Межличностные ключевые генотипы семейного поведения

В одной из последних своих работ, посвященных ключевым генотипам семейного поведения, было выделено три ключевых генотипа, собственно говоря, и определяющих здоровую семейную генетику. Это диады «взаимодействие – приобщенность», «согласованность – панорамное видение проблем семьи», «мотивационные ресурсы» или «заинтересованность – вера в своего партнера». Эти ключевые генотипы используются членами семейной системы для решения постоянно воспроизводящихся в ней проблем в диапазоне «сотрудничество – конфронтация».
  Вместе с тем, мы считаем, что морально-психологическое противоречие «сотрудничество – конфронтация» не является единственным для поддержания семейной системы в устойчивом и развивающемся положении. Не менее важным для формирования, развития, существования семейной системы является постоянное решение воспроизводящихся проблем в диапазоне «близость – отдаленность», характеризующих не столько деловую (действие плюс общение), сколько межличностную среду семенной системы.
  Раз это так, то тогда сразу же возникает вопрос: от каких плюсовых - минусовых факторов именно в этом случае зависит формирование отношений близости у членов семьи. В то же время, опять следует выделить минусовые факторы, которые ведут к отношениям отдаленности членов семьи друг от друга. Если исходить из того, что взаимоотношения членов семьи, с одной стороны, состоит из «человека чувствующего», проявляющего себя в  «любви – враждебности», а, с другой стороны, «человека думающего», проявляющего себя в  «осмыслении – автоматизации» различного рода событий, происходящих в семейной системе, то можно объединить эти феномены семейной жизни в соответствующую квадрограмму. В этой квадрограмме полюсами будут отношения «близости – отдаленности», «любви – ненависти», «осмысления – автоматизации». Таким образом можно выйти еще на две важные модели семейного поведения, первая из которых, лежащая в диапазоне «любовь – осмысление»,  задает для семейной системы направление развития, а вторая, лежащая в диапазоне «враждебность– автоматизация познавательных процессов», ведет к ее деградации и разрушению.
  Для семейных систем, где преобладают процессы осмысления событий и отношений, возникающих в жизни семьи, характерен значительно больший уровень компетентности его членов. Членам такой системы присуще зрелые модели поведения, в отличие от семейных систем, где преобладают «автоматические», стереотипные процессы познания и оценки происходящих в семье событий, для которых характерны инфантильные модели поведения.  Отношения в диапазоне «компетентность – невежество» могут воспроизводиться либо в узком масштабе жизнедеятельности семьи, либо в широком, и распространяться на все возможные сферы активности. В первом случае мы имеем дело с культивированием в семейной системе организационной культуры семьи по типу «мы – одна команда», где члены семьи, сохраняя психологическую близость друг с другом, глубоко уверены в том, что вместе способны компетентно решить любую проблему, встающую между ними. Во втором случае мы имеем дело с  организационной культурой семьи по типу «мы – пауки  в банке», где члены семьи, испытывая резкую враждебность к друг другу и будучи психологически отдалены, не могут компетентно вместе решить ни одной проблемы.
  Таким образом, в ходе анализа еще одной из сторон семейного поведения дополнительно выделено  два генотипа, определяющих здоровое семейное поведение, которые можно было бы отнести к ключевым, важнейшим для существования семейной системы. Это генотипы в диапазонах «любовь – осмысление», «компетентность – масштаб решаемых семьей задач».
 с Фомичевой Ю.Д.


Рецензии