Реквием для души

(пьеса для одного  зрителя)

Узкий полупустой, длинный светлый  зал, у окна несколько человек. Именинница в голубом простом платье стоит у зеркала. В высоких дубовых дверях – гости.
 
 (тихо, но радостно; с мягкой улыбкой). Здравствуй, тишина! Давно что-то тебя не видно, а я по тебе соскучилась. Я так давно не встречала тебя, а мне так это нужно. Шумит море, в воду слетают солнечные листья. Безмолвное, белое и гладкое разливается где-то внутри – это ты, тишина. Мне так хорошо: уши гудят тобой, по телу льётся твоя дрожь и журчание. В мире есть лишь одна гармония: я, ты и одиночество. Не ожидала? А я всегда жду тебя, тихую, молчаливую. Здравствуй, здравствуй, тишина! Я безумно рада тебя видеть.
   (спокойный женский голос) Убрала волосы с лица, дотронулась до кончиков ресниц щёточкой, настроила улыбку, поправила складки платья – я первая, меня не тронут. Начался мой перворождённый день. Жду гостей.
     Зазвонил телефон. Резкий звук, совершенно ненужный человек, бессмысленный  вопрос и пустой ответ. В этой жизни слишком много лишнего. Для нас с тобой слишком мало места в мире , есть только тишина и одиночество.
       (мужской восхищённый баритон) Руки опускаются от такой красоты… ты прелестна, моё милое создание. Ты знаешь, тебя порой не хватает, без тебя невыносимо, гадко… только ненадолго: тебя хватает ненадолго. Ты скоро улетишь вместе с запахом твоих дорогих кисло-сладких духов. Ты вся соткана из дорогих: дорогая одежда, дорогие жесты и манеры, ты моя дорогая. Тебя не хватает… ТЫ нужна мне, потому что без таких, как ты, нет таких, как я.
               (негромкий женский голос) Зачем выдумали звуки? Зачем вычеркнули гармонию? Тишина, заполни мне уши! Ты мне необходима. Я живу среди этих странных людей, но я не вижу и не чувствую их: мне слышны следы вместо прохожих, жесты вместо голосов, вкусы вместо ощущений.
  Люди производят столько шума, что не могут слышать тебя, только я умею… Смотри, кружится замёрзшая вода в воздухе, голова кружится, земля кружится, мы все кружимся в одном мире… в мире одиночества. Я знаю, он любит искренность, красоту и нежность. Искренность ценит чистые души, грешные и лживые оставляют слишком много мусора, а искренность прозрачна, ей нужен кристальный мир. Я хочу подумать о её счастье.
                (воодушевленный мужской голос) Нежные руки, гибкие и прозрачные, с яркой сеткой голубых жил. Твои руки похожи на мои лишь одним - желанием оставаться нетронутыми. Я преклоняюсь перед тобой, моя маленькая девочка, твоя душа живая, как и ты, её не понимают - бархатные каштановые волосы, лучистые янтарные глаза с изумрудными крапинками, узкие плечи. Ты вылеплена из прозрачных жилок, из паутинок влажных мыслей. Тебя всегда мало, хочется больше, а тебя нет. Ты теряешься среди людей и проспектов, они бледнеют, исчезают, а ты остаёшься, путаясь в своих выдуманных мирах, сожалениях и нежностях. Плохо, что земля не вертится в обратную сторону. Обидно, что так часто приходится выбирать, а выбор редко оказывается правильным. Жаль, что нас с тобой так мало!
                (полудетский любящий слабый голос) Здравствуй, ночь! Здравствуй и прощай! Я с тобой недавно знакома, но твоя тихая грусть – мой отдых. Тихая грусть, тёплое дыхание, не спящие звёзды, ты грустна, ночь, и мне хочется грустить вместе с тобой.   
   Брось, зачем это напущенное, угрожающее одиночество? Ведь ты не можешь быть одинока. Хочешь, я буду рядом? Рассвету отдаёшь свои права, когда свершаются тысячи судеб. А ты светлая и зыбкая:  всплакнёшь росой, вытрешь слёзы солнцем – и хрустящее в ногах утро снова в силе, в твоей силе. Ты сильная, ночь, на всех смотришь свысока, знаешь дорогу каждого, а сама скрываешься среди отговорок и предлогов. Летом тебя стерегут,  а зимой ты укрываешь бездомных собак и бессонных людей -   они без оглядки отдаются в твои руки. Ты царица, ночь, немая и гордая... Будь со мной, и я полюблю тебя так, как никто другой.
                (нервный резкий мужской баритон) Я ненавижу тебя, в каждом жесте – моё отражение, зеркальное и чёткое, в тебе – призвание быть мной. Бросаешь жесты, как деньги на ветер, покупаешь взгляды за улыбки, прячешь смущение в накрахмаленных воротничках. В тёмных мягких плечах  - дерзость, смешанная с коктейлем жеманства; в зажжённых глазах – страх перед новым; в безропотном дыхании – тревога.  Не можешь отказаться от прошлого и втаптываешь грязь себе в голову, но ты же умница, зачем же тебе мусор? Я когда-то любил таких, но они увядают медленно, только неподдельная чувствительность вскоре становится приторно-горькой. Отказаться от сладких улыбок и слезливых сцен – значит потерять тебя, ты испаришься, растворишься в белизне мира, как крепкий табак. С тобой то тяжело, то свободно, только к чему такие перемены? Постоянство спасает и от тебя тоже. Кажется, я несу чушь.
