Концептуальные основы сущностно - ориентированного образования п

Концептуальные основы сущностно - ориентированного образования (психологический аспект).


При разработке концептуальных основ сущностно – ориентированного образования необходимо разобраться в целом комплексе основополагающих понятий. Это такие понятия как: образование, сущность,  сущностно- ориентированное образование, основа, основа образования, основа сущностно- ориентированного образования, концепция, концепция образования, концепция сущностно - ориентированного образования.
Что же такое образование с точки зрения современной науки? По этому поводу существует очень широкий спектр мнений. Есть более трёхсот определений образования. От культурологического видения образования «как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей» (Е.В. Бондаревская). До аксиологических представлений на образование как социально - целостного комплекса взглядов, убеждений, идеалов, где человек выступает высшей ценностью (И.Б. Котова А.В. Петровский, Е.Н. Шиянов).
Нам наиболее близка трактовка из культурологического подхода согласно которому образование понимается, как история становления личностного образа человека. Такой взгляд на образование вступает в противоречие с традиционными трактовками образования как процесса вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками.
Более широкий взгляд на образование, как становление человека, обретение им себя, своего индивидуального человеческого образа, перекликается с мыслью А.В.Луначарского: «Образованный человек – человек, в котором доминирует образ человеческий».
Сущность – это самое важное, главное в предмете, процессе или явлении. Это то без чего объект существовать не может. Кроме этого, в онтопсихологии понятие сущность употребляется как некая альтернатива, углубляющая представление о личности. Личность и сущность различаются.
Личность есть социальное в человеке, навязанное ему обществом с момента рождения. Сущность – центр человека, его высшее я, божественное в человеке, истинное я. Если личность можно определить и дать ей соответствующую характеристику извне, то сущность не имеет атрибутивных свойств. Это та часть человека, которая не может сравниваться извне. Сущность связана с уникальностью, неповторимостью жизни и судьбы каждого отдельного человека.
Сущностно - ориентированное образование – это образование, направленное на сущность человека. Существует альтернатива между образованием, ориентированным на профессионала и на личность. Противоречие заключается в акценте, но в политических и полемических баталиях одному типу образования отказывают в существовании, другой же яростно утверждается, как единственно правильный. Нам представляется, что данное противоречие может быть снято на более глубоком уровне представлений о человеке.
Человек, как профессионал, рассматривается во внешней плоскости. Человек, как личность, рассматривается во внутренней плоскости. Человек, как сущность, это не противостояние личности и сущности, а их интеграция. Это не «или-или», а «и-и»: и то и другое. Сущность предполагает осознание себя, обретение уникального неповторимого облика. Это качественно новый тип человека, человека с просветлённым сознанием, культурного, творческого, саморазвивающегося и нравственного.
Основы – понятие, означающее в методологии базовые категории и понятия, фундамент науки или отрасли знаний. Основы образования – исходные положения, на которых строится теория и практика образования. Основы сущностно - ориентированного образования – исходные положения, на которых строится теория и практика сущностно - ориентированного образования. Концепция даёт главные наиболее важные фундаментальные положения относительно какой – то области действительности. Концепция образования требует определения базовых, фундаментальных категорий педагогики, как науки об образовании. Концепция сущностно - ориентированного образования определяет фундаментальные категории определённого типа образования, ориентирующегося на сущность.
Концептуальные основы сущностно - ориентированного образования закладывают представления о типе образования на уровне методологии (подходы) и на уровне ряда наук о человеке (философия, педагогика, психология, культурология, антропология и других).
Поскольку декларируется совершенно иной тип образования, то необходим совершенно новый подход. В данном случае все имеющиеся подходы (аксиологический, синергетический, личностный, деятельностный, системный и т. п.) будут аспектами сущностно - ориентированного подхода.
Исходным понятием в сущностно - ориентированном подходе является понятие «сущность».
Что же такое сущность и каково её отличие от личности?
Обобщение представлений о личности, существующее в различных психологических теориях и школах (К.Г. Юнг, Г. Олпорт, Э. Кречмер, К. Левин, Ж. Нюттен, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, А. Маслоу и др.), даёт возможность сказать, что «личность человека – это социальное по своей природе,  относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно – потребностных отношений, опосредующих собой взаимодействия субъекта и объекта» (А.Б.Орлов).
Ещё К. Маркс считал сущностью человека «совокупность всех общественных отношений».  На этом постулате базировалось представление о личности, как социальном качестве человека.
В марксизме через понятие личность характеризуются сущностные социальные отношения, усвоенные человеком социальные роли, нормы и ценностные ориентации. Таким образом, личность является атрибутивной характеристикой каждого человеческого субъекта,  но не самим субъектом. Это понятие, характеризующее субъект  и регулирующее его отношения с объективной действительностью. Личность – это система мотивационных отношений, которую имеет субъект. Мотивационные отношения – мельчайшая «клеточка» личности, целостный комплекс взаимосвязанных детерминант. В их число входят опредмеченная потребность, распредмеченный мотив, цель и смысл.
В истории человечества есть и другая линия, связанная с поиском своей сущности. Так, один из десяти самых выдающихся духовных учителей Индии Рамана Махарши разработал практику самоисследования, направленную на познание человеком своей подлинной сущности через освобождение от мыслей, влечений эго и привязанностей к окружающим предметам. Это внутреннее сосредоточение и очищение эго посредством поиска истинного субъекта и неустанного вопрошания кто я ?, самоосвобождение через различение себя и эго.
Освобождение – исследование природы своей самости, находящейся в оковах и осознание своей истинной сущности. Я (с маленькой буквы) – человеческий, сугубо личный, эгоистический аспект. Я (с большой буквы) - Божественная Личность, сущность Бога, истинное я. Сущность человека божественна. Она и есть истинное Я. В буддизме та же идея описывается в пути бодхисаттвы, у А. Маслоу в идее самоактуализации, в иудаистской Каббале в виде  лестницы Иакова, в православном христианстве возводящая к небесам лестница Иоана Лествичника и т.п.
Сущность человека (подлинный субъект) – трансперсональная (внеличностная) реальность. Сущность (essense) восходит к латинскому essere («бытие»), близко к сущности в себе в онтопсихологии, самости в аналитической психологии. Сущность – психологическое понятие, выражающее самость саму по себе, непостижимую, ибо она превосходит возможности нашего постижения. Это бог в нас, начало и конец душевной жизни, альфа и омега, центр психики, сердце психики человека, высшее я, онтологическая реальность, бытие (я есмь), центр жизни, источник излучаемых энергий, внутреннее я, источник силы и мудрости.
Источником представлений о сущности являются крупнейшие религиозные системы прошлого (индуизм, христианство, буддизм, ислам), эзотерические системы, философские и психологические теории.
Практическая сторона представлений о сущности сохранилась в эзотерической составляющей религий (теопрактики), а также в практической психологии (практики, техники работы над собой).
К осознанию сущности ведёт процесс персонификации. Постигая свою сущность человек склонен принимать в себе не только свои персональные, но и свои теневые стороны и проявления. Он начинает видеть себя во всём, не отождествляет себя полностью ни с какой ролью или функцией. Я подлинное (сущность) минует сети ложных самоотождествлений.
Персонификация личности связана с кризисом её самоотождествления и осознанием того, что личность и сущность две различные психологические инстанции. Персонифицированная личность (лик человека) представляет собой гармоничные внутренние мотивации и бытийные ценности. Для неё характерны изменённые состояния сознания и пиковые переживания. Это полноценно функционирующая личность.
Персонификация – это стремление человека быть самим собой. Её результатами являются:
- увеличение зон актуализации;
- ослабление противостояния персоны и тени;
- усиление интегративности личностных структур;
- отказ от личностных фасадов (большее самопринятие человека);
-    увеличение степени позитивности,  эмпатичности, конгруэнтности, повышение общей аутентичности человека своей сущности.
К аутентичной личности, возникновению в человеке глубоко религиозного самосознания ведёт процесс индивидуации. Это процесс развития личности, возникающий под влиянием своей собственной самости (сущности). Приводит к глубоким связям с другими людьми, установлению во внутреннем мире стабильной связи между его личностью и самостью.
Основные её параметры:
-    позитивная безоценочность;
- эмпатичность;
- конгруэнтность.
Глубокие, подлинные, сущностные отношения с другими людьми могут быть только при контакте с сущностью.
Современное образование основной упор делает на формирование личности (социализацию). Ребёнок в детстве отказывается от себя. Возникает псевдо-я, я без желаний. Вместо подлинной жизни Я общество навязывает новорождённому защитный механизм против смерти. Так появляются невротики, люди с расщеплённой психикой, расколотые внутри себя. А общество становится сборищем невротичных, самоутверждающихся за счёт других личностей.
В структуре личности различают персону, тень и лик. Персона – зона психологических защит (маска; цель – впечатление, скрывать истинную природу). Тень – зоны психологических проблем (личное бессознательное; вытеснены, удерживаются ниже порога сознания неприятные качества, которые мы склонны скрывать). Лик – зоны психологических актуализаций.
Личность – тюремщик сущности. Обман становится ясным в пограничной ситуации. И тогда может появиться «души сверкающий алмаз». Личность должна помогать сущности адекватно функционировать  в социальном контексте. Сущность – моё. Личность - не моё и может быть изменено. Личность должна стать средством, инструментом сущности, его слугой, должна стать пассивной в отношении к сущности. Тогда возникает постоянное интегрированное Я. Всё сознание должно быть трансформировано. Методом является активизация борьбы между сущностью и личностью. Возникает симбиоз между ликом и сущностью. Из собственной искажённой действительности человек попадает в Реальность, в которой царит гармония, освобождение от персоны и тени, опрощение в лик, исчезновение объектной и субъектной границы.
На объектном полюсе мы имеем целостное сознание, интегрированное мироощущение. На субъектном – совесть, как целостное интегрированное самоощущение.
Таким образом, вместо личности с её стремлением на арену столкновения добра и зла, испытывающей противоречивые знания и чувства, морального существа, противостоящего другим в их отдельности одиноким эго, мы имеем сущность. А это источник, посредник и проводник радостной любви – ликования (особый опыт трансперсонального общения, опыт сущностной тождественности с другими).


Рецензии
Добрый день, Виктор.

50 на 50 получается с позиций духовного мира.

Это не критика. Аналитический разбор.

С уважением Эльфия.

Эльфия Назипова   13.08.2007 20:48     Заявить о нарушении
А где разбор?

Чиво 50 на 50?

Кто стоит на позициях духовного мира?

Виктор Йог   14.08.2007 09:52   Заявить о нарушении
Добрый день Виктор. Мне стыдно перед вами.
Я не права. Не зпя говорят, "поспешишь - людей насмешишь".

Для меня это будет хорошим уроком. Нельзя торопиться, что приводит к поверхностному восприятию умом, сооветственно искаженному восприятию.

Не буду уже уверенно говорить о тексте в целом, надо перечитать внимательно еще раз. Но в основе, очень точно отображено.

С извинениями.

Эльфия Назипова   02.11.2007 14:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.