Чудо, которого не было

Чудо, которого не было
Навеяна работой А.В. Бирюка ‘Тайна Мидуэйского чуда”[1]

Давно уже отшелестели мемуары участников второй мировой войны, кабинетных историков и литераторов, писавших по этому во-просу, и вообще всех жаждущих поставить свою точку над i по тому или иному аспекту этой всемирной темы. Но вот и сейчас ещё вдруг появляются работы, стремящиеся ниспровергнуть ставшие классиче-скими описания крупных военных кампаний и сопутствующих им сражений.
Среди таких событий, многократно описанных в американской и японской литературе, было сражение у атолла Мидуэй между авиа-носными самолётами японцев и объединёнными силами авиации на-земного и авианосного базирования американцев ( 4 июня 1942г.). В результате японцы потеряли все участвующие в  сражении четыре тяжёлые авианосца вместе со всей авиацией и их силы вторжения должны были отступить, так и не дойдя до атолла перед угрозой не-минуемого уничтожения оставшимися ВВС американцев. На фоне всех предыдущих поражений это была первая убедительная победа американцев в войне с Японией. Но дело не только в этом. Согласно американской историографии  они одержали победу значительно меньшими силами, чем тогда располагали японцы  - невиданная вещь для американских генералов и адмиралов, которые в продолжении всей войны в Европе и на Тихом океане уверенно побеждали только имея 5-10 кратное превосходство в ВВС и хотя бы 3-5 кратное в бое-вых кораблях (морские сражения) или танках (Ближний Восток и Ев-ропа). К примеру излюбленная тактика американских войск при осво-бождении Франции – авиация превращает передний край обороны и оперативные коммуникации немцев в щебёнку, затем начинают осто-рожное наступление наземные силы до следующего оборонительного участка и там история повторяется. Если фронт проходит через город – тем хуже для города и его жителей – тактика оставалась той же. Из-вестно, что де Голль, тогда глава правительства «Сражающаяся Франция», при всех реверансах, которые ему приходилось делать своему могучему союзнику, всё же осмелился направить протест аме-риканскому командованию против такого метода ведения войны, ко-гда без прямой военной необходимости французские города превра-щались в груды развалин.
Признаем, что в сражении у атолла Мидуэй привычного для американских стратегов преимущества в вооружённых силах не было, однако их утверждение, что японцы вступили в сражение  превосхо-дящими силами, является пропагандистским лозунгом, не подтвер-ждаемым известными на сегодняшний день данными.
Известно [2], что на четырёх тяжелых авианосцах, участвовав-ших в сражении (“Акаги”, “Кага”, “Хирю” и “Сорю”) японцы имели 253 самолёта (а не 350, как это утверждает наш автор[1]). Против них американцы выставили три первоклассных тяжёлых авианосца – “Эн-терпрайз”, “Хорнет” и “Йорктаун”. Сколько эти авианосцы брали са-молётов на борт нигде не сообщается, однако мы вправе предполо-жить, что поскольку по своему водоизмещению они были не меньше японских, число самолётов у них тоже было примерно тем же самым. Если это так, то на своих трёх тяжёлых авианосцах американцы име-ли 190 самолётов, т.е. действительно на 25% меньше, чем у против-ника. Но они имели кроме того, “непотопляемый авианосец”, - воен-но-морскую базу на о. Мидуэй на которой было размещено, согласно [2], 130 самолётов, всего таким образом у американцев было 320 са-молётов, т.е. они имели не такой уж и малый перевес над противни-ком по авиации – основному и единственному виду вооружённых сил, принимавшему участие в сражении с обеих сторон.
Вторым расхожим утверждением американских военных и на-шего автора [1] было то, что японцы на тот момент яко бы располага-ли более совершенной техникой, в частности их истребитель “Зеро” по скорости и манёвренности превосходил американские истребите-ли. Так оно и было, но при этом забывают упомянуть, за счёт чего это было достигнуто – большинство несущих конструкций “Зеро” были деревянными (как например у советских истребителей того времени типа ЯК). Кроме того, в противоположность американским самолё-там, “Зеро” не имел самозатягивающихся бензобаков и частичной броневой защиты лётчика. Так что его живучесть в боевых условиях оставляла желать лучшего. К этому добавим, что по своим лётным данным “Зеро” не представлял собой уникальный самолёт. Для справки приведём данные на 1942 г. самолётов других воюющих стран [6] (первая цифра – скорость, вторая  - время в минутах, необ-ходимое для набора высоты, указанной в скобках):
“Зеро” 578, 7.8(6100);
“Фокке-Вульф” 620, 6.5(5500);
“Мессершмитт-410” 636, 11.8(5800)
“Спитфайер VB” 602, 7.5(6100).
