Что значит - верить в Бога?

(Из книги "Добро и зло в нашей жизни. Вопросы и ответы")


 Согласно социологическим опросам, сейчас в России 40-50% людей называют себя верующими в Бога. Казалось бы — огромная цифра! Но что за ней стоит? Можно ли всех этих верующих считать каким-то единым сообществом, единомышленниками, близкими по духу людьми? Можно ли считать, что все эти верующие чем-то существенным отличаются от неверующих? Можно ли надеяться, что такой резкий рост количества верующих в России за последние годы коренным образом изменит настроение в обществе, улучшит нашу жизнь? Для ответа на эти вопросы надо прежде всего выяснить, что люди имеют в виду, когда говорят о своей вере в Бога.

На самом деле люди, утверждающие, что они верят в Бога, прежде всего говорят о своем согласии с тем, что Бог существует, существует реально, независимо от наших представлений. Это уже немало, это очень важно, это свидетельство крупного переворота в умах, десятилетиями засорявшихся антирелигиозной пропагандой. Но это, пожалуй, и все, что объединяет всех этих людей. Дальше начинаются различия, причем различия эти могут быть не мелкими и несущественными, а коренными. Здесь не имеется в виду различие религий, конфессий, течений и толкований. Здесь идет речь о более важных вопросах.

Очевидно, что признавать существования Бога могут самые разные люди. Ведь они же не говорят, как они относятся к Богу: положительно, отрицательно, или нейтрально. То есть непонятно, считают ли они Бога источником добра и света, который надо любить, к которому надо всеми силами стремиться. Или же они считают Бога неким суровым и даже жестоким начальником, который только и смотрит, как пожестче наказать людей, только и думающих о наслаждениях и удовольствиях. Или же они полагают, что Бог когда-то давно создал мир, а дальше уже никак не вмешивается в наши дела, безразличен к нам, и нам не надо об этом задумываться в нашей повседневной жизни. То есть получается, что признание каким-то человеком существования Бога ни в коей мере не характеризует еще этого человека. Как известно, дьявол, полный антагонист и враг Бога, тоже верит в то, что Бог существует, однако это не делает его хоть сколько-нибудь лучше.

Допустим, мы будем далее говорить только о тех верующих, кто относится к Богу положительно. Тогда возникает следующий вопрос: «А что же должен делать человек, верующий в Бога?». Ответы могут быть самые разные. Например, существует мнение, что от поступков человека ничего не зависит, что человек слишком ничтожен, чтобы повлиять на мир и даже на свою судьбу (это, можно сказать, пассивная вера). Есть также мнение, что человек должен регулярно посещать богослужения, и этого вполне достаточно для демонстрации своего уважения к Богу, а остальная жизнь совершенно не важна (это полупассивная вера). Наконец, существует и мнение о том, что каждый поступок человека влияет на судьбу не только этого человека, но и на судьбу мира в целом (это активная вера). Понятно, что только в этом последнем случае человек действительно настроен на активное участие в судьбе окружающих, страны, мира в целом. Два других случая подразумевают, что вера — это частное, интимное дело человека, и существенного изменения повседневной жизни она от человека не требует.

Не надо забывать еще и о тех людях, для которых вера в Бога — только средство разделить весь мир на свое и чужое, поделить людей на друзей и врагов, предлог для разрушительных дел. Это скорее не вера, а фанатизм, при котором поводом для разделения может быть не только вера, но и все что угодно: пол, возраст, национальность, раса, толщина кошелька, род занятий, социальное происхождение и т.д. В данном случае результат оказывается прямо противоположным провозглашаемой ими вере в Бога.

Истинной верой в Бога можно, наверное, назвать только такую веру, которая призывает человека активно помогать Богу. То есть укреплять гармонию созданного Творцом мира, препятствовать разрушению мира, развивать свои способности, дарованные Богом, стремиться приблизиться к Богу. Истинная вера подразумевает, что человек старается совершать добрые поступки и избегать зла везде и всегда — в семье, на работе, на отдыхе, при любых обстоятельствах, независимо от того, как на это смотрят окружающие, независимо от того, знает об этом кто-то или нет. Истинная вера не совместима с ложью, насилием, гордыней — основными грехами. Она требует от человека не только благих дел, но также и благих слов и благих мыслей. И никакие религиозные обряды не могут оправдать или компенсировать, например, обмана клиентов или партнеров на работе или издевательств над женой и детьми или самоутверждения за счет унижения зависящих от тебя людей. Вера проверяется каждый миг всеми поступками человека.

