Кое-что про дождь...

      Полдесятого вечера. Из метро – в подземный переход, из перехода – на платформу. До отхода электрички полторы минуты. По лестнице взбегаю через ступеньку. Интересно, когда я научусь не опаздывать? Наверное, только разучившись быстро ходить.
      Вокзальные динамики дерут глотки: «Электропоезд до станции... уже отправляется с ...ндцатого пути». Это угроза?
 
      Мой вагон – второй с конца. Некоторые предпочитают ездить впереди и вообще предпочитают всегда и везде быть впереди. Я – нет. Во втором с конца мое любимое место. Прохожу в середину вагона, выравниваю дыхание. Странно, сегодня мало народу. Из-за дождя? Но при чём тут дождь? И мало света – лампочки едва горят, некоторые мерцают, все время сбиваясь с ритма.
      Воздух напитан влагой до предела: чуть похолоднее – и можно было бы пить. Точно из-за дождя. Он идёт больше недели. Всё это время омывал зелёные бока электрички, бил в щели, просачивался сквозь поры, а она без устали сновала взад-вперёд по московской земле. Миллионы дождевых капель приносили на плечах пассажиры, входившие с улицы, а сколько воды стекало с зонтиков!
 
      Обернувшись к окну, наталкиваюсь взглядом на собственное отражение. Скорчить рожу? Но черты едва различимы, никакого удовольствия. Разглядывание попутчиков тоже не развлекает. Полусумрак превратил их редкие фигуры в безликие, бесформенные кули. За стеклом размытые огни вокзала. Они неподвижны. Почему стоим? Уже десять минут как должны были отправиться!
 
      В тамбуре слышится весёлый шум. Ввалилась компания, сквозь внутренние двери вагона не разбёрешь, сколько там человек. Что-то громко обсуждают, смеются, подталкивают друг друга. Всего в десятке метров от меня – другая жизнь!
 
      Чего стоим-то?!..
 
      Наконец: «Осторожно, двери закрываются, следующая остановка платформа…». Дверные механизмы заскрежетали, створки – чпок! – схлопнулись. Электричка дёрнулась, пошла. Тут же из тамбура внутрь вагона шагнули двое. Абсолютно серьёзны, даже торжественны. Первый: чёрная косуха, бандана, кожаные штаны. Тонкое лицо, тёмные умные глаза. Второй в шляпе. Больше ничего не запомнилось.
 
      Два голоса, две гитары:
 
      «Осень пришла в Москву…»
 
      Да, осень. Сентябрь. Мой вагон второй с конца, он едва освещён. Электричка несколько минут назад отправилась с самого многолюдного столичного вокзала. Куда? Когда я садилась, знала, но:
 
      «Дождь придавил листву...» – забыла.
 
      Да и какая разница, куда – по рельсам, не сворачивая, в дождь, в темноту, в бесконечный дождь и бесконечную темноту. Дорога долгая, у меня есть время, чтобы понять: как так получается, что ежедневно повторяющиеся банальности, безынтересные по отдельности, вдруг неожиданным и чудесным образом срастаются в небанальный узор? Сентябрьский дождь, громыхливая железная гусеница, ушедшая почти по расписанию, голосистые вагонные певцы – ничего особенного. Но ведь даже лампочки в вагоне стали гореть как будто ярче.
      И эта чрезмерная, подобная гонгу рифма: Свинг – Кинг – Стинг…
 
      «Дождь моросить перестал,
      Кот прошмыгнул в подвал...»
 
      Двое из тамбура пошли вдоль вагона. Пассажиры зашевелились, начали шарить по карманам. Мелочью никто не звенит, протягивают десятки.
 
      «Лист золотой упал
      Всей пятерней в траву...»
 
