Локон императора

Александровский зал - место самых помпезных выставок Эрмитажа. Еще недавно здесь экспонировался холст ван Эйка - Благовещенье, теперь же - целый ворох вещиц, принадлежавших Наполеону и Александру I, а так же множество сувениров и гравюр, так или иначе связанных с войной 1812 года.
Название выставки восходит к строфам пушкинского стихотворения "Воспоминания в Царском селе":

О вы, которых трепетали
         Европы сильны племена,
О Галлы хищные! и вы в могилы пали. -
         О страх! о грозны времена!
Где ты, любимый сын и счастья и Беллоны,
Презревший правды глас и веру, и закон,
В гордыне возмечтав мечем низвергнуть троны?
         Исчез, как утром страшный сон!

         В Париже Росс! - где факел мщенья?
         Поникни, Галлия, главой.
Но что я зрю? Герой с улыбкой примиренья
         Грядет с оливою златой.
Еще военный гром грохочет в отдаленьи,
Москва в унынии, как степь в полнощной мгле, 
А он - несет врагу не гибель, но спасенье
         И благотворный мир земле.

При входе в залу установлен огромный экран, который рассказывает о проекте. На экране мелькает здание Собора Инвалидов в Париже. В Соборе, где находится крипта с гробницей Наполеона (с красного гранита саркофагом), впервые проводится выставка. Компьютерная графика на глазах преображает залы, заполоняя пространство стендами и ширмами. Но это в Париже, а рядом - настоящие реликвии, а потому, не досмотрев ролика все посетители углубляются в залу.

А там и вправду немало интересного - посмертные маски Наполеона от совсем крошечной до в почти натуральную величину, свернувшийся колечком локон императора светло-оранжевого оттенка в окружении двух медальонов, при взгляде на который начинаешь понимать, что император - не персонаж романа Толстого, а взаправду живший когда-то человек. Вот портрет еще совсем молодого человека, который не раз приходилось видеть в залах музея и его каталогах, и который так трудно ассоциировать с Наполеоном - худощавый юноша с непокрытой головой держит знамя в одной руке, в другой же меч, его черный камзол украшен золоченым поясом с вычурным, не по-военному завязанным бантом. Человек этот кажется высоким, оттого что изображен не во весь рост, его седые волосы, бледность лица оттеняет красный высокий воротник. Где треуголка и лосины, где подобострастная свита - как стереотипно привыкли представлять мы себе этого великого человека!
Портрет называется "Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту". АРКОЛЕ (Arcole) - это селение в Северной Италии, на левом берегу р. Альпоне, около которого 15-17.11.1796, во время Итальянского похода 1796-97, французские войска под командованием генерала Наполеона Бонапарта нанесли поражение австрийской армии, наступавшей с целью деблокады осажденной французами Мантуи. То есть Наполеону (1769-1821) на портрете не больше 27 лет, а стальные глаза уже глядят вправо, а значит на восток.
Portrait de Josephine был исполнен в 1801 году по заказу самой императрицы, впрочем императрицей она стала лишь в 1804 году. Небольшого роста женщина покойно сидит на низком диване, облокотившись на подушку. Она просто и как будто с неохотой глядит вам в глаза, ее полноватое лицо с поджатыми узкими губами и в общем-то правильными чертами обрамлено черными завитушками волос, на голове - диадема, которая в древности и в средние века служила символом царского достоинства.
Редкий путеводитель по Эрмитажу не содержит картинки Камеи Гонзага. На ней - два силуэта, которые при ближайшем рассмотрении оказываются супружеской четой - царем Птолемеем II и его женой Арсиноей II, жившими в 3 в. до н.э. в Египте. Автор работы неизвестен, свое название камея получила по имени владельцев, которым принадлежала до 1630 года, в 1814 подарена русскому императору Александру I Жозефиной Богарне.
Сделана камея из сардоникса - минерала, который является разновидностью оникса.
О истории камеи и выставки в целом читайте в анонсе на сайте музея:
http://www.hermitage.ru/html_Ru/04/2003/hm4_1_56.html
Интересно, что в разных путеводителях силуэты смотрят в разные стороны - то влево, то вправо. Узнать в какую же сторону смотрят царские особы на самом деле каждый петербуржец и гость города сможет на выставке в Эрмитаже до 7 мая 2004 года.

_______
ГОНЗАГА (Gonzaga) , знатный итальянский род, представители которого в 1328-1708 были синьорами Мантуи; с 1433 маркизы, с 1530 герцоги. Двор Гонзага был одним из центров итальянского Возрождения. Гонзага, принявшие сторону Франции в войне за Испанское наследство, в 1708 потеряли Мантую.
ГЕММА (лат . gemma), произведение глиптики, драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными (инталия) или выпуклыми (камея- франц . camee) изображениями.
ПТОЛЕМЕИ (Лагиды) , царская династия в эллинистическом Египте в 305-30 до н. э. Основана Птолемеем I (сыном Лага) - полководцем Александра Македонского, диадохом. При последней представительнице династии - Клеопатре государство Птолемеев было завоевано Римом; его территория составила римскую пров. Египет.


Рецензии
какая жалость что Александр первый переменил веру-
ведь сдал же войска коалиции Наполеону-вопреки окружению заключил тильзитский мир... но не смог пойти дальше-на откровенный союз с Бонапартом.
почему он не внял совету Кутузова не переходить границу?
почему во время второй империи не поверил в присланный Бонапартом договор между Австрией и Британией против России?

ответы скрыты в тумане времени...

с поклоном НЧ!

Ник.Чарус   14.06.2006 20:24     Заявить о нарушении