Такие истинно верующие люди, тоже, конечно, есть среди тех, кто называет себя верующими. Именно они называются совестью народа. Именно они верно понимают смысл своей жизни на Земле и живут по-настоящему, правильно. Но, к сожалению, таких людей вовсе не так много, как показывают социологические опросы.

И что интересно, иногда такие люди могут даже уверенно относить себя к неверующим, они могут искренне полагать, что Бога не существует. Но голос совести заставляет их поступать именно так, как должны поступать истинно верующие люди. И поэтому они все равно являются помощниками Бога, все равно выполняют то, для чего им и была дана жизнь Творцом. Просто их разум еще не освободился от навязанных обществом стереотипов. Это, конечно, усложняет им жизнь и мешает порой принять правильное решение.

Так что не все так просто...


Рецензии
Вопрос сегодня проще: какой же ты русский, если не православный. Верят - не верят, а в церковь идут и неумело крестятся. Обычное стремление быть как "все". Да и романтично. Такая сегодня романтика. Да и мало ли.
Из тех, кто в Бога не верует, большая часть неоглядно верит конкретным божкам.
Рассуждать о Боге как абсолютном добре легко, пока не задумаешься. Мы постоянно забываем о величии Мира и считаем, что ему до нас есть дело.
Всё абсолютное - уже сверхчеловеческое. И кто знает, что это такое, чем обернётся.

Спасибо за тему,

Лев Раскин   25.01.2010 20:35     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Лев. Вы правы, религия - очередная мода. Но вот об абсолютном добре, о Боге думать надо, иначе можно прожить жизнь впустую.
С уважением, Ю. Новиков

Ю.Новиков   25.01.2010 21:32   Заявить о нарушении
Вот я и думаю. Да не только я, как вижу.

Лев Раскин   25.01.2010 21:35   Заявить о нарушении
Нет, я оконченный идиот. Произведение меня заинтересовало своим многообещающим названием, а что значит - верить в Бога, я так и не понял из него. Понял только, что без Бога можно говорить о нём всё, что угодно.
И ещё, а права на ошибку (упал, поднялся) у человека нет? И судить на том свете нас тоже будем мы сами? Мне кажется, что если мы признаём то, что не сами мы себя сотворили из ничего, то мы логично должны бы признать, что в ответе мы не перед своей совестью и прочими личными, индивидуальными, такими разными мерилами.

Протоиерей Алексий Лисняк   28.01.2010 12:55   Заявить о нарушении
Ну так. И что же тогда верить в Бога?

Лев Раскин   28.01.2010 23:57   Заявить о нарушении
Ну, хорошо. Если совсем-совсем просто. Верить в Бога - это значит быть порядочным, честным, порядочным, хорошим человеком, делать добро и бороться со злом. Негодяй, подлец, лжец, вор,мерзавец - не верит по-настоящему в Бога, что бы он ни говорил, какие бы обряды он ни совершал.
Ю. Новиков

Ю.Новиков   29.01.2010 12:02   Заявить о нарушении
Ну вот! Теперь всё понятно. У Вас получилось отличное произведение! Оказывается, можно было выссказать всё в трёх строках.
Хотя, по-Достоевскому, даже самый отпетый негодяй способен исправиться. Впрочем, и без Достоевского можно... история крещения апостола Павла, не аргумент? И стоит ли нам осуждать "негодяев"? Возможно, это завтрашние Александры Матросовы?

Протоиерей Алексий Лисняк   29.01.2010 12:23   Заявить о нарушении
Если негодяй исправится, он уже не будет негодяем. Вот только может оказаться слишком поздно. Да и не всяуие грехи так просто прощаются... За всё придётся отвечать.

