Отдай ручку

                Автомобилиада

                * * *

  В далёкие 70 тые  самым большим счастьем для совков после квартиры, путевки и телевизора был автомобиль. Автомобиль - это был символ, показатель положения, которое занимал обыватель  в жизненном табеле о рангах. Приобрести автомобиль тогда было сложно : и дорого, и очередь…  Деньги  как-то добывались ( долг, работа на стороне), а вот  очередь не обойти или  стоила немало денег. Поэтому на обладателей автомобиля смотрели как на небожителей, заводили  с ними дружбу, вокруг них обычно сколачивалась теплая компания…
  Иногда счастье сваливалось в виде наследства. Так случилось с одним моим сослуживцем  Валькой Беланом, хорошим знакомым и соседом по улице.
 В то время мы,  молодые  выпускники кораблестроительного института, работали в проектном институте «Черноморпроект». Никто из нас и не помышлял об автомобилях, когда на голову Белана свалилось это счастье. Ему от деда
достался «Запорожец» первого выпуска. Машина без колес, дверей и к тому же  с неисправным двигателем.  Вальке понадобилось немного  более года, чтобы поставить машину на колёса.
  День, когда  мы с Беланом  (он по пути забрал меня) въехали во двор института, запомнился всему коллективу. Коллеги по отделу спустились вниз, с умным видом рассматривали свежепокрашенную машину, интересовались, где у него - зад, а где - перед. В общем, как я понял, жутко завидовали. Валька,  не обращая внимания  на язвительные шуточки, довольно щурился, делился   планами на предстоящий отпуск и рассказывал, какой автопробег он замышляет…
     В конце - концов ,  автопробег Николаев – Киев – Николаев он с семьей совершил, и это была целая эпопея .  Вообще историй с автомобилем Белана  случилось множество.  О некоторых,  которые особенно запомнились мне,  я и поведаю Вам…
               
