На нас отбивали бабки, нас же и унижали

  Как широко известно во общем-то в узких кругах,  на этой неделе в нашем городе проходит правозащитный фестиваль под названием «Сталкер», который, как следует из весьма нескромной (судя по масштабам и, соответственно «вбитым» деньгам) рекламе проводит некая Гильдия кинорежиссеров России. Право, приятно. В последнее время наш любимый город превратился таки в Мекку для «набегов» разного рода мессиански настроенных личностей и сообществ. От нас чего - то все очень хотят и куда-то все время ведут. Даже тащат! Каких только странных людей не перебывало в Череповце в последнее время: лысых, толстых, тонких, с бородой и без.  Зачем, для чего сразу и не разберешь – среднему уму, наверное, сие и недоступно.  Если попытаться разобраться в той подоплеке, которая царила во время проведения Круглого стола под претенциозным названием «Проблема преступности среди молодежи», входящего в программу «Сталкера», люди, которые и привезли нам это фестиваль, из той же самой оперы. Впрочем, судите сами.
  Началось все с того, что приглашение на этот Круглый стол получили очень многие известные люди нашего города, вполне профессионально работающие с несовершеннолетними по своим программам и в своей области. Пришел туда и я. Можно сказать, что тоже не из простого человеческого любопытства. Где-то в тайне ожидалось, что с нами со всеми серьезный разговор составят очень серьезные люди, разбирающиеся в этой весьма сложной проблеме не на уровне тети Маши из пятого подъезда или той же газеты «Московский комсомолец». Короче говоря, за такие деньги, которые вложены без сомнения в этот фестиваль, ожидалось увидеть профессионалов первой величины. И не меньше. Однако все, похоже, получилось наоборот. То, что мне «посчастливилось» лицезреть не то что отдавало полнейшим непрофессионализмом, но и смахивало на полную профанацию, если не сказать больше, дебилизацию всей идеи.
  Сразу же заметим, что сцена «Комсомольца», где проходит фестиваль, была украшена баннерами двух международных организаций. Одна из них называется Фонд Форда, а другая – канадский фонд «Гражданское общество», который, как следовало из содержания баннера, ведет свою правозащитную или какую то там иную деятельность при поддержке канадского агентства Международного развития. При этом сама стоимость этих баннеров заметно превышала двух-трех месячную зарплату любого из известных мне в городе педагогов, которые кинофестивалей не устраивают, а просто изо дня в день делают во общем-то отнюдь непростое как кажется некоторым дело. Уже это насторожило – не слишком ли много фанфаронства – благое дело люди делают, не демонстрируя своих богатств и не выпячивая свои благодеяния на обзор обывателя. Кроме этого, смутило еще пара эпизодов: мужчина, который всем командовал и всех заставлял представиться, хотя сам не представился ни разу (уже потом я узнал, что этот Мэн – генеральный продюсер фестиваля по имени Юра Степанов), почему то разгуливал по сцене и около нее в видавших видах кроссовках, а по периметру зала бегали какие-то молодые люди. Они фотографировали и стенографировали любые высказывания и реплики доносившиеся с мест.   По наивности я было подумал: «Как хорошо, что этим прекрасным людям так интересна любая мысль, высказанная нашими череповецкими школьниками и их покровителями». Но потом, до ослепленного блеском баннеров сознания дошло, что люди просто готовят отчет своим спонсорам и нужны неизбежные и убедительные свидетельства того, что «бабки» свои в Череповце они отработали просто на славу.
  Да ладно, брат Васюков, кто из нас денег не любит пусть бросит первым в тебя камень. Да ты и сам порой, когда дело до них проклятых доходит, сам не свой становишься. Помнишь, какой бычьей кровью наливаются твои глаза, когда тебе твой начальник «мяса не докладывает». Но здесь то, на этом Псевдокруглом столе было еще кое-что, а именно. А именно было то, что после просмотра двух во общем - то в художественном смысле не плохих, но идеологически весьма спорных для подростковой (на Круглый стол они тоже были, если не приглашены, но приведены по какой-то разнарядке спущенной сверху) и уж тем более взрослой аудитории. Первый из них «Щепки» был посвящен безнадзорным московским детям над ужимками которых тинейджеровская аудитория Череповца откровенно гоготала. Второй «Свои и чужие» ставил вопрос взаимоотношения между людьми разных национальностей. Подтекст фильма, снятый явно не на российские деньги, прямо должен был убедить зрителей, что России, русским не мешало бы открыть для любых национальностей нашего земного шарика любые границы: «Заходите люди добрые, берите, что захочете!» И это в то время, когда Запад свои границы не только закрывает для тех же мусульман, но и русских, российских граждан у себя видеть особо не жаждет. Известная двойная мораль, когда по версии Запада иные народы должны вести себя со всеми так, как они сами себя вовсе вести не собираются.
