Пушкин

                Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
                Исполнись волею моей,
                И, обходя моря и земли,
                Глаголом жги сердца людей.

Имя Александра Сергеевича Пушкина объединяет культурных людей России и всего мира, знакомых с русским языком.
163 года назад прогремел тот роковой выстрел, который оборвал слово и надежды поэта. До сих пор нам трудно примириться с невосполнимой утратой.
А ведь ещё 27 января 1837 года, с среду, в 11 часов А. С. Пушкин занимался литературной деятельностью. (И оказалось в последний раз.) А вечером, надев фрак, он поехал на дуэль.
А ещё через несколько дней, всю Россию, облетела весть: «Погиб поэт, невольник чести. Пал оклеветанный молвой…»
Но осталась память. Осталась та дорожка или тропинка, которую каждый человек находит к своему Пушкину. «Не зарастёт народная тропа…»
Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 года в семье русских аристократов. Отец его, Сергей Львович происходил из старинного дворянского рода. Имена предков Пушкина не раз встречаются на страницах русской истории. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была внучкой Ганибала «арапа Петра Великого», ставшего впоследствии русским генералом.
Сергей Львович увлекался литературой. В доме Пушкиных бывали Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, Жуковский. Дядя Пушкина, Василий Львович был известным поэтом.
Ещё в детские годы Пушкин познакомился с произведениями русских поэтов 18 века, с комедиями Мольера, Бомарше, с сочинениями Вольтера. С первых годов жизни знаком Пушкин был с русскими сказками и рассказами о старине, которые пересказывала ему няня Арина Родионовна.

I. «Друзья, прекрасен наш союз»…

В 1811 году Пушкин поступает в только что открывшийся тогда в
городе Царское Село Лицей, в котором собрались дети из знатных семей России. Лицей, в то время был, пожалуй, самым передовым учебным заведением в стране. Уровень преподавательского состава говорил сам за себя. Лекции Куницыа, Карцова, беседы с Карамзиным, встречи с Чаадаевым, обогатили духовный мир поэта, расширил его поэтический и общественный кругозор.
Близкими друзьями Пушкина были лицеисты Пущин, Кюхнльбекер, Дельвиг, многие в будущем большие государственные деятели Российского государства.
В книге В.В. Вересаева «Пушкин в жизни» приводятся воспоминания преподавателей и товарищей Пушкина о том времени:
«При самом начале он – наш поэт; как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, когда кончивши лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем  пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами». Наши стихи вообще не клеились, а Пушкин мигом прочёл два четверостишья, которые всех нас восхитили. Кошанский взял рукопись к себе. Это было чуть ли не в 1811 году, и никак не позже первых месяцев 1812 года» (И.И. Пущин).
« (19 ноября 1812 г.) Пушкин – весьма понятен, замысловат и остроумен, но крайне неприлежен. Он способен только к таким предметам, которые требуют малого напряжения, а потому успехи его очень невелики, особенно по части логики».
                ( Куницин. Из ведомости об успехах воспитаников
                Лицея по части логики и нравственной философии).
« 18 (ноябрья 1812 г.) полковник Пущин и Мясоедова, повторял им слова: что если они будут жаловаться, то сами останутся виноватыми, ибо я, говорит, вывернуться умею, им Пушкин говорил…»
                ( Пилецкий, лицейский надзиратель).
« А. Пушкин. Легкомыслен, ветрен, неопрятьен; нерадив, впрочем, добродушен, усерден, учтив, имеет собственную страсть к поэзии». ( Чириков, гувернёр лицея).
« Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались… Я прочёл мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошёл я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил своё чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении: он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли. (Пушкин. О Державине).
« Все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина. В математическом классе раз вызвали его к доске и Карцев задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и всё писал молча какие-то формулы. Карцев спросил его наконец: «Что же вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил: «Нулю!» «Хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите стихи». Пушкин охотнее всех других классов занимался в классе Куницына, и то совершенно по-своему: уроков никогда не повторял, мало что записывал, а чтоб переписывать тетради профессоров (печатных руководств тогда ещё не существовало), - у него и в обычае не было… (И.И. Пущин).
«Лицейский анекдот: однажды император Александр, ходя по классам, спросил: «Кто здесь первый?» – «Здесь нет, ваше величество, первых: все вторые», - отвечал Пушкин. (С. Шевырёв. Воспоминания о Пушкине).
«В свободное время Пушкин любил навещать Карамзина, проводившего ежегодно летнее время в Царском Селе. Карамзин читал ему рукописный труд свой и делился с ним досугом и суждениями. От Карамзина Пушкин забегал в кружок лейб-гусарских офицеров и возвращался к Лицейским друзьям с запасом новых впечатлений.
                (Л.С. Пушкин, брат поэта)
«… Однажды идём мы, растянувшись по коридору маленькими группами. Пушкин на беду был один, слышит в темноте шорох платья и воображает, что это Наташа, горничная фрейлины Волконской. Он бросается её самым невинным образом поцеловать.
Как нарочно, в эту минуту отворяется дверь из комнаты и освещает щёку, перед ним сама княжна Волконская…
Государь на другой день приходит к Энгельгардту (директор Лицея).
«Что ж это будет, - говорит царь, - Твои воспитанники не только снимают через забор мои наливные яблоки, бьют сторожей садовника, но теперь уже не дают проходу фрейлинам жены моей». (Энгельгардту удалось уладить дело). (И. Пущин).
«Одна из главных причин ускоренного выпуска лицеистов первого курса был известный эпизод встречи Пушкина, в дворцовом коридоре, с княжною Волконскою, которую он принял за горничную… Узнав об этой шалости, государь прогневался и заметил Энгельгардту, что лицеисты чересчур много себе позволяют и что надо скорей их выпускать. (Матюшкин, лицеист).
                Свидетельство
Воспитанник Импер. Царскосельского Лицея Александр Пушкин, в течение шестилетнего курса обучался в сём заведении и оказал успехи: в Законе Божием, в Логике и Нравственной философии, в Праве Естественном, Частном и Публичном, в Российском и Гражданском и Уголовном праве хорошее; в Латинской словесности, в Государственной Экономии и Финансах весьма хорошее: в Российской и Французкой словесности также     в Фехтовании превосходное; сверх того занимался Историею, Географиею, Статистикою, Математикою и Немецким языком. Во уверение чего и дано ему от Конференции Имп. Царскосельского Лицея сие свидетельство с приложением печати. Царское Село, Июля 9 дня 1817 года. Директор Лицея Егор Энгельгардт, Конференц-секретарь профессор Александр Куницын.

Куда бы нас ни бросила
                Судьбина
И счастие куда б ни повело
Всё те же мы! Нам целый мир
                Чужбина
Отечество нам Царское Село.
                А.С. Пушкин
                (19 октября 1825)

2. «Я Вас любил»… (стихи о женщинах, вдохновлявших поэта к творчеству).

Пушкин всегда боготворил женщин.
Образ Екатерины Бакуниной вдохновил Пушкина в Лицейские годы на многие стихотворения: «Итак, я счастлив был…», «К живописцу», лирический цикл 1816 года.
                Желание

Медлительно влекутся дни мои
И каждый миг в унылом сердце множит
Все горести несчастливой любви
И все мечты безумия тревожит.

Но я молчу; не слышен ропот мой;
Я слёзы лью; мне слёзы утешенье;
Моя душа, пленённая тоской,
В них горькое находит наслажденье.

О жизни час! Лети, не жаль тебя,
Исчезни в тьме, пустое привиденье;
Мне дорого любви моей мученье, -
Пускай умру, но пусть умру любя!

Мария Раевская появляется в I главе «Евгения Онегина», Елизавета Воронцова увековечилась в строках: «Сожжённое письмо», «Храни меня, мой талисман», «Талисман», «Всё в жертву памяти твоей». Пушкин постоянно рисовал профили Воронцовой в своих тетрадях.

Сожжённое письмо

Прощай, письмо любви! Прощай: она велела
Как долго медлил я! Как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!…
Но полно, час настал. Гори, письмо любви…

В Михайловском Пушкин посещал дом Осиповой, которой посвятил много прекрасных строк, как и её дочерям: Анне и Зине.

К Зине

Вот, Зина, вам совет: играйте,
Из роз весёлых заплетайте
Себе торжественный венец –
И впредь у нас не разрывайте
Ни мадригалов, ни сердец.

Но самое вдохновенное стихотворение Пушкин посвятил Анне Петровне Керн.
Пушкин познакомился с А.Керн в 1819 году. Но близки они стали в 1825 году в Тригорском, когда Пушкин находился в Северной ссылке и заезжал к своей соседке Осиповой в гости, к которой и приехала погостить А.Керн.
Больше месяца Пушкин встречался с Керн, в результате чего и родились великие строки:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадёжной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слёз, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.

Анна Оленина вдохновила Пушкина на многие лирические стихи: «Её глаза», «Увы!», «Язык любви болтливый», «Город пыльный, город бедный». Пушкин делал Олениной предложение, но родители Анны Алексеевны отказали Пушкину.
Прощание с уходящей любовью отразились в стихотворении Пушкина «Я вас любил».

Я вас любил: любовь ещё быть может,
В душе моей угасла не совсем,
Но пусть она вас больше не тревожит:
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил, безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим,
Я вас любил так искренне, так нежно
Как дай вам бог любимой быть другим.

Был увлечён Пушкин и женой министра внутренних дел Аграфеной Закревской. Он посвятил своему увлечению стихотворения: «Портрет», «Наперстник», «Счастлив кто избран своенравно»…
Именно Закревская осталась в незаконченом произведении Пушкина «Гости съезжались на дачу…». И в «Евгении Онегине» она фигурирует под именем «Клеопатры Невы» Нины Воронской.

Портрет

С своей пылающей душой,
С своими бурными страстями,
О жёны Севера, меж вами
Она является порой.

И мимо всех условий света
Стремится до утраты сил,
Как беззаконная комета
В пруду расчисленном светил.

Елене Завадовской Пушкин посвятил стихотворение «Красавица».

Всё в ней гармонично, всё диво.
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц; нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В её сиянье исчезает.

Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, -
Но, встретясь с ней, смущённый, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.

И конечно, главной женщиной Пушкина в его жизни стала его жена Наталья Николаевна Гончарова (Пушкина). Они познакомились на балу в Москве зимой 1828-1829 года. 6 мая 1830 года состоялась помолвка, а 18 февраля 1831 года – свадьба.
Своей жене поэт посвятил стихотворение «Мадонна».

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моём, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –
Взтрали, кроткие, во славе и в лучах,
Один, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

3. «Земли родной минувшая судьба»… (об исторических произведениях).

Герцен сказал о Пушкине: «На вызов Петра Россия ответила явлением Пушкина».
Во времена Пушкина уже была написана «История государства Российского» Карамзина.
Учителями русских историков в то время были античные авторы. Их трудами Пушкин увлекался ещё в Лицее. Он прекрасно знал французкую научную литературу.
Пушкин усердно читал немецких и английских авторов. Будучи в Кишинёве, специально изучал Греческую историю, Сербскую старину, английскую политэкономию.
В Михайловском поэт, исследуя эпоху смуты, пишет трагедию «Борис Годунов». Позже он кропотливо собирает материалы по истории пугачёвского восстания. Увлёкшись петровскими реформами, перечитывает все доступные источники о времени Петра Великого.
Поэт гордился историей своего Отечества.
«Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал».
История России и объяснение её исторической судьбы Пушкин связывает со спецификой русского православия. Уже в 1822 г. в статье «Заметки по русской истории XVIII века» он пишет: «Греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, даёт нам особенный национальный характер, мы обязаны монахам, нашей историей, следовательно и просвещением…»
Оценивая второй том «Истории русского народа» Полевого, Пушкин замечает: «История древних кончилась Богочеловеком. Величайший духовный и политический переворот нашей планеты есть христианство. История новейшая есть история христианства. Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою»…
«История Пугачёвского бунта» была опубликована в 1834 году в двух частях: часть первая – исследования, часть вторая – документы. Это был первый опыт подобной композиции исторического сочинения.
Пушкинский труд явился первой попыткой анализа самого крупного мятежа XVIII века.
Причём сам Пушкин предстаёт перед нами в двух ипостасях: в «Истории» – он холодный, объективный историк, избегающий личных оценок, а в «Капитанской дочке», написанной в 1836 году – обстоятельный повествователь, спокойно оценивающий события.
Достаточно вспомнить известную цитату Пушкина: «Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердечные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка.».
«Бунт и революция мне никогда не нравились, это правда».
Правда фактов – самая важная для Пушкина черта исторического сочинения.
«По крайней мере я по совести исполнил долг историка: изыскивал истину с усердием и излагал её без криводушия, не стараясь льстить ни силе, ни модному образу мыслей!»
В окончательный текст «Истории» было включено только то, что повторяется в двух-трёх исторических или источниках, или подтверждениях современников событий. Поэтому Пушкин беспощадно правдив в описании пугачёвского бунта, бессмысленного и жестокого, без надежды на успех, без видения перспективы…
«История Петра» – незаконченный труд Пушкина. Это конспекты, подготовительный материал. При жизни Пушкина заметки о Петре не публиковались.
Первая публикация состоялась в 1838 году. Царю не понравились суждения Пушкина о деспотичности Петра. Но и ранее, в поэме «Медный всадник» Пушкин описывал жестокость императора.
По мнению Пушкина, основным принципом государственной политики должна быть человечность. Потому он постоянно высказывался за отмену крепостного права.
«Ныне же политическая наша свобода неразлучно с освобождением крестьян; желание лучшего соединяет все состояния против общего зла». (Гурий Судаков)
Кроме блистательной поэмы Пушкина «Полтава», вершиной исторической темы Пушкина является трагедия «Борис Годунов».
В трагедии поэт показал «судьбу народную». «Борис Годунов» построен на документах «Истории Государства Российского» Карамзина. Реализм трагедии отразился не только в страдании одного государя, но и перемоле жизни всего народа. Поэтическим проникновением в характер русской истории, исторической верностью и широким размахом картин русской жизни конца XVI- нач. XVII в.в..
Пушкин своим «Борисом Годуновым» повернул русскую драматургию в сторону сближения её с действительностью.

          4. «Ах! Умолчуль о мамушке моей…»

В 1998 году исполнилось 240 лет со дня рождения Арины Родионовны Яковлевой и 170 лет со дня её смерти.
Няня Пушкина была вместе с поэтом и в детские годы и в годы изгнания в Михайловском.

