Горим, братцы, горим!

Хорошими делами прославиться нельзя!
                Старуха Шапокляк

  По данным не так давно проведенных исследований «психологического выгорания» Межведомственной службы помощи детям и молодежи, большинство представителей так называемых «помогающих» профессий – учителя, медики, работники детских домов сами в большинстве своем нуждаются в незамедлительной помощи.
  В качестве методического инструментария в исследовании психологов использовалась т.н. методика AVEM, позволяющая определить уровень выгорания у испытуемых. С помощью этой методики описываются четыре типа поведения и переживаний, связанных с отношением к работе. Они получаются за счет сочетания различной выраженности таких показателей как: поглощенность работой (т.е. безусловная значимость работы, стремление к высокому качеству выполняемой деятельности, самосовершенствованию и т.д.), способность к сопротивлению нагрузкам и преодолению возникающих проблем (тенденцию к отказу от усилий при неудаче, внутренний покой), эмоции, связанные с работой (переживание профессионального успеха, удовлетворенность жизнью, переживание социальной поддержки).
  Всего череповецкие психологи обследовали 199 человек. Данные диагностического обследования представителей городской «помогающей» сферы жизни позволяют говорить о следующем.

«Редкий фрукт», все «пофиг» и «камикадзе»

  Оптимальный тип отношения к работе, не порождающий риска для здоровья отмечен только у 5 процентов опрошенных. У них отмечена умеренная выраженность значимости работы, развитое профессиональное честолюбие, умение разумно распределять нагрузки, последовательно решать возникающие проблемы. Для них характерны относительно внутренний покой, уравновешенность, преобладание позитивных эмоций, т.е. переживание профессионального успеха, удовлетворенности жизнью и ощущение поддержки окружающих. Видимо этот тип личности настолько редок, что все попытки хотя бы интуитивно вызвать в сознании образ подобного педагога или медика натолкнулись на полную неудачу.
  Тринадцать процентов отпрошенных психологами работников школ относятся к так называемому типу S, который характеризуется низким уровнем мотивации профессиональной деятельности, отстраненнностью от работы, но в то же время отсутствием тотального отказа от деятельности. Они готовы работать, но «душу» этой работе отдавать не будут. Чувство же удовлетворенностью жизнью эти люди достигают где-то вне профессии, например, в общении с близкими людьми. Их сознание, травмируемое ежедневно прессинговой рабочей среды, просто перестает воспринимать реальность своей профессиональной деятельности как потенциальное поле для самореализации. Наоборот, в ход идут различные типы психологических защит, позволяющих человеку «телом быть тут, а душой где-то в другом месте».
  Еще 11 процентов педагогов, среди которых преобладают лица старше 50 лет, относятся к так называемому типу А. Этот тип «горит» на работе почти в буквальному смысле этого слова. Это лица с наиболее выраженным риском для здоровья, особенно в отношении сердечно-сосудистых заболеваний. Представители типа Ф сверхпоглощены работой, готовы к огромным и не восстановимым затратам и стремятся к максимальному совершенствованию в профессии; они не способны к отдыху и расслаблению, у них снижена способность сопротивляться нагрузкам, отсюда – постоянное внутреннее беспокойство, неуравновешенность, преобладание негативных эмоций, низкий уровень удовлетворенности жизнью и постоянное ощущение отсутствия социальной поддержки. Проще говоря, у представителей типа А ярко выражено противоречие между большой включенностью в работу и отсутствием ожидаемого признания (благодарности, должной зарплаты и т.п.). Вспоминается классическое: «Работой, работай, шуруй, шуруй, начальнику премия…».

«Болото»

  Но перечисленные выше типы работников – это всего лишь крайние полюса общего спектра «выгорания» - кто-то осознанно готов идти на явный ущерб своему здоровью, кто-то, уже ни во что не веря, откровенно переключился на далекие от своей профессии способы самореализации и демонстрирует поведение, напоминающее бессмертную позицию никулинских зайцев: «А нам все равно!». Большинство же педагогов (примерно 72 процента опрошенных) относятся к так называемому типу В, психологический профиль которого включает в себя низкий уровень заинтересованности, поглощенности
работой, неспособность к полноценному отдыху, сниженной способностью сопротивления нагрузкам, преобладанию негативных эмоций, внутренним беспокойством и неуравновешенностью. Представители этого типа не могут последовательно решать возникающие проблемы, поэтому они чаще отказываются от усилий в случае неудач, сильно переживают профессиональный неуспех. Кроме того, они постоянно ощущают недостаток социальной поддержки – контактов с другими людьми, заинтересованности в своих делах со стороны окружения. В перспективе для таких людей существует риск возникновения различных телесно-функциональных нарушений, истощения, связанного с чувством безнадежности и подавленности.
  Следует заметить, что педагоги с таким типом отношения к работе (это т.н. «болото») не  способны воспринимать никакие нововведения, поэтому инновационные процессы в школе будут постоянно «пробуксовывать». Ничего удивительно, что любые реформы в этой среде, которая для нашей школы является наиболее типичной пробуксовывали, пробуксовывают и, если в корне все не измениться, будут пробуксовывать и обречены на неудачу и в будущем. Кроме того, существует реальный риск проецирования («заражения») внутренних внутренних проблем педагогов на учеников, что может породить (и уже порождает) незаинтересованность учебой, неумение решать проблемы, добиваться успеха. Педагоги, не способные транслировать позитивный опыт решения проблем и преодоления трудностей, разумное отношение к своему здоровью, вряд ли смогут воспитать полноценное здоровое поколение. Более того, как правило через некоторое время после обнаружения хронического стрессового состояния может остро встать и проблема профессиональной компетентности педагога, так как они недостаточно заинтересованы в профессиональном росте.

Поможем «помогающим»?!

  Следует отметить, что такое же распределение результатов получено и в результате обследования работников детских домов, медицинских работников и по выборке череповчан (575 человек) в целом. Не отсюда ли, сделаем мы смелый вывод, и хронические проблемы реформирования нашей экономики и политического устройства в целом. Измученные жизнью люди – плохие инноваторы и проводники даже самых передовых идей.
  Получается, что люди, работающие в сфере «помогающих» профессий сами в большинстве своем требуют помощи. Особое внимание хотелось бы обратить на то, что подавляющее число опрошенных (тип А и В) испытывают недостаток социальной поддержки, которая рассматривается как психологический охранительный фактор в критических ситуациях и в отношении самочувствия и психического здоровья. Социальная поддержка – это не только реальные контакты с близкими людьми, коллегами по работе (которых катастрофически не хватает), но и заинтересованность со стороны государства, власти, управленческих структур  и т.п. Отсутствие ощущения социальной поддержки порождает чувство безысходности, ненужности, незначимости своих усилий, что может снижать и ощущение ценности собственной жизни и порождать безответственное отношение к своему здоровью.

  Психологи МСПДМ считают, что в данный момент существует необходимость в развитии различных общественных движений, инициатив, связанных с профилактической работой со взрослыми, при обязательной поддержке местных властей.

Подготовил Игорь Васюков


Рецензии