  Но и это ладно. Дальше «шоумэн» Юра (а назвать его как-то иначе у меня просто не поворачивается язык, настолько его поведение напоминало некоторые сюжеты и гримасы не лучших местных череповецких диджеев) вызвал на сцену ряд представителей череповецких организаций, работающих с несовершеннолетними, кстати, вполне известных и уважаемых в городе людей, и начал над ними откровенно издеваться. Мол, «смотрите какой я вам шанс дал, с глазу на глаз поговорить с детской аудиторией о которой вы, ребята, видать вообще ничего не знаете. А я вам тут глаза открыл». Чего стоит такой пассаж в адрес взрослого человека на глазах у детской аудитории:
- А вы чего под стол смотрите, девушка? Встаньте, пожалуйста?! Как называется ваша организация?! МСПДМ?! Это еще что такое?! Говорите по-русски! Межведомственная служба помощи детям и молодежи?! Уже лучше! Ребята, кто знает эту организацию. Смотрите, девушка, вашу организацию знают только два человека. Только две руки поднялись!
  Вот интересно, если бы этот Юра сходил в московский детский сад и спросил чем знаменит дедушка Форд, чьи «денюжки» он с таким рвением отбивает в российской провинции, то сколько бы ручонок поднялось в ответ. Наверняка на одной. Вот то-то же. Дедушка Форд в систему ценностей и в картину мира московского детсада явно не вписывается. Я уж не говорю про самого Юру, которого Череповец увидел в первый раз и, надеюсь, больше уже никогда не увидит.
  Дальше Юра совсем распоясался и пошел в народ, то бишь искать правду-матку у подростков, задавая им провокационный вопрос: «Когда мальчишка лет десяти попросит у вас копеечку на хлеб, то дадите ли вы ее?» Подростки, естественно, по мановению волшебной палочки «профессионала» из престольной сразу же пошли «на откровенность» и стали высказывать вполне социально желаемые вещи: «Конечно же, дал! Ах, вы говорите, что не надо?! Тогда, конечно бы не дал!» Юру ответы глупых череповецких подрОстков явно не удовлетворили, и он опять обратился к экспертам», которых уже в своем первом подходе он заметно свел до уровня «местных придурков».
- А что скажет мужчинка в центре?!» - уставился Юра на директора МСПДМ Александра Викулова. – А как бы вы поступили?
- Я бы попробовал оценить, что реально даст подростку моя помощь. Возможно, что я только подкреплю позицию жертвы. Но возможно мои деньги пойдут и на что-то более полезное.
- Ох, как сложно вы все разводите?! – воскликнул Юра голосом Леонида Якубовича, когда последним произносит: «Приз в студию!».
-  Так жизнь вообще непроста?! – парировал психолог.
- Да нет, все проще некуда. Хотите, скажу как бы я себя повел в этом случае.
  Зал вперился глазами в шоумэна в ожидании, что то, что он скажет, убьет всех присутствующих и, в первую очередь, Викулова наповал.
- Я бы попытался свести ребенка с теми людьми, которые могут профессионально оказать ему помощь.
  - Ай да Юра! Ай да молодец! – подумалось невольно. – В следующий раз, как увижу попрошайку обязательно проявлю свою гражданскую позицию и вместо рубля, который он потратит на пиво или куска хлеба, который он выбросит в помойку, отведу его куда следует. Не пожалею времени и сил! Но вот куда?!
  С эти вопросом, опередив мою мысль на сотую секунды,  к Юре обратился один молодой человек похожий на студента.
- А вот пускай скажут! – обратил взоры зала на «местных придурков». Ситуация очень напоминала анекдот про директора, учительницу географии, глобус и использованный, извиняюсь, «гандон». Помните:
- Привет, чуваки! А вы знаете, как натянуть гандон на глобус?!
- А что такое глобус?!
- Вот об этом вам и расскажет учительница географии.
  Но и на этом Юрик не остановился. Все же с помощью бесчисленных ужимок ему удалось выдавить из подростков, которые учатся в речном училище, что оказывается стипендия у них не просто смешная, а очень смешная.
- Ну, ребята. В таком разе вам надо выходить на улицу, перекрывать движение транспорта, строчить письма губернатору. Иначе сидеть вам на хлебе и воде, не пересидеть. – брякнул Юра, видимо не совсем разумея, что перед ним не представители какого-нибудь «Молодежного Единства» или «яппи» с «Северстали», а во общем то обыкновенные «птушники», которые все понимают по своему, а делают еще своеобразнее. И если ты уж задался целью переделать этот человеческий материал на иной лад, то надо, хотя бы понимать с кем, когда, где и при каких обстоятельствах следует обо всем этом толковать.
  После этого, понимая, что дальше я только теряю время и деньги на неугомонного в своем невежестве Юрочку, я и отвалил. По дороге вспомнилось, что нечто подобное наш город уже лицезрел году так в 1994, т.е. еще в прошлом веке. Тогда, помнится, к нам на «Северсталь» пожаловала некая делегация зеленых, которые считая череповчан за быдло и дураков предлагали тогдашнему директору Липухину разрушить родное предприятие и на его останках строить новый «зафод» по японской технологии. Жаль, что тогда их никто не послушал. А то бы сейчас горожане сидели бы не только без квартир и машин, но и без хлеба и без воды. Вот ведь какими мы все «дураками» оказались! Зато, как сейчас помню, в одной из московских «зеленых» газет те ребятишки просто бросали «громы и молнии» в своих партнеров по делу:
- Мы мол, в Череповце, по колено в говне, демократию делали и экологию совершенствовали, а вы, гады, на наших костях строите свои «зеленые» карьеры и пополняете свои «зеленые» счета. Не пойдет!
О, мир абсурда!


Рецензии