Интертекст начитавшись Курицына

К самому Вячеславу Курицыну сей опус имеет весьма отдаленное отношение. Просто,  начитавшись «Семи проз» в полупустом  спальном вагоне поезда Ужгород-Москва  и обнаружила я в себе эти мысли. Не знаю, уж кого благодарить за них. То ли многоуважаемого товарища Курицына  с его словесными эксерзисами, то ли плавное покачивание вагона и мерный перестук колес, то ли спящую соседку по купе, которая и на меня навевала сонное и вдумчивое настроение.
  Но вернемся к самой теме моих измышлений. Впрочем, не вернемся, а начнем, ведь я еще и не упоминала ничего об этой самой теме.
  Эта тема – роль влияния прочитанных книг на глубины нашего восприятия. Литературные критики называют интертекстом кусочки произведения одного автора и цитируемые вторым автором в контексте переосмысления его произведения.(с)  Тогда, почему же мы не можем употребить этот термин относительно каждого из нас? Ведь каждый из нас является автором собственного жизнеписания и переосмысливает прочитанные строки в рамках собственного мировоззрения. А иногда, и такое бывает, читатель переосмысливает собственную жизнь согласно прочитанным строчкам.
До определенного возраста наше сознание еще не затуманено принесенным извне. Мы осознаем свое «Йа», постигаем мир самостоятельно.  Увы, никто из нас не может подробно вспомнить и описать этот «золотой» период нашей жизни. А ведь именно в это время мы оставались самими собой. Но только «злобные» родители, не дав нам полностью насладиться одиночеством мыслей, прочтут нам «Колобка» - как уже наша картина мира изменяется до неузнаваемости. Простые слова народной сказки действуют  на нас  словно магическое заклинание. И мы уже верим в миф Колобка, видя его в каждом мячике и буханке хлеба. Или это магическое заклинание мимикрировало  под наивную детскую сказку, чтобы войти в наше сознание, изменить мировосприятие. И впоследствии, нанести сокрушительный удар, развенчав все наши мифы, доказав, что Колобков не бывает, и что Дед Мороз вовсе не Дед Мороз, а сосед Василий Петрович  со второго этажа, и нос у него, оказывается, красный вовсе не от мороза, а оттого, что Новый Год он встречает уже давно и весело.
  Некоторым несознательным личностям может показаться, что я настроена против «Колобка», а также против родителей, читающих детям сказки. Но дело ведь не в «Колобке». «Теремок» подействует на неокрепшее детское сознание так же. Да, впрочем, любое слово, услышанное или прочитанное, создает миф в нашем сознании. Мы выстраиваем свой личный мирок, не задумываясь об его адекватности миру реальному.
   Читая художественное произведение мы чувствуем себя главным героем.  Более того, мы чувствуем себя героями если не эпопеи, то хотя бы рассказа даже захлопнув книгу.  Ведь авторы где-то берут своих героев? Вот и за нами, наверное, сейчас подсматривает какой-нибудь бумагомаратель, чтобы потом все увиденное описать. Начитавшись книг, мы начинаем думать о себе в третьем лице, укладывая факты своей биографии в витиеватые словесные конструкции.
  И вот уже обедает какой-нибудь Вася  и важным видом  мыслит, что кто-то напишет о нем: «он обедал с невероятным аппетитом, устав от утомительных размышлений о судьбе родного народа. Но и во время наслаждения питательным процессом тревожные думы не покидали его светлую голову».
  Или в мозгу некоей Мани, находящейся в объятиях любовника, от которого пахнет перегаром и чесноком, бегущей строкой пробегают слова, подходящие для описания ситуации: «Она закрыла глаза и забыла обо всем на свете. Ее тело погрузилось в неземное блаженство, а душа улетела к звездам».
  И поскольку нам так и кажется, что за нами все время подглядывают из-за угла – значит надо соответствовать. Надо , жить так, чтобы потом не было стыдно показать друзьям и знакомым это описание себя. Чтобы, глубокомысленно вздохнув, они подумали про себя: « надо же, какой оказывается интересный и глубокий человек этот Вася. А мы и не знали.» И после этих мыслей они начнут оглядываться вокруг в поисках собственного автора.