                (ласковый задумчивый, чуть нервный голос) Здравствуй, грусть! Помнишь меня? Нет? Я не удивлюсь, а я всё не могу забыть тебя, ты мне внушилась, врезалась в голову и теперь снишься. Ты самый желанный гость. Я так ждала, что ты придёшь, томная, с глазами, наполненными морем, со скромной улыбкой полумесяцем. Грусть, ты всегда приходишь вовремя, всегда кстати. Ну а кто не рад, тот ничего не ждёт в своей жизни. Я люблю тебя всем сердцем; в одиночестве я жду только тебя, при свечах, с музыкой. Клавиши бродят по роялю, чистая, яркая музыка льётся в ожидании тебя… Мелкой поступью втекаешь ты, грусть, в мою душу, усмехнёшься краешками губ и задумаешься. Твоё счастье во мне, я это чувствую. Твоя клавишная музыка ищет меня в окне, у осени.
                (вальяжный спокойный мужской голос) Чёрные шелковистые волосы с дымным отливом, большие красные руки, крупный нос и чуткие глаза  - это ты. О тебе приятно думать: глотнёшь воздуха, а там так и просится твоё присутствие, мысль сворачивается клубком. Мне нравятся твои неуклюжие, звонкие жесты, ласковые слова, слетающие с горячих губ, обречённые на бесконечность, твой безмерный энтузиазм – всё это, как небо, нужно мне.  Вспомнишь – и улыбнёшься в сердце; увидев твою открытую, ясную улыбку, так и хочется сожалеть, ведь ты уже не моя. Ты прошлая, а я живу и жил будущим. Ты уже прошлая, но ты нужна мне, нужна для будущего и для самолюбия. Ты исчезнешь, утонешь во времени, тебя быстро заменит воспоминание, оно останется гладким и пёстрым, только жаль, что прошлому не поверить.
   (радостный, эмоциональный, теплый молодой женский голос, чуть приглушенный, торопливый) Ты не могла не прийти. Ты  - моя самая маленькая из всех, ты – жизнь. Я встречаюсь с тобой каждый день, но не могу надышаться, я до слёз готова верить и любить тебя. Ты лишь украдкой отвернёшься и задашь новый вопрос. Мы все ждём от тебя нового,  да мы живём только ради тебя,  ради твоего скользкого смеха, детской улыбки и искренней радости при встрече. Без тебя, жизнь, без твоего греющего поцелуя я не смогу заснуть. Я надеюсь, что ты доверяешь мне, я верю в искренность души, в тебе журчит детство, а оно всегда искренно и вечно. Я хотела бы получить от тебя в подарок кусочек тающего счастья, но ты принесла цветы, а это лучший подарок.
(влюбленный вкрадчивый влажный голос) Сгорбленная, вязкая, ты не покидаешь меня даже ночью. Снятся твои розовые полуоткрытые губы, снятся веснушки и русые волосы, заплетённые в косы. Жаль, что я не могу забыть тебя, и что-то нежно шепчется у меня на плече. Ты по-русски красива: гладкая и правильная, такой и должна быть моя любимая. Хотя любовь здесь ни при чём, просто с тобой хорошо, пускай сейчас, что будет дальше неизвестно, да я и не хочу знать, я подумаю об этом завтра, а теперь мне хорошо и спокойно, тепло и уютно, не отнимай моего счастья.
(свободный развязный голос) Давно мы с тобой не встречались. До сих пор ищешь уют? Он где-то рядом, я и его давно не видела. Здравствуй! Ты как всегда удивляешь меня  верой, несбыточностью и надеждой. Для кого-то  - цель, для меня – вера во спасение. Ведь всё получится, правда? И цветущие яблони, и сливочное небо, и твёрдая земля, правда?  ты молчишь…  ты молчишь снежно, словно зимний лес, беззвучно и ровно. Не покидай меня – я не смогу тебя забыть. Твоё кисейное платье и пухлые плечи – неоконченный абрис, но ты лучшая, в тебе есть смысл. С тобой свободно – я уже с час болтаю, а ты не произнесла и слова. Уходишь? Ну что ж ... прощай, мечта!
(некрасивый хриповатый, выражающий презрение и ненависть, мужской голос) Засыпали город снегом, тают чувства в переходе. Ты смеёшься от холода, раскраснелась и громко смеёшься, в воздухе трещит твой обрывочный смех. Он наполняет уши – и уже не так одиноко стоять на этих промёрзших улицах, курить и принуждённо улыбаться в ответ тебе, пока ты смеёшься моей серьёзности. Растрёпанные волосы щекочут мне лицо. Да перестань ты! Твой смех уже стал надоедать мне…  Вот так, тишина не мешает думать. Я полюблю тебя позже, когда будет время, но сейчас я занят. Прости за не подаренные вовремя цветы, за сказанные некстати слова, но ведь я ещё полюблю тебя, полюблю за то, что я не тот человек, а сейчас подожди. (смолкает, переходит на шепот) Тебе весело, смеёшься… чёрт, а у меня сигарета потухла.
                (очень яркий испуганный, звонкий женский голос) Ты ко мне? Нет, не может быть! Подожди, ведь так мало времени прошло, я за всё заплачу΄, дай только ещё немного жизни, совсем немного. (пауза, потом переходит в крик, надрывается) Ну что же ты? Смотри же, смотри на мои слёзы, упивайся моей кровью. (пауза) Что же молчишь? Страшно? А я не боюсь тебя. Неужели тебе жаль последнего глотка жизни (ненависть)? Не смотри в глаза – отравишь меня раньше времени. Ждёшь? Я не сумею больше заплакать, так забирай же мою жизнь (тихое всхлипывание, пауза, постепенно обрывается, как незаконченная песня)! Да зачем я тебе, ведь так мало осталось …



   


Рецензии