Наперстница волшебной старины,
Друг вымыслов, игривых
                И печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов
                Первоначальных.
  Я ждал тебя: в вечерней тишине
Являлась ты весёлою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и резвою
                Гремушкой.
Ты детскую качала колыбель,
Мой юный слух напевами
                Пленила
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила.

Арина Родионовна жила в семье Пушкиных и нянчилась со всеми детьми Сергея Львовича и Надежды Осиповны.
В Лицее А.С. Пушкин впервые упоминает свою няню в стихотворении «Сон» (1816 г.)

Ах! Умолчуль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в сенце, в старинном
                Одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня…

Уже в Михайловской ссылке (с 1824 года) Пушкину пришлось жить в деревенском уединении. Семья от него отказалась и Александр Сергеевич коротал долгие зимние и осенние вечера с няней. Няня рассказывала Пушкину сказки, которые через несколько лет превратятся в изумительные Сказки Пушкина.
Образ няни вошёл и в роман «Евгений Онегин», как няня Татьяны.
Зима 1824 года завалила снегом сад, поля, озеро. Потянулись долгие вечера. Одиночество поэта разделяла его няня.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.

В конце января 1825 года Пушкин писал Вяземскому:
«Я живу недорослем, валяюсь на лежанке и слушаю старые сказки и песни…»
В июле 1825 года, сочиняя «Бориса Годунова», Пушкин писал Н.Раевскому: «…я живу в полном одиночестве… у меня нет другого общества, кроме старушки-няни и моей трагедии».
В ночь с 3 на 4 сентября 1826 года Михайловская ссылка Пушкина закончилась. Он выехал в Москву.
Своей няне Пушкин посвятил знаменитые строки:

Подруго дней моих суровых
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.

Скончалась няня 31 июля 1828 года, в г. С-Петербурге и была похоронена на Смоленском кладбище.
В 1835 году Пушкин посетил Михайловское и написал прощальные стихи: «Вновь я посетил»…

…Вот спальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет – уж
                За стеною
Не слышу я шагов её тяжёлых,
Ни кропотливого её дозора.

Память о няне великого поэта живёт и будет жить в веках.

5. «Евгений Онегин» – выдающийся русский роман.

                И было сердцу ничего не надо,
                Когда пила я этот жгучий зной…
                «Онегина» воздушная громада,
                Как облако, стояло надо мной.
                А.Ахматова

27 мая 1822 года Николай Алексеев, Кишинёвский приятель Пушкина, передал ему три большие тетради, украшенные остатками масонской символики.
Масонскую ложу «Овидий», в которой состоял и Пушкин, была закрыта, не утверждённая вышестоящими масонскими органами. Тетради, предназначенные для бухгалтерии ложи не пригодились по назначению и казначей ложи подарил их Пушкину.
В этих-то тетрадях и сохранились черновые рукописи первых глав «Евгения Онегина».
Черновики «Евгения Онегина» начинаются уже в первой «масонской» тетради, на листе 4:

Мой дядя самых честных правил
Он лучше выдумать не мог
Он уважать себя заставил
Когда не в шутку занемог.

И дата: 28 мая. Ночь.
Значит роман был начат 28 мая 1822 года в Кишинёве и окончен 26 сентября 1830 года в Болдине.
Есть доказательства влияния на образ Петербургского денди Онегина образов стихотворения Якова Толстого «Послание к петербургскому жителю2 (1821). Стихотворение Хмельницкого «Нерешительный», где была строка: «И долго честь отдать, что немцы аккуратны», переродились в Пушкинскую: «И хлебник, немец аккуратный».
Стихи Кюхельбекера «К Пушкину» были использованы Пушкиным в предсмертных стихах Ленского. В первой же главе строки Кюхельбекера:

Мы оба бросили тот свет,
Где мы равно терзались оба,
Где клевета, любовь и злоба,
Разлучили обоих нас.

Были переделаны Пушкиным:

Страстей игру мы знали оба,
Томила жизнь обоих нас,
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой фортуны и людей
На самом утре наших дней.

В романе Пушкин попытался обобщить нравственный опыт всей той эпохи, в которой он, человек и поэт, вынужден пребывать.
В июле Пушкин переезжает в Одессу.
К началу сентября написано уже 22 строфы.
Пишет он с утра, не вставая с постели.
На 22 листе 1 тетради появляются заключительные строки 1 главы.

Я думал о отделке плана
И как Героя назову
Покаместь моего Романа.
Я кончил 1-ю главу.

И стоит дата 22 октября.
Пушкин пишет Вяземскому 4 ноября: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница. В роде Дон-Жуана…»
Вначале Пушкин думал написать поэму в 25 песнях, но писался Онегин так быстро, что поэма переросла в настоящий роман.
Вольное построение Онегина, когда автор дал волю самому герою влиять на сюжет романа, создало своеобразную композицию произведения.
«Молодой повеса», «учёный малый», «Свободный в цвете лучших лет», нигде не служит, никому ничем не обязан – а просто живёт в соответствии с потребностями его «свободного ума».
Повествование о таком герое, как и сам герой, стремятся к непредсказуемому будущему.
Пушкин идёт на небывалый литературный эксперимент – он лишь следит за действиями своего героя и как бы только записывает за ним.
Так же он поступает и с героиней своего романа.
При таком свободном замысле ни форма будущего произведения, ни его объём не были изначально «заданы». Скорее всего, «Онегин» задумывался совсем, как другое произведение.
Некий дух байронизма витал в «Онегине»:

Под ризой бурь, с волнами споря,
По вольному распутью моря
Когда ж начну я вольный бег?
Пора покинуть скучный брег
Мне неприязненной стихии…

Первая глава «Онегина» была опубликована лишь 15 февраля 1825 года, через полтора года после написания.
Если затронуть образ главного героя романа – Онегина – то бросается некоторая англизированность Онегина. Он имеет сердце «мёртвое для всех радостей и душу, застывшую в «преждевременной старости».
Внешне поведение Онегина напоминает карамзинского англичанина, своенравие которого Карамзин связывает с ленью и бездействием.
Этим Пушкин подчёркивает родство героя и байроновского Чайльд-Гарольда:

Ни сплетни света, ни бостон,
Ни милый взгляд, ни вздох нескромный,
Ничто не трогает его,
Не замечал он ничего.

Скука от жизни развивается у Онегина от пресыщенности и отсутствия необходимости зарабатывать на жизнь.
В деревне Онегин пытается жить по англиканскому образцу.

