Соло для Беляева

Класс. У стены несколько стульев. Посередине класса, сгорбившись, сидит мальчик. Он играет на гитаре, опустив голову. Его исполнение серое, совершенно бесцветное. Несколько раз он запинается, начинает сначала.
В углу класса – рояль. Облокотившись на него, стоит педагог, мужчина с весьма артистической, колоритной внешностью. Педагог нетерпеливо барабанит длинными, тонкими пальцами по полированной поверхности рояля.
- Стоп! – говорит он раздражённо.
И, хрустнув пальцами, обращается к ученику:
- Беляев, о чём ты думаешь?.. Это испанский танец! Испанский, понимаешь? Это фанданго! (Педагог начинает заводиться.) Это Испания! (Он выходит на середину класса.) Это жгучее солнце! Это мужчины с огненным взором! (Он принимает “орлиную” позу и клацает каблуками.) Это гордые женщины! (Он высоко поднимает голову, опускает глаза; медленно возводя руки кверху, щёлкает пальцами, словно кастаньетами.) Это любовь! (Сделав пируэт, застывает в гордой, “летящей” позе.) Это любовь, Беляев. Гитару любить надо. Как женщину. Понятно тебе?
Ученик Беляев молча, понуро кивает головой.
Педагог, рыча, начинает метаться по классу. При этом он ерошит волосы, потрясает руками.
- Господи, - почти кричит он, - ну сколько раз говорил: только взрослый человек может почувствовать гитару! Только взрослый! Поживший, любивший, страдавший! А эти сопляки…
Не договорив, он обессиленно падает в кресло (спиной к ученику), стоящее рядом. Напряжённая пауза. Затем педагог, не оборачиваясь, делает слабое движение кистью:
- Иди, Беляев, - убитым голосом говорит он.

Коридор музыкальной школы. Отовсюду несутся звуки различных музыкальных инструментов и поющие голоса.
У стены стоят две девочки.
- Фа. Фа диез, - убеждённо доказывает что-то одна из них другой.
По коридору торопливо идут двое мальчиков со скрипками и девочка. Девочка нервно трёт руки и говорит:
- У меня всегда руки холодные, когда волнуюсь…
- Канифоль взял? – спрашивает один мальчик у другого.
У окна стоят несколько учеников и женщина-педагог.
- В коде первые и вторые голоса – форте, потом сразу пиано, октавой ниже…- говорит педагог ученикам.
По коридору идёт толстый мальчик. Он держит в руках флейту. На ходу делает несколько разминочных движений губами, прикладывает к ним флейту и, удаляясь, извлекает жалобные звуки.
Распахивается дверь одного из классов. В коридор выходит педагог и ученик с виолончелью.
- Не рви струны, - наставляет педагог, - мягче, мягче тяни смычок.
Ученик Беляев, держа свою гитару, хмуро наблюдает всю эту суету. Затем медленно подходит к стене, на которой висит доска почёта.
Слышен голос кого-то из педагогов: «Через пять минут начинаем!» и все с шумом устремляются вглубь коридора.
Беляев смотрит на доску почёта. (Над фотографиями большая надпись: «Ими гордится школа»). Посередине доски – фотография улыбающейся девочки. (Надпись под фотографией: Соловьёва Елена. Класс фортепиано.)
Слышен голос из актового зала:
- Начинаем концерт учащихся нашей музыкальной школы. Григ. Пер Гюнт. Танец Анитры. Исполняет Шувалова Мария. Класс педагога Тенищева.
Беляев неотрывно смотрит на фото. Девочка улыбается.


Актовый зал. Он битком забит учащимися и педагогами. На сцене один из учеников завершает своё выступление. Бурные аплодисменты.
Объявляют:
- Испанский танец. Исполняет Алексей Беляев. Класс педагога Орехова.
Из зала на сцену поднимается Беляев. Идёт неуклюже, угловато. Спотыкается на ступеньках. Ученики хихикают. Директриса шикает на них. Педагог Орехов, сидящий в зале, опускает голову и обречённо закрывает лицо рукой.
Беляев смотрит в зал. Все выжидательно смотрят на него. Среди учеников и та самая девочка, чьё фото на доске почёта. Она тихо шепчется с подружкой. Потом, словно почувствовав взгляд Беляева, поворачивается и смотрит на него.
Беляев закусывает губу, бьёт по струнам и вдруг начинает петь какую-то задорную и совершенно дурацкую песенку про девочку, которая любила играть на пианино. Да так любила, что не замечала вокруг никого и ничего.
В зале – полное смятение. Педагоги переглядываются, ученики шушукаются. Беляев, неотрывно глядя на девочку, продолжает играть и петь.
Один из учеников толкает в бок другого. Оба встают и, взмахнув смычками, подхватывают на своих скрипках мелодию. Через несколько секунд в другом углу зала поднимается толстый мальчик-флейтист. Он включается в этот маленький ансамбль. В очередном такте вступает виолончелист. Он мягко, как и учили, тянет смычок. Девочки из хора начинают подпевать Беляеву. Вскоре весь зал, включая педагогов, превращается в единый дружный оркестр. Беляев неистово дирижирует.
Сидящей остаётся только Леночка Соловьёва. Этот концерт – для неё.


Рецензии