P.S. Продолжение следует.
Никогда не верьте авторам, если они уверяют вас в продолжении, которое обязательно должно последовать. Если вы видите такую надпись – это значит, что у автора закончились мысли. Что ему ничего не осталось, кроме как завершить произведение и уверить читателя в том, что его ( автора) муза обязательно посетит еще раз и обязательно принесет что-нибудь в клюве, накрашенном помадой Guerlain. Или, что тоже бывает, у автора перепутались мысли. Начав писать одно – он пишет абсолютно другое, и не знает, куда же теперь девать исходный материал.
  Начав писать сей опус, я хотела поумничать об осмыслении нами философских текстов и переносе книжных постулатов в реальную жизнь. Но после перерыва на обед я поняла, что первые мои мысли не вынесли сытой жизни и убежали прочь. Осталось записывать то, что приходило на ум. И получилось то – что получилось. Околопсевдоинтеллектуальная бредятина.


Рецензии
Вечный философский вопрос о субъективном и объективном. Сильная подача! Попробую пасовать дальше. :)

"Мы выстраиваем свой личный мирок, не задумываясь об его адекватности миру реальному."

Пока человек не умеет жить вне понятий, пока он ограничен во времени и пространстве, пока он телесен и смертен, он вынужден мириться с тем, что он субъективен во всём. Абсолютная истина (реальный мир) доступна только тому, кто вне пространства, времени и предметов. Нам людям этого не достигнуть. Но дело-то даже не в том, что мы ограничены! А в том, ЧТО мы воспринимаем, что впитываем. Часто это - дестркутивные образы (тот же Колобок и Красная Шапочка - это же настоящие трагедия и триллер для маленького ребёнка!) Я бы не решилась рассказать моему трёхлетнему ребёнку сказку, в которой сначала волк съедает бабушку и девочку, а потом этому волку распарывают живот. Хоть сказка и кончается хеппи ендом, а всё равно гнусная. И такой гадости полным-полна коробушка - весь набор детских сказок от прибасёнок про бабая до произведений классиков - бездумно берётся за некую "народную традицию". Кстати, в эссе "Убить Снегурочку" я описала противоположный случай: когда "народом" опошляется высокая идея, и благородный прообраз трансформируется в некрофильский культ.

Успехов!

Speranza   09.11.2003 21:17     Заявить о нарушении
Да в том-то и кайф, что человек субъективен от рождения. А авторы текстов прививают человеку свою субъективность. то есть взгляд на мир автора прочитанного текста.

Nastasyia   16.11.2003 14:43   Заявить о нарушении
Ага.. тогда писателю лучше не писать, а читателю не читать, дабы сохраниться в качестве Абсолютгого Субъекта и не повлиять ни на кого своим миром! :) Я как-то пыталась (совершенно интуитивно и естественно!) жить именно так. Не принимала ничего. Но это непринятие было потому, что мне не нравилась ЭТА реальность и ЭТИ примеры творчества, которые пихало мне в голову "общественное мнение", а это оно туда не лезло. Но наступил момент, когда мне уже хочется чем-то наполняться. И принцип невлияния уже не подходит... Хочется поучиться у кого-то, воспринять что-то значимое, истинное, великое. Иначе развития нет! Ведь ничто не начинается с абсолютного нуля - у всего и у всех есть предшественники. Вообще, проблема творчества и его восприятия - самая главная моя тема сейчас... На эту тему, практически, всё, что я пытаюсь писать.

А кайф - не только в том, чтобы сохранить себя в первозданном виде (это невероятно трудно, особенно для тех, у кого есть что сохранить), но и в ОБЩЕНИИ и СОТВОРЧЕСТВЕ ИДЕЙ! Так здорово, когда у тебя есть родственная душа, и также когда у тебя есть душа-антипод (в хорошем смысле), в которой можно увидеть и восполнить для себя то, чего тебе как личности не хватает. Правда, это такое удовольствие - понять кого-то другого и его взгляд на вещи, это очень обогащает. (Я сама это недавно открыла для себя, и это меня ошеломило, словно открытие сверхновой звезды, и просто мне не терпится этим поделиться хоть с кем-нибудь).

Успехов!!

Speranza   20.11.2003 11:56   Заявить о нарушении