Ростовские автобусы и всякая всячина

Остановка
Большая (мне по пояс) бездомная собака поочередно обходит всех незнакомых. Чует пес, что у меня ничего нет съестного, знает, что я жлоб, и грустно обходит стороной. Эта собака не заискивает хвостом перед очередным спонсором, а просто выразительно смотрит в глаза. Получив кусок, сразу, без всяких эмоций деликатно его берет, относит за ограждение павильона и уже там смакует.
И больше на остановке никаких развлечений.
Все знакомые давно всё порассказали. Новостей нет. Новых знакомых заводить ради новых новостей смешно. Мне один раз повезло: автобусный знакомый помог дешево купить кондиционер, когда они были нарасхват. На следующий день, как я и подозревал, выпал град и жара кончилась в том году навсегда. Я даже знаю почему: не обмыл покупку с тем самым знакомым.
С каждым зеленым сигналом, через проспект - очередное вливание, и на остановке нашего брата прибывает.
Всякие мысли вылезают из щелей и щекочут.

Транспорт
А с транспортом стало заметно хуже.
Лет 10 назад ростовские власти сынициировали покупку шведского секонд-хенда в Эстонии. Теперь эти автобусы вымирают уверенно и неотвратимо, как динозавры. Новенькие турецкие «Мерседесы», купленные тогда же, оказались российского качества. Трамваи вообще не покупают с советских времен. Наверное, на такой покупке особо не наваришь.
Зато купили голландские троллейбусы! Целых 4 штуки! Юркие, синие, с голландской рекламой на боках. Правда, тоже секонд-хенд, но не Эстонский. Их покрасили зеленой русской рекламой, и они сразу стали, как новенькие!
А еще один троллейбус городу подарила Белоруссия! Подозреваю, в качестве мотыля. Но мы тоже не лыком шиты: уже 4 года думаем: а на хрена нам белорусские троллейбусы?

Маршрутка
Есть еще маршрутки. Их много. Мелкие. В которые в час пик набивается людей, как селедок в бочку. Я со своими габаритами стоять в маршрутке не могу. Даже на коленях. Лучше на автобусе стоя.
Моему району не повезло: хозяин газелек явно не в фаворе у властей. Маршруты проложены в объезд центра по забитым пробками улицам. Дорого и неудобно. А по центральной улице ездят маршрутки более достойных хозяев.
Я редко ими пользуюсь, чтоб попасть на работу. Разве что ради утреннего моциона.

Монорельс
Кстати, постепенно под самыми благовидными предлогами с транспортного рынка Ростова исчезают мелкие компании, в чем почему-то заинтересованы городские власти. Оно понятно, что хочется, чтоб все пассажирские деньги попали в соответствующий карман. Тенденция к концентрации городского транспорта в двух (по-русски почему-то – «в одних») руках наводит на неприличные мысли. А с транспортом все хуже.
Зато появился прожект монорельса (одна ветка на самом благополучном направлении), деньги на сотворение которой обязательно истратят на что-то другое, такое же полезное. Как например, истратили 6 млн. баксов на суперсовременную переукладку рельсов на одном из проспектов для трамвая, от которого вскоре останется один дух.
Темы для митингов коммунистов как будто специально кто-то придумывает.

Метро
Дорогостоящее светлое прошлое.
Когда понадобится, его обязательно пообещают построит. И еще не раз.

Троллейбус
Сохатыми пользуются стандартные пенсионеры: он дешевле. Иногда сюда попадают и простые смертные.
Но на голландском троллейбусе я иногда специально езжу. Он такой мягонький и удобный и пока еще не такой ободранный, как русские, кожу с которых обдирают сразу.

Трамвай
Единственный вид транспорта, в котором пенсионеров-бесплатников не называют «м;сором» (не путать с «мусор;ми»).
Замечу, что и вообще в Ростове трамваи – транспорт пенсионеров: туда другой не рискнет заглянуть: заколоченные фанерой окна (как в блокадном Ленинграде), фанерные сиденья (похоже, похоже выпиленные школьниками на уроках труда), мягкое наружное освещение и крест-накрест заколоченная одна дверь из трех. Но пенсионеры у нас готовы и на хлеб, и в воду.

