Игорь Нега. Митя взровылсе расссказы о детях

Игорь Нега


МИТЯ (взрослые рассказы о детях)


I


Мы и наши дети


Вы заметили: наши старшие дети, может быть, и “старшее” младших только на три-четыре года, но насколько же они - иные. Они росли в достатке, не слышали наших сегодняшних разговоров о деньгах, о ценах, о сокращениях. Они, как говорится, от пуза могли есть и шоколад, и мармелад. Вероятно, детство для них за-кончилось тогда, когда в их игру вмешались взрослые.
 
Игра в ловушки



По пляжному песку несется к озеру орава ребятишек. Впереди - самый шустрый, загорелый, жилистый, и орет громче всех:
- Лови меня. Лови Берию. Топи...
 
Вот...



В то время мой меньшой еще бороздил попкой пляжный песок. Прошло два-три года. В детском садике угостили мальчишку кон-феткой из "Ассорти". Побежал к воспитательнице, показывает кон-фетку на вытянутой ладошке.
- Вот...
- Что "вот"?
- Ну... вот... что-то...
После этого я решил собрать в один рассказ несколько детских высказы-ваний, несколько реакций на нашу взрослую жизнь. И дать этому рассказу название - "Митя".
 
Пейзаж



- Кем буду, кем буду... - ворчит Митя, худенький, светлово-лосый и черноглазый мой парнишка. - Художником буду.
- Вот и хорошо.  Рисуй пейзаж. Вот у тебя деревенский, вот городской.
- А вот кораблятский, да? Где много кораблей.
Детство
Нарисовал кувшин. Не получилось, нахмурился плакать.
- Опять с детства начинать, да?
 
В углу



Бабушка наказала, легонько шлепнула, поставила в угол.
- Дуваки вы, дуваки, зачем Митьку бьете!
Бабушка - сама в слезы, ну внука целовать, прощение у него просить.
 
Ты за кого?



Митя болеет. Папка спит с ним, всю ночь укутывает. Утром Митя будит папку.
- Пап, ты за кого?
- Как это - за кого?
- Ну, за кого? За Горбачева?
- За Горбачева.
- А я за кого? За Ельцина?
 
Дисней



- Да чего хорошего в этих мультфильмах? Одни разговоры - как бы разбогатеть.
- Там кино вкусное.

 

Цены



Вечерний семейный чай на кухне.
- Папа, а когда я буду такой, как ты, цены поменьшаться?
- Не знаю, сынок, что там будет.
- Да... а вдруг побольшаться?
 

Жена



- Митя, а тебе хочется жену иметь?
- Да. Только вот как ее добыть. И чтобы не болезненная бы-ла.
Песня
- Ты - хомячка, я - хомяк... Вот как пою. Складно?
Друзья
- А у тебя друзей в садике много?
- Двоих выгнали: деньги не платят. Остался один - Танька.
 

II
Новые времена



Вот и для Мити настали "новые" времена. Папа с мамой не смогли заплатить за садик, и Митя сидит дома, бродит из комнаты в комнату, все книжки с картинками пересмотрел.
Иногда папа тоже сидит дома - работает. Тогда Митя приотк-рывает дверь в папин кабинет и шепчет:
- Ну почитай, а?
Папа строго смотрит в Митину строну. Митя скорее просовы-вает вперед себя "Народные русские сказки" Афанасьева, зная, что это одна из любимых папиных книг.
- Только с уговором.
- Ага.
У папы с Митей уговор: подмечать и отмечать и запоминать в сказках все хорошие красивые старинные слова.  Папа с Митей са-дятся в кресла за маленький книжный столик.
Папа читает, выделяя голосом некоторые слова и выражения.
- Утомился...  прозяб... усмотрел... пособил... осерчал... вступил...
И поясняет:
- Устал... замерз... увидел... помог... рассердился... Вот мы говорим "вошел в комнату", тут - вслушайся в слово - "всту-пил", то есть не просто вошел, а неспеша, в данном случае - с острасткой, чего-то боясь.. Вступил в сторожку.
В сказке какой-то глупый отец, пьяница, опойца, осерчал на сына и послал его к черту, да сам к черту-то и попал.Добрый молодец тоже пришел к черту и батю своего вызволил, а помогла ему в этом распрекрасная душа-девица. Такую девочку, вероятно, и Митя, не раздумывая, взял бы себе в жены...
Папа закончил читать и посмотрел на Митю, дескать, что же ты хороших старинных слов не подмечаешь?
Митя глубоко вздохнул, возвратился из сказки в папин каби-нет и тихо прошептал:
- "Душа моя!" Папа, подчеркни: "Душа моя!" А еще - "Друг мой сердечный!"

 

Опойца



Иногда папа берет Митю с собой в магазин за продуктами. Перед магазином - площадка. Тут остановка и трол-лейбусов и автобусов, тут дяди и тети продают сигареты, пиво и все другое, в том числе и жвачку. А посередь пло-щадки стоит мусорная урна, как большая ваза для цветов, только очень грязная. Рядом с этой урной лежит какой-то дядя, обнимая урну волосатой рукой. На ру-ке у него что-то нарисовано рисунками и буквами.
- Вот...  вот... опойца, - вспоминает Митя красивое точное старинное слово из сказки.
- Алкаш... - поясняет папа и скорее тянет Митю в магазин.

 

Первая книжка



Вместо букваря папа дает Мите книжку: читай.
– Ого-го... Не смогу.
– Сможешь.
Митя читает:
– Тили-бом!
И далее:
– Загорелся кошкин дом.
Иногда Митя начинает читать "по памяти" и картинкам, тогда папа стучит карандашом по столу, и Митя возвращается к буквам, которые еще с огромным трудом соединяются в слова.
– К у р о ч к а... курочка!
Митя дочитывает сказку до конца.
– Фу...
Устал, черные глазки сияют радостью.
Папа пишет на книжке:
– "Первая книга, прочитанная Митей".
– Чуть-чуть с папиной полдсказкой, – честно поддиктовывает Митя.
Он хватает книжку и бежит к маме, но мама уже спит. Просит папу:
– А можно я тоже что-нибудь подпишу?
И печатными буквами, замерев личи-ком в напряжении, припи-сывает:
ПАПА МАМА.
 

Кто сильней?




- Пап, а кто сильней - крокодил или акула?
- Наверное, акула.
- А кто еще сильней - Ниньзя или Ельцин?
- Наверно, Ельцин.
- Нет, Ниньзя же вон как подпрыгивает.
 

Цветы



Митя идет в первый раз в первый класс.  Портфель несет па-па. Митя – цветы. Волнуется.
– Цветы тяжелые, как гиря.
 

Ученитель



- Митя, ну сочини что-нибудь интересное.
- Я теперь не сочинитель, я теперь ученитель.


Рецензии