      Машинально опускаю в пакет для вознаграждения то, что держала в руках. Это рассказы любимого писателя. Перед уходом с работы распечатала, думала почитать в дороге, не сложилось. В задумчивости скрутила их в тугой рулон. Тот, что в бандане, остановился, повернулся ко мне, с какой-то необыкновенной кротостью улыбнулся: «Это слишком щедро». Сел рядом, гитару прислонил к спинке сиденья. Вынул страницы, аккуратно расправил их на колене. Неторопливо перелистывает.
 
      – Ты замечала, кленовый лист в пасмурный день тускло-жёлт. Его и не заметишь на бульваре среди тысяч других, таких же, как он.
      Поднял страницы, одну за другой рассматривает на просвет.
      – А когда глядишь сквозь него на солнце, он кажется медовым.
      – Может быть, янтарным? Прожилки, вкрапления…
      – На мой вкус, всё же медовым. Он матовый, мягко светится. Волшебный и совершенно живой…
 
      Возвращает мне листки:
      – Оставь себе. Слова не плохи. Вполне могут нравиться. Но я предпочитаю другие.
      Легко поднялся, бережно ухватил гитару, уже на ходу, обернувшись:
      – Пока, увидимся… Не бойся смотреть против солнца…
 
      Второй, в шляпе, пока мы разговаривали, невозмутимо продолжал петь.
      Удивительно, как я не проехала свою остановку?
 
      ***
 
      Ясным утром недели две спустя я дожидалась электрички в Москву. Белое солнце висело не слишком высоко над горизонтом и, хотя принято считать, что в это время года оно уже холодное, постепенно прогревало воздух. Я стояла на платформе, повернувшись лицом к светилу, и упорно училась на него смотреть. Получалось плохо.
 
      – Шурочка!
      Пытаюсь приоткрыть глаза, но солнце слишком яркое.
      – Нина Федоровна? Сто лет...
      Если быть точной, десять лет не виделись. Бывшая сотрудница.
 
      В вагоне мы вместе. Сидим почти у самых дверей, спиной вперёд по ходу движения. Нина Федоровна говорит не переставая, рассказывает про таланты дочери, про тяжёлую жизнь страхового агента, про дураков, которые всюду:
 
      – Ну ты меня понимаешь.
      – Да, Нина Федоровна, понимаю.
 
      Время от времени взглядываю в окно, мы едем на запад, стало быть, солнце в глаза…
      Вагон от остановки к остановке наполняется людьми, толпа в проходе уплотняется, становится душно.
 
      Чувствую сзади движение. Слышу характерный звук – пальцы скользнули вдоль струн. Первые аккорды. Я их не узнаю, но догадываюсь, что за ними последует.
 
      «Осень пришла в Москву…»
 
      Взгляд через плечо: он. Только на голове не бандана, а бейсболка козырьком назад.
 
      – Как они мне надоели! Может, рубль ему дать, чтобы прошёл мимо?
      – Нина Федоровна, хорошо ведь поёт.
 
      В вагоне обычный утренний гул. Люди слегка раздражены, что-то обсуждают. На разные мелодии звонят мобильные телефоны. После второго куплета звук резко оборвался – парень ладонью накрыл струны.
 
      – Несколько лет назад я всю осень жил с мыслью о том, что человечество несчастливо, – его голос раздался прямо у меня над ухом.
      Ещё один взгляд назад. Лицо рядом, близко. Эти глаза... Чёрные, нездешне-спокойные. Чувствую, поддайся я немного, и они втянут в себя без остатка.
      Нина Федоровна… А, да бог с ней, с Ниной Федоровной, до неё ли…
 
      – Эта мысль не оставляет меня с того самого момента, как я впервые задумалась. О человечестве…
      – Оно несчастливо, – продолжал мой Орфей настойчиво, мол, ну, что ты перебиваешь. – Вот если бы нашло формулу траектории листа, плавно планирующего к земле… Ты видела этот полёт? Потрясающе красиво!
      – Такую формулу вывести невозможно! Листьев миллиарды, и у каждого свой полёт.
      – Нужно хотя бы начать. И дать человечеству шанс...
      – Быть счастливым? Ах, если бы только в кленовом листе было дело…
      – Ты умеешь?
      – Что? Рассчитывать траектории?.. Осчастливливать человечество?
      – Нет, вот это…
 
      Я увидела, как его ладонь, выписывая знаки бесконечности – один, другой, третий, заскользила в воздухе. Он и сам заворожённо следил за своей рукой.
 