Онегин жил анахоретом
В 7-м часу вставал он летом –
И отправлялся налегке
К бегущей под горой реке –
Певцу Лецилы подражая…

От тоски и скуки Онегин отправляется в путешествие. Но и в новых местах рефреном звучит одно слово: «Тоска, тоска!»
Белинский писал об Онегине: «Его можно назвать эгоистом поневоле, в его эгоизме должно видеть то, что древние называли фатум…»

Страстей игру мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба…

Онегину так и суждено до конца жизни оставаться в состоянии духовного одиночества, которое определено ему его «горе от ума» и его положение искреннего «недеятеля». Ибо прикладывать свои знания и умения на благо общества в России – преследуется самим государством.
                (Кошелев. Онегина воздушная громада.)
История любви Татьяны составляет сюжетный стержень романа.
Вся история состоит из трёх эпизодов. Это первое посещение Лариных, сцена в саду, с монологом Онегина  и именины. Было ещё два письма Татьяны и два монолога: Онегина в третьей главе и Татьяны в восьмой. Вот она фабульная сторона романа.
Татьяна – уездная барышня. Прелесть Татьяны не в красоте, а в той внутренней жизни, отсутствие которой замечает Онегин у её сестры, Ольги.
Сам Онегин занимает в действии романа пассивную позицию. Ему объясняется в любви Татьяна, его вызывает на дуэль Ленский. Но собственной инициативы он не имел.
Любовная история Татьяны обходится без крупных событий. Она вся протекает в условиях мирного быта.
Онегин с самого начала является загадкой для Татьяны и стремление разрешить эту загадку образует сюжетный ход романа.
В седьмой главе наступает кризис. Убийство Ленского (шестая глава) обостряет загадку, настоятельно требует её решения.
И вот Татьяна приходит к Онегину. И Онегин отвергает Татьяну.
Кажется, кульминация минует повествование. Но всё ещё впереди.
После путешествия Онегин встречает Татьяну замужней великосветской дамой и увлекается ей. Но теперь отказывают Евгению.
Разочарованный человек не получает ничего. Потому что он ни за что и не боролся. Каждому достаётся своё. И Евгению Онегину остаётся одиночество, ибо его меланхолия не приспособлена к Российской действительности.
(А.Слонимский. Мастерство Пушкина)
Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта» (1837 г.) прямо сопоставил Пушкина, убитого на дуэли Дантесом, - Ленскому, убитому на дуэли Онегиным.
Между тем, в «болдинском» плане уже написанного «Онегина» вторая глава называлась «Поэт».
Ленский выводится очень чистым целомудренным поэтом.
Из-за глупой ссоры Ленский вызывает на дуэль Онегина, для которого волочитство за женщинами, было лишь условием светского существования в столице.
Сам Ленский изображён этаким ребёнком – поэтом, который сам создаёт для себя некий поэтический образ, совершенно не нужный никому из окружающих.
На дуэли Ленский вполне серьёзен – как серьёзен бывает ребёнок, стреляющий из игрушечного пистолета: дуэль опять-таки не входит в его поэтический и житейский опыт.
Ленский не умеет стреляться и кода между дуэлянтами остаётся 10 метров, Онегин убивает Ленского, точно так же, как он и сам бы убил, совсем не желая этого:

И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить – но как раз
Онегин выстрелил… Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет.

Чем особенно знаменателен «Евгений Онегин» – так это той особенной поэтической структурой, которой написан роман. В среде литературоведов эта структура названа «Онегенской строфой».
Стихотворная форма романа потребовала от Пушкина упорной работы над стихом. Повествование и лирика соединились в самом стихе. Вольный стих строфы заставил Пушкина обратиться к наиболее распространённому и любимому им русскому размеру – четырёхстопному ямбу. Ямб был нужен Пушкину для придания поэтической речи разговорного характера.
Пушкин использовал все комбинации рифм, возможных в четырёхстрочной строфе (катрене). Соединение ямбических четверостиший в строгом порядке трёх видов их рифмовки (перекрёстная, смежная, опоясывающая) и было осуществлено Пушкиным. Но поэту нужна была законченность, самостоятельность каждой строфы. Соединение различно рифмующихся четверостиший и такой законченности не приводило. Никаких других комбинаций рифм, кроме перечисленных трёх видов, в четверостишии нет. По этому Пушкин заключает строфу двустишием со смежно рифмующимися строками. Строфа приобрела законченность вследствии прочного рифменного ударного созвучия, благодаря афористичности концовки, обобщающей содержание строфы.
Так сложилась Онегинская строфа, изобретённая Пушкиным для его любимого детища. Она состоит из 14 стихов четырёхстопного ямба. Общая её схема предстаёт необычайно ясной и простой. В первом четверостишии употреблены перекрёсные рифмы (абаб), во втором – смежные (ввгг), в третьем – охватывающие, или опоясывающие (деед), в заключительном двустишии – смежные (жж).
Можно заметить, что в первых четырёх стихах излагается тема всей строфы, а двустишие замыкает тему, подытоживает её или по-новому осмысливает. Второе и третье четверостишие развивают тему, намеченную в первом четверостишии.
Такое построение позволяет автору свободно менять тон повествования, сохраняя собственный голос. Онегинская строфа воплотила то стилистическое и интонационное своеобразие, которое присуще всему роману в стихах!
Роман в стихах вобрал в себя богатый поэтический опыт Пушкина, его поэтические находки и достижения – и естественно, что он стал одним из самых совершенных в художественном отношении произведений не только Пушкина, но и всей русской литературы.
Если посмотреть на главного героя романа с иной стороны проблемы, то Онегин может показаться читателям «декабристом без декабря». Эти люди были близки к декабристам, сочувствовали им, были сформированы всем духовным напряжением преддекабрьских событий. На них декабристы опирались, на их поддержку рассчитывали – и не получили её в решающий момент.
«Онегины» – передовые, просвещённые люди, которым было душно в России, которым невмоготу стало от рабства, нищеты, убожества российского, от тупого, бессмысленного, вялого помещичьего существования. Они желали, чтобы всё это изменилось. Но как? Да как-нибудь само собой бы устроилось…
И потому удел Онегиных – ожидание, неопределённость мечтаний и намерений, хандра, скептицизм и мировая тоска, скитания по России и бегство из России.

Я молод, жизнь во мне крепка;
Чего мне ждать? тоска, тоска!

Мог ли декабризм победить, опираясь на таких людей? В характере Онегина, каким он сразу же предстаёт перед нами, уже задана, угадана и вся неудача декабризма. Задана, угадана судьба таких «декабристов без декабря», как Вяземский, Чаадаев, Николай Тургенев.
Онегин и ему подобные – это первое поколение русских людей, недовольных жизнью и не принимающих её такой, какова она есть, какой она досталась им от предшествующих поколений. Онегину нет места в этой жизни, сколько бы он ни метался и ни искал.
Здесь нет для него ничего прочного на российской земле, во что можно было бы пустить  корни.
И по этому он отвергает любовь Татьяны и дружбу с Ленским. Он сам – живой протест против всего уклада окружающей его жизни. Пассивный протест.
Ещё больше значение роман «Евгений Онегин» имеет в целом, как великий роман русской литературы.
«Евгений Онегин» обогатил многими важными художественными открытиями и самого Пушкина, и не менее того – всю последующую русскую литературу. Он положил начало сильнейшей литературной традиции – притом далеко не однозначной. От «Евгения Онегина», например, идут в будущее русской литературы сами типы, опознанные Пушкиным в жизни и выведенные им. Самые известные литературные герои XIX века, так называемые «лишние люди», представляют собой развитие в новых исторических условиях онегинского типа. Повторяется в новом качестве и в новых условиях и тип Татьяны. Достоевский указал на Лизу Калитину Тургенева, как на литературный двойник Татьяны. Можно назвать и других. Тип Татьяны не только повторяется и получает всё новые воплощения в литературе, но он становится своеобразным «эталоном»: с ним так или иначе соизмеряются, сопоставляются все положительные женские характеры в литературе.
Эталоном для многих русских писателей XIX века стало и особенное сюжетное построение «Евгения Онегина». Это построение, основанное на ситуации, когда через любовные отношения, через героиню проверяется герой и оценивается его социальное и историческое значение. Такое сюжетное решение, позволяющее любовный сюжетный узел сделать основой уже не собственно любовного, не семейного, а социального, исторического и политического романа, получило развитие вместе с развитием русского романа, но в истоках своих оно – пушкинское, в своей основе оно идёт от «Евгения Онегина».
Сама форма свободного повествования, если и не открытая, то художественно проверенная и утверждённая Пушкиным, оказалась в историко-литературном смысле необычайно продуктивной. Более того, она во многом определила «русское лицо» русского романа и произведений, близких к роману эпических форм.
В традициях свободного повествования создавались «Мёртвые души» Гоголя, и поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и «Записки из Мёртвого дома» Достоевского, и «Поэма без героя» А.Ахматовой.
Л.Толстой замечает: «Что такое «Война и мир»? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. Война и мир есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось… История русской литературы со времени Пушкина не только представляет много примеров такого отступления от европейской формы, но не даёт даже ни одного примера противного».
Отстаивая традиционность эпической формы, Толстой не случайно говорит: «Со времени Пушкина». Это утверждение можно только более уточнить: со времени «Евгения Онегина» Пушкина.