  Примыкает к этому утверждение, что мол японские лётчики имели на тот момент значительный боевой опыт, в то время, как аме-риканские были по сути мало обученными новичками. Насчёт авиа-ции наземного базирования сказать что-либо трудно. Там была сбор-ная команда с самого различного качества. По крайней мере про эс-кадрилью “летающих крепостей” действительно можно было бы ска-зать, что их сверх осторожная тактика – бомбить корабли с  высоты 6000 м. [3] обеспечивала безопасность для обеих сторон – все самолё-ты оставались целыми, но и попасть в корабли противника, конечно, не могли ( было сброшено 4 тонны бомб). А о том, чтобы бомбить с меньшей высоты или даже с бреющего полёта, когда  поражение  це-ли делается реальным, нашим воякам в голову не приходило – ведь так, чего доброго, и  самолёт могут прищучить!
Но вот относительно авианосных сил положение оказывается иным. За месяц до сражения у атолла Мидуэй произошёл бой в Ко-ралловом море между двумя тяжёлыми авианосцами (“Лексингтон” и “Йорктаун”) американцев и двумя тяжёлыми и одним лёгким авиа-носцем (“Дзуйкаку”, “Сёкаку”, “Сёхо”) японцев. Авианосные соеди-нения обменялись ударами, в результате которых у японцев лёгкий авианосец “Сёхо” был потоплен, а “Сёкаку” - тяжело повреждён – в результате попаданий трёх бомб среднего калибра он уже не мог обеспечить взлёт и посадку самолётов и превратился по сути в само-ходную баржу. Его самолёты принял “Дзуйкаку”.  У американцев был потоплен тяжёлый авианосец “Лексингтон” и повреждён “Йорктаун”, который, однако полностью сохранил боеспособность и обеспечил приём обеих авиагрупп – своей и “Лексингтона”. Потери в самолётах – американских – 66, японских –80.
Из этого сопоставления видно, что каких либо преимуществ японская авианосная авиация не имела – их потери превосходили американские при примерно равных потерях в боевых кораблях. Что касается выучки экипажей, то как раз именно японцами были допу-щены две грубые ошибки:
1) В начале боевого столкновения японский разведыватель-ный самолёт ошибочно принял американский танкер “Не-ошо”, на свою беду оказавшегося в районе боёв, за авиано-сец, и вся армада японских самолётов ринулась на его уничтожение. Пока разобрались, было уже поздно – лётный день подходил к концу. Американские авианосцы избежали упреждающего удара, а их авиагруппы тем временем от-правили на дно авианосец “Сёхо”.
2)    На второй день боёв обе стороны одновремённо обменя-лись ударами. Об их результатах мы уже говорили. Однако японские лётчики доложили, что ими потоплены оба аме-риканских авианосца. Таким образом планируя высадку на атолл Мидуэй японское командование ошибочно считало, что американцы располагают всего двумя авианосцами, а не тремя, как это было на самом деле. Получившему незна-чительные повреждения авианосцу “Йорктаун” был сделан в Пирл-Харборе по сути косметический ремонт и он при-нял участие в Мидуэйском сражении, в то время как оба японских не были задействованы – “Сёкаку” - из за полу-ченных повреждений, “Дзуйкаку” - из за больших потерь в лётном составе [17 мая “Сёкаку” прибыл в Курэ. Вид у него был незавидный. Тот факт, что попадание всего лишь трёх бомб среднего калибра сделало авианосец непригод-ным для боевых действий красноречиво говорил о большой уязвимости авианосцев. Тщательный осмотр показал, что для его ремонта потребуется минимум месяц] [3].
В тоже время у “Йорктауна”  [единственным прямым попада-нием бомбы была продырявлена полётная палуба в 5 м. от мостика. Пробив палубу бомба прошла через помещение де-журных лётчиков, ангарную палубу, вторую и третью палубы и наконец разорвалась в кладовой авиационного имущест-ва…Начался пожар, однако пламя вскоре удалось сбить. По-вреждения, полученные авианосцем от прямого попадания бомбы и от близких разрывов бомб не оказали какого-либо влияния на боеспособность корабля] [5]. 
И наконец последнее по счёту, но не по важности – обеспечение внезапности нападения, которое в условиях скоротечных авиацион-ных столкновений имеет особое значение. Эта азбучная истина крас-ной нитью проходит при планировании и реализации всех без исклю-чения крупных кампаний во второй мировой войне. Так вот в рас-сматриваемом случае японский флот вторжения ещё находился на ис-ходных базах, а американцы из перехваченных и расшифрованных сообщений уже знали заранее все детали плана и состав сил вторже-ния, соответственно расположили свои авианосные силы и значи-тельно усилили авиацию наземного базирования [4]. В сражении у атолла Мидуэй американские авианосцы имели фору 2 часа, только через это время после начала сражения  командир авианосного соеди-нения японцев адмирал Нагумо получил предварительные данные о американской эскадре. До этого игра велась в одни ворота – японские авианосцы непрерывно подвергались (пусть вначале и безуспешны-ми) авиа ударами, американские сами бомбили, но их никто не бом-бил. Надо сказать, что японцы  предполагали, что после первых уда-ров по базе американские авианосцы полным ходом направятся к зоне боёв, и на этот случай были предусмотрены контр мероприятия – на Мидуэй было направлено около половины всех самолётов оснащён-ных фугасными бомбами, другая половина, оснащённая торпедами и бронебойными бомбами была подготовлена к вылету в случае обна-ружения американских авианосцев. Между тем вернулась после бом-бёжки первая группа самолётов. Вопреки реплике [1] “японцы бук-вально стерли с лица земли оборону защитников острова” результаты её оказались весьма скромными – самолётов на аэродроме они не об-наружили и за неимением лучшего разбомбили взлётно-посадочные полосы, которые тем не менее продолжали использовать, пустые ан-гары и некоторые другие служебные помещения . Авиабаза не поте-ряла боеспособности. Согласно докладов японских лётчиков  был не-обходим повторный налёт. Для этого, однако, надо было перевоору-жить самолёты второй волны на фугасные бомбы, что и принялись срочно делать. К моменту завершения этой работы адмирал Нагумо наконец то получил предварительные данные об обнаружении амери-канской эскадры. Что делать? Или немедленно бомбить американские корабли фугасными бомбами пусть и не с полным эффектом и без ис-требительного прикрытия (истребители необходимо было посадить, заправить горючим и боеприпасами), или всё же опять перевооружить самолёты второй волны? Нагумо принял второе, роковое для него, решение. В самый разгар подготовки ко второму вылету на три япон-ских авианосца (“Акаги”, “Кага”, “Сорю”) обрушился удар американ-ских пикирующих бомбардировщиков авианосного базирования. В результате возникших пожаров, авианосцы были полностью введены из строя и  затонули или были затоплены японцами.
Оставшийся пока невредимым “Хирю” под командованием контр-адмирала Ямагути (а не Ямагучи, как его упорно именует [1] вопреки например [3]) сумел нанести два авиационных удара по авианосцу “Йорктаун”, которые, однако, не вызвали фатальных по-вреждений, но затем сам был смертельно повреждён пикирующими бомбардировщиками, вылетевшими с авианосцев “Хорнет” и “Этер-прайз”. Ямагути и командир корабля Каку приняли решение погиб-нуть вместе с кораблём.
В свете уже упоминавшихся утверждений и подавляющем пре-имуществе японцев в лётной выучке и технике отметим их потери при налётах на “Йорктаун”: в первой волне из 18 пикирующих бом-бардировщиков и 6 истребителей было сбито американцами 13 бом-бардировщиков и 3 истребителя, во второй – 8 самолётов (половина авиагруппы) [3].
Эпизод бомбардировки японских авианосцев “Акаги”, “Кага” и “Сорю” в момент, когда их палубы были загромождены самолётами и боезапасом трактуется всеми историками как необычайная удача (пре-словутое чудо) для американцев.”Если бы американцы атаковали хотя бы на 10 минут раньше или на 10 минут позже, то катастрофы (для японцев) не произошло.”[1].
Посмотрим, действительно ли это так бы и было. Во первых, критическое время, когда палубы авианосцев были загро-мождены, было значительно больше. По японским данным  приём первой волны происходил с 8.37 до 9.18 –итого 41 мин [3], в это же время происходило перевооружение самолётов второй волны, для взлёта надо было бы затратить не менее 20 мин итого не менее 60 мин, а не 20. Во вторых, кроме самолётов на авианосцах имеется много других уязвимых мест – например “Лексингтон” получил смертельные повреждения из-за взрыва бензина, который вытек из повреждённых цистерн с авиационным горючим. “Хирю” получил смертельные повреждения от 4-х авиабомб, хотя на его палубе в момент налёта не было никакого столпотворения. “Кага”, как и “Хирю”, получил 4 бомбовых попадания и затонул из за взрыва цис-терн с горючим, что произошло бы в любой ситуации. “Сорю” по-лучил 3 попадания. Если бы не было фейерверка на палубе, всё рав-но максимум на что он мог надеяться – как и “Сёкаку” в Коралло-вом море - остаться на плаву в амплуа  самоходной баржи.
Остаётся “Акаги”, которому досталось 2 бомбы. Можно со-гласится с японскими авторами [3], что в обычной ситуации они не произвели бы фатальных разрушений. Таким образом в конце пер-вой фазы сражения у Нагумо остался бы один повреждённый авиа-носец “Акаги”, и одна самоходная баржа “Сорю” которым противо-стояли бы 2 неповреждённых тяжелых авианосца с их основной ударной силой – пикирующими бомбардировщиками и оставшаяся у американцев авиация наземного базирования. Надо думать, что как и его коллега в Коралловом море вице-адмирал Иноуэ, Ямомото – главнокомандующий всеми силами вторжения, отдал бы приказ на отступление. В противном случае Нагумо ожидала бы повторная атака теперь уже значительно превосходящих американских сил с фатальными для него последствиями. 
Могут возразить, что такие прикидки являются авторским домыслом, ничем не убедительнее аргументов [1]. Обратимся, одна-ко, к японским документам [3]. Перед выходом в море всего япон-ского флота, предназначенного для оккупации  о. Мидуэй, была про-ведена, как это всегда делается, штабная игра всего намечаемого сражения. Игра основывалась на имевшихся на тот момент у япон-цев данными – обеспечена полная внезапность нападения, на второй фазе боёв, примерно через сутки,  американцы могут ввести 2 (а не 3) тяжелых авианосца, на самой базе имеется  примерно 56 самолё-тов (а не 120). На второй фазе это число может быть увеличено вдвое переброской самолётов с Гавайских островов.   И тем не ме-нее, при таких благоприятных для себя данных по результатам игры японцы  потеряли  2 авианосца. Введи они 3 американских авианос-ца непосредственно в первой фазе боёв, 2 часа форы, пока их уда-лось  обнаружить и 120 самолётов на базе, результат надо думать был бы тот же, что и имел место в действительности, вне зависимо-сти от столпотворения  на палубах при бомбёжке.
Зададимся вопросом, зачем непосредственно после заверше-ния боя у атолла Мидуэй сами американцы упорно толковали о не-коем чуде или (что тоже самое) о чудесной интуиции американских адмиралов. Ответ прост, как ящик: основной причиной победы, давшей американцам в нужном месте и в нужный момент возмож-ность создать превосходство в силах и обеспечить фору в 2 часа своим авианосцам, были данные, полученные радиоразведкой с ис-пользованием расшифрованного кода, который японцы применяли с самого начала  войны. Чтобы не побудить японцев заменить код, американцы очень осторожно использовали перехваченные данные, и сражение у атолла Мидуэй было, насколько нам известно, первым серьёзным случаем такого использования. Чтобы сохранить эту воз-можность и в дальнейшем, американцы и распускали сведения о чу-десном везении или не менее чудесной интуиции.
Только после окончания войны факт расшифровки японско-го кода был опубликован и всё стало на свои места.
Рассмотрим теперь следуя [3] и [4] основные ошибки, кото-рые были допущены обеими сторонами при подготовке и проведе-нии сражения.
Японцы.
Главнокомандующий флотом Ямомото
1. При планировании операции допустил значительное рассредоточение сил между различными направления-ми, не обеспечил ввод в строй двух тяжёлых авианосцев, участвовавших в сражении в Коралловом море. В ре-зультате при значительном перевесе в авианосных си-лах, которые в целом имела Япония на то время, в нуж-ном месте и в нужное время перевес имели американцы.
2. Рассредоточение сил имело место и внутри сил, выде-ленных для вторжения – выдвинутые вперёд авианосцы в критический момент не получили никакой поддержки от главных сил, которые в сражении практически не участвовали
         3.        Не обеспечил предварительную разведку и не выяснил,               
                где могут находится американские авианосцы.
4.     Свой командный пункт определил на линейном корабле  главных сил “Ямато”, а не на берегу, как это сделал амери-канский главнокомандующий Нимиц. В результате до бом-бардировки Мидуэя во имя обеспечения внезапности напа-дения он соблюдал радиомолчание - не передал авианос-ному соединению уточнённые данные разведки о вероят-ном местонахождении американских авианосцев и вообще не руководил операцией.
Командир ударного авианосного соединения Нагумо.
1. Не имея никаких предварительных данных о местона-хождении американских авианосцев не организовал ут-ром 4 июля т.наз. двухфазную разведку, которая наверня-ка своевременно обнаружила бы авианосное соединение  противника (это задним числом проследили по картам боя). Не добился неукоснительного выполнения своего приказа о проведении однофазной разведки, которая в полном объёме была выполнена с опозданием.
2. Получив пусть и неполные данные об обнаружении американского соединения не отдал приказ о его немед-ленной атаке пикирующими бомбардировщиками пускай и без истребительного прикрытия вооружёнными фугас-ными бомбами.   
Касательно последнего замечания, сделанного, естествен-но, задним числом, в пользу решения Нагумо можно сказать мно-гое. При атаке “Йорктауна” авиагруппами “Хирю”, обеспеченные истребительным прикрытием, американцы сбили 24 самолёта из 40. Посланные вообще без истребительного прикрытия авиа-группы конечно же ожидала бы значительно худшая участь. Фу-гасные бомбы вряд ли бы нанесли авианосцам серьёзные повре-ждения. И наконец в сообщении лётчика-наблюдателя говори-лось только об одном авианосце – не такая уж и большая сила по сравнению с соединением Нагумо, так что риск от задержки бом-бового удара на тот момент можно было считать не таким уж и большим.
Американцы.
1.При обнаружении авианосцев противника атаковали их отдельными сравнительно небольшими соединениями, что дало возможность японцам уничтожать их по частям. Не было орга-низовано должного взаимодействия между наземными и авиа-носными силами, не обеспечено истребительное прикрытие тор-педоносцев. Одновремённая атака всеми наземными силами не-сомненно была бы более эффективной.
         2. По японским данным “летающие крепости” Б-17 были практически неуязвимы для истребителей “Зеро”. Необходимо было приказать их экипажам атаковать авианосцы с бреющего полёта. Впоследствии, когда американцы стали так и делать, им удавалось топить таким образом значительно более малоразмер-ные объекты – миноносцы, хотя по точности поражения цели    Б-17, конечно, всё равно значительно уступали пикирующим бомбардировщикам.
          3.Своими последними атаками перед собственной гибелью авианосец “Хирю” тремя бомбами и двумя торпедами серьёзно (но не смертельно!) повредил авианосец “Йорктаун”. Его коман-да вместе с командиром в панике покинула корабль, далеко не исчерпав возможности борьбы за живучесть. После этого авиа-носец почти двое суток дрейфовал без хода под символической охраной миноносца “Хамманн”. Когда об этом узнали в Пирл-Харборе, командир авианосца контр-адмирал Флетчер получил строгий приказ вернуться на  корабль во главе аварийной коман-ды и вернуть его в строй. Это и было им сделано, благо теперь все японские авианосцы уже находились на дне и новых налётов можно было не опасаться. Предварительный осмотр показал, что полученные кораблём повреждения не так уж и велики и через несколько часов он может дать ход. Но тут дело вмешалась японская подлодка I-168.  Получив донесение о неподвижно стоящем авианосце она оперативно вышла в указанный район, обнаружила неподвижный “Йорктаун” и с расстояния 700м. дала по нему залп четырьмя торпедами. Авианосец был потоплен, свою торпеду получил и “Хамманн”, который развалился попо-лам.[3]
 Такой казус, когда капитан бросает на произвол судьбы вверенный ему корабль а потом возвращается на него только по приказу высшего командования видимо уникален и не имеет ана-логов  ни в одном флоте мира (напомним – Ямагути принял ре-шение погибнуть вместе с кораблём). Поэтому в большинстве американских источников этот факт стыдливо замалчивается. В том виде, как  здесь изложено, он отражён в единственной из-вестной нам работе [4]. (Например в [2] сказано “…Эта группа … добилась трёх попаданий в авианосец “Йорктаун”, которые привели в негодность его полётную палубу и вынудили его выйти из боя. Тремя днями позже, отходя на восток, “Йорктаун” и эс-кадренный миноносец “Хамманн” были потоплены торпедами японской подводной лодки «И-168”). Вот и верь после этого офи-циальным американским данным!               
Итак, проведенный здесь анализ по официальным амери-канским и японским источником позволяет утверждать, что ни-какого «Мидуэйского чуда» не было и поражение японцев явля-ется закономерным результатом, обусловленным в первую оче-редь осведомлённостью американцев о японских планах. Можно строить сколько угодно логических конструкций, что было бы, если бы… Но общий результат – отступление сил вторжения в результате серьёзных потерь в авианосцах – можно предсказать для всех возможных вариантов. А раз нет чуда, то и нет никакой «тайны мидуэйского чуда», которое в интерпретации нашего ав-тора [1] выглядит неубедительным (надо бы сказать - выглядит сумасбродным, но это чего доброго сочтут невежливым, так что оставим первую редакцию). Оказывается, что Ямамото, дабы обеспечить в конечном итоге процветание Японии после её  по-ражения, в сговоре с американскими адмиралами заранее запла-нировал поражение под Мидуэем и таким образом приблизил её будущий расцвет! Нашему историку следовало бы ознакомится с причинами войны между США и Японией, которые были конку-рентами в освоении Тихоокеанского и южно-азиатского регио-нов.
            Конечно же после поражения для  Японии были полно-стью перекрыты эти обширные регионы, её промышленность под предлогом демилитаризации подорвана, сама страна оккупирова-на. Японский народ на своей шее ощутил всю горечь поражения – крайнюю бедность всех и вся, бесчинства американской сол-датни, которую безоружная японская полиция не имела права трогать, беспросветное будущее в амплуа американских лакеев и прихлебателей. Вот такое “процветание” предвидел бы Ямомото для своей страны, если бы он планировал её поражение. Как из-вестно, государственные руководители Японии не могли и меч-тать о полной победе над США. Но убедить правительство Со-единённых штатов закончить войну выгодным для Японии ком-промиссом было в принципе возможным (ведь так, например, была закончена война в Корее). Для этого необходимо было пе-риодически наносить разгромные для вооружённых сил США удары. Одним из таких и была попытка захвата атолла Мидуэй и уничтожение высланного для его защиты флота.
Что касается последующего возвышения Японии, то оно было вызвано причинами, которые в 1942 году никто предвидеть не мог: возникла война в Корее. Американцы оказались один на один с хорошо вооружённой и идейно направленной североко-рейской армией, а затем и китайскими “добровольцами”. Пора-жения и тактические успехи следовали одно за другим без всякой перспективы на конечную победу. В Индонезии и Северном Вьетнаме утвердились прокоммунистические правительства. Вот в таких условиях американцы и стали лихорадочно искать себе союзников, среди которых наиболее весомой, конечно же, была Япония. Ей срочно вернули суверенитет (заключили мирный до-говор), американским солдатам дали приказ вести себя прилично, а там и полились золотым дождём кредиты  (в т. числе и безвоз-мездные) на повышение оборонного (читай – промышленного) потенциала страны Восходящего солнца. Но это уже другая ис-тория.   
Что касается пресловутых тайн и секретов, которые, кста-ти, давно уже стали секретами Полишинеля, то они касаются другой битвы – нападению японцев на Пирл-Харбор. В предво-енное время правительство Рузвельта весьма хотело бы принять прямое участие в мировой войне, рассчитывая таким образом выйти на фоне ослабленных Англии , Франции и СССР в миро-вые лидеры. Препятствием этому было явное нежелание амери-канского народа воевать, что в те времена сравнительно ограни-ченной власти президента имело немаловажное значение. Народ помнил, что единственным результатом для США её участия в первой мировой войне была депрессия 20-ых годов, которая при-вела Америку к статусу провинциальной державы на фоне Франции и Англии. Пришлось готовить вступление в войну ис-подволь. Предлогом стала агрессия Японии в Китае. В ответ на неё правительство США заморозило японские активы и наложи-ло эмбарго на поставки нефти в Японию. Через своего посла Япония срочно начала переговоры добиваясь компромисса, т.к. без привозной нефти её армия и промышленность могли функ-ционировать не более нескольких месяцев. Но США выставило встречные условия, которые ни одно правительство в мире, а тем более, японское, не могло бы принять без глобальной потери своего международного и внутреннего престижа – полностью освободить все захваченные территории в Китае и Корее. В те-чении нескольких месяцев японский посол стремился уговорить своих американских коллег пойти на уступки. Его положение осложнялось тем, что американцы на тот момент уже расшифро-вали японский код, и таким образом дипломаты США заранее знали про полученные послом инструкции. В [1] подымается во-прос о том, что код американцы не расшифровали, а купили у двурушника из японского посольства. Принципиального значе-ния это не имеет. Лично мне представляется, что расшифровали, и вот почему. Незадолго до войны разведка немцев вознамери-лось расшифровать коды соседних стран. Для этого МИД Герма-нии подготовил секретную циркулярную и якобы срочную ноту, которая была вручена послам этих государств. Те, конечно, её срочно зашифровали и по радио передали своим правительствам. Телеграммы были перехвачены и сравнительно легко расшифро-ваны, т.к. их содержание немцам было заранее известно. В на-шем случае положение полностью сходное – при многодневных переговорах не раз возникала ситуация, когда послу вручали ка-кое либо послание его правительству или он сам передавал что то полученное из Японии. Связь по радио конечно же перехва-тывалась со всеми вытекающими последствиями.
 Наконец терпение японского правительства было исчер-пано и послу была направлена заранее обусловленная телеграм-ма о начале военных действий. Эта телеграмма была за сутки до нападения на Пирл-Харбор доложена президенту и высшим во-енным руководителям США. Не нужно быть Шерлоком Хол-мсом, чтобы догадаться с чего начнут японцы военные действия. В 1904 году войну с Россией японцы начали в воскресение с не-ожиданной атаки миноносцами по базе в Порт Артуре, в резуль-тате которой русская тихоокеанская эскадра  лишилась своей ударной силы. Что то похожее надо было ожидать и сейчас, но тем не менее никакого срочного предупреждения в Пирл-Харбор отправлено не было. Есть все основания подозревать, что прави-тельство Рузвельта решило пожертвовать базой и находящимися в ней кораблями (благо они были устаревшими) ради пропаган-дистского  манёвра – изобразить Японию подлым агрессором, которого надо при всех условиях стереть с лица земли. Манёвр удался «Позор американского флота», запланированный заранее, всколыхнул весь мир и, конечно, всю Америку. Через несколько дней США уже по всем правилам находилась в состоянии войны с Японией и заодно с Германией – тут Рузвельту не понадоби-лось делать дополнительные усилия – Гитлер сам объявил ему войну.
Следует сказать, что целый ряд настораживающих факто-ров побудил сенат Соединённых штатов провести правительст-венное расследование, не был ли Пирл-Харбор в какой то мере подстроен заранее. Однако, по результатам расследования  Руз-вельт и его команда вышли сухими из воды  – как говорится во-рон ворону глаз не выклюет. Меня лично заинтересовал тот факт, что современных кораблей –авианосцев-, которым в даль-нейшем предстояло решать главные задачи противодействия японцам,   в момент налёта Пирл-Харборе на было. В доступных мне материалах комиссии об этом не сказано ни слова – по чьему приказу и для какой надобности они накануне налёта вышли в море.
Так что ещё раз получил подтверждение известный афо-ризм  Екатерины II – победителей не судят!

Литература
1. Бирюк А.В. Тайна Мидуэйского чуда,  “Самиздат”,25.08.2002
2 Кампании войны на Тихом океане. Материалы комиссии по изучению стратегических бомбардировок авиации США. Воениздат, М, 1956 
3.Футида М.,Окумия М. Сражение у атолла Мидуэй. Воениз-дат, М., 1958
4 Шерман Ф.  Американские авианосцы в войне на Тихом океа-не. Воениздат, М., 1956
5. Кариг В., Пурдон Е. Американские авианосцы в Коралловом море, с.64-77, в сб. Боевое использование авианосцев, Воен-издат, М.,1973
6. Ричардс Д., Сондерс Х. Военно-воздушные силы Великобри-тании во второй мировой войне 1939-1945г.г. Воениздат, М.,1963


Рецензии