Исконность духа русского народа
наиболее совершенные формы
техники, государственности и
связи, но он лишил его души.
Задачей России является вернуть
её людям.
Вальтер Шубарт,
«Европа и душа Востока»
Сакраментальный вопрос наших дней звучит достаточно печально: «Осталось ли хоть что-нибудь святое в обыденной жизни среднестатистического россиянина?»
А печалиться есть от чего, поскольку куда ни бросишь взгляд – везде мерзостная картина развала, разорения и краха. Грязные, развратные фильмы, аморальные телепрограммы, газеты и журналы породили людей, глухих к зову нравственности.
Зычный глас средств массовой информации, денно и нощно раздувающий порочную страсть к деньгам и сытой жизни нуворишей, настигает человека в любой глуши, не ослабляя своего напора ни на мгновение. В результате – повсюду слышится лязг зубов хищников дикого рынка, готовых растерзать даже родную мать ради нескольких «кусков» зелёных.
Масса проповедников и их спешноиспечённых учеников с различных подиумов вбивает в разжиженные мозги ещё недавно советских людей универсальные методы гарантированного жизненного успеха по-американски. В результате – всё наше общественное устройство пропиталось коварством, обманом и жестокосердием. И чем выше ступень иерархии чиновников или уровень богатства бизнесменов, тем большими патологическими лжецами оказываются эти человеческие особи.
Далее можно не продолжать, ибо и так ясно, что моральный кризис общества достиг критической черты. И на улучшение ситуации рассчитывать не приходится в обозримом будущем.
Так почему же деградирует в Духе некогда великая Православная держава? Величайшие русские мыслители XX столетия практически единодушно винят в разложении традиционных ценностей России постоянные прививки русскому человеку губительных для него западных идеологических установок.
Нравится это кому-то или нет, но западная культура ядовита для России, прежде всего, потому, что русский народ за время отпадения католичества от православия получил принципиально иное по отношению к народам Запада религиозное воспитание.
Католическое религиозное воспитание западного человека испокон веков было направлено на обращение к уму человека с тем, чтобы религиозная мораль становилась неотторжимой основой личности человека. В результате, христианские заповеди с течением времени превратились в незыблемый внутренний регулятор стандартизованного поведения ставшего полноценно рациональным человека западного культурного кода.
Православное же религиозное воспитание русского человека построено на регулярном участии его в религиозной обрядности, то есть в православии наличествует перевес культа и обряда над учением и моральной стороной христианства. В своем труде «История религии» А. Ельчанинов и П. Флоренский по этому поводу отмечали следующее: «Брань, драка, пьянство – меньший грех, чем нарушение поста; нарушение целомудрия легче отпустится духовником на исповеди, чем нехождение в Церковь; участие в богослужении более спасительное дело, чем чтение Евангелия».
Таким образом, православное христианство не даёт того шаблонного типажа личности, той инструктивной самодисциплины души и соответствующих культурных особенностей, на которые ориентирует своих адептов католицизм. Католичество закабаляет душу, даёт твёрдые очертания морально благоприемлемых границ человеческого своеволия и чётко определённые критерии добра и зла, в то время как в православной традиции душе верующего не устанавливается никаких ограничений, что позволяет душе русского человека оставаться безбрежно многомерной. Западное религиозное воспитание даже после отпадения от веры, оставляет в душе человека заметный след в форме культурной традиции и цивилизационных добродетелей. Душа же русского человека после отпадения от веры, как правило, попадает под воздействие нигилизма, что равносильно пробуждению разрушительной тенденциозности в русской душе. Поэтому в сознании всех российских сограждан должен греметь набат: «Русские люди! Держитесь веры наших предков. Помните, что подлинная приверженность к истокам древней народной веры – единственная защита от проявления разрушительных качеств ваших душ».
Если же отпадение русского народа от веры предков станет окончательным и бесповоротным, непоправимо пострадает всё земное человечество, поскольку сдержать энергию разрушения людей, лишённых нравственной основы веры отцов, практически невозможно никакими, даже самыми жёсткими, мерами. Так что, пока еще не поздно, корабль российской государственности должен быть развернут прямо в противоположную сторону в связи с тем, что России предстоит пройти свой уникальный путь к духовной цивилизации третьего тысячелетия.