Ю.Новиков   29.01.2010 16:29   Заявить о нарушении
Приятно, когда всё так просто излагается! Здорово!
Негодяй человек или нет, этот ярлык вешаем ему мы. А отвечает он перед Богом, но не перед нами. Если учесть простую аксиому о том, что Бог нас всех "великих, талантливых и неповторимых" любит одинаково, то, решая, кто из людей негодяй, а кто нет, мы дерзаем думать, что нам виднее, чем Ему. Что же касается обрядов, то по-моему грош - цена тому верующему идеалисту, веры которого не хватает даже на такой простой обряд как "воткнутие в храме свечки". Добавит свечка человеку "духовного совершенствования" или нет, то Бог один знает, но без такой "мелочи", как обряд вся духовность превращается в пёстрый набор мыслей, правильных лишь с точки зрения автора.

Протоиерей Алексий Лисняк   29.01.2010 19:06   Заявить о нарушении
Негодяй человек или нет, решаем не мы. Всё определяется тем, как он исполняет или нарушает законы Творца (те же 10 заповедей). Например, маньяк Пичужкин — негодяй, и негодяем он был даже до того, как его поймали. Воры-олигархи — тоже негодяи, даже если их не преследует закон. Бог, конечно, любит нас всех одинаково, как свои творения, Но Бог любит нашу изначально чистую сущность, а не наше зло, не наши грехи и пороки. Ответственности за грехи не отменяет ни одна религия.
Теперь обряды. Неужели Вы считаете, что не поставивший свечку однозначно хуже поставившего? Это такая мелочь, которая нужна прежде всего самому человеку для настроя на общение с Богом, но не Богу. И тот, кто живёт «по правде», по законам мира, но не совершает обрядов, неизмеримо выше того, кто творит зло и обряды совершает.

Ю.Новиков   29.01.2010 19:30   Заявить о нарушении
А быть честным и т.д., но и не верить во что все (как "все" считают). И честно в этом признаваться? По-моему, это вполне порядочно.

Лев Раскин   29.01.2010 21:40   Заявить о нарушении
Вы правы, Лев. Главное - быть честным и порядочным, выбирать в любой ситуации добро. И не смотреть, что скажут другие.

Ю.Новиков   30.01.2010 00:19   Заявить о нарушении
Двумя руками за!

Лев Раскин   30.01.2010 03:08   Заявить о нарушении
И ногами тоже - за! Наконец мне стала понятна авторская мысль. Можно и дальше сотрясать воздух, как тот оратор из "Золотого телёнка", который вкрадчивым голосом нёс общеизвестное. Только стоит ли? Всё ведь теперь понятно.
Я тремя руками за то, чтобы люди изъяснялись доступно.

Протоиерей Алексий Лисняк   30.01.2010 11:44   Заявить о нарушении
А что касается Вечной темы: лично я не представляю Алёшу Карамазова, ни разу не поставившим в храме свечку, а двух его старших братьев - вполне. А предсмертный монолог старца Зосимы - бывшего дуэлянта и хулигана - "негодяя"..?
Ух, сильный писатель Фёдор Михалыч!
Вряд ли мы сможем в эту тему привнести что-то своё. Но воздух сотрясается эффектно!

Протоиерей Алексий Лисняк   30.01.2010 11:51   Заявить о нарушении
Вы, Алексий, меня не понимаете. Я не говорю, что все люди разделяются раз и навсегда на порядочных и негодяев. Во всех нас есть и добро и зло, каждый имеет свободу выбора пути в любой момент времени. Но каждый из нас должен стараться быть порядочным человеком и избегать быть негодяем. Иначе он не имеет право считать себя истинно верующим в Творца. А обряды очень часто ревностно совершают как раз те, у кого совесть нечиста, они таким образом хотят "задобрить" Бога, чтобы он простил им их пороки и грехи. Или Вы таких случаев не знаете?

Ю.Новиков   30.01.2010 13:48   Заявить о нарушении
Не припомню таких случаев. Хотя теоретически всё возможно.

Протоиерей Алексий Лисняк   30.01.2010 22:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.