      – Учись. И… Нет, об этом, пожалуй, не надо… Придёт время, поймешь, и у тебя все получится... Пока.
      Последнее слово он прошептал, почти касаясь губами моего уха, стало щекотно, я непроизвольно дернула плечом.
      – Ага, увидимся.
      Он резко выпрямился:
      – Нет. Больше нет.
 
      С трудом протискиваясь, пошел по проходу. Через несколько шагов обернулся и, прощально улыбнувшись, показал мне «братца Кролика» (вскинул указательный и средний пальцы в классическом V – victory – и дважды упруго их согнул). Вытянув шею, некоторое время я смотрела, как удаляется, раскачиваясь из стороны в сторону, козырёк его бейсболки.
 
      А за окном все пространство заливал яркий свет. Трава между путей, мокрая после стаявшего инея, отражала солнечные лучи не хуже зеркала. Невозможная для глаз, ослепительная лента убегала вдаль и там, сужаясь до размера игольного острия, протыкала горизонт.
 
      ***
 
      Он не обманул. Больше мы не виделись. Если под «виделись» понимать «видели друг друга».
 
      В один из непримечательных дней я опять ехала в электричке. Поезд уже тормозил перед моей остановкой, я направилась к выходу. В дверях стоял он. С гитарой, в косухе, как обычно. Мои губы начали растягиваться в улыбку раньше, чем сознание скомандовало: улыбайся! Так всегда бывает, если я вижу человека, о котором много и с удовольствием думаю.
      Я даже собралась показать ему своего «братца Кролика», это было моё ноу-хау – придумала всего несколько дней назад... Остановил его взгляд, вернее, отсутствие взгляда... Тот, кто стоял напротив, меня не видел.
 
      Он смотрел сквозь меня...
      А когда я подошла вплотную, он сквозь меня шагнул...
 
      Что за чёрт! Резко развернувшись, я вдруг почувствовала боль – из груди вышел весь воздух. Вакуум.
      В вагоне никого не было. Ни одного человека...
 
      Хотите, я и вас научу своему способу показывать «братца Кролика»? Вскиньте в классическом V указательный и средний пальцы и жизнерадостно ими пошевелите. Улыбка – обязательна.


Рецензии
Как я понимаю у вас свой давно сложившийся символико-метафорический "суповой набор" для описания встреч-расставаний героини?:)Извините. Не сердитесь. Рассказ понравился (хотя кончено я ничего не понял) просто на ассоциативном уровне мне все это более чем близко...дождь, осень, электрички...Я не очень люблю Иванова (это песня его ведь? гр. "Рондо"?) Мне ближе Круг..."В городском саду падал снег, я по снегу к тебе иду..." Спасибо.

Seymour   14.07.2005 10:19     Заявить о нарушении
"Суповой набор"? Замечательно :)))
Нет, к этому рассказу у меня ничего еще не сложилось, потому что он был едва ли не первый - сознательно замысленный и исполненный.

Возможно, в последующих рассказах типичность "супового набора" становится очевидной. Этому тоже есть причины.

Если честно, мне ни Иванов, ни Круг не близки. Недавно вот электричечные музыканты сыграли Пьяццолло - это было да! Я просто обалдела. Баян и скрипка. И очень похоже на настоящую музыку.

Правда, тот парень, который "Осень пришла в Москву" пел, тоже был очень хорош: голос, гитара - не придраться.

Шура Борисова   14.07.2005 16:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.