6. Талантлив во всех жанрах.

Творчество Пушкина многожанрово. И если в сознании читателей он прежде всего поэт, но и проза, драматургия сопровождали его художественное воображение от первых опытов до последних написанных им строк. Пушкин писал литературную критику, публицистику, работал в эпистолярном и историческом жанре.
Да и в самой поэзии Пушкин расширил свои возможности от лирики и поэмы до романа в стихах и даже сказки.
Жанры творчества развивались в тесном взаимодействии. Иногда лирика перерастала в поэму, а эпистолярный жанр в прозу.
А бывало и так, что лирика подготавливала прозу, а проза переходила в лирику. Драма вырабатывала взгляд на историю. А история, порой становилась прекрасной «Капитанской дочкой» или поэмой «Полтава».
В известном смысле – всё творчество Пушкина единое многожанровое произведение, сюжетом которого является его творческая и человеческая судьба.
Жанры перемешиваются, образуя единый многоголосый оркестр. Ценность того или иного жанра определяется его художественной выразительностью в рамках строгого авторского замысла. Перенесение норм одного жанра в пределы другого явилось революционизирующим методом пушкинского стиля и источником его динамики.
«Заслуги Пушкина перед Россией велики и достойны народной признательности, - писал И.С. Тургенев, - Он дал окончательную обработку нашего языку… Он отозвался удивительными образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни. Он первый, наконец, водрузил могучей рукой знамя поэзии глубоко в русскую землю».
К середине 20-х годов Пушкин становится признанным главой русской литературы, её великой надеждой.
Вторая половина 20-х годов – это расцвет лирической поэзии Пушкина, в которой нашли своё отражение раздумья поэта о смысле жизни, о счастье, о любви.
Осенью 1830 года Пушкин закончил роман в стихах «Евгений Онегин», который явил собой новый жанр в литературе. По словам Белинского этот роман стал «Энциклопедией русской жизни». Это «в высшей степени оригинальное и национальное произведение…», «роман Пушкина положил прочное основание русской поэзии, новой русской литературе…»
В маленьких трагедиях – «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы» – Пушкин выступил глубоким знатоком человеческих страстей, поэтом острых конфликтов.
Гением Пушкина отмечены и его сказки – обработанные поэтом народные рассказы. Они вобрали в себя народную мудрость, его представление о добре и зле и неисчерпаемую поэтическую фантазию.
В «Повестях Белкина (1830 г.), в «Капитанской дочке» (1836 г.), в романе «Дубровский» (1836 г.) Пушкин дал образец русской классической прозы. «Писать просто, коротко и ясно, - вот требование, которое Пушкин предъявлял прозе, - «языку мысли» которому следовал сам.
Поэзия Пушкина является для всей последующей литературы богатым источником прогрессивных идей.
Творческое наследие Пушкина неисчерпаемо.

7. Пушкиниана продолжается (образ Пушкина в литературе).

Пушкин неоднократно вдохновлял писателей на творчество.
Когда возникает потребность свериться в вопросе о чести, совести, справедливости, многие авторы и читатели обращаются к светлому образу Александра Сергеевича. И сегодня в сфере духовной культуры «возникло удивительное явление – потребность души равняться на высоту пушкинского гения. И происходит это в силу не только художественного, а прежде всего нравственного, воспитательного значения его творчества».
Во времена приоритета рациональности, логики, прагматического мышления оказывается неоценимо важная роль Пушкина в утверждении идеалов благородства, высоты духа, честности, совести, самоуважения, признания права и мнения других людей.
Своей жизнью поэт являет яркий пример благородства и лучших человеческих качеств. Пушкин показывает всей своей жизнью уроки духовности, чести, нравственности.
И очень важно чтобы сегодня молодые люди научились ценить качества благородства, сверяя их с образом великого гения – Александра Сергеевича Пушкина.
Белинский верно заметил, что читая Пушкина можно превосходным образом воспитать и развить нравственное чувство. Чтобы образ Пушкина сложился, нужно пробудить неформальный интерес к поэту. Постигнуть образ поэта помогают книги о нём.
Это книги:
Антокольский П. О Пушкине. М. Сов.пис. 1960-135с.
Гроссман В. Арион роман в 3-х ч. с эпил./о А.С. Пушкине/ М. Сов.пис.1966-474 с.
Всеволодин В. Повесть о Пушкине. – Л.Лениздат. 1969-270с.
Дугин Л. Лицей. Роман (о А.С. Пушкине) – М. Сов.пис. 1977 – 254с.
Иванов Б. Даль свободного романа. Роман о А.С. Пушкине. М. Сов. Пис. 1959 – 716с.
Иванов В. Александр Пушкин и его время. Истор.повествование. М. Молод.гвард. 1977 – 446с.
Новиков А. Последний год. Роман (о А.С. Пушкине) М. Сов.пис. 1976 – 528с.
Новиков И. Пушкин в изгнании. Роман. – Симферополь. Таврия. 1976 – 735с.
Слонимский А. Детство Пушкина. Повесть. М. Детгиз.1960г. – 63с.
Слонимский А. Юность Пушкина – М. Дет.лит. 1966 – 136с.
Тынянов Ю. Пушкин. Роман – Л. Худож. Лит. 1976 – 502с.
Шатилов Ю. Пушкин. – М. Дет.лит. 1969 – 254с.

8. «Был и я среди донцов…»

Ещё в Лицейской лирике А.С. Пушкин пишет о Тихом Доне и казаках.

Раз, полуночной порою
     Сквозь туман и мрак
Ехал тихо над рекою
   Удалой казак.
Чёрна шапка набекрени
   Весь жупан в пыли
Пистолете при колене
   Сабля до земли…
                (1813г.)

