, словно сердце подстреленной лани, но все слабее и слабее, пока совсем не затихает. Единственная уцелевшая фара по памяти высвечивает что-то впереди себя. Кругом дым.
Мой бедный шмелик! Как мне тебя жаль! И почему именно сейчас все это приключилось со мной?!
И тут меня ошпаривает еще одна мысль.
А где же Гиль?
Спрыгиваю сзади, спереди страшно - вдруг рванет, когда там кругом солярка разлита, верчу головой во все стороны, начинаю бегать вокруг "Интера", как сумасшедший. Ужас придает мне сил, и я не чувствую ног под собой.
-Братишка, мужик, где ты? Ты здесь?
Откуда-то с противоположной стороны слышу нечто подобное. И мы начинаем наворачивать круги вокруг трупа грузовика, боясь друг за друга и не понимая, куда пропал второй и ужасаясь той мысли, что а вдруг с тем что-то случилось, и он по-прежнему в кабине, раненый и истекающий кровью. Потом на третьем круге сталкиваемся на одном из поворотов, облегченно и радостно бросаемся друг к другу, обнимаемся, как будто мы с ним и вправду братья, которые не виделись тысячу лет.
-Живой!
-И ты живой?
Перебиваем друг друга вопросом:
-Ну ты цел? Все в порядке? Ничего не болит?

Оказывается, что на обоих ни царапины, и все из-за ремней. Не будь мы пристегнуты, кто знает, что было бы. Мы таращимся друг на друга и внезапно обнаруживаем, что на нас двоих - только один автомат: на нем.
Причем мой. Второй и бронежилеты остались в кабине. Гиль тотчас рвется их вытащить оттуда, но я показываю ему на медленно вытекающуюся из-под грузовика лужу солярки и дым.
-Сейчас не стоит, братишка, еще рванет! Давай подождем некоторое время.

Слышится шум подъезжающего автомобиля, и виден прыгающий свет фар. Я порываюсь выйти на дорогу, но теперь уже Гиль останавливает меня:
-Ты что, сумасшедший, мы же на Территориях, да еще и ночью. Мало ли, кто тут ездит.
-Да, - озадаченно отвечаю, - об этом я и не подумал.
Машина замедляет скорость. Я передаю свой автомат сержанту и встаю рядом с ним.
-В твоих руках он принесет нам обоим больше пользы, у тебя опыт, ты "боевик".
Тот проверяет, крепко ли я вставил магазин, передергивает затвор, ставит палец на курок, чтобы быть готовым к любому повороту событий, подходит к автомобилю.
Из окна высовывается поселенец в кипе:
-Ребят, помощь нужна?
-Нет, нет, мы в порядке, проезжайте. Спасибо! - машет ему Гиль. Визжат шины, красные огонечки задних фар срываются с места.
Мой напарник оборачивается и тут же начинает гневно махать на меня руками:
-Что ты тут встал посреди шоссе, сойди с него куда-нибудь вниз.
Мы оба спускаемся в придорожные кусты. Гиль звонит Рони:
-У нас авария, мы перевернулись, да, вернитесь за нами.
И тут на меня накатывает полное осознание совершившегося. Я сажусь на землю, хватаюсь за голову и крепко сжимаю ее руками - как я мог перевернуть грузовик, как я мог? Ведь ни одной серьезной аварии в моей жизни не случалось, ни одной, а тут такая! Весь грузовик - всмятку...
Гиль подходит ко мне, садится напротив меня на корточки, заглядывает мне в глаза и говорит:
-Братишка, мы с тобой целы, а все остальное - фигня. Не бери это в голову, парень. Мы будем жить! Ты слышишь меня, будем жить!

4-6.10.03


Рецензии
Бейт Набалла? Хотя мы на Интерах не ездили...:-)))
Зарисовка неплохая - есть к чему придраться(если позволите, то могу и по мылу), но это по мелочам - сюжет мне понравился и описания реалистичные.

"Выезжаем, но на КП Гиль просить притормозить." - там у вас "блошка" затесалась - "...Гиль ПРОСИТ притормозить"

С уважением

Дмитрий Пок   18.09.2004 10:59     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.