Пригородный автобус
Вообще-то обмелевающий поток общетранспорта частично наполняет струя пригородных автобусов, которые в черте города ведут себя вызывающе нагло, будто они городские. Помню, что проезд из г. Аксая до ж/д вокзала Ростова стоил 4 руб., но от окраины Ростова (где-то середина маршрута) до ж/д вокзала – полновесные 5 руб. Когда я ехал домой, я всегда покупал билет до Аксая, но по пути вспоминал, что мне срочно надо выйти раньше. И экономил таким обманом целый руп. Потом, конечно, это было замечено, цену сделали одинаковую. Конечно, не 4 руб. И эта моя статья дохода иссякла.
Эти автобусы  на своей исторической родине бегали на междугородних маршрутах. И не южнее северного полярного круга. Стекла – двойные стеклопакеты, залитые бронебойной резиной; вентиляционные люки лишь намечены, форточек нет, чтоб снегом не забивало салон. А принудительную индивидуальную вентиляцию (трубки, что над каждым мягким креслом) в Эстонии явно забыли починить. Поэтому проезд в таком автобусе в южном городе все одно, что посещение сауны. Всего 5 руб. за сеанс с частичным набором услуг. Во-первых, пар, а во вторых, – активный массаж выпяченных частей тела выбирающимися на волю пассажирами.

Городской автобус
Но сегодня первым подполз городской автобус. Подвезло. Тот самый турецкий «Мерс». Я так и говорю: меня на работу возят в белом длинном «Мерседесе» с красными поручнями.
Набились.
Думаю дальше.

Водилы
В Ростове люд выпускают через переднюю дверь. Как правило, эта дверь узенькая, чтоб водила успел схватить за руку злоумышленника, ну или, на худой конец, прищемил его дверью в назидание. Процедура оплаты проезда выдачу билета на руки не предусматривает: суешь в маленькое окошко монеты или купюру, а назад в лучшем случае получаешь сдачу. Эта прогрессивная система побуждает водил страшно не любить льготников.
Мне особенно нравится, когда сдачу мне вручает холеная чуть ли не наманикюренная рука водилы с парой крупных золотых перстней-печаток. Я осторожно, с трепетом и с ощущением вины беру сдачу. Ни разу не замечал у водил грязных или обкусанных ногтей. И все жду, когда это они себе, наконец, сподобятся купить золотых браслетов и лайковых перчаток.
Иногда к водиле в кабину набиваются его знакомые. Я люблю слушать в пути их красочные разговоры о недостойной их мизерной зарплате; благо, что микрофоны в таких случаях не выключаются.
Иногда рядом с водилой может сидеть прекрасная дева. Она даже порывается принимать за проезд. Но редко. Зато водила ради прекрасной дамы может выкинуть все, что угодно. И меркантильные интересы при этом водиле побоку. Например, случается, что водитель на середине маршрута сообщает в салон, что автобус срочно сломался, а после того, как наивные пассажиры выползут, – отвозит даму по указанному адресу. Полагаю, что после такого проявления любви и уважения, дамы явно становятся благосклоннее.

Хозяин
Кстати, такое водилы могут проделывать не только ради прекрасного пола.
Однажды пассажиров ссадили на середине маршрута, поскольку хозяин по сотовому приказал всех бесплатно вышвырнуть и ехать на более ответственный участок. Это был царский подарок. Для меня: я доехал, и денег с меня не взяли!

Кондуктор
Этот реликт периода до развитого социализма еще сохранился. Например, в пригородных автобусах. Или в сочлененных городских.
Самое любопытное: кондукторами кишмя кишат пригородные электрички! Они с собой даже таскают кассовые аппараты и продают самые настоящие напечатанные в реале билеты! Но я отклонился от автобуса.
Как правило, функция автобусного кондуктора заключается в том, что он сидит на переднем сиденье и собирает с просачивающихся мимо него пассажиров плату за проезд. Бывают смешные кондукторы, которые бродят по салону. И даже дают билет. А одна даже благодарила за покупку и крестила вслед.
А еще кондуктор утрамбовывает. Наивный, он полагает, что если начать орать благим матом, то кто-то поступится относительной свободой и уплотнится. Но иногда срабатывает: когда у нее уж очень противный голос, чтоб заткнулась. Но хозяева четко знают, кого можно брать на эту собачью работу.
Разновидностей кондукторов несколько. Иногда это крепкие мужики, которые вытрясут мелочь из любого, а сопротивляющимся еще и морду набьют. Иногда – хрупкие девушки, со спины стеснительные, но зубастые и злые на фас. Иногда поджарые молодые подкованные каратэстые парни. И даже подростки, которых в школах научили обсчитывать. Полагаю, что последние – из рабочей династии водилы.
Толстых теток с багровым фингалом и с кожаной сумкой на брюхе уже не встретишь. Сейчас на боку кондуктора, рядом с мобилой, – элегантная поясная сумочка. Мужики же деньги рассовывают по карманам. Например, в правом брюк – десятки, в левом – пятидесятки, на груди - ближе к сердцу – сотни и т.д. В общем, величина купюр - по достоинству места на теле. Если мужик за сотней лезет в левый карман, значит, его бабы любят.

Пассажиры
Это еще как повезет.
Контингент на моей остановке набивается в зависимости от часа плюс-минус 5 минут.
До 8. Едут пенсионеры, которым надо занять очередь в какое-то муниципальное-собесовское место. Или едут на дачи. Это те, которые не дождались троллейбуса.
В 8:05 в автобусе преобладают особы сильного пола. Едут с ночных смен и в дневные смены. Разговоры солидно крутятся вокруг производственных проблем типа «а на х*я мне это нужно!»
Ровно в 8:10 в автобус впархивают девушки и восходят женщины. Ну, процентов 75 точно. В отличие от других общественных мест, в автобусах женщины не матерятся. Стесняются. Ехать в это время – смертоубийство для парфюмерных аллергиков и астматиков.
В 8:15 школьники и школьницы, которые едут в лицеи и школы. И казачата и казачатки. Как правило, этот малой народ носит ранцы за плечами, которые для удобства не снимаются в транспорте и которыми безбожно таранится и калечится остальной люд. Хорошо еще, что казачата без холодного оружия.

Пассажиры
Классифицируются по любимому месту.
Молодежь с боем берет сидячие места.
Пожилым нравится забить на всех и тромбом забить проход у кабины водилы. Всем плохо, когда тромб отрывается.
Я вообще не сажусь: боюсь, что молодежь неправильно поймет. Мне нравится в сторонке устроиться спиной к окну и лицом к людям. Причинное место надежно защищено сумкой. И интересно наблюдать.
Некоторые поворачиваются ко всему автобусному сообществу задом и тупо любуются природой, все еще мелькающей за окном.
Кондуктору нравится, чтоб все пассажиры стояли ёлочкой. В этом случае экономится пространство нерезинового автобуса.
Есть любопытный контингент, который любит стоять в дверях. Таким нравится, когда их толкают и на них рычат. Они так снимают стресс. Или наоборот. В общем, кому как.
Самые любопытные – дверные парочки. Этих двоих – обнимающихся, целующихся (верю, что сексуальная революция подвигнет их и на большее) - практически невозможно обойти, облететь сверху, проползти снизу  или просклизнуть между ними. Обычно в промежутках между поцелуями они вяло советуют воспользоваться другими дверями. Особый случай – когда дверные парочки начинают выяснять отношения. Этот цирк – лакомое блюдо. Пешеходы оборачиваются. Можно даже ставить на победителя. И на пикантную подробность особого рода.

Льготники
Это несчастный тип пассажира. Особенно пенсионеры. В подтверждение своих неотъемлемых прав надо выстоять какие-то очереди, потом не забывать документы дома, выслушивать кучу нелицеприятных слов от сотрудников общественного транспорта. Особенно им достается за то, что многие просто косят под пенсионеров. И подозреваются в обмане все!
В частные автобусы пенсионеры избегают заходить, иное - разве что пенсионеры, которые решили свести счеты с жизнью.
Еще льготники – всяческие депутаты всяческих Дум, муниципальные служащие и всякие гос. служащие. Их привилегии дразнят черную кость более всего. Хорошо, что никто из них, не в пример другим малообеспеченным слоям общества, общественным транспортом не пользуется.
А в пригородных автобусах, которые едут по городу как самые настоящие городские автобусы, действуют иные правила! Редко какой льготник долетит незамеченным до середины маршрута. Эти автобусы сильно продвинуты в сторону капитализма. Там даже ментов заставляют платить!

Льготники
Вообще-то, можно отменить льготы, а пенсионерам, например, доплачивать на транспорт. Но, во-первых, пенсионеры будут тратить эти деньги и не на транспорт. Во вторых, для получения надбавки пенсионерам придется выстаивать дополнительные очереди, что накалит. А особенно накалит, если выяснится, что у пенсионера нет справки о позарезно-нужной езде в трамвае маршрута № 3. В третьих, размер этой надбавки будет такой, чтоб не разорить государство до конца.
Лучше ничего не менять.

Остановка
Приехали.
Здесь, в центре города, собаки не побираются. Да и на этой остановке мне уже недосуг крутить собакам хвосты. Бегу от остановки прочь, на работу. Все мысли – прочь!
Кстати, помню, как одна собака самостоятельно ездила автобусами несколько дней. Заходила, ехала несколько остановок, выходила. Искала, видать, своего единственного, доброго, хлебосольного хозяина, который ее потерял? бросил? умер? Водилы не рисковали брать с нее за проезд. Собака все-таки.

Октябрь 2003


Рецензии
Да, впечатляюще написано... Красивый, колоритный слог. Вот тоже про автобус: http://proza.ru/2010/07/05/1154

Принц Андромеды   23.10.2010 11:11     Заявить о нарушении
Спасибо! Полусатира...

Владимир Морж   24.10.2010 01:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.