Апполон Михаила Шемякина

С Михаилом Шемякиным нас заочно познакомил американский литературовед, писатель, публицист, журналист и крупный шахматист, Эммануил Штейн, где-то в 1976году.
В ответ на мое письмо (а были знакомы через страничку «Советы врача» в единственной тогда в Европе парижской «Русская Мысль» с главным редактором княгиней Зинаидой Шаховской).

М. Шемякин прислал мне, только что вышедший в свет, художественный альманах «Апполон-77» под №235 с его дарственной подписью-рисунком.
Тогда-то я и написал это эссе. И вновь я получил несколько альбомов рисунков М. Шемякина с дарственными подписями-рисунками и приглашение на выставку его картин в Париже.
Затем связь наша прервалась...

                ***

                ГЛЯДЯ НА ШЕМЯКИНСКОГО «АПОЛЛОНА-77»

Я был прекрасен... Еще и сейчас вы видите контуры классически сложенного тела...
Но судьба забросила меня в Страшную Страну, где каждый окружен оградой, как эти четыре столба по углам моего изображения, обтянутые колючей проволокой. Там даже солнце черное и не может прорваться через «колючку». Заходя, оно застряло внизу, обугленное повисло на проволоке, пробитое током высокого напряжения...

Кожу с меня содрали давно, как «две шкуры» с податливой овцы. Кости мои переломали в бесконечных пытках. Изголодавшие внутренности вырвали и бросили псам, и я уже научился «питаться воздухом». Но и этого ИМ было мало, и они отняли у меня легкие, чтобы экономить и на «общественном» воздухе... Тот же следователь однажды раздавил мне ногой данные Всевышним мужские достоинства. И вы видите меня скопцом, чтобы и Любви не хотеть, как не хотеть Свободы....
А сердце трепетало и билось в затаенном ритме, и ОНИ не могли его изменить - это было не в их силах. А раз так - будет он без сердца! И вырвали его из груди; так просто, без всякого наркоза, - ведь даже ребра, переломанные еще раньше, не мешали.

Остались только нервы. Обнаженные нервы, чувствующие боль, ужас, страх - постоянный страх, врожденный страх, передаваемый с молоком матери; страх днем и ночью, страх при засыпании и пробуждении. Мои нервы обнажены до предела: без одеяний, без волос, без кожи, без мышц, без костей... Нервы... и открыто пульсирующие сосуды, напоминающие их излюбленные решетки, и составляют мое «тело». Когда-то такое гармоничное, красивое мужское тело. Каждое прикосновение к нервам (не пытка, а - прикосновение) возвращает меня в прошлый ад. И теперь мое существование - сплошная пытка до предела обнаженных нервов, нежных и ранимых сосудов.

Голову ОНИ мне оставили... Чтобы я все помнил.
Локоны, которые гладила нежная мать, ласкала любимая и трепал ветер, обкорнали «под ноль». Кожа и мышцы на голове, как у мумии, чтобы другие знали, как могут «перевоспитать», чтобы навеки отличить «зека». Выбили зубы, разорвали губы и вместе с переломанной челюстью плотно забинтовали рот, чтобы не мог кричать. Кричать от боли, от горя, от невыносимого ужаса; чтобы не смог и вскрикнуть той ночью, когда опять «постучат» в дверь...
Говорить я не мог уже давно, так как присохший к гортани язык вырезали, чтобы я вам ничего не мог рассказать.
Но - глаза. Они не успели выколоть или выдавить моих глаз, да и не хотели: «Смотри, парень! Смотри и «учись»...
Вот тут-то они и промахнулись. Хорошенько посмотрите мне в глаза. Посмотрите, я говорю с вами моими глазами. Вы слышите крик измученной души, чувствуете боль обнаженных нервов, видите муки «самого свободного» раба! Это глаза говорят с вами…

Я - «Аполлон-77», когда-то прекрасный и гармоничный, любивший искусство и поэзию. Вот что сделали со мной. Решетка сосудов и нервов вместо тела, заткнутый в крике провал рта, заключенные в колючке «высокого напряжения». Да - только живущие глаза.
Всмотритесь! Слышите? Я - вижу. Я - слышу. Я - чувствую. Я -знаю! Я даже знаю, что будет и с вами...

Многим я не нравлюсь - Странный Аполлон из Странной Страшной Страны России. И ведь не я себя сделал таким. Но теперь я - такой. Истерзанный, замученный и полураспятый, я все же могу говорить с вами. Так смотрите же на меня, слушайте мой безмолвный глас!
 

           МИХАИЛу ШЕМЯКИНу (акростих)

М  не кажется, что я в музее побыл,
И  все скульптуры - древний материал,
Х  отя я где-то всё это видал...
А  может быть, то памяти сугробы,
И  звечного искусства мастерство,
Л  юбви и гордости, и боли естество?

Ш  ептала дама в темном покрывале.
Е  й маска морды корчила вдали.
М  не эти «кто-то» что-то накричали.
Я  всех их успокоиться молил,
К  ак будто поминальным звоном лил.
И  эти краски в пляске состязались
Н  а их одеждах, лицах жесткой стали.



Редакции этого произведения:01 02 03 04 05 Последняя

Количество прочитавших: 22 (список)


 РЕЦЕНЗИИ

 
А где можно достать альманах?
Как точно передана тогдашняя сов.реальность...
Эрик

<Erik Mendel> - 2003/08/14 10:18   • 

 ЗАМЕЧАНИЯ:
Спасибо за оценку.
Я не знаю, где можно достать Альманах.
Михаил Шемякин ТОГДА прислал мне лично с его рисунком-подписью.
Думаю, что надо обратиться к нему лично.
Это был его парижский период.
Иегуда

<Утешителин> - 2003/08/14 10:21 


Рецензии
Сильная миниатюра,сильная и страшная,как наверное и само прошлое того времени.Понравилось.

Я открыла на своей страничке раздел,куда стала записывать сны(по Вашему совету,в какой-то из моих рецензий)правда там пока всего 2 сна,но будет больше.
С уважением.

Виктория Симонова   18.01.2010 19:15     Заявить о нарушении
Уважаемая Виктория, я рад, что вы стали записывать сны. Ведь треть жизни нашей во снах. Да и вообще вся жизнь - сплошной сон.
Пожалуйста, дайте ссылки на эти два сна.
С пожеланием всего наилучшего, Иегуда

Утешителин   19.01.2010 20:52   Заявить о нарушении
Уже 3,меньше часа назад опубликовала третий,вот ссылки:
http://www.proza.ru/2009/12/18/1290
http://www.proza.ru/2009/12/19/847
http://www.proza.ru/2010/01/19/1394

И ещё у меня к Вам один вопрос:а какая погода в Израиле обычно в феврале?

С уважением.

Виктория Симонова   19.01.2010 21:15   Заявить о нарушении
Тут есть ещё одно произведение тоже со сном,но тут сон повлиял на реальность:
http://www.proza.ru/2010/06/01/1023

Виктория Симонова   21.06.2010 21:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.