МЁД

Пять часов пополудни в нашей конторе - время особенное. Сам собой меняется ход рабочего дня, падает его напряженность до явственно ощущаемого предела, выразить который в словах весьма затруднительно. С этого времени все дела исполняются с ленцой, с налетом вялости. Начинаются неторопливые беседы, главной (но умалчиваемой) причиной которых является Желание отсрочить ту минуту, когда придется покинуть контору, втиснуться в рой городского движения и, застряв возле очередного светофора, поймать себя на мысли, что, в сущности, день уже прожит.

Так что сдвиньте в сторону клавиатуру и "мышь", оторвите взгляд от монитора, и я, пожалуй, расскажу вам одну историю, по вкусу своему - если так допустимо говорить об историях - сравнимую разве что с таким даром природы, как мёд...

- Ты на сто пудов прав, - прямо передо мной возникает сотрудник нашей конторы.

Допустим, его имя - Михаил. Здесь нет никакого скрытого намека, просто в действительности никто из наших сотрудников такого имени не носит. Поэтому я надеюсь, что, упомянутое на этих страницах, оно ни у кого не вызовет ни обиды, ни зависти.

- Ты был прав, - повторяет он, - про мёд... Помнишь?..
Не дождавшись моего ответа, Михаил усаживается в кресло напротив. И тут я замечаю, что он держит "винчестер". Михаил то и дело перекладывает его из руки в руку, будто уличный булыжник. Наконец "винчестер" оказывается на столе, и мне почему-то становится спокойнее.

- Я тоже это замечаю... как его?.. Ну, пасечника твоего... Я конкретно понял, что когда зависло все или типа сообщение об ошибке, то это вот он... твой пасечник...

- Он не мой, - возражаю я, после небольшой паузы.

- Ну да, не твой, сказал тоже... Ведь это ты про него базарил, - настаивает Михаил.

И в этой настойчивости, и в упорном стремлении приписать мне авторство, условно говоря, мифа о пасечнике отчетливо проступало Мишино желание быть выслушанным. Заметив, что я не останавливаю его, Михаил завел речь о сдохшем "винте" и о пропавших гигабайтах, которые, пользуясь попустительством администратора, он качал всю последнюю неделю. От Михаила трудно ожидать чего-то иного - он падок на халяву и готов до умопомрачения сидеть за компьютером, таща из Сети все без разбора: программы, игры, фильмы, музыку, вирусы... Наверное, мне следовало бы отмахнуться от Михаила, словно от назойливых насекомых, тем более что вам обещана история. Однако жизнь, увы, не Photoshop - если кто нарисуется, то так запросто не сотрешь.

Все же, пока Михаил сокрушается по поводу неработающего "винчестера", есть возможность начать рассказ, и я это сию минуту сделаю, вот только бегло изложу своеобразный пролог, который к тому же пояснит Мишины разглагольствования о пасечнике.

Все произошло летом, во время однодневной - как я поначалу полагал - командировки в сельскую школу. Не ожидая в этом захолустье хороших дорог, я добирался на электричке и - тридцать километров от станции - на грохочущем грузовике. Я имел смутные представления о том, что меня ждет, такие же смутные, как и цель этой поездки. Впрочем, все по порядку.

Итак, конторе нашей удалось откупить тендер на компьютеризацию ряда сельских школ и, разумеется, почти завалить сроки этой компьютеризации. Так вместо отпуска я получил спешное задание - любым способом убедить школьную дирекцию в том, что к началу учебного года компьютеры будут.

Нет нужды утомлять вас излишними подробностями моего пребывания в сельской школе, поэтому скорым шагом перейду в учительскую, где после всех забот был чай в обществе Николая Михайловича, преподавателя физики, информатики и заодно истории. Невысокий, сухопарый, еще не старик, но уже с проседью в волосах и бороде, он пригласил меня к столу, на котором рядом с чайными чашками стояли, приготовленные чьими-то заботливыми руками, ваза с печеньем и баночка мёда. Возле баночки кружили две пчелы.

- Пасека тут у нас школьная, - пояснил Николай Михайлович, уловив мое недовольство пчелиным соседством. А вы, я заметил, пчел не очень жалуете?

Я постарался выказать полное равнодушие к таким мелочам, но все же не удержался от косого взгляда в сторону слишком близко подлетевшей пчелки.

- Не бойтесь, не ужалит, - ободрил меня Николай Михайлович. - Вы вот послушайте, на какие мысли меня навели наблюдения за жизнью пчел...

При этих словах обе пчелы облетели стол и, покинув нас, исчезли в открытом окне.

- Знаете ли вы, молодой человек, - продолжил Николай Михайлович, - как живут пчелы и в чем заключается их времяпрепровождение? Вопрос, конечно, смешной, но это только на первый взгляд. Мёд, скажите вы, мёд - вот смысл пчелиной жизни. И вы правы, но только отчасти. В поисках растений-медоносов пчелы облетают все ближайшие и удаленные окрестности. Разве нельзя утверждать, что нектар, собранный во время таких облетов, есть в какой-то мере информация об окружающем мире? Вы согласны? Замечательно!.. Вы меня понимаете... В таком случае, мёд - это уже информация обработанная, преобразованная в более удобный для хранения вид или... Как это в компьютерной терминологии? Вот-вот... Преобразованная в другой формат...

