Лопух на выезде

1984-ый. Лопух, закончив школу и зажав в ручонке аттестат о очень среднем образовании, радостно ломанулся вперед, во Взрослую Жизнь.
Взрослая Жизнь, пряча ехидную ухмылку, распахнула навстречу свои объятия.

...Ух ты! Городишшо! Автобусишшов-троллейбусишшов-трамваишшов!!! Немерянно!
Ну, автобусы-троллейбусы и в нашей рыбацкой деревушке водятся, но трамвай - это да! Это - сила!
Стою, открывши рот, посреди Витебска, куда приехал поступать в радиоучилище.
"Потеряишшьси... Заблудишшьси..." - причитала бабушка, когда я ехал сюда.
- Не боись, бабуля! - почти уверенно отвечал я ей. - В горах не терялся, в тундре не блудил, что мне Витебск! Что я - совсем дикий, что ли?
Тем более, что в Витебске я бывал - ежегодно, по приезду к бабушке, выбирались мы всей семьей к родне.
Но, как оказалось, выезд (а точнее - привоз: далеко от себя меня не отпускали) и самостоятельный приезд - это две большие разницы.
На остатках былой самоуверенности нашел я училище, подал документы в приемную комиссию, узнал о дате собеседования и отправился назад, на вокзал. У окошек касс царило столпотворенное оживление. Или оживленное столпотворение? А, не это - суть, а то, что стоять за билетиком на дизель пришлось долгехонько. Взял я этот клочок бумажки минуток за 10 до отхода дизеля, причем еще умудрился выскочить в близлежащий магазинчик и взять торт "Киевский" - побаловать братца да бабулю. После чего с высунутым
языком подбежал к дизелю. Возле него копался какой-то не то путеец, не то стрелочник.
- Отец, дизель в Оршу идет? - запыхавшись, спросил я.
- Иде, - согласно кивнул дяденька не-знаю-кто-там.
Я взгромоздился в вагон, удивляясь его полупустоте - в основном в сторону Орши дизеля ходили почти битком, но мало ли чего? Может день нелюдный? И задремал.
Через какое-то время я перестал дремать и уставился в окошко. Мимо проплывал лес. "Наступняя станция - Почынкы" - радостно прохрипел динамик голосом непротрезвевшего машиниста. "Что-то непомню я никаких Почынок, - порадовало меня подсознание. - А хрен его знает, может  и знаю, только подзабыл..." - и с этой умной мыслью я снова глупо вытаращился в окно.
С каждой наступней станцией уверенность моя убывала как вода в Кольском заливе во время отлива - медленно, но уверенно. Наконец, собравшись с мыслями, я подошел к скучающему в углу мужичку и вежливо спросил:
- Земеля, а Орша скоро будет?
Увидев его вытаращенные глаза червячок моих сомнений вгрызся в меня поедом. Дело явно пахло керосином.
Мужичок привел глаза в нормальное полумутное состояние и, покрутив пальцем у виска, ответствовал:
- Ты шо, хлопець, таво?
Ответить мне помешали сразу две вещи: в вагон вошла контроллер, а дизель подошел к конечной станции.
- Усё, канэчная станцыя! Гражданы, ослободните салон вагона! - жизнеутверждающе прогудела тетенька слонопожобных размеров.
Я выглянул в окно, чтобы прочитать название наступившей конечной станции.
- Ё...Ё...Ё-зе-ри-ще! - не веря собственным очам еле прочел я.
- Ну да! - подтвердила тетенька с дыроколом.
- А я в Оршу ехал! - полный праведного негодования воскликнул я. - А вы куда меня завезли?
- А дизель на Оршу усегда с другого пути ходыл! - отпарировала тетка.
- Ну так везите меня взад! - сдался я.
- Ходы у кассу, купляй былет! - невозмутимо обрезала меня работница железнодорожного стервиса.
- Да я Вам деньги дам! - полез я дрожащей от возмущения рукой в карман брюк.
- Да нэ трэба мене твоих грошей! - взорвалась тетка. - У кассу ходы, русской мовой тобе гутарю!
