Две змеи

Я хотела относиться к ней ровно, но с самого начала что-то пошло наперекосяк, и мы возненавидели друг друга - я и моя свекровь. Шули была бесконечно недовольна выбором своего сына и всячески подчеркивала это: говорила со мной только сквозь зубы, сплевывая слова, как кожуру от семечек, за глаза называла меня "эта", а своих внуков - "ее дети", и ни за что не желала их видеть. Ну и за что мне было любить эту старую, сморщенную корягу?

Мы не виделись годами, и обе были рады этому. Я общалась лишь со свекром, крепким, широкоплечим мужчиной, боявшемся жены, как огня, и таких родственных отношений мне вполне хватало. Но я никогда не прощала ей ее слов, и всякий раз, когда Бени намеренно или случайно произносил в нашем доме имя своей матери, я закатывала мужу такой скандал, что он уходил на полночи дрожащими руками смолить сигарету на кухне у окна, а сама спокойно засыпала с чувством выполненного долга. Чувство мое к ней было чистым, ничем незамутненным - я ненавидела ее так, как никого в своей жизни. И моей радости не было предела, когда я узнала, что Шуламит заболела раком горла - так Б-г покарал ее за злословие и весь яд, который она источала всю свою жизнь.


Но я поняла, что недооценила ее, когда она явилась ко мне во сне. Шули зашла в нашу комнату и обратилась ко мне:
-Энджи, я знаю, как ты относишься ко мне; я относилась к тебе точно так же до недавнего времени. Но сейчас я умираю, и потому обращаюсь к тебе - зайди ко мне, я благословлю тебя.

Проснулась я в холодном поту и даже некотором недоумении. Растолкав бурчащего и отбрыкивающегося во сне мужа, я рассказала ему об ее приходе. Он мне не поверил, посмотрел на меня странным взглядом.
-Что ты уставился на меня, как на сумасшедшую! - взорвалась я. - Я же не твоя мать-шизофреничка. Иди к ней и спроси, если не веришь.

На следующий день по моему настоянию он набрал ее номер, я стояла рядом и слышала весь их разговор.
-Да, я позвала ее. - спокойно отреагировала Шули на путанный рассказ своего взрослого сына. - Придите ко мне.


Она восседала на диване, спокойная и какая-то просветленная, горло ее было плотно перевязано темным шарфом.
-Здравствуй, Энджи, я давно жду тебя. Как ты поживаешь? - мягко улыбаясь, спросила она меня - впервые за все то время, что мы знали друг друга, то есть пятнадцать лет.
-Нормально, Шули. - ответила я ей ровным голосом. - Как ты себя чувствуешь?

Бени только стоял с широко раскрытыми глазами и недоуменно переводил взгляд с матери на меня, не понимая, что случилось.

-Как дети? Ты их привела с собой? Я хочу с ними попрощаться.
Я позвала Юли и Инбаль, стоящих в коридоре, они прошли в комнату. Шули подержала их руки в своих руках, посмотрела на них внимательно.
-У них твои глаза, они будут сильными.
-В детях течет и твоя кровь.
-И я рада этому.   Слушай, Энджи, мы с тобой обе порядочные змеи. Только мой срок подходит к концу, и я хочу попрощаться со всеми вами и благословить тебя напоследок. Я передаю тебе свою змеиную силу и мудрость, и пусть они помогут тебе в жизни.
Она заглянула в мои глаза и несколько секунд не отводила взгляд, так, что мне стало не по себе.


Скоро я услышала об ее смерти, но на похороны принциально не пошла. И дело даже не в мести, хотя она ее заслуживала за долгие годы отчуждения и приступы ненависти, направленные против нас. Мое появление выглядело бы очень странным, и вообще в нем не было никакой нужды - за всех нас отправился Бени. А я осталась дома и из головы у меня все никак не выходил ее последний поступок. Что мне делать с ее силой?


Рецензии
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.