Ода Питеру

Я ожидала увидеть этот город  – старым седым стариком, у которого вот уже 300 лет  жизнь выбеливала волосы  и выдавала валерьянку после каждого потрясения. Я думала, что город стоически терпит нашествия туристов, непогоду и последствия человеческих конфликтов. Я ожидала увидеть в глазах этого старика вселенское терпение и обреченность. Почему обреченность – не знаю… Наверное потому, что все города, которые прожили такую длинную жизнь уже не верят в созидательную силу человеческих мыслей и чувств. Они становятся рабами денег. Или инвестиций, как сейчас модно говорить. Вот с такими мыслями я ехала в Питер.
Северная Российская столица встретила меня теплым дождем, хмурым небом и шикарным видом на финский залив из окон гостиницы.

Первое потрясение – это люди. Вежливые. Очень интеллигентные, скромные. И очень… красивые. Не той агрессивной красотой, которой нас пичкает запад. Нет. Чистыми русскими, славянскими чертами лиц. Светлыми глазами, тонким ровным носом, длинным русым волосом у женщин и бородой у мужчин… Понятно, что европейская интеграция слегка «потопталась» по внешнему виду питерцев, но славянская красота осталась….
Я любовалась жителями Питера. Иногда мне становилось неловко от того, что я так долго рассматриваю тех или иных мужчин и женщин. Но глаза просили – остановись, посмотри на этих людей…. В голове всплывали сказки о богатырях и русских красавицах…. 
В этих людях я не увидела снобизма, которым выдают себя приезжие, не увидела вульгарных безвкусных  туалетов, не увидела аляповатых бриллиантов на шее, на пальцах в ушах…. Я увидела какую-то чистую красоту… Ее нет, пожалуй, ни в одной из столиц бывшего СССР. Это было первым потрясением.

Вторым потрясением стали сфинксы.
Представьте на секундочку: Ночь. Нева. Баржи стараются успеть пройти под разведенными мостами. Толпы туристов, пришедшие поглазеть на это зрелище. Звуки открывающихся бутылок шампанского…. Вспышки фотоаппаратов…. И на все это движение, шум и гам спокойно взирают сфинксы. Все это они уже видели миллионы раз, а может быть и миллиарды. Не знаю…  Но мне на секунду показалось, что их глазами на нас, маленьких суетливых людей, взирает Вечность…. Она смотрит слегка прикрыв рукой глаза и улыбается одними лишь уголками губ… И я поверила в то, что покуда Сфинксы берегут покой жителей этого прекрасного города,  Питер будет  жить…

Третьим потрясением стало место, которое питерцы называют местом семи мостов: стоя на одном из них можно видеть еще шесть. Это Коломна. Мы приехали туда в 3 часа ночи. Белой ночи, естественно.
Было очень тихо. Туман стелился по улицам… Туман скрывал шероховатости асфальта, строительные недоработки и цвет воды в канале. Был слышен только легкий плеск воды, бьющийся о гранитные берега. Было очень тихо...
Старинные здания и церкви взирали на нас с высоты прожитых лет… И, казалось, что они шепчутся друг с другом – рассказывают как прошел день, делятся своими радостями и бедами, вспоминают прошлое  и обсуждают нас, туристов, которые опять потревожили их покой… Это совершенно фантастическое место. И я теперь понимаю, почему Пушкин так любил приходить сюда и любоваться семью мостами…   И я  понимаю, что когда он решил связать свою жизнь с Натальей Гончаровой, венчание состоялось в Никольском соборе -  этот собор расположен в Коломене и  его окна видят семь мостов Петербурга…
Картины прошлого то появлялись, то исчезали в утреннем тумане. Вспоминались Пушкинские строки, история, хотелось думать о собственной жизни, о своих поступках…Волшебное, фантастическое место… Ни в одном городе мира нет такого места, места семи мостов…
Я даже монетку бросила через плечо – очень хочется вернуться и попасть в  эту волшебную сказку еще раз…

В городской суете, в мельтешении между работой-домом, домом-работой, мы перестаем замечать удивительные вещи, которые нам дарит жизнь… Новые города, новые встречи, новые впечатления… Мысли о том, как сделать свою жизнь лучше, как еще раз встретиться с друзьями, выпить чашечку кофе или же просто побродить по улицам… Ведь это так просто – на несколько мгновений выпрыгнуть из бешеного ритма, под названием «цивилизация», и посвятить их себе: своим мыслям, своим чувствам, своим впечатлениям…  Это умеют делать не многие. Мне кажется, что жена Павла 1 Мария Федоровна умела это делать. Наверное, для этого она и создала парк в Павловске. И это мое четвертое и, пожалуй, самое яркое потрясение.
Экскурсоводы говорят, что если сложить километраж всех тропинок и дорожек  Павловского парка, то получится расстояние от Питера до Москвы… Не знаю… Проверить у меня не получилось, но парк потрясающий. Куда там ухоженному Петергофу, с его гладкими дрожками, вычурной позолотой  и амбициозными фонтанами…
Павловский парк заброшен.  Не дошли руки у властей полностью привести его в порядок... Или денег, как всегда, не хватило… Но эта заброшенность полностью стерла границу между естественным и искусственно созданным ландшафтами. Когда идешь по тропинкам парка – не верится, что все это было создано руками человека: тонкая тропинка, обрамленная белой «кашкой» в пояс высотой, исполинскими березами и соснами-великанами, из которых, наверное, когда-то строили корабли…
Много лет назад по этим дорожкам любила гулять императрица Мария Федоровна.
Мне кажется, что она была очень одинока. Да, у нее было все – муж, 10 детей,  власть, деньги…. Но разве все это и есть счастье? Иногда для счастья нужно  пройтись по утреннему лесу, послушать пение птиц, посмотреть на свое отражение в озере… Иногда для счастья нужно просто быть самим собой. Вы никогда об этом не думали?…
Такие мысли пришли мне в голову, когда я решила «заблудиться»  в парке. Я осталась совершенно одна посредине березовой рощи. Огромные березы, объединенные ландшафтным архитектором в исполинский хоровод… Но ощущение такое, что рука человека не касалась этих берез…
 Я, как настоящий городской житель, каждой клеточкой наслаждалась природой, тишиной и одиночеством… Нет ни работы, ни куда-то спешащих людей, ни проблем, ни стрессов, ни масок… Я была сама собой… И это было то настоящее, что каждый из нас прячет глубоко внутри. Там, где никто этого не увидит, не услышит  и не сможет отобрать…

Вот таким я увидела Санкт – Петербург  -  город истории, красоты и  белых ночей. И чтобы там не рассказывали с экранов и газетных полос, Питер – это еще и город прекрасных людей, которые ценят каждое мгновение, прожитое под пасмурным питерским небом.


Рецензии