               
                Отдай ручку!
                История первая            
               


…Как- то  с Валькой  мы собрались в очередную недолгую командировку в соседний город  Х. , где на судостроительном заводе готовился к спуску головной сухогруз нашего проекта. Естественно, ехать собрались на его автомобиле.  К нам в попутчики тут же напросились несколько наших коллег, у которых нашлись неотложные дела на заводе. Это были Юра Гичко и Петро Черновол, большие любители пива, и  Виктор Петрович Бузник, ведущий инженер механического отдела, пожалуй, единственной,  кто ехал  на завод действительно по делу.
  Все были достаточно  габаритными, и Белан честно их предупредил, что будет  тесновато. Потирая руки и предвкушая  пиво, Гичко беспечно отвечал, что в тесноте да не в обиде.
     Выехали пораньше, по прохладе, часиков в семь. Все трое ждали  на конечной остановке троллейбуса. Я, на правах товарища и соседа, занимал привилегированное место рядом с водителем.
 Безоблачное  летнее утро  предвещало чудесный день, настроение было прекрасное. Все подтрунивали над Петром и Юрой,  засидевшихся в холостяках. Дело в том, что находившийся в Х.   крупнейший ХБК
(хлопчатобумажный комбинат) создавал некоторый перекос   в распре-делении полов в сторону женского и в глазах наших холостяков город приобретал дополнительный положительный штрих.
  Толстенький Юра Гичко все время крутился, зажатый между крупным, мослатым Петром и  степенным, плотным Бузником. Виктор Петрович молча терпел Юрину возню, а Петро, недовольно косясь на потеющего Гичко, ворчал под ухмылки остальных:
               -  Юрок, у тебя что, шило в заднице?
 Остроумный Юра тут же отпарировал:
             -  А ты случайно не волкодав?
             -  Шо? Почему волкодав?.
             -   Да потому, что из одних костей состоишь, так и выпирают! Волк если тебя проглотит, то сразу и подавится!
Тугодум Петро некоторое время молчал, переваривая такую компиляцию из старого анекдота и, наконец, выдал:
- Мои кости сидят спокойно, а ты возишься как жаба в киселе!
- Почему в киселе? – недоуменно спросил Гичко.
- А так обиднее! - под общий смех ответил Черновол.
   Выехав за город , все постепенно утихомирились, утряслись, и пошел обычный треп коллег, долгое время проработавших вместе. Под нудное завывание мотора я задремал и очнулся лишь в Чернобаевке, почти под Х. Минут через пятнадцать мы въехали в  город. Далее наш путь лежал по Ушакова, через мост в Гидропарке и к заводу. Последнюю треть улица шла под уклон и перед мостом круто поворачивала направо, на мост. Поворот был небезопасным -  бывало иные лихачи вылетали прямо на берег  под плакучие ивы, и там объяснялись с инспекторами ГАИ.
   Белан, подъехав к спуску, выключил мотор, скорость, экономя бензин, и, подтормаживая, не спеша, покатил вниз . Вскоре я заметил, что Валек что-то занервничал, стал терзать педаль тормоза, затем попытался включить скорость. Однако, это  не удалось: лишь в коробке скоростей зловеще заскрежетали шестеренки.
- Попробуй стояночный тормоз,- посоветовал я.
- Я его еще не отрегулировал,- вполголоса пробурчал Белан
- Валентин, что-то не так? – вежливо спросил интеллигентный Бузник.
- Да у него тормоза накрылись,- прямолинейно подвел итог Черновол.
До сих пор клевавший носом Гичко завозился, вытягивая шею и озираясь по сторонам.
- Замри!- рявкнул Петро,- не мешай рулить!
Я невольно хмыкнул, не понимая, как сидящий сзади Юра помешает рулить.
- Наверно, жидкость из тормозного цилиндра вылилась, – вполголоса поделился со мной Белан, -  нам бы свернуть куда…
    Но сворачивать было некуда. С двух сторон  плотной стеной высились многоэтажки. Ни проулков, ни спасительных пустырей…
- Надо выбираться, - предложил Черновол кардинальное решение проблемы.
- Как ? Ручки в дверях нет!..- Бузник давно уже  посматривал мне через плечо, пытаясь рассмотреть ручку.
Я  пошарил по дверце, и мне стало не по себе. Похлопав Валентина по плечу, спросил:
- Валька, а где все ручки?
- А у него одна на все двери .- ответил за водителя всезнающий Гичко.
Валентин, не отрываясь от дороги,  дернул плечом:
- Упала, наверное, под ногами где-то…С дороги!-  внезапно заорал Белан.  Промелькнуло испуганное лицо зазевавшего прохожего.
- Ты бы посигналил,- посоветовал Бузник,  пытаясь залезть  рукой под сидение.
- А у него и сигнала нет,- продолжал демонстрировать свою осведомленность Гичко, сопя и возясь на сидении, тоже пытаясь что-то нащупать у себя под ногами.
- Чего у него еще нет?- Черновол с ненавистью уставился на спокойного соседа.
- Запаски нет, домкрата, - Гичко на секунду задумался,-   огнетушителя…
- Вот зараза!..- деятельная натура Черновола требовала от него каких-то немедленных  решений. Но что можно предпринять, плотно зажатым между
дверцей и возмутительно спокойным Гичко?!
« А что это он такой спокойный? Может, ручка у него?  Он же тоже шарил!»- раздумывал Черновол, подозрительно косясь на соседа:
- Юрко, а случаем, не у тебя ручка?
- Ага,  мне Валек на хранение дал.
- У тебя?- взволнованный Петро не уловил сарказма, - так какого черта молчишь? Дай сюда!
- Не дам! Я первый выхожу!- Гичко как будто не замечал насколько
накален  Черновол.
- Да как ты выйдешь, ты же в середине! Пока я не выйду, ты не выползешь! Или через мой труп…
- Подождем… , - невозмутимость Гичко  взбесила Петра.
- Не дождешься ! – он попытался вытащить руку Гичко, которую  тот зажал между колен. Поняв, что теснота не позволит ему этого сделать, Петро
с несвойственными ему жалобными нотками в голосе взмолился:
     -Слушай, мне ведь ещё жениться надо, у меня невеста…
  Сидевший до сих пор спокойно Бузник встрепенулся:
- Нет, ну посмотрите на него, ему жениться надо! А у меня двое детей сиротами останутся!
- Да Вам, Виктор Петрович,  и так можно помирать, жизнь кончена!
- Ты что мелешь!?
- Дети есть, должности повыше не дождетесь…
  Тут разогнавшуюся  машину подбросило на ухабе, внизу что -то звякнуло .Петро аж взвился :
- Уронил!? Убью гада!
- Не трогай меня, мордоворот! Нет ее у меня и не было!..
   Тем временем многоэтажки кончились, начался частный сектор,  распола-гавшийся вдоль берега реки. Замелькали одноэтажные домишки, узкие проулки, заросшие кустами сирени. Валентин неожиданно закрутил руль,
 «Запорожец» резко наклонился и, как заправская гоночная машина, на двух колесах завернул в проулок … Мелькнули перепуганные лица прохожих , автомобиль с треском врезался в кусты сирени и… замер. Некоторое время мы сидели молча, не веря, что всё кончилось. Первым пришел в себя Белан. Нагнувшись, он лихорадочно зашарил у себя под ногами. С криком «Вот она!» выскочил из машины.
- Что там у тебя звякало?- Петро угрожающе смотрел на Гичко
Вылезая следом за Валентином, я попытался разрядить обстановку:
- Да у Вальки  все ключи по полу разбросаны. Чего там только нет!
 Белан, успевший заглянуть под капот, радостно закричал:
- Тормозной бачок сухой, щас зальем и помчим дальше…А где все?
Я обернулся: в салоне было пусто…
 
                Владимир Круглов
               


Рецензии