Творческое наследие

                ПРЕДИСЛОВИЕ

  Недавно я был в ресторане на одном  торжестве.  Произноси-
лись  красивые тосты,  различные дамы и господа пили дорогое
вино,  играла музыка. Торжество было посвящено пятидесятиле-
тию со дня рождения Михаила Глазьева, известного писателя.
  Глядя на общее веселье и слушая речь одного из  заместите-
лей министра культуры, я вдруг подумал: "А ведь у самого Ми-
ши такого никогда не было".
  В самом  деле,  никогда  на его днях рождения не было так,
чтобы они отмечались в ресторанах.  Никогда не было  дорогих
вин, и уж конечно,  у заместителя министра культуры никак не
могло найтись времени,  чтобы отметить Мишин  день  рождения
вместе с нами на его девятиметровой кухоньке.
  А было так. Была двухкомнатная квартира, где они проживали
с женой,  сыном и двумя лабрадорами. Была жена, которая тре-
бовала от Миши пронырливости и подхалимства,  чем он никогда
не отличался.  Были  нищенские  гонорары за публикацию одно-
го-двух рассказов во второсортных журналах.
  И были летние вылазки на Волгу, вместе с обоими лабрадора-
ми - Стасом и Варькой,  - но без жены и сына: Людмила Степа-
новна не  любила  жить в палатке,  а потом стала запрещать и
сыну, Володе.
  Потом появился один журнал,  который стал постоянно публи-
ковать Мишины рассказы - это,  конечно, "Об искусстве". Миша
уже  начал  договариваться  с редакцией о том,  чтобы издать
сборник своих рассказов,  но вдруг исчез.  На все телефонные
звонки Людмила Степановна отвечала, что его нет дома, а ког-
да мы приходили к нему в гости,  то в квартире все  стихало.
Так прошло полгода, а потом Людмила Степановна сама мне поз-
вонила и спросила, приду ли я на Мишины похороны.
  Я, конечно, был там. Было еще несколько друзей. Мы побыва-
ли на кладбище, а потом поехали домой к Мише. Видимо, Людми-
ла Степановна уже начала разбирать Мишины вещи: вокруг стоя-
ли коробки, помеченные: "Книги", "Посуда" (Миша коллекциони-
ровал фарфор), "Одежда" и другие.
  В коробке с надписью "Мусор"  я  неожиданно  увидел  пачку
листов, исписанных Мишиным почерком. Я дождался, пока Людми-
ла Степановна выйдет на кухню,  взял их и  спрятал  в  своей
сумке.
  Дома я обнаружил,  что это Мишины рассказы за те последние
полгода,  что  он исчез.  Я прочитал их и попытался предста-
вить,  что же должен испытывать человек,  когда он пишет та-
кое.  Представив, решил во что бы то ни стало добиться изда-
ния.
  Вместе с редактором журнала "Об искусстве" - Юрием Ядровым
- мы уладили все тонкости с правами на эти  произведения,  и
теперь, вместо   планировавшегося   сборника  опубликованных
рассказов Михаила Глазьева издается посмертный  сборник  его
последних рассказов, никогда ранее не печатавшихся.
  Мне же остается только пожалеть,  что  Миша  за  всю  свою
жизнь не написал ни одной повести. Все его творческое насле-
дие составляют одни рассказы.

                Валентин Стрелов

                ПЛОТИНА

  Текла река.  Текла она себе как все реки,  много тысячеле-
тий.
  Протекала по густому лесу,  в который нельзя  заглянуть  -
настолько там темно. Листва деревьев шуршала под легким реч-
ным ветерком,  с утра и под вечер слышны были из леса  крики
птиц  -  веселые  и не очень.  Река отдыхала в тени листвы и
служила источником воды для всего леса:  ее  водой  питались
деревья,  а на берега приходили животные, чтобы утолить жаж-
ду.
  Протекала она по широкой равнине,  где куда ни посмотришь,
все луга, луга... И иногда встречаются пыльные ухабистые до-
роги.  Над лугами чуть слышно гудел ветер, стрекотали кузне-
чики,  уныло переговаривались степные  птицы.  Река  пускала
зайчики  от яркого солнца и с удовольствием делилась прохла-
дой с немногими путешественниками.
  Протекала река  среди бесчисленных деревень,  столпившихся
на коротком плодородном отрезке ее берегов.  Люди в деревнях
кричали,  собаки лаяли, коровы мычали, и было множество дру-
гих непонятных звуков,  но в конце концов река к ним привык-
ла.  Люди стирали в реке белье,  забирали воду на полив и на
питье, а река была счастлива, что может быть такой необходи-
мой.
  Долго продолжалось это спокойное речное существование.  Но
однажды что-то произошло со всем тем, что было так привычно.
  Сначала обезлюдели деревни.  Перестали раздаваться людские
перебранки, лишь  изредка  доносился  вой оставленной собаки
или мычание забытой впопыхах коровы. Позже утихли и эти зву-
ки.
  Потом поредел лес.  Не слышны стали крики птиц, а животные
перестали ходить на водопой. Деревьев становилось все меньше
и меньше,  их вырубали все ближе к реке,  и наконец леса  не
стало.
  Степь не пропала,  но сильно изменилась:  и там и здесь на
ней  стали  появляться кучи щебня и песка,  бетонные блоки и
металлические трубы. Ветер теперь не гудел тихонько над тра-
вой, а завывал в этих трубах, как будто играл на органе.
  Река занервничала.  Она стала беспокойней  и  быстрее.  От
волнения она даже немного обмелела.
  Рядом с руслом реки  началось  какое-то  строительство.  И
днем и ночью раздавался там стук машин,  рабочие что-то кри-
чали друг другу.
  У реки  совсем испортилось настроение.  Рыба в ней переве-
лась, а дно стало голым и каменистым.
  Однажды произошло что-то совсем неприятное: часть берега у
реки разрушили, и она потекла по новому руслу. Дно в нем бы-
ло очень неудобное, и берега будто сжимали реку с обеих сто-
рон.
  Река не была консервативной,  но кому же понравится менять
место жительства,  да к тому же в таком состоянии? Она неко-
торое время возражала,  но ее никто не стал слушать - только
чинили дамбы там, где она их разрушала, и она успокоилась.
  Наконец, после  еще невыносимого года в таких адских усло-
виях,  реке вернули ее прежнее русло. Но что же это было та-
кое?  Знакомые берега исчезли,  вместо них появились высокие
бетонные стены,  наверху по которым шли аллеи с  оградой  из
декоративных тяжелых цепей.
  Ну ладно,  это река бы стерпела.  Но в довершение ко всему
реке перегородили путь плотиной.
  Река возмутилась.  Она стала подниматься, накапливая силу,
чтобы прорвать  эту  бетонную крепость.  Она дошла до самого
верха бетонных стен и уже предвкушала, как ее воды разольют-
ся по устроенному наверху парку,  как они перехлестнут через
плотину и разрушат ее до основания,  как люди будут бегать в
панике, не зная, где спастись от мести оскорбленнной реки.
  Но река не знала, что ей уготовлено плотиной. В той откры-
лось отверстие,  и река, сама того не желая, устремилась ту-
да.
  Там был жуткий грохот, невероятный шум. Река не знала, ку-
да деваться,  и ошалев, неслась прямо в турбины, как загнан-
ный зверь бежит в руки охотнику.
  Наконец плотина выпустила реку из себя,  забрав у той все,
что  можно.  Река после плотины стала узеньким небольшим ру-
чейком, который терялся в образовавшемся вскоре болоте.

                МУЖЧИНЫ

                Играла ли ты когда-нибудь
                в карты на раздевание?
                а) да - 10 баллов
                б) нет - 5 баллов
                в) не скажу - 0 баллов

                (Журнал "Космополитан")

  Мужчины почему-то всегда удивляются тому, что женщины счи-
тают, что они хотят только одного.  Я готова поспорить,  что
так считают далеко не все.  А тем,  кто все еще предан этому
предрассудку, предлагаю   почитать  следующую  классификацию
мужчин.

  Итак, ТИП ПЕРВЫЙ: НАРЦИСС. И не думай даже, что ему от те-
бя что-то надо.  Это всем скорее что-то надо от него (и тебе
в том числе).  Поэтому забудь про себя и старайся предупреж-
дать любое его желание.  Тогда,  может быть,  он снизойдет и
удостоит тебя своим вниманием.
  Например, моя  подруга  Маша встречалась одно время с Кос-
тей. Костя в постели хотел немного: просто по минимуму удов-
летворить свои  физиологические  потребности.  Но когда дело
касалось общественной жизни, Маша была обязана быть на высо-
те. Она должна была быть самой элегантной, самой обаятельной
и, конечно же, самой его.
  Со своей стороны Костя делал все,  чтобы обеспечить их вы-
ходы в свет:  покупал ей самые дорогие платья, лучшую косме-
тику и эксклюзивные духи.  Но думал он только о том,  как бы
при помощи Маши произвести впечатление.  И однажды, когда он
запретил ей идти в кино с подругой, требуя Машиного присутс-
твия возле своей персоны на какой-то вечеринке,  Машино тер-
пение лопнуло. Они расстались.

  ТИП ВТОРОЙ:  ТЕОРЕТИК.  Имеет  свою точку зрения по поводу
чего угодно,  вплоть до стирки белья.  Впрочем,  его  теории
оригинальностью не отличаются,  и более того, так теориями и
остаются. И если ты будешь его внимательно слушать, то скоро
добьешься своего и получишь его целиком.  Ты будешь счастли-
ва,  что он с тобой,  а он будет счастлив, что наконец нашел
такую понятливую слушательницу.
  Друг моей подруги Лены имел привычку выражать свое  мнение
обо всем,  чем бы ни занимался он или окружающие.  Если Лена
просила Виктора помыть посуду,  он  покорно  отправлялся  ее
мыть, но при этом читал длинную лекцию по теории образования
пятен на сковородках и предлагал множество  научных  методов
повысить производительность труда посудомойки.
  Поначалу Лене было интересно его слушать, однако вскоре он
начал  повторяться,  и  ей его интересные рассказы стали ка-
заться просто брюзжанием.  Все  кончилось  очень  неприятно:
скандалом и взаимными оскорблениями.

  ТИП ТРЕТИЙ:  МЕЛЬНИЦА. Может с умным видом говорить на лю-
бую тему, имея о ней обычно самое общее представление, а ча-
ще совсем никакого.  Если ему попадется знающая девушка,  он
будет на ходу извращать свои собственные  слова  так,  чтобы
они соответствовали тем фактам,  которые он только что узнал
от нее.  Но встречаться с ней он не будет, так как ему нужны
нерассуждающие поклонники его эрудиции.
  Одна моя подруга,  Ира, познакомилась в баре с очень инте-
ресным молодым человеком,  Валентином. Он поразил ее широтой
взглядов и их оригинальностью.  Он мог запросто сказать все,
что  он думает о современном внешнеполитическом курсе Берега
Слоновой Кости или о различиях в творчестве поэтов  Южной  и
Северной Кореи, причем отлично аргументировал свою позицию.
  Они некоторое время встречались, но через пару месяцев Ира
обнаружила у него в столе книжку с названием вроде: "Как за-
говорить зубы женщине". Больше он ее не видел.

  ТИП ЧЕТВЕРТЫЙ:  СПЕЦИАЛИСТ.  Этот знает, о чем говорит. Но
не говорит  больше  ни о чем,  так что с ним довольно быстро
становится неинтересно.  Если же такой тебя все-таки заинте-
ресовал, то  прочитай пару умных книжек и обсуди с ним проб-
лему низкотемпературного ядерного синтеза.  Он пойдет за то-
бой на край света.
  Моя подруга детства Света познакомилась с таким на работе.
Женя  был системным администратором и среди коллектива выде-
лялся отменным знанием различных компьютерных штучек,  вроде
"чтобы  закрыть окошко и не спасать из-под лавины бумаг пог-
ребенную заживо мышку, нужно нажать Alt+F4".
  Расстались они по инициативе Светы, которая не могла боль-
ше выслушивать его монологов по поводу всевозможных  микрос-
хем, печатных плат и коммуникационных портов.  Он, собствен-
но, тоже был рад такому обороту событий, так как, оказывает-
ся, просто не знал,  как общаться с женщиной, не умеющей от-
личить операционную систему от клавиатуры.

  ТИП ПЯТЫЙ: ХОЛОСТЯК. Это действительно тот самый, которому
надо только одного.  А точнее, не одного, а трех: того само-
го,  а также вкусного обеда "как у мамы" и чистой щегольской
одежды.  Кроме того, Холостяк на дух не переносит разговоров
о семейном счастье.  Его интересует только его личная свобо-
да.  В этом он мало отличается от Нарцисса, но, в отличие от
того,  все-таки  обращает на тебя свое внимание и может пре-
возносить тебя и посвящать тебе стихи.  Ему необходима Муза,
скрещенная с  неприхотливой домохозяйкой.  Если тебе удалось
стать таковой,  то,  вне всякого сомнения, Холостяк у тебя в
кармане.
  Катя, моя  институтская  знакомая,  повстречалась именно с
таким.  Его звали Андрей; он был учтив, благороден и талант-
лив: написал ей несколько стихотворений. В общем, Катерина в
скором времени влюбилась в него по уши. Они недолго встреча-
лись, после чего решили жить вместе у него.
  Было весело смотреть,  как Катя расцветала на  глазах.  Но
через  некоторое время ей начало надоедать,  что он требует,
чтобы она стригла ему ногти на руках,  потому что он, видите
ли,  не умеет.  Однажды Катя сказала, чтобы он постриг ногти
сам,  потому что она опаздывает на деловую встречу. Он в от-
вет указал ей на дверь.

  Приведенная классификация  вовсе не претендует на полноту.
Ты можешь сама добавить любой тип  мужчин,  который  тут  не
упомянут. Но этот перечень сам по себе уже свидетельствует о
том, что мужчинам от женщин надо не только одного,  а  очень
многого.