Копировать же западный путь развития тем более глупо, что вся западная цивилизация в настоящий момент переживает глубочайший нравственный кризис при доминанте у людей личного рационализма над их душевными качествами, что произошло в результате реформации католицизма с установлением в западных странах господства протестантства. Культивация принципиальной бездуховности жизни протестантского общества на фоне потребительской пресыщенности порождает у западного человека безотчетный страх навечно потерять свою духовную сущность. Этот подспудный страх, в свою очередь, вынуждает представителей общества Запада ко всякого рода моральным извращениям и физическим надругательствам над себеподобными в попытках преодолеть этот страх.
В связи с вышесказанным только корыстолюбивые, бездарные и ограниченные политические деятели могут бездумно направлять свои народы в те адские врата страха человека за свою бессмертную душу, за которыми прозябает нравственно разложившаяся западная цивилизация.
Помимо всего прочего, существует ещё одна принципиально значимая недопустимость проникновения в российское общество сугубо потребительского образа мышления западного человека.
Человек Запада относится к «прометеевскому, героическому» типу человека. Героический человек видит в мире хаос, который он стремится оформить своей организующей силой. Он полон жажды власти и, вместе с тем, удаляется все дальше и дальше от Бога, уходя всё глубже в мир вещей. Именно отсюда проистекает трагедия бездуховности Запада.
Русский же человек относится к «иоанновскому, мессианскому» типу человеку, то есть к человеку, следующему идеалу, данному в Евангелии от Иоанна. Мессианский человек чувствует себя призванным создать на земле высший божественный порядок, образ чего он роковым образом носит в себе самом. Он стремится восстановить вокруг себя ту гармонию, которую чувствует в себе, как свою первооснову. Мессианского человека одухотворяет не жажда власти, но настроение примирения и любви. Он не разделяет, чтобы властвовать, но ищет разобщенное, чтобы его воссоединить. Им не движут чувства подозрения и ненависти, он полон глубокого доверия к сущности вещей. Он видит в людях не врагов, а братьев. Мир же он ощущает не как добычу, на которую нужно бросаться, а как грубую материю, которую нужно осветить и освятить. Им движет чувство некоей космической одержимости, он исходит из понятия целого, которое явственно ощущает во всём своём существе и которое хочет восстановить в раздробленном окружающем мире. Его не оставляет в покое стремление к идеалу всеобщего и желание воплотить этот идеал в видимые и осязаемые реалии бытия.
В наступающую иоанновскую эпоху развития человечества Земли центр тяжести перейдет в руки тех, кто стремится к сверхземному в качестве постоянной черты национального характера, а таковыми в числе немногих прочих являются русские люди. Именно поэтому иоанновская Россия отвечает на вызов бездуховности, брошенный ей Западом, всё более массовым осознанием российскими народами своей мессианской роли, своего призвания в качестве коллективного духовного поводыря человечества, погрязшего в пороке денежного оккультизма. Российская страна, Святая Русь, предстаёт перед духовными очами людей доброй воли в образе Светлого Богатыря, наносящего разящий удар по мракобесию поклонников Мамоны. Во всех пределах Святой Руси все её духовные чада, чистые сердцами и помыслами, сегодня слышат мощный глас этого Светлого Богатыря, призывающего к всеблагому служению во имя добра и справедливости.
Великоросс! Тебе даются знания и сила. Твоё место в дружине Воинов Духа. Так яви же миру облик нового человека – духовного человека третьего тысячелетия. И да будет благословенен твой подвиг служения во благо человечества Земли!
10.05.1998
Сергей БОРОДИН
Свидетельство о публикации №203120900096
Действительно, "Осталось ли хоть что-нибудь святое в обыденной жизни среднестатистического россиянина?"
Но вопрос можно поставить и по-другому: действительно ли россияне так сильно прикипели за эти лета к внедрённой в их головы новой государственной идеологии "БЕРИ ОТ ЖИЗНИ ВСЁ!" (которая,по иронии судьбы, не прописана в конституции РФ, как государственная)? Ведь именно эта (параsитическая) идеология нашла своё место в головах наших соотечественников и успешно укоренилась там, даже поддерживается на уровне власти (наёмников во власти).
Действительно, Запад с его христианскими ценностями, до сих пор как-то живёт в состоянии самодисциплины, самоорганизованности и взаимоуважения, и в этом - его преимущество. Потому я более комфортно чувствую себя здесь.
Я давно знаком с некоторыми Вашими работами, и с этой тоже, читал их ещё 15 лет назад и сам старался, по мере сил и времени, помогать соотечественникам найти корень их бед. Но, упорное нежелание многих самообразовываться наконец-то подкосило меня и я почти перестал публиковаться где бы то ни было. Наверно, это или рок, судьба многих из тех, кто ныне воплотился в Русском мiре и ТАКОЙ своей жизнью перекрывает наше безвременье, чтобы после него в своё время могли прийти на планету люди Силы, Воли и Духа.
Здесь я хотел только немного подправить Ваши высказывания про "католическое религиозное воспитание западного человека". Говоря более корректно, оно не сколько католическое, сколько вообще религиозное. Поскольку я проживаю в Германии, то и корректировка эта касается Германии как центрального государства западного европейского мира.
Школьный предмет "Религия" является обязательным во всех школах и гимназиях Германии с первого по выпускной класс. С начала школьного обучения в каждом классе для прохождения предмета "Религия" формируются 2-3 группы учеников: те, которым религия преподаётся по католическим канонам (katolisch), те, которым религия преподаётся по протестантским (лютеранским) канонам (evangelisch), и те, которые не принадлежат ни к одной из этих конфессий (как правило, дети родителей нехристиан, например, турки, курды, представители других народов), для них введён предмет "Этика".
При этом важно, что дети с самого раннего школьного возраста таким образом воспитываются в системе самодисциплины и взаимоуважения в рамках всем известных 10 заповедей Христа. И в этом - несомненная заслуга немецкого образования.
Все мои трое детей закончили немецкие школы, при этом все до сих пор без акцента говорят по-русски и сохраняют русский менталитет, который органично вписался в их немецкий менталитет. Но это - к слову.
Сам я более 20 лет трудился в немецких трудовых коллективах и по достоинству могу оценить результаты такого школьного образования. Нам русским (и другим народностям) в России (СССР) очень не хватало такого "религиозного" (этического) образования и я, живя и учась в СССР в 60-70-е годы, всегда тяготился слабыми нравственными тормозами моих соотечественников, отсутствием у них надлежащей самодисциплины, должного взаимоуважения. То, что у нас были диспуты про то, "что такое совесть", то, что у нас был "кодекс строителя коммунизма", "офицерская честь" и другие замечательные скрепы, к сожалению, не спасло нас от нравственного падения. Почему? Потому что в той или иной степени это была "государственная религия", а не "от Бога". Государства не вечны, хоть бывают и могущественны, а Бог вечен. И, видимо, люди это подспудно чувствовали. Нынешнее "православие" - это, как Вы верно пишете - обряд и формальное послушание, ценность которых невелика. Потому и наша РПЦ в целом - это более театр лицедейства, в котором малая часть прихожан способна самостоятельно постичь Бога и принять Его в свою жизнь без лишних поклонов, молитв и прочей атрибутики.
То, что ныне происходит в РФ - это действительно трагедия, если не сказать, катастрофа народа. Но здесь есть одно НО: у нас до сих пор никто не может четко и недвусмысленно дать определение понятию Русский народ и определение понятию "русский"; мнений и суждений много, а единой "мерки" нет.
Словом "мерка" я называю ОПРЕДЕЛЕНИЕ понятия и в этом отталкиваюсь он сталинского определения понятия "что такое нация".
И, пока мы не определимся, кто же мы - "Русский народ", пока сами себе не дадим ключ к разгадке и определение самих себя - все наши начинания обустроить нашу жизнь будут тщетны.
Хотя, и это ещё не всё. Мы до сих пор не имеем дара Различения (Добра и Зла), мы, как говорил Христос, слепы. К тому же у нас до сих пор нет на фоне многочисленных наук Науки о Человеке, которая бы недвусмысленно и научно объяснила каждому - кто есть человек, а кто пока ещё не человек или уже не человек.
С уважением
Алексей
Алексей Уралец 27.08.2021 17:20 Заявить о нарушении
Сообщаю Вам, что Германия не может быть никаким центром. И вообще, нет на свете такого государства -Германия. Есть территория, на которой стоит Американская оккупационная армия!
Евгений Помогаев 27.08.2021 17:43 Заявить о нарушении
Алексей Уралец 28.08.2021 09:37 Заявить о нарушении
Евгений Помогаев 28.08.2021 11:20 Заявить о нарушении
воспринял ваши соображения по рассматриваемой теме. Особо благодарен вам за компетентные уточнения по ходу текста. В подготавливаемой к изданию книге, в которой будет размещён и этот текст, я непременно откорректирую его в соответствии с вашими замечаниями.
С добром, Сергей
Сергей Бородин 29.08.2021 12:37 Заявить о нарушении