Я слушал уже внимательно, отставив чай и изредка бросая взгляд на баночку с мёдом.

- ... Да и устройства для хранения такой информации пчелами созданы. Как вы понимаете, речь о сотах... Но это не главное. Гораздо важнее то, что помимо пчел существует пасечник, который в урочный час приходит и откачивает мёд. Вряд ли пчелам доступно увидеть в этом нечто иное, чем просто посягательство на их медовые запасы. Позвольте указать вам на то, что событие это, то есть откачка мёда, для пчел является совершенно случайным, совершенно неожиданным происшествием... Но пасечник знает, что это не так, потому что сам и определяет это событие... Однако дело не в пчелах, и я не собираюсь настаивать на точности сравнения информации и мёда. Все сказанное служит лишь тому, чтобы подвести вас к сопоставлению человеческой деятельности и пчелиной... абсурд, скажите... но оглянитесь вокруг...

Словно повинуясь этому призыву, я оглядел голые стены учительской, потом посмотрел в распахнутое окно. Там за сельскими домами был виден золотящийся край поля, окаймленный полосой леса. Светлое небо с редкими, неподвижными облаками довершало эту удивительную по своей реальности картину. Вспомнились Шишкинский пейзаж на "Рабочем столе" одного из сотрудников и фраза, часто повторяемая этим сотрудником: "Красоту ничем не испортишь, даже плоскоцветием True Color..."

- Представьте себе, - дождавшись, когда я обернусь к нему, продолжил Николай Михайлович, - что люди собирают информацию, обрабатывают и фиксируют ее, помещают для хранения на специальные носители, и тем самым уподобляются пчелам. Неожиданно для них приходит пасечник и забирает... Не все забирает, кое-что остается, как и в случае с обычным пасечником... Вы сомневаетесь? А скажите в таком случае, куда делась львиная доля той информации, что человечество породило за всю историю своего рода? Исчезла?.. А что означает "исчезла"?..

- Жму, типа, я клаву, а там... - Михаил, резко возвысив голос, опять толкует о какой-то новой коллизии в отношениях с компьютерами. - А там... Программа выполнила недопусти...

Вдруг обнаруживаю в своих руках "винчестер" и понимаю, что если Михаил не замолчит, то... Ужаснувшись этому обстоятельству, тут же возвращаю тяжелый предмет на стол. Однако угрожающий жест мой производит на Михаила впечатление - он мгновенно замолкает и, взяв "винчестер", поспешно выходит из комнаты.

- Шиза все это... про пасечника твоего... шиза, понял... - доносится до меня из коридора его голос.

Наконец-то есть возможность не терзать больше ваше терпение и повествовать исключительно о событиях, воспоминания о которых до сих пор отзываются в моей душе теплотой и легкой грустью.

 Николай Михайлович все же уговорил меня сходить на школьную пасеку, где, по его словам, не осталось бы и капли сомнений в правильности его теорий. Впервые увиденный вблизи улей, гудение в нем пчел напомнили не что иное, как сервер, живой сервер с сотами внутри. Помнится, от этих мыслей я рассмеялся, чем удивил моего спутника.

-  Из всех здешних жителей, - объяснял уже на обратном пути Николай Михайлович, - лишь я один имею склонность к праздным наблюдениям за природой, для чего каждую свободную минуту устремляюсь в поле или без всякого плана брожу по лугам и рощам, по холмам и равнинам.. Однако вы не подумайте, что мы тут совершенно в стороне от технических достижений современности! Нет-нет... Я, к примеру, выписываю журналы... Хотя, знаете ли, все эти новшества есть воплощение старых как мир идей...

Мне прискучили рассуждения Николая Михайловича, и я уже подумывал о том, как поскорее добраться до станции, чтобы не опоздать на электричку. Но решить этот вопрос не успел, потому что возле школы ... Потому что именно с этого места и должен был бы начинаться мой рассказ, ведь "Мёд", вынесенный в заглавие имеет малое отношение к теориям Николая Михайловича. Вынужден сказать об этом с совершенной прямотой, так как опасаюсь, что вы преждевременно связали их друг с другом. Я же намереваюсь говорить о мёде исключительно в романтическом смысле, называя этим словом все то, что довелось мне пережить с первой минуты моего знакомства с Лизой...

- Позвольте представить, - сказал Николай Михайлович, - Лизавета Ивановна... наш учитель словесности. Это она приготовила сегодня тот замечательный чай, что мы пили в учительской...

Признаюсь, она понравилась мне тотчас. Удивительная красота девушки, легкость и изящество ее движений, живые, чуть насмешливые глаза - все это никак не вязалось с моим представлением о школьной учительнице. Кажется, тогда же подумал, что будь у меня такой преподаватель литературы, то, пожалуй, и жизнь моя сложилась бы иначе.

- А что же вас с нами не было, Лизавета Ивановна? - назвав свое имя и стараясь скрыть волнение, спросил я.

- Можно просто Лиза, - улыбнулась девушка и, будто прочитав мои недавние мысли, добавила: - А вы уже собираетесь нас покинуть?

От звука ее голоса, ничуть не слащавого, но чрезвычайно приятного, затрепетало сердце, и мне недостало сил сказать, что через час я должен быть на станц

 ===========================================
 Программа выполнила недопустимую операцию
и будет закрыта.

  Если ошибка будет повторяться
  будет повторяться будет повторяться будет
 ===========================================


Рецензии