Что ж, делать нечего, бояре - все мы слуги государю... Выскочил я на жалкое подобие перрона и резво чесанул в поисках кассы.
Нашел, хотя окошко кассы было вырезано в самом дальнем, самом темном углу зала ожидания. Купив билет, я так же резко выскочил на перрон и, открыв рот, грустно проводил глазами исчезающий за поворотом дизель. Слов не было. Были одни жесты и связки. Пришлось возвращаться в кассу.
- Ну шо ж ты так? - сочувственно покачала головой кассирша, принимая обратно мой билетик. - Таперяча вот только у шесть часоу поезд буде, пассаржисский.
Я посмотрел на часы. Ну что ж, все не так уж и плохо - до шести оставалось чуть меньше двух часов, посижу на солнышке...
... - утра. - добила меня кассирша одним словом.
- Как утра? - засуетился я. - Какого утра?!
- Завтрешнего, - невозмутимо пояснила мне добрая тетя.
- А магистраль какая на Витебск есть? - безнадежно спросил я. Сидеть в этой дыре до утра меня не вдохновляло.
- А то як же ж! - обрадовала она меня. - Выходышь вот сюды и ходы вот туды - там и буде магистраль!
Я, слегка приободрившись, взял в одну руку дипломат, в другую - тортик и почесал в указанном "ходы туды".
Кругом раскидывались поля, чирвикали разные пичуги и вовсю скакали зеленые кузнечики. Я бодро шагал, дыша свежим воздухом свободы. Но не долго: передо мной, как перед былинным русским богатырем, встала дилемма: тропинка лихо разделялась на три составляющих, причем всяких там  "Направо ходы... Налево ходы..." - не было!
Озадаченный, но не сбитый с толку, я выбрал наиболее правильный путь: просто пошел прямо.
Эх, говорил же наш общий дедушка Владимир Ильич - "Мы пойдем другим путем!" Не послушался я старших и вышел к какой-то деревеньке. У околицы наблюдались два мужика:
один косил траву, а второй точил косу. Не ту, которой косил первый, а другую. Я понял, что зря я пошел прямым путем.
- Мужики! - возвал я к ним. - Я вот (объяснил я им ситуацию). Для того, чтобы добраться до магистрали - куда мне надо было сворачивать: направо, или налево?
Мужик, который точил косу, перестал ее точить и задумался. Второй, косивший траву, перестал ее косить и тоже задумался.
- Налево! - наконец-то вспомнил точильщик. Косильщик согласно закивал головой.
Я поблагодарил и отправился к развилке с целью свернуть налево. Дойдя до нее, я сплюнул и подумал: "Ну что стоит усановить тут табличку? "Налево ходы - на магистраль попады. Направо ходы - ээээ... не спросил я куды попады. Напрямо ходы - в дяревню попады!". И бодрым шагом по полевой дороге направился через начавшие уже приедаться поля к конечной цели своих блужданий.
Через час, когда начало уже смеркаться, я уперся в глухой и какой-то негостеприимный лес. Смутные подозрения наперебой стали уверять меня, что что-то тут явно не так.
Я решил проверить и заглянул под сень. Дорога обеими своими затравленными* колеями терялась где-то там.
Я подумал... потом еще подумал и еще - хотя это занятие мне не особенно нравилось. Мои думы натолкнули меня на мысль, что я - лопух. Мужики сказали мне - свернуть налево, я и свернул... налево, но идя от деревни!
А вопрос-то я как поставил? Куда надо было свернуть! Так что свернув налево, я на самом деле свернул направо, а надо было свернуть направо - вот тогда бы я свернул налево!
Таким образом, разложив все по полочкам, я поплелся обратно, к развилке. Червячок все точил меня, злорадно намекая, что буду я ходить вокруг этой развилки не один день.
Добредя до этой проклятой Голгофы, я свернул на единственную нехоженную мной тропу и пошел по ней, куда глаза глядят. Стемнело. Кузнечики и прочие цикадистые твари примолкли, с интересом ожидая развязки: дойду я