В 1820 году Пушкин посещает Дон, следуя с семьёй Раевских на Кавказкие Минеральные воды.
Был он и в Таганроге, в Ростове-на-Дону, Новочеркасске. Ездил он и в древнюю столицу Донского казачества – Черкасск. Проезжал Пушкин и донские казачьи станицы.
Следующее посещение Донской земли Пушкин предпринял в мае 1829 года, когда ехал на Кавказ, в действующую армию.
Останавливался он в Новочеркасске.
Уже тогда Пушкин изумлялся Донской природе.
Возвращаясь с Кавказа, у Аксайской переправы, Пушкин вышел из коляски. Может, тогда родились у него такие строки:

Блеща среди полей широких,
   Вот он льётся!.. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далёких
   Я привёз тебе поклон.
Как прославленного брата,
   Реки знают тихий Дон;
От Аракса и Ефрата
   Я привёз тебе поклон.
Отдохнув от злой погони,
   Чуя родину свою,
Пьют уже донские кони
   Арпачайскую струю.
Приготовь же, Дон заветный,
   Для наездников лихих
Сок кипучий, искромётный
   Виноградников твоих.

На Кавказе воевали донские казаки и Пушкин, как бы от их имени приветствовал славный Дон.
В Новочеркасске Пушкин задержался.
Жил он на квартире у вдовы казачьего офицера и общение с местным населением очень нравилось Александру Сергеевичу.
Бережно хранят люди памятные места, связанные с именем великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Хранят память о пребывании Пушкина на Дону и потомки тех, чьи песни слушал Александр Сергеевич.
Сохранилось здание бывших почтово-ямщицких станций в Аксае и Новочеркасске, дом в Таганроге, где останавливался Пушкин, и на каждой из них – мемориальная доска.
В музее г. Аксая есть раздел о пребывании в этом городе Пушкина.
В Ростове-на-Дону, на Пушкинской улице, у памятника Пушкину ежегодно проводятся Пушкинские праздники, где артисты читают стихи Пушкина, а поэты – свои стихи о Пушкине.
На памятнике, автором которого является скульптор Г.А. Шульц, Пушкин изображён молодым, таким каким он был, когда проезжал через Ростов и останавливался у крепости Дмитрия Ростовского.
(Василий Гнутов. Поэт в краю степей необозримых).

9. Благодарные писатели – Пушкину (из отзывов о Пушкине).

Ещё Белинский говорил о том, что Пушкин вечно живой, творчество которого минула смерть. Каждая эпоха, по мнению критика, будет судить о Пушкине по своему и «открывать» своего Пушкина.
На ту же тему говорили Гоголь, Герцен, Достоевский, Кони, Некрасов и писатели нашего века: Горький, Маяковский, Луначарский, Цветаева, Симонов, Ахматова, Твардовский, Лихачёв и многие, многие другие.
«…Чудесный талант! Какие стихи! Он мучит меня своим даром, как привидение!» (Жуковский из письма к Вяземскому).
«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек, в конечном его развитии, в каком он, может быть, является через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. Сама его жизнь совершенно русская».
(Н.В. Гоголь)
«Заслуги Пушкина перед Россией велики и достойны народной признательности. Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признаётся даже иностранными филологами едва ли не первым, после древнегреческого… Он первый, наконец, водрузил могучей рукой знамя поэзии глубоко в русскую землю». (Тургенев).
  «Всякий великий писатель оставляет за собой школу, оставляет последователей, - и Пушкин оставил школу и последователей… Он завещал им искренность, самобытность, он завещал каждому быть самим собой, он дал всякой оригинальности смелость, дал смелость русскому писателю быть русским». (А. Островский)
«Пушкин у нас – начало всех начал».
«Гигант Пушкина – величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России». (М. Горький)
Достоевский подчёркивал «пророческое значение Пушкина»
«Его губы произносили те же слова, что произносим мы, но почему-то слова его звучали с томительной силой и прелестью». (К.Паустовский)
«Пушкин наиболее замечательный за всё время существования России поэт и поэт с замечательной биографией… Пушкин был революционером своего времени».
«Творчество Пушкина – величайший образец поэтического совершенства и вместе с тем красоты, величайший образец для всех художников, желающий служить народу». (К. Симонов)
«Великие писатели, такие как Пушкин, как тень отца Гамлета, идут впереди и зовут за собой». (Ю. Лотман)

10. Слово любви и печали (стихи о Пушкине).

Ещё при жизни Пушкина ему посвящали стихи, писали о нём и его творчестве. Известны стихи Глинки, Дельвига, Кюхельбекера, посвящённые Пушкину.
Но после гибели поэта стихи о Пушкине приобретают особое значение, особый смысл, нечто исповедальное, что соотносит любого автора с гением великого Пушкина.
Конечно, все строки, посвящённые Пушкину невозможно процитировать, но без ряда строк память о Пушкине будет не полна.

Михаил Юрьевич Лермонтов

                Смерть поэта

Погиб Поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!…
Не вынесла душа Поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит!… к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? Веселитесь… он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно
Навёл удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьётся ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?… издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!…

Александр Александрович Блок

                Пушкинскому Дому

Имя Пушкинского Дома
   В Академии наук!
Звук понятный и знакомый,
   Не пустой для сердца звук!
Это – звоны ледохода
   На торжественной реке,
Перекличка парахода
   С параходом вдалеке.
Это – древний Сфинкс, глядящий
   Вслед медлительной волне.
Всадник бронзовый, летящий
   На недвижном скакуне.
Наши страстные печали
   Над таинственной Невой,
Как мы чёрный день встречали
   Белой ночью огневой.
Что за пламенные дали
   Открывала нам река!
Но не эти дни мы звали,
   А грядущие века.
Пропуская дней гнетущих
   Кратковременный обман,
Прозревали дней грядущих
   Сине-розовый туман.
Пушкин! Тайною свободу
   Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
   Помоги в немой борьбе!
Не твоя ли, Пушкин, радость
   Окрыляла нас тогда?
Вот зачем такой знакомый
   И родной для сердца звук –
Имя Пушкинского Дома
   В Академии наук.
Вот зачем, в часы заката
   Уходя в ночную тьму,
С белой площади Сената
   Тихо кланяюсь ему.

Анна Андреевна Ахматова

                Пушкину

Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть?

Марина Ивановна Цветаева

         Стихи к Пушкину

                I

Бич жандармов. Бог студентов,
Желчь мужей, услада жён –
Пушкин – в роли монумента?
Гостя каменного? – он,
Скалозубый, нагловзорый
Пушкин – в роли Командора?

Две ноги свои – погреться –
Вытянувшись, и на стол
Вспрыгнувший при самодержце
Африканский самовол –

Наших прадедов умора –
Пушкин – в роли гувернёра?

Чёрного не перекрасить
В белого – неисправим!
Недурён российский классик,
Небо Африки – своим
Звавший, невское – проклятым,
- Пушкин – в роли русопята?

          Эдуард Георгиевич Багрицкий

Я мстил за Пушкина под Перекопом,
Я Пушкина через Урал пронёс,
Я с Пушкиным шатался по окопам,
Покрытый вшами, голоден и бос.
И сердце колотится безотчётно,
И вольный пламень в сердце закипал,
И в свисте пуль, за песней пулемётной,
Я вдохновенно Пушкина читал!
……………………………………………….
…Цветёт весна – и Пушкин отомщённый
Всё так же сладостно вольнолюбив.

Сергей Александрович Есенин

                Пушкину

Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.

Блондинистый, почти белёсый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.

Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясёшь ты гордой головой.