                ДЕРЕВО

  Я видел эту березу. Она росла на участке у моего соседа.
  Соседа звали Петром Николаевичем. Мы часто с ним перегова-
ривались через забор,  иногда он даже заходил ко мне  выпить
чайку или чего покрепче.
  Так вот, с тех самых пор как я увидел это дерево, я понял,
что оно ведет себя как-то странно. Когда хозяина нет, береза
как береза, а как он приходит, она заметно подбоченивалась и
даже листвой шуршала как-то по-другому.
  Долго я размышлял над тем,  почему бы дереву так себя вес-
ти.  И наконец понял:  оно влюбилось в Петра Николаевича.  Я
совершенно серьезно! Влюбилось, как подросток.
  Когда он заходил к себе на участок,  было отлично заметно,
как береза наклонялась к нему,  пыталась дотронуться до него
ветками.  Он  же только сердито от нее отмахивался и ворчал:
"Давно ее спилить пора". Ворчал он, правда, с теплом в голо-
се; было ясно, что пилить он ее не собирается.
  Я невольно стал наблюдать за этим деревом.  Даже от  рюмки
порой отказывался,  желая поглядеть на то,  как дерево ведет
себя.
  И со временем я все больше и больше убеждался в своей пра-
воте.  И все сильнее и сильнее наблюдение за деревом затяги-
вало  меня.  Дошло до того,  что я целыми днями просиживал у
своего порога,  глядя на соседское дерево.  Я вскоре  совсем
перестал пить.
  Однажды Петр Николаевич копал зачем-то яму у самой березы.
И  по мере того как он уходил под землю,  береза наклонялась
все ниже и ниже в попытке увидеть,  что же  он  там  делает.
Когда же он вылез,  она стояла как ни в чем не бывало, и ка-
залось, что она даже смотрит в другую сторону.
  Когда Петр  Николаевич говорил о том,  что пора бы спилить
березу,  она виновато подтягивала ветки и будто  становилась
меньше. А когда он утрами выходил попить чайку, сидя под бе-
резой,  как у него было заведено,  она разве что не обнимала
его:  ветерку - и тому не позволяла дунуть и расплескать его
чай.


  Мне было  жалко бессловесного дерева.  Петр Николаевич был
скор на расправу:  ему ничего не стоило сказать, что он сру-
бит березу,  а  через  час уже разводить костер из березовых
поленьев.
  Однажды я сказал о своем подозрении ему самому.  Он расхо-
хотался и сказал: "Семеныч, тебе пора бросать пить". Напрас-
но я его убеждал,  что вот уже месяц как спиртного в рот  не
беру. Он посмеялся и ушел к себе.
  В один погожий осенний день,  когда  сидеть  на  пороге  и
смотреть на березу было особенно приятно, я понял, что дере-
во на что-то решилось.  Береза,  уже пожелтевшая,  приосани-
лась,  приподнялась и ждала только моего соседа.  Даже ветер
затих, как будто наблюдая за тем, что она будет делать.
  Вошел сосед.  Пошел мимо березы, как всегда, ничего не за-
мечая. И когда он проходил прямо под ней, ветерок, будто до-
говорившись с березой, дунул, береза качнула ветками и засы-
пала соседа с ног до головы.
  Никогда я еще не видел человека,  который  бы  так  смешно
выглядел. И никогда я еще не видел человека,  который бы так
страшно ругался. Он поносил на чем свет стоит березу, ветер,
даже на  меня  огрызнулся.
  Береза стояла ни жива ни мертва,  обидевшийся ветер  подул
как ни в чем не бывало,  а я сказал: "Видишь, Петр Николаич,
а ты говорил, что мне пить пора бросать. Вот она тебе в люб-
ви и призналась". Сосед в ответ только плюнул и пошел отрях-
нуться.
  На следующее утро я увидел, как сосед рубит березу, и рука
сама потянулась за рюмкой.

                ПАЛАТА НОМЕР ДЕВЯТЬ
                Елена Скворчикова

  Вонь в коридоре психиатрической больницы им.Фрунзе,  что в
поселке Северный, неимоверная. Воняет, правда, чем-то чистя-
щим.
  - Это у нас ежемесячная дезинфекция, - хвастается заведую-
щая отделением Анна Николаевна Снучко, - в этот раз чистятся
палаты восьмая и девятая.
  - А  где  сами пациенты?  - интересуюсь я,  подсознательно
проверяя целостность запаса шоколадок для больных.
  - Моются,  стригутся.  Те,  которые  уже помылись - вон во
дворе, играют в мяч.
  Я выглядываю во двор. Два человека в новых чистых рубашках
и штанах действительно играют.  Еще пятеро сидят  каждый  на
своей скамеечке и занимаются своими делами.
  - Это девятая палата,  - поясняет Анна Николаевна. - Вось-
мая сейчас стрижется.
  - Можно мне с ними поговорить? - спрашиваю я.
  - Отчего же, конечно.

  Когда мы быстрым шагом вышли прямо на середину двора,  ин-
терес к нам проявили только те двое,  что играли в мяч.  Они
подошли и  попросили у меня шоколадку.  Я уже полезла было в
сумочку, но Анна Николаевна меня одернула и зашипела на ухо:
  - Они  тогда от вас не отстанут.  А не дадите еще одну - и
избить могут.
  После такого  предостережения  я стала гораздо более осто-
рожна. Больные,  поняв,  что от меня ждать нечего,  отошли и
снова было стали играть в мяч,  но Анна Николаевна подозвала
одного из них:
  - Подойди сюда, Саша.
  Вова подошел и сказал:
  - Дай шоколадку.
  Я представилась:
  - Меня зовут Лена.
  Он ответил:
  - А меня Саша.
  И повторил просьбу о шоколадке.

  ИЗ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ
  Краснов Александр Сергеевич,  1976 г.р.  Родился в Москве,
по адресу *** (не разглашается в интересах родственников).
  В школе  не поддерживал отношений со сверстниками.  В воз-
расте 15 лет влюбился в девушку (Серова Евгения  Кирилловна,
1977 г.р.) своего одноклассника (Малинков Сергей Александро-
вич, 1976 г.р.), из-за чего был избит им и его друзьями. Ис-
пытал  шок от того,  что сама девушка наблюдала за этим про-
цессом с удовольствием, не пытаясь воспрепятствовать.
  Замкнулся в себе, начал бывать один. После сеанса у психо-
лога (Чернецкий Вадим Борисович,  1955 г.р.)  Краснову  А.С.
было  рекомендовано  пройти  курс  лечения в психиатрической
клинике.
  В настоящее время содержится в  психиатрической  лечебнице
им.Фрунзе, пос.  Северный Октябрьского района Московской об-
ласти, с диагнозом: "Хронический послешоковый синдром".
  Отмечены снижение общего уровня умственного развития, эго-
изм, непрогнозируемые вспышки неопасной физической активнос-
ти.

  Анна Николаевна порекомендовала мне дать ему шоколадку.  Я
последовала ее совету.  Вова тут же отбежал в сторону, огля-
нулся на остальных,  развернул шоколадку и быстро ее сжевал.
Потом  вернулся играть в мяч.  Не поймал,  побежал за мячом,
взял его и сел на самую дальнюю скамейку,  сверкая звериными
глазами.  Его напарник немного подождал, а потом сел на дру-
гую скамейку и уставился в пустоту.
  - А давайте его позовем,  - сказала Анна Николаевна. - Ми-
ша! Подойди, пожалуйста.
  Миша подошел и вопросительно посмотрел на нас. Я взглянула
ему в глаза и поразилась, до чего они были бессмысленны.
  - Дай шоколадку, - начал Миша.
  - Меня зовут Лена, - начала я так же, как и в прошлый раз.
  - Дай  шоколадку,  - повторил Миша,  не обращая на мое имя
никакого внимания.