все-таки когда-нибудь куда-нибудь, или так и буду скитаться по полям вечным странником? Мне это тоже, если честно, уже стало интересно.
Наконец из-за небольшой рощицы я услышал какое-то странное журчание. Пройдя ее насквозь, я увидел то ли широкий ручей, то ли узкую речку. Напившись, я начал искать переправу, безнадежно думая о своем цыганском счастье.
Но, вопреки моим неожиданиям, я ее нашел - неошкуренное бревно, перекинутое с одного берега на другой. Балансируя тортом и дипломатом, я почти лихо форсировал водный рубеж и устремился дальше - к звездам, видным из-за холма. И, чуть подальше холма, но поближе звезд я набрел на магистраль!
Но, увы, она была пустынна.
Сориентировавшись на местности (на уровне инстинктов, переданных мне предками), я пошел в сторону предположительно Витебска. Через минуток этак сорок сзади послышался звук приближающегося авто. Уже ни на что не надеясь, я махнул рукой - и волшебная карета остановилась!
Я ущипнул себя - и правда, есть! "Жигуль", и улыбающийся водитель спрашивает меня - куда мне ехать! Я ответил. Садись, сказал он мне, довезу!
По ходу движения мы разговорились. Водила, как оказалось, перегонял чей-то авто из Белоруссии в Прибалтику, и пожелал узнать: что я делаю в такой час посреди дороги, вдали от человеческого жилья. Я ему рассказал. После истории с мужиками и развилкой машина, круто вильнув, слетела на обочину и, визжа тормозами, остановилась на самом краю глубокого кювета.
Ну вот, - родилась в моей бестолковке унылая мысль, - сейчас тебя высадят и снова иди пешком.
Мужик ржал. До истерики, до икоты. Потом, выпив минералки и отдышавшись, пояснил мне причину своего хохота. Оказывается, если бы я прошел через эту деревушку метров 400, то вышел бы на эту магистраль! А мужуки? - спросил расстерянно я. А что мужики? - ответил мне водила. Ты же не спросил: как дойти до магистрали! А спросил - куда сворачивать на развилке! Что спросил, на то и ответили!
Так вот и доехали до Витебска, где водитель высадил меня у вокзала, не взял ни копейки денег и на прощание посоветовал спрашивать у машиниста дизеля - куда точно идет этот дизель. Потом, заржав как конь, он укатил в ночь. Я же отправился в зал ожидания - ожидать близкое уже утро.
P.S. Учиться в Витебске Лопух так и не стал, но не из-за этой поездки "не в Оршу", а совсем по другим причинам. Но это совсем другая история...

_____________________________________________________
* - Затравленными - в смысле совсем заросшими травой.


Рецензии
Игорек!
Ты мне напоминаешь А.П.Чехова.
По-моему, это у него тоже был похожий рассказ. Пассажир вышел на промежуточной станции, сходил в привокзальный буфет, вышел оттуда, вскочил в трогающийся поезд. В вагоне разговорился с попутчиком: кто куда едет.
Попутчик говорит, мол едет (к примеру) в Москву, а наш герой отвечает: "А я в Питер". И восхитился, до чего дошла техника: сидят в одном вагоне и едут в разные стороны.
- - -
" * - Затравленными - в смысле совсем заросшими травой" - порадовало.
Иосиф

I.Pismenny   22.07.2012 12:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Иосиф!
Очень лестно мне сравнение с Антон Палычем - я понимаю, что оно не очень заслужено, но тем более лестно. ;)
За девять лет, что прошли с момента написания этой фигушечки, ты первый кто оценил моё разъяснение значения слова "затравленный" . Ну, не считая меня. :)))

С уважением, всегда твой -

Игорь Горбачевский   26.07.2012 14:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.