А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.

Но, обречённый на гоненье,
Ещё я долго буду петь…
Чтоб и моё степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.

Алексей Леонидович Решетов

                Михайловское

И не видать в окне Россию,
Всю погружённую во мглу,
И только пёрышком гусиным
Скрипит сверчок в своём углу.
И льются нянюшкины песни,
Как будто слёзы по щеке,
И драгоценных женщин перстни
Горит на пушкинской руке.
И на одном из стен лачужки
В глухом неведомом краю
Тень стихотворца тенью кружки
Пьёт участь горькую свою.

              *   *   *            
         
          Когда отца в тридцать седьмом
Оклеветали и забрали,
Все наши книги под окном
Свалили, место подобрали.

И рыжий дворник, подпитой,
При всех арестах понятой,
Сонеты Данте и Петрарки
Рвал на вонючие цигарки.

Осколок солнца догорал.
Из труб печных летела сажа.
И снова Пушкин умирал.
И Натали шептала:
- Саша…

Вячеслав Орехов
         
                *   *   *

Зачем напрасно с Музой спорить,
Он чёрной зависти бледнеть:
Зелёный дуб у Лукоморья,
На дубе золотая цепь;
Учёный кот и днём и ночью
По-тарабарски говорит:
То что-то доброе бормочет,
То что-то злое прошипит…
Скользит перо, сплетая лады,
И громко хочется рыдать,
Сбиваясь с рифмы от досады:
- Ну, Пушкин… Ну, и… молодец!…
         

Глеб Яковлевич Горбовский

          Сын России

Если выстоять нужно,
Как в окопе, в судьбе,
«У России есть Пушкин!» –
Говорю я себе.
Чуть подтаяли силы,
Не ропщу, не корю, -
«Пушкин есть у России!» –
Как молитву творю.
…Есть и правда, и сила
На российской земле,
Коль такие светила
Загорались во мгле.
         

11. Чистейшей прелести чистейший образец (жена поэта).

В 1831 году А.С. Пушкин женился на Наталье Николаевне Гончаровой.
Познакомился Пушкин со своей будущей женой в начале 1829 года. «Когда я увидел её в первый раз, красоту её едва начинали замечать в свете. Я полюбил её, красоту её едва начинали замечать в свете. Я полюбил её, голова у меня закружилась, я сделал предложение», - писал Пушкин матери Натальи – Н.И. Гончаровой 5 апреля 1830 года.
Пушкин посвятил своей будущей жене такие восхитительные строки:

         «Исполнились мои желанья. Творец
Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец».

После женитьбы Пушкин писал своей жене: «Уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою я люблю ещё более твоего лица!»
Именно страстная любовь к жене стоила Пушкину жизни, а семейная жизнь, впервые за много лет, остепенила поэта и заставила его осесть на одном месте – в столице государства Санкт-Петербурге.
После смерти Пушкина Наталья Николаевна жила с детьми сначала в уединении, а потом в столице, продолжив светский образ жизни. 18 июля 1844 года Наталья Николаевна Пушкина вышла замуж за генерала Ланского.
От Ланского она имела троих детей и скончалась в окружении большой семьи в преклонном возрасте.

12. Потомки Пушкина.

От Натальи Николаевны у Александра Сергеевича родилось четверо детей: дочь Маша 1832 года рождения прожила очень длинную жизнь и умерла 7 марта 1919 года в Москве.
Старший сын Александр родился в 1833 году. Он пошёл по военной стезе и дослужился до генерала.
Сын Григорий родился в 1835 году. Он тоже пошёл по военной дороге, но служил недолго и в 1865 году в чине подполковника вышел в отставку. Остаток жизни провёл он в Михайловском и в имении жены под Вильно. Скончался Григорий Александрович в 1905 году.
Младшая дочь Пушкина – Наташа, родилась в 1836 году. Имела два брака и вторую половину жизни провела за границей в Баден-Бадене. Умерла Наталья Александровна в 1913 году.
Потомки Пушкина и сейчас живут как в России, так и по всему миру. И многие из них служат своему Отечеству с не меньшим порывом, чем их славный предок.

13. Пушкинские места России.

Как известно Александр Сергеевич Пушкин всю свою жизнь прожил в России. За границу он никогда не выезжал.
Из мест пребывания Пушкина наиболее известны Москва – где он родился, Царское Село (г. Пушкин), где он провёл годы юности и где он учился. С-Петербург – где начиналась младая жизнь Пушкина и где закончил он свои земные дни.
Кроме этих городов в судьбе Пушкина были Кишинёв и Одесса, где он создал так много прекрасных сочинений.
И всем местам, где Пушкин бывал, он посвящал свои строки и строфы.
Так Пушкин писал о Москве:

Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва я думал о тебе!
Москва… как много в этом
                Звуке
Для сердца русского слилось
Как много в нём отозвалось.

Много строк посвятил Пушкин Лицею и Лицейскому братству.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина:
Отечество нам Царское Село.

Молдавии посвящены следующие строки Пушкина:

Сия пустынная страна
Священна для души поэта:
Она Державиным воспета
И славой русскою полна.
Ещё доныне тень Назона
Дунайских ищет берегов;
Она летит на сладкий зов
Питомцев муз и Аполлона,
И с нею часто при луне
Брожу вдоль берега крутого;
Но друг, обнять милее мне
В тебе Овидия живого.

В Одессе Пушкин писал:

Морей красавец окрылённый!
Тебя зову – плыви, плыви
И сохрани залог бесценный
Мольбам, надеждам и любви.
Ты, ветер, утренним дыханьем
Счастливый парус напрягай,
Волны внезапным колыханьем
Её груди не утомляй.

И ещё о море:

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Прощай же море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В Михайловском родились знаменитые строки Пушкина:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый
К нам в окошко застучит.

О своих скитаниях по стране Пушкин иронично писал:

Долголь мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?

О С-Петербурге Пушкин писал:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря, сменив другую,
Спешит, дав ночи полчаса.

«Музы не умирают. Они бессмертны. Пушкин удивительно остро чувствовал дух той местности, где он писал, и очень точно передавал его в своих произведениях.
Сохранилось лицейское предание, что лицеисты воздвигли в своём саду дерновый памятник, укрепив на нём мраморную доску с надписью: «Гению этого места».
Такие памятники Пушкин создал в своей поэзии Москве и Петербургу, Царскому Селу и Михайловскому, Болдину и Захарову и многим, многим другим местам. И ещё через всю поэзию Пушкина проходит одна тема - тема воспоминаний. Она звучит уже в лицейских стихах и продолжается до его смерти. Атмосфера воспоминаний, при этом очень часто предстающая перед нами в окружении тех местных впечатлений, которые он получил повсюду, где жил, как нельзя лучше настраивает и нас, читателей Пушкина, на восприятие пушкинских мест в «четвёртом измерении» его поэзии»
(Д.С. Лихачёв, академик)

14. Звуки музыки (музыкальные произведения, написанные на пушкинские темы).

Ещё при жизни Пушкина по его произведениям писались музыкальные темы и малых форм фантазии.
Композиторы того времени часто сочиняли небольшие музыкальные произведения для домашнего исполнения. Некоторые из них одобрял Пушкин, и они ему нравились.
Друг Пушкина, поэт Вяземский, писал: «В доме Волконской соединялись представители Большого Света. Всё в этом доме носило отпечаток служения искусству и мысли… Помнится и слышится ещё, как она, в присутствии Пушкина и в первый день знакомства с ним пропела элегию его, положенную на музыку Геништоп:

Погасло дневное светило,
На море синее вечерний пал туман».

Пушкин был живо тронут этим обольщением тонкого и художественного кокетства…» (Черейский. Современники Пушкина-Л, «Детская лит., 1981- с.161.)
Почти двадцать лет продолжалась дружба великого русского композитора М.И. Глинки с А.С. Пушкиным. Они творили свои великие произведения в соавторстве.
Как-то, услышав мелодию грузинской песни, Пушкин написал стихотворение, а Глинка фортепианное сопровождение к нему. Это было стихотворение: «Не пой красавица при мне…»
В 1942 году состоялась премьера оперы Глинки «Руслан и Людмила».
Написал Глинка на стихи Пушкина, пожалуй, и свой самый знаменитый романс: «Я помню чудное мгновенье».
После смерти Пушкина многие русские композиторы обратились к его творчеству. Это и Даргомыжский и Мусоргский и Чайковский.
Среди крупных произведений «Борис Годунов» Мусоргского, «Дубровский» Направника, «Евгений Онегин» Чайковского, «Сказка о золотом петушке» Римского-Корсакова.
Наш современник Георгий Свиридов написал прекрасную музыку к повести Пушкина «Метель». И как ещё написал!
Сам Пушкин обращался к великой музыке, когда писал в Маленьких трагедиях о Моцарте и Сальери. Пушкин написал о таланте и ремесле, о зависти и гордыне. Черты самого Пушкина можно узнать в портрете Моцарта.

Моцарт:   Мне день и ночь покоя не даёт
                Мой чёрный человек. За мною всюду,
                Как тень он гонится…

Пушкин:   Снова тучи надо мною,
                Собрались в тишине;
                Рок завистливый бедою
                Угрожает снова мне.

15. В памяти народной (Пушкин в портретах, рисунках, скульптурах).

Пушкина писали, ваяли, лепили. Ещё при жизни знаменитые художники оставили нам образ великого поэта на своих полотнах. В.Тропинин, О.Кипренский, Н.Уткин, П.Соколов – признаны наиболее значительными.
Но писали Пушкина при жизни Ж.Вивьен, Г.Гиппиус, Т.Райт, П.Челищев, Г.Чернецов, И.Ликёв.
В последующие годы к светлому образу поэта обращались С.Либровис, И.Репин, И.Зельберштейн, И.Грабарь, А.Сидоров, Е.Павлова.
В 1880 году в Москве открылся памятник Пушкину на Тверском бульваре скульптора Опекушина.
«Он на пьедестале своём не окаменел, а как бы двинуться хочет», - писал писатель Писемский.
Кроме самых известных портретов Пушкина, написанных Тропининым, известны работы Сомова «Пушкин за работой», Мате «Пушкин» 1899г., Ге «Пушкин в Михайловском», Серова «Пушкин на скамейке в парке», Репина «Пушкин на Лицейском акте».
Уже в XX веке стали знамениты изображения Пушкина на полотне Ульянова «Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу», Ильина «Пушкин на прогулке», Кончаловского «Пушкин в Михайловском», Ульянова «Пушкин и Арина Родионовна», Рудакова «Дуэль Онегина и Ленского», его же «Ленский в гостях у Онегина», Платова «Пушкин в Болдине» (1949г.).
И уже совсем наши современники писали Пушкина: Иткин «Лицеисты на прогулке» (1967г.), Козлов «Портрет Пушкина со свечами» (1973г.), В.Н. Гуляев «Пушкин за столом» (1974г.), Е.Е. Моисеенко «Памяти поэта» (1982-1985г.г.), Новожилов «Пушкин» (1970), Ромазин «Пушкин в Михайловском» (1974г.), Гущин «Пушкин в Михайловском».
Особенно, среди современных художников, обращающихся к образу великого поэта, выделяется художник Ю.В. Иванов. Серия его картин начинается в 1978 году портретом поэта «Пушкин». Потом, в 1987 году он пишет полотно «Пушкин и Дарьяльское ущелье». В 1987 году пишется работа «Пушкин и Арина Родионовна», тогда же «1826 год. Михайловское. Пушкин на берегу реки Сороти», тогда же «1812 год. Царскосельский лицей», «1816 год. Жуковский. Пушкин. Вяземский», «Лицеисты».
Перед самым Пушкинским юбилеем появилось полотно В.Покатова «А.С. Пушкин» 1999г.
Отдельно хотелось бы рассказать о скульптуре Пушкина Михаила Аникушина, что стоит на Площади Искусств в С-Петербурге.
Ещё в 1950 году был изготовлен макет памятника.
От скульптора требовали изобразить не лирического поэта, а поэта-гражданина. Сам же Аникушин считал, что социально-политический заказ не так важен по сравнению с эстетическими проблемами творчества.
Семь лет шли поиски. И вот зимой 1957 года, в неотаплиеваемом зале этнографического музея Аникушин стал лепить своего Пушкина. Стыли руки. В марте 1957 года скульптуру отвезли на завод «Монументскульптура».
В ночь с 18 на 19 июня Пушкина привезли на Площадь Искусств и этой же ночью смонтировали на пьедестале.
Уставший скульптор уснул у ног своего творения.
- Михаил Константинович, вы тут мешаете, - разбудили утром
Аникушина.
В 17 часов началось торжество.
И Северная столица обрела своего Пушкина в бронзе.
(Ю. Алянский. В мастерской на Петроградской стороне. М. Сов. Худ. 1985г.).

Заключение. В зиму 1836-1837 годов развернулась драма травли поэта аристократическими кругами С-Петербурга. Ему не могли простить многое.
Приёмный сын голландского посланника в С-Петербурге барона Геккера, французкий эмигрант Дантес, нагло ухаживал за женой Пушкина, Натальей Николаевной.
Пушкин не стерпел оскорбления и послал Геккеру уничтожающее письмо. Дуэль стала неизбежна. Она состоялась 27 января 1837 года. Пушкин был смертельно ранен. Ночь и следующий день прошли в страшных мучениях. 29 января (10 февраля по новому стилю) в 2 часа 45 минут пополудни, Пушкин скончался.
Гроб с телом поэта 3 февраля вывезли в Михайловское, где Пушкин и был похоронен на кладбище Святогорского монастыря.
Пушкин – величайший художник слова, основоположник реализма в Русской литературе, её реформатор, завершитель процесса формированитя современного национального русского языка.
Поэзия Пушкина явилась для всей последующей русской литературы источником её могучих и полноводных течений.
И сейчас каждый человек находит свою дорогу к великому гению Пушкина, который ещё в годы своей юности желал своей Родине свободы и процветания:

       …Но в нас горит ещё желанье,
Под гнётом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждём с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждёт любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!







Рецензии
Я не любила Апулея,
вздыхая над "Квоусквэ тандем...",
и, просыпаясь утром, знала,
что ночью буду петь псалмы
над гробом гибнущего мира -
вот почему мне близок Пушкин:
эпикуреец и безбожник,
сладчайший бабник и ... поэт)
2001г.

Аэлло   11.05.2012 22:04     Заявить о нарушении