  ИЗ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ
  Рыжов Михаил Юрьевич,  1976 г.р.  Родился в Подмосковье, в
пос. Малинино Одинцовского района Московской области.
  В возрасте 14 лет стал известен в своем поселке  тем,  что
обладает способностью  доводить  знакомство с любой женщиной
до совокупления в течение 3 часов. К 20 годам потерял всякий
интерес к  женскому  полу;  отправился в Москву,  где вскоре
стал завсегдатаем гей-клубов.
  По непроверенным данным, не имел связей ни с женщинами, ни
с мужчинами с 1998 г.
  Впервые освидетельствован  психиатром  в  возрасте  16 лет
(1992 г.) Решение о госпитализации принято в 1999 г.
  В настоящее время содержится в  психиатрической  лечебнице
им.Фрунзе, пос.  Северный Октябрьского района Московской об-
ласти, с диагнозом: "Синдром невнимания".
  Отмечены снижение общего уровня умственного развития, рас-
координация движений, общая апатия.

  - Не пытайтесь с ним заговорить,  - сказала Анна Николаев-
на,  - у него это бывает довольно часто.  Он никого не хочет
слушать  и зацикливается на одной мысли.  Давайте Колю позо-
вем. Коля!
  Колей оказался толстоватый паренек, сидевший на скамейке и
следивший за воронами, устроившими драку невдалеке.

  ИЗ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ
  Желтков Николай Васильевич, 1975 г.р. Родился в Москве, по
адресу *** (не разглашается в интересах родственников).
  С детства в связи с избыточным весом испытывал трудности в
общении со сверстниками. В возрасте 17 лет начал встречаться
с девушкой (Сиренева Ирина Степановна,  1977 г.р.). Она бро-
сила его, объясняя это его неподходящей фигурой.
  Желтков Л.Ф.  замкнулся в себе, стал плохо питаться. Реше-
ние о госпитализации было принято в связи  с  обмороками  от
недоедания.  После лечения в Красногорской больнице (г.Крас-
ногорск, Одинцовский район Московской области) в 1994 г. на-
чат курс психологической реабилитации. Помещен в стационар в
1998 г.
  В настоящее время содержится в  психиатрической  лечебнице
им.Фрунзе, пос.  Северный Октябрьского района Московской об-
ласти, с диагнозом: "Критическая подавленность".
  Отмечена общая апатия,  частое отсутствие аппетита. Прояв-
ляет интерес к живой природе.

  Коля подошел  и,  как  ни странно,  шоколадку не попросил.
Просто стоял и смотрел на нас с робкой улыбкой.
  - Как ты себя чувствуешь? - спросила Анна Николаевна.
  - Хорошо, - ответил Коля и улыбнулся шире.
  - Обедать будешь?
  Коля задумался.  Он долго размышлял,  будет ли он  сегодня
обедать, уже почти принял решение, но неожиданно отвлекся на
двух воробьев,  ссорящихся на кусте рядом с нами.  Он повер-
нулся к ним,  и мы,  видимо, целиком потеряли для него инте-
рес.
  - Все.  Теперь,  пока он на воробьев не наглядится,  с ним
разговаривать бесполезно,  - сказала Анна Николаевна, - даже
не знаю, удастся ли вам с кем-нибудь поговорить... Федя!

  ИЗ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ
  Зеленовский Федор  Михайлович,  1974 г.р.  Родился в г.Ле-
нинград (ныне - Санкт-Петербург),  по адресу *** (не разгла-
шается в интересах родственников)
  В 1990 г.  переехал вместе с семьей в Москву, познакомился
с девушкой (Семенова Анна Петровна, 1974 г.р.) Девушка, вос-
пользовавшись этим,  начала принуждать его тратить  на  себя
деньги. К 1993 г.  долги Зеленовского Ф.М.  составляли около
5000 долл. США, что было для него суммой, которую он вернуть
не в состоянии.  Дававшие ему в долг подали в суд (дело N **
от 24.01.1994), на процессе Зеленовский Ф.М. признан нуждаю-
щимся в психиатрической помощи.
  В настоящее время содержится в  психиатрической  лечебнице
им.Фрунзе, пос.  Северный Октябрьского района Московской об-
ласти, с диагнозом: "Острый комплекс неполноценности".
  Отмечена снижение общего уровня умственного развития,  об-
щая апатия.

  Федя подошел к нам.
  - Как ты себя чувствуешь?
  Федя посмотрел сквозь Анну Николаевну,  отвернулся и  тихо
отошел.
  - Не повезло, - сказала она наконец. - Володя!

  ИЗ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ
  Голубков Владимир Владимирович,  1970 г.р. Родился в г.Ле-
нинград (ныне - Санкт-Петербург),  по адресу *** (не разгла-
шается в интересах родственников)
  В 1995  г.  женился на Олениной Алевтине Маркеловне,  1971
г.р.  Жена ушла от него в 1999 г., мотивируя это тем, что он
ни разу за все это время не смог совершить с ней нормального
полового акта,  стесняясь своей неопытности. Через некоторое
(неизвестное) время начал просить прощения у своего полового
органа за то,  что тот так ни разу и не побывал в чреве жен-
щины.  Был госпитализирован в соответствии с сигналом от со-
седей (Барковские Игорь Федорович,  1951 г.р. и Светлана Се-
меновна, 1958 г.р.)
  В настоящее время содержится в  психиатрической  лечебнице
им.Фрунзе,  пос. Северный Октябрьского района Московской об-
ласти, с диагнозом:  "Патологический комплекс вины к  неоду-
шевленному предмету".
  Отмечены полная апатия, периодические колебания температу-
ры тела, рукоблудство.

  Володя не отзывался, как его ни звала Анна Николаевна.
  - Ладно...  В другой раз,  может быть...  - сказала она. -
Юра! Юра! Подойди сюда.

  ИЗ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ
  Синицын Юрий  Поликарпович,  год рождения и место рождения
неизвестны.
  В 1995 г. впервые приехал в Москву. Устроившись на работу,
начал встречаться со своей  начальницей  (Коршунова  Татьяна
Васильевна, 1970 г.р.) В 1997 г. был отправлен в командиров-
ку, а вернувшись,  обнаружил факт измены:  у него на  глазах
Коршунова Т.В. принимала цветы и целовалась с другим сотруд-
ником (Лебедев Иван Васильевич, 1969 г.р.) Синицын Ю.П. уво-
лился, стал ежедневно появляться на улице и в трезвом состо-
янии распевал неприличные песни.  Задержан милицией, отправ-
лен на психиатрическую экспертизу,  которая направила его на
лечение.
  В настоящее время содержится в  психиатрической  лечебнице
им.Фрунзе,  пос. Северный Октябрьского района Московской об-
ласти, с диагнозом:  "Смещение моральных ценностей".
  Отмечены периодические колебания температуры тела, отсутс-
твие понятий об этике, всплески неопасной активности.

  Юра, высокий  белокурый  молодой человек,  быстрыми шагами
подошел к нам.
  - Юра, познакомься, это Елена из газеты. Она пишет про нас
репортаж.
  - И я должен отвечать на ее вопросы?  Простите, я не обща-
юсь с духовными шлюхами, - ответил он быстро и отошел.
  Признаюсь, мне  было  трудно сохранить самообладание после
такого оскорбления.  Но перед тем, как я поехала в больницу,
мой редактор потребовал от меня спокойствия любой ценой. И я
поборола себя.
  - С вами все в порядке? - спросила Анна Николаевна.
  Я ответила "да", и она позвала последнего:
  - Антон!

  ИЗ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ
  Фиолий Антон Павлович, 1975 г.р., место рождения неизвест-
но.
  В 1994 г.  женился на Сергеевой Валентине  Ивановне  (1975
г.р.)  В 1997 г.  по работе получил повышение,  что вынудило
его оставаться на рабочем месте допоздна по производственным
причинам.  Однако жена решила,  что он ей изменяет, и каждый
вечер устраивала сцены ревности.  В 1998 г.  Фиолий А.П. был
вынужден обратиться за психологической помощью.  Психоанали-
тик (Сергеев Сергей Сергеевич) счел,  что лучше всего  будет
временно изолировать Фиолия А.П.  от жены.  В 1998 г. Фиолий
А.П. помещен в психиатрическую лечебницу,  в 1999 г.  жена с
ним развелась.
  В настоящее время содержится в  психиатрической  лечебнице
им.Фрунзе,  пос. Северный Октябрьского района Московской об-
ласти, с диагнозом:  "Пониженный социальный статус".
  Отмечены неестественная  частота мочеиспускания (вызванная
психологическими причинами), слишком сильный аппетит.

  - Здравствуйте, - поздоровался Антон, подходя.
  - Ну, вы поговорите пока, а я сейчас, - сказала Анна Нико-
лаевна и убежала.
  - Елена, - представилась я.
  - Вам,  наверное, уже сказали, что меня зовут Антон, - ус-
мехнулся он в ответ.
  - Редкое сейчас имя.
  - Да. Нами, Антонами, не дорожат. Только здесь и жизнь.
  - Какая же тут жизнь?  В психушке? - я расслабилась, и это
слово слетело у меня с языка. Но Антон даже не удивился.
  - Спокойно.  Занимайся чем хочешь.  Ни одна жена здесь  не
страшна... Ой! Извините. Я сейчас, - сказал он и убежал.
  Я его подождала.  Не дождалась.  Подошла Анна Николаевна и
пригласила меня осмотреть корпуса.

  (Продолжение следует)


  К сожалению, от одного из рассказов Михаила Глазьева оста-
лась только одна страница.  Посоветовавшись, мы решили опуб-
ликовать и ее вместе с остальными рассказами.
  Поскольку авторское название не сохранилось,  мы взяли  на
себя смелость назвать этот рассказ

                ДВОЕ

  ...сидели на  кровати,  подтянув  колени  к груди и крепко
обхватив их руками.  Они сидели так уже давно, и ноги затек-
ли,  а руки онемели. Но фитиль уже догорал, и ждать им оста-
валось недолго.
  Они смотрели на огонек, бегущий по бикфордову шнуру, и от-
ражение огонька весело играло в их глазах, переливаясь синим
и красным.
  Пахло селитрой.
  Комната казалась  теперь  совсем  небольшой,  даже тесной.
Стены дрожали то ли от неверного света огонька,  то ли из-за
холода от окна.
  Совсем недавно за окном была солнечная улица,  наполненная
людьми и автомобилями. Теперь там валил снег.
  Снег залепил все окно,  и за ним было уже ничего не разоб-
рать. А за этим сугробом, наверное, продолжалась жизнь.
  Чуть слышно шипел сгорающий фитиль.
  Почти не осталось кислорода. Спасаясь от духоты, они стас-
кивали одежду, и наконец остались совсем голышом, но продол-
жали задыхаться.
  Вдруг фитиль погас.
  Они кинулись к нему,  взяли спички и зажгли опять. И снова
двое...

                ШЛЯПА

  Через степь вела дорога.  Длинная,  пыльная и без  единого
деревца на обочине.
  На дороге лежала шляпа. Но несмотря на то, что шляпа лежа-
ла на дороге, она была в отличном состоянии: чистая и не по-
терявшая форму.
  По этой же дороге шел человек. Человека звали Алексеем Се-
меновичем.  Он увидел шляпу, посмотрел на летнее солнце, по-
щупал полысевшую голову. Подумал немного, поднял шляпу и на-
дел ее.
  У него сразу поднялось настроение. Шляпа была как раз лет-
няя: она прекрасно защищала от солнечных лучей,  и в  то  же
время лысину  обдувал  приятный прохладный ветерок.  Алексей
Семенович пошел бодрее,  а через некоторое время его  догнал
состарившийся "Жигуленок". Водитель спросил:
  - Куда идем?
  - В город, - коротко ответил Алексей Семенович, остановив-
шись.
  - Садись, подброшу, - предложил водитель.
  Алексей Семенович не заставил себя уговаривать.  Он сел  в
машину и устроился поудобнее на пассажирском сиденье.
  - Пристегнись, - сказал водитель.
  - Да зачем?  Кого мы тут встретим? - спросил Алексей Семе-
нович и не стал пристегиваться.
  Две или три минуты ехали молча.  Алексей Семенович смотрел
на чертика,  приклеенного на нитке под лобовым стеклом и ис-
полнявшего странный танец. Потом водитель сказал:
  - Меня Михаилом зовут.
  - А меня - Алексеем. Семеновичем.
  - Хорошая у тебя шляпа.
  - А,  шляпа-то?  -  переспросил Алексей Семенович и,  сняв
шляпу с головы, повертел ее в руках. - Шляпу я тут нашел не-
давно, прямо на дороге.
  - Да ну! Такую отличную шляпу!
  - Хочешь верь,  хочешь - нет.  И знаешь,  мне кажется, что
шляпа эта мне удачу принесет.
  Михаил пожал плечами. Алексей Семенович продолжал:
  - Да-да.  Вот я только ее надел - а мне уже и голове прох-
ладно, и вон ты меня догнал.
  - Пожалуй... Может быть, ты и прав.
  Опять несколько  минут  прошли в тишине.  И снова молчание
нарушил Михаил.
  - Шляпа-шляпа... - сказал он.
  Алексей Семенович сказал:
  - К дочке еду.
  Михаил встрепенулся.
  - А что дочка-то?
  - В Москве в институте учится,  - с гордостью сказал Алек-
сей Семенович. - В городе сяду на поезд - и в Москву.
  - До Москвы - это ты еще сколько ехать будешь!  А я только
в город - и обратно. Лопата нужна.
  - А что, старая сломалась, что ли?
  - Ну да,  погнулась. Ударил ей по камню, да еще ногой при-
жал.
  - Так выпрямить же можно.
  - Да куда там!  Три раза уже выправлял. И кому она нужна -
такая лопата!
  - Да,  с лопатами нужно ухо  востро...  -  глубокомысленно
проговорил Алексей Семенович.
  Он отвлекся от чертика и посмотрел за окно. Там был только
бесконечный плоский луг.  И небо,  такое же ровное и неинте-
ресное.  Солнце начинало припекать лысину, и Алексей Семено-
вич открыл форточку.
  Ветер дунул внутрь машины и тут же стих.  Вдали показалась
деревня.  Она  странно выглядела на фоне пустыни,  и Алексей
Семенович стал смотреть на нее.
  А дорога тем временем стала прямой и менее ухабистой.  Ми-
хаил, до  этого внимательно смотревший вперед и не выпускав-
ший рулевого колеса, расслабился.
  - Сейчас - видишь, вон там поворот - там спуск, за ним па-
латка. Зайдем, отдохнем.
  - Знаю, знаю. Десять раз здесь ходил...
  В палатке продавались газировка, водка и пиво. Алексей Се-
менович  и Михаил взяли по пиву и стояли молча под зонтиком,
потихоньку попивая.  Вокруг было пустынно. Единственное, что
представляло интерес,  - был пригорок, с которого они только
что спустились.  По нему время от времени проезжал какой-ни-
будь  велосипедист  или спускался к палатке житель ближайшей
деревни.
  В таком тихом блаженстве,  не омрачаемом даже шумом двига-
теля, прошло полчаса.  Потом, взглянув друг на друга, Михаил
и Алексей Семенович поняли, что пора ехать дальше.
  Михаил чувствовал себя веселее.
  - А ты знаешь, я врач.
  - Неужели?
  - Да-да,  врач.  И тут живу только потому,  что так удачно
женился.
  - Жена-то хорошая? - спросил вдовец Алексей Семенович.
  - Не жалуюсь.  И дети есть.  Так что дело наше медицинское
только на них и практикую.
  Помолчали. Пейзаж  оживился окончательно.  Дорога пошла по
насыпи, а вдоль дороги стояли деревья,  неподалеку появилась
речушка. Михаил прибавил скорость.
  - Город еще не скоро, - сказал Алексей Семенович.
  - Да,  - подтвердил Михаил.  - Еще часа полтора или два...
Знаешь, ты дай шляпу-то посмотреть.
  - Что, прямо сейчас?
  - А что? Дорога пустая, кого мы встретим?
  Алексей Семенович  дал шляпу.  Михаил выпустил руль,  взял
шляпу, стал ее вертеть в руках.
  - Хороша шляпа!
  Машину повело вправо.  Михаил бросил шляпу,  схватился  за
руль,  но уже ничего не мог сделать. Постаревший "Жигуленок"
сошел с дороги и покатился вниз с  двухметровой  насыпи.  Не
ожидавший этого Алексей Семенович успел только закрыть рука-
ми голову и при ударе о землю вылетел из машины через  лобо-
вое стекло. Машина переехала через него передними колесами и
остановилась.
  Михаил некоторое время сидел в машине,  осмысливая случив-
шееся. Потом выскочил,  осторожно вытащил из-под днища Алек-
сея Семеновича.  Поняв, что пульса нет, а дышать Алексею Се-
меновичу нечем из-за сломанных ребер,  он ничего уже не  пы-
тался сделать. Он поднял шляпу Алексея Семеновича и отряхнул
ее.
  Михаил оставил все как есть и пошел дальше в город пешком,
надев прекрасную летнюю шляпу.  Очень удобную, прекрасно за-
щищавшую от солнечных лучей, но в то же время пропускающую к
голове легкий ветерок.

                ОБ ИСКУССТВЕ

                В геометрии нет царских путей

                Евклид

  Однажды к  Художнику зашел Богач.  Художник знал,  что это
обычно означает, что Богач закажет какую-нибудь еще картину,
и обрадовался: самому Художнику с деньгами не везло. Его то-
варищи, гордые своей творческой свободой,  несмотря  на  то,
что не  брали заказов,  которые им не нравились,  умудрялись
как-то еще сводить концы с концами,  а он готов был  взяться
за любую работу - и все равно не знал, чем будет завтра обе-
дать.
  Итак, к Художнику зашел Богач. Прямо с порога он сказал:
  - Хочешь сто золотых?
  Художник подвинул ему стул и спросил:
  - А  кого из вашей досточтимой семьи мне предстоит изобра-
жать в этот раз?
  Богач ответил, садясь:
  - Мою  дочь.  В  прошлый раз ты рисовал ее пять лет назад,
когда ей было десять. Так вот, я хочу, чтобы ты изобразил ее
теперь. Ей  как  раз предстоит выйти в свет,  и у нее должен
быть портрет.
  - Всегда рад вашему заказу. Когда мне приступить?
  - Завтра  к  часу дня придешь ко мне - да смотри,  оденься
поприличнее - и начнешь. Будешь приходить каждый день на два
часа  и получать по два золотых.  Когда закончишь - получишь
остаток.
  Богач встал и вышел, как всегда, не прощаясь.

  На следующий день Художник пришел к Богачу.  На случай та-
ких заказов он давно уже купил себе парадную одежду и,  нес-
мотря на самую крайнюю нужду,  не продавал ее,  зная,  что в
любую минуту  в  его мастерскую может войти Богач и потребо-
вать его к себе.
  Лакей у двери пропустил его в дом,  и Художник,  держа под
мышкой свои принадлежности,  стал ждать в гостиной.
  Он огляделся.  Со  времени  его последнего появления здесь
все изменилось: была поставлена новая мебель, на окнах висе-
ли модные  занавески,  даже лестница на второй этаж была пе-
рекрашена.
  Из своего кабинета наверху появился Богач. Он сказал:
  - Ах, это ты! - и продолжил, обернувшись:
  - Доченька, выходи! Пришел портретист.
  Оттуда донеслось:
  - Oui, oui! Une minute, papa! (Да, да! Минутку, папа!)
  Богач начал спускаться по лестнице, ворча:
  - И зачем ей все эти иностранные языки! Чему их там только
учат в пансионатах!
  Художник, с замиранием сердца следивший  за  этой  сценой,
осмелился вставить:
  - Здравствуйте. Где я могу расположиться?
  - Здесь,  -  указал ему Богач на место перед диваном,  под
лестницей. - А на диване сядет моя дочь.
  Художник поклонился  и  начал расставлять мольберт.  Богач
снова отправился наверх, и Художник услышал:
  - Ну вот ты наконец! Иди скорей вниз.
  - Хорошо, папочка!
  На лестнице послышалось шуршание платья,  и перед Художни-
ком возникла Дочка Богача. Он понял, что когда-то давно уви-
дел  ее во сне и с тех пор никогда не встречал,  но запомнил
навсегда.
  Волосы ее были не рыжими:  они были золотыми; лицо было не
треугольным, а точеным; глаза не огромными, а удивленными.
  Она посмотрела  на него,  на то,  как он завороженно стоял
перед ней, не смея шелохнуться, и улыбнулась. Он вздрогнул и
сшиб рукой кисти с мольберта, смущенно кинулся их собирать и
опрокинул мольберт. Не смея повернуться к ней спиной, он не-
ловко стал его поднимать и чуть не упал сам.
  Глядя на его замешательство, Дочка Богача рассмеялась. Ху-
дожник на это мог только виновато улыбаться.
  В конце концов ему удалось все привести  в  порядок.  Пре-
лестница за это время успела устроиться на диване. Он взгля-
нул на Дочку Богача и поразился:  как прекрасно она  смотре-
лась, насколько небрежной и даже немного еще детской, но уже
величавой и благородной была ее осанка.
  Он подошел к ней, пытаясь поймать выражение ее лица. А оно
все время менялось,  ни на секунду не задерживаясь. И Худож-
нику  предстояло изобразить на портрете эту постоянную смену
настроений.  Раньше ему это никогда не удавалось,  но он был
уверен, что в этот раз получится.
  Он с трепетом попытался повернуть ее голову так, чтобы она
была лучше всего освещена. Но он никак не мог выбрать самого
лучшего положения - она была прекрасна  вне  зависимости  от
того,  как на нее падал свет.  Наконец Дочке Богача надоело,
что он крутит ее голову,  она капризно дернулась и  поверну-
лась сама. Художник тоже нашел, что это - самое лучшее поло-
жение.
  Он отошел к  мольберту  и  стал  примериваться.  Он  толь-
ко-только успел  набросать нежнейшую форму лица,  как сверху
появился Богач со словами:
  - Все-все, на сегодня хватит, рисование закончено. Дочень-
ка, как ты себя чувствуешь?
  - Спасибо, папочка, все очень хорошо!
  Богач подошел к мольберту и возмутился:
  - И это все,  что ты успел за сегодняшний  день?  Какие-то
две линии?
  Художник в страхе молчал.  Но тут к Богачу подлетела дочка
и заговорила:
  - Да что ты, папочка! Мы как раз примерялись друг к другу.
Должны же мы привыкнуть.
  - Ну ладно, если так. Вот твои два золотых. Придешь завтра
в то же время.
  - Большое спасибо.  Всегда восхищался Вашей  щедростью,  -
заговорил Художник.
  С этими словами он собрал свои вещи и  как  можно  быстрее
ушел.

  Обратно к  своему дому Художник шел так,  как будто только
что нашел клад с тысячей монет. У него в кармане было только
два золотых,  но он уже думал, что же он будет делать с сот-
ней. Он был должен Хозяину своего дома три монеты, а Продав-
цу Фруктов на углу - одну.  Что же делать со всеми остальны-
ми, он просто не представлял.
  Он решил  купить  себе самые лучшие принадлежности,  снять
квартиру на первом этаже,  с окнами, выходящими на централь-
ную улицу города,  и открыть там мастерскую.  Он считал, что
туда к нему охотнее будут приходить клиенты,  чем в его  ка-
морку на самом верхнем этаже дешевого доходного дома.
  Проходя мимо Продавца Фруктов,  он не отдал ему долг, счи-
тая, что одну монету он прибережет, а вторую отдаст Хозяину.
Дойдя до дома, он пошел на кухню и показал Хозяину золотой.
  - Ну  наконец-то  - обрадовался Хозяин.  - А то я уж думал
выселять тебя.
  - Меня выселять не нужно,  я скоро сам отсюда уеду.  Лучше
дайте-ка мне обед.  Да так, чтобы из трех блюд, а бульон по-
наваристее и с мясом, а не с костями.
  - Конечно, конечно.
  Вскоре перед Художником стояла тарелка с вкуснейшим супом.
Надо сказать,  что Хозяин почти перестал кормить Художника с
тех пор,  как Художник ему задолжал,  и теперь суп показался
Художнику деликатесом.
  На второе была баранина. Она возникла на столе за полмину-
ты до того,  как Художник доел суп: именно так, чтобы Худож-
ник не почувствовал сытости от супа и захотел съесть  еще  и
этот прекрасный дымящийся кусок баранины.
  Запить Художнику  подали кружку отличного пива.  Когда Ху-
дожник ее выпил,  он был так доволен,  что отдал Хозяину обе
монеты и остался должен еще две:  до этого он был должен три
монеты, а этот обед обошелся ему еще в целый золотой.

  На следующий день к Богачу Художник шел,  как на праздник:
мало того что гонорар был очень привлекательным, но не менее
привлекательной была и Дочка Богача. И теперь каждый день он
сможет ее видеть и переносить ее черты на холст!
  Художник остановился на этой мысли.  Она его смутила: неу-
жели ему  так понравилась Дочка Богача?  Этого нельзя допус-
тить: ведь что подумает ее отец?  А если он  посчитает,  что
Художник специально  устроился к нему на работу,  чтобы быть
поближе к дочке?
  Художник испугался, что Богач наймет другого художника для
портрета дочери,  и стал думать о профессиональных вопросах.
Как бы повыгодней осветить ее?  Для картины, наверное, лучше
всего подошел бы  резкий  боковой  свет:  он  бы  выделил  и
платье, и прекрасную осанку Дочки Богача, и ее нежное, будто
бы специально для картины придуманное, лицо. Такой свет под-
черкнул бы ее глаза, выразительные и наблюдательные, но в то
же время удивительно мягкие...
  Художник снова поймал себя на том,  что думает не о карти-
не, а о Дочке Богача. Он остановился.

  Вдруг сзади послышалось:
  - Ах, это вы!
  Он обернулся,  находясь  во  власти своих размышлений и не
успев еще узнать голос.  И увидел Дочку Богача,  вышедшую из
кареты.
  - Я как раз от парикмахера.  Как вам моя новая прическа? -
спросила она.
  Он стоял, не в силах ничего сказать.
  - Ну  что  же вы молчите?  - в шутку обиделась она.  - Вам
разве не нравится?
  - О нет,  конечно же, нравится! Я просто не могу не восхи-
щаться вашим вкусом! - опомнился Художник.
  Он оглянулся и понял,  что остановился как раз перед домом
Богача.
  - Заходите же, пожалуйста, - пригласила она его.
  - Да-да, конечно... После вас, - ответил Художник.
  Они вошли.
  - Отец будет через пару часов,  - сказала Дочка Богача,  -
он заключает какую-то важную сделку.  Вы устраивайтесь,  а я
пока пойду переоденусь.
  Художник смешал краски, достал и поставил перед собой сде-
ланный вчера набросок.  Он стал любоваться им,  повернул его
немного вбок,  приподнял,  представляя,  как это будет смот-
реться на стене, и тут почувствовал, что за ним наблюдают.
  Он резко обернулся и увидел Дочку Богача,  стоящую прямо у
него за спиной. Она вздрогнула и как ни в чем не бывало ска-
зала:
  - Где мне садиться?
  Художник, впервые почувствовав при ней  присутствие  духа,
сказал ей:
  - Вот сюда, на диван, пожалуйста.

  В этот  день ему работалось как никогда.  Кисть летала над
холстом,  разбрасывая своими взмахами штрихи,  мазки.  Дочка
Богача  представала  на портрете античной нимфой,  сидящей у
ручья. В воде Художник хотел изобразить двух золотых  рыбок,
любующихся ей.
  Дочка Богача  позировала  великолепно.  Художник начал уже
было думать, вспоминая десятилетнюю девчонку, которую он пи-
сал пять лет назад: а не учат ли их в пансионатах позировать
для портретов?
  Ее, казалось, тоже увлекал этот процесс. Она сидела не ше-
лохнувшись, и только в глазах красавицы мелькали огоньки лю-
бопытства: ей не терпелось увидеть, что же рисует Художник.
  Два часа пролетели мимо, как тень. Вскоре пришел Богач. Он
посмотрел на работу Художника и остался недоволен.
  - Что это за полуголая девица на берегу какого-то заросше-
го ручейка?  Да еще с лицом моей дочери?  Я тебе сегодня  не
дам денег.  А если так продолжится,  то вообще найму другого
портретиста.
  Художник стоял ни жив ни мертв.  Но подошла Дочка Богача и
заявила:
  - Папа,  а  мне его работа очень нравится!  Это так свежо,
так необычно, так современно!
  Богач оттаял:
  - Ну ладно,  на этот раз прощаю. Но завтра чтобы все пере-
делал!
  И он брезгливо отдал Художнику две монеты.

  На следующий  день  - Художник почему-то отметил,  что это
был вторник - он пошел в очередной раз к Богачу.
  Художнику нездоровилось:  болела голова, а ноги еле двига-
лись.  К тому же он не знал,  что ему делать с картиной: она
уже  ясно вставала в его воображении:  там была Дочка Богача
на берегу ручья,  в котором плещутся золотые рыбки.  А Богач
хотел, чтобы он все переделал.  Как он не понимает,  что это
первая настоящая картина Художника!
  Он подошел к дому Богача. Постучал в дверь. Никто не отве-
тил.  Художнику ничего не оставалось делать,  как  сесть  на
ступеньки (не забыв убрать полы парадного сюртука) и ждать.
  Он посмотрел  на  небо.  Оно было совершенно неинтересным:
синим, глубоким и без единого облачка.  Он оглянулся вокруг:
на всей  улице  не было ни души,  только извозчик вдалеке на
перекрестке ругался о чем-то с торговкой.
  Вдруг прямо перед Художником приземлились два воробья: са-
мец,  с хохолком и с коричневой грудкой,  и самочка, серая и
кругленькая. Самец  то приближался к самочке,  то отпрыгивал
от нее,  как будто не зная,  как завести знакомство. Самочка
же будто  и  не  обращала на него внимания и спокойно что-то
клевала на тротуаре.  Но Художник заметил, что она все время
старалась повернуться  к самцу боком,  чтобы не упускать его
из виду.  Вдруг она тревожно чирикнула,  они оба взвились  в
воздух и пропали.
  С грохотом подъехала карета. В ней сидели Богач и его доч-
ка.  Художник тут же вскочил,  отряхнулся и поправил платье.
Кучер спрыгнул с козел,  отворил дверцу кареты,  и вылез Бо-
гач.  Не подав руки дочери и ничего не сказав Художнику,  он
проследовал в дом.  Дочка Богача остановилась в карете, рас-
терянная.
  Художник моментально сообразил,  что у кучера руки слишком
грязные, чтобы помочь ей спуститься. Он подскочил к карете и
подал Дочке Богача руку.  Она спустилась с благодарной улыб-
кой.

  Они зашли в дом. Художник, конечно, давно уже отпустил ру-
ку Дочки Богача и даже шел за ней чуть дальше,  чем следова-
ло.
  Богач был уже наверху. Он крикнул, заходя в свой кабинет:
  - Доченька, поднимись ко мне!
  Она обернулась к Художнику, еще раз улыбнулась ему, и пос-
пешила наверх.
  Художник стал расставлять свои принадлежности. Он старался
выглядеть спокойным,  а сам чувствовал,  что уже не способен
себя сдерживать. Он решил дождаться, чтобы Богач куда-нибудь
отлучился, и сегодня же признаться Дочке Богача,  что  он  в
нее влюблен.
  Но спустилась Дочка Богача и повела себя как обычно:  села
на  диван,  наклонила головку и будто перестала замечать Ху-
дожника.  Вся его решительность испарилась, и он стал как ни
в чем не бывало смешивать краски,  намереваясь сегодня изоб-
разить ее руки.
  Неожиданно сзади послышался голос Богача:
  - Надеюсь, сегодня картина будет переделана?
  Художник сжался.  Он  надеялся,  что Богач забудет о своем
требовании, или подумает,  что нимфа на берегу ручья  -  это
даже интересно,  но зря.  Да он и раньше знал, что Богач ни-
когда не изменяет принятого решения.
  - Да-да, конечно, обязательно!
  - Так-то.  Я вернусь через два часа,  и чтобы все было как
надо!
  Богач вышел.  Художник стоял, растерянный, перед картиной.
Дочка Богача удивленно на него посмотрела:
  - Что с вами?
  Он глянул на нее,  судорожно мотнул головой и потянулся за
растворителем. Смочив тряпочку,  он трясущимися руками  стал
стирать все то, что посвятил Дочке Богача.
  Она не сводила с него глаз.  А он не сводил глаз с ее лица
на картине. И когда осталось только это лицо, он бросил раз-
ноцветную тряпку на пол.  Он решил,  что его нельзя стирать,
лучше он нарисует этому лицу новое окружение.
  Он начал изображать диван,  набросал платье и  руки  Дочки
Богача, выписал натюрморт, висевший прямо над ее головой. Он
делал это со спешкой, с желанием как можно быстрее отвязать-
ся, получить  свои сто золотых и никогда снова не появляться
в этом проклятом доме.
  Пришел Богач.  Он был доволен результатом и без пререканий
отдал Художнику два золотых.  Художник сказал ему, что завт-
ра, видимо, закончит.

  Художник пришел  домой,  раздраженный.  Он расставил моль-
берт,  поставил на него незаконченную картину.  На ней  была
изображена девица из высшего общества, в розовом с оборочка-
ми и кринолином платье,  сидящая на диване.  С натюрморта  у
нее над головой ею любовались два трофейных диких гуся.
  Художник позвал Хозяина,  заказал бутылку вина. Хозяин не-
медленно все  исполнил.  Художник  рюмку за рюмкой выпил все
вино. И вновь его внимание привлекла картина.
  Он подошел к ней,  отвернул от себя и пнул мольберт. После
этого упал на кровать и заснул.
  Ему приснился удивительный сон. К нему пришла Дочка Богача
и сказала:
  - Я твоя, мой друг.
  Половину ночи  они провели у него на кровати,  наслаждаясь
друг другом, а потом она вскочила, зажгла свечу, подбежала к
картине, развернула ее и сказала:
  - Переделай ее.
  Художник тут же принялся за работу.  Он без сожаления стер
все, что было нарисовано,  опять оставил только лицо. И стал
восстанавливать нимфу, сидящую на берегу ручья.
  Он как  раз закончил вторую рыбку в ручье,  когда на двери
его комнатушки появился солнечный зайчик из  окна  напротив.
Дочка Богача сказала:
  - Мне пора.
  Оделась и ушла.

  ...Я проснулся с головной болью. Огляделся. Я лежал на по-
мятой постели в необычно маленькой комнате.  Пахло красками.
Из окна падал солнечный зайчик на дверь.
  А прямо напротив кровати стоял мольберт с картиной. На ней
была изображена золотоволосая нимфа,  сидящая на берегу жур-
чащего лесного ручья.
  Было почти слышно,  как ручей воспевал ее совершенство.  А
две  золотые  рыбки  слушали эту чудесную песню и любовались
неземной красотой нимфы.
  К картине была приколота записка.  Я встал. Ноги не слуша-
лись, но я заставил себя подойти и прочитать эту ее.
  "Как жаль, что нам не суждено быть вместе. Я же каждый раз
так мечтала снова увидеть тебя!  Я ждала,  когда ты  скажешь
мне, что любишь меня - тогда, когда отец приказал тебе пере-
делать картину. Ты не решился. Прощай"
  За окном, как кареты, громыхали грузовики.


Рецензии