Тайна Русской души

(из записок)
***

   Что за сила есть в народе нашем, что за мука навсегда засела в наших душах; инфернальная, неподвластная логике, но правящая разумом и телом целого этноса? Именно она когда-то погнала славянские племена, на восток вытесняя мирных финнов и угров на север. Именно она заставила бороться с природой, а не с людьми расселяясь по безлюдным просторам восточной Европы, (географический центр Европы находится где-то на территории Белоруссии) Именно эта сила толкнула Ермака пойти еще дальше за Урал…

   Территория. Пустая, безлюдная, по ней волной прошли люди считая, что именно так они покорят природу, - единственного достойного для этой силы противника, что они нашли для себя. Как Александр великий, прошелся по Азии, так целый народ расселился по гигантской территории, не оставляя себе пути назад, сжигая мосты, и оседая у излучин рек и десятилетиями не ведая что творится за соседним холмом.

   Именно эта сила затем затевала бунты и восстания, именно она затеяла революцию, и она же победила во второй мировой… так что же это такое? Что за совокупность качеств которые не стремятся ни к чему благому, ни к чему созидательному, и в то же время в результате всегда оказываются победителями всех других свойств натуры человеческой? Покоряя себе всецело.

   Каждый человек жаждет свободы, отречения от всего сковывающего его разум, всего закрывающего обзор его фантазии и мечтам. А что есть на свете страшнее освободившегося от оков раба? Раба ограничений, без которых невозможно существование в обществе? Творчество во всех сферах оказалось показателем того насколько сильна эта воля к внутренней свободе целого народа. Не этот ли народ породил столько шедевров мировой культуры, искусство которого стало притчей, синонимом великих творений мастеров мирового уровня. И сделано это было часто в самые темные времена истории этой земли. А значит, не было покоя, не было закона, не было прав, не было размеренности бытия, и ограничений запиравших разум людей искусства в клетки общепринятых норм. На войне нет норм, в хаосе не может быть законов. И та сила, что вечно правила народом нашим, всегда порождая смуту, взрывавшуюся ли в хаосе анархии, или вялотекущую, расползшись на десятилетия и века, всегда была лучшим фоном для того чтобы вечно неустроенное наше настоящее, оказывалось истинно плодородной почвой для людей искусства, хаос и пустоту окружающего мира которые могли превратить в свободу для своего творчества. Вот для них свобода не есть беспредел, для них любой беспредел оказывается свободой, той движущей силой которая дает лучший фон, лучшее окружение и материал для создания истинно великих шедевров искусства. Вот она суть сила заключенной в целом народе, - жажда свершений, отказ от благополучия ради чего-то большего, великого и часто просто не достижимого. Народу мечтателей не нужно благо, ему нужна мечта.

   Попробуйте сами забраться к себе в душу, чтобы проверить, чтобы только попробовать понять себя самих. Что вы знаете о темных годах истории своего народа? Что за дух, что за эмоциональные фантомы населяют эти годы? Какие образы, приведения из прошлого встают перед глазами? Не ближе ли нам Булгаковский ходя, в рваных валенках и с затуманенными гашишем глазами, непонятно как оказавшийся вплетенным в эту нашу родную кровавую круговерть революции… китаец, погибший на этой земле… с той же темной аурой благословенного хаоса и пустоты – родной каждому родившемуся тут… не ближе ли этот образ чем пустые истории из учебника? Есть ли хоть один герой, что окажется столь же силен, и стол же ярок в нашей образной памяти, что был успешен, благополучен и богат, что был голливудским победителем всего и вся? Не найдется такой. Сколько бы не искали. Все они будут красивы, но все будут пусты, как картонные коробки от тортов. Одни крошки внутри. Студент, пытающий себя, играющий в поддавки со своей совестью, жаждущий решиться, наконец, и зарубить старуху-процентщицу, более живой образ, чем любой другой, пытающийся быть правильным и не мучимый вообще никакими проблемами. А потому что проблема в разуме оставляет гораздо более глубокий след чем испытанная радость, и чувство победы и успеха. Они стимул для дальнейшего движения, но не для размышлений, не для познания окружающего мира, и не для познания себя. А сила творчества основана на познании. Не на знании мира, а вечного познания его, ибо наук таких еще не придумано, чтобы учить искать настолько эфемерные и мистические связи, сковавшие весь мир и правящие людьми в нем обитающими.

   Мы целым народом полюбили убогость и нищету, не из-за самодурства, не из-за безумия, а понимая что только в худшие времена открываются нам истины. «В страданиях душа совершенствуется.» Отсюда и мрачность наших лучших шедевров литературы, отсюда яркость музыкальных образов, отсюда самобичевания поэтов, и вечные поиски истины через страдания. Потому и народ наш живуч как никакой в мире, переживая периоды смуты, он принимает весь ужас жизни не как беду, а как данность, как историческую возможность еще раз попробовать познать себя. Выживание - это образ жизни, это образ мысли. Попытка объять необъятное. Народ, ценящий мечту выше реальности, и за погоней к недосягаемой цели, забывающий о насущном, и о самой реальности в итоге.

   Загадка Русской души, говорите? А есть ли она? Если только попробовать учесть что сила тянущая целый народ вниз в результате выталкивает его вверх, вопреки всему… "Вопреки всему…" - Лучшая характеристика национального характера. – Вопреки всему… «все одно выходит, по-моему»… Пусть не так, пусть не с того конца, но по-моему! Тысячелетия.


Рецензии
Это очень правильно подмечено: вопреки всему!...
Пусть через зад...цу, но по-моему!
Почему у нас так? Ответа, увы, нет...

Яблоко   11.01.2004 21:41     Заявить о нарушении
Да ответов полно… правильного нет И быть не может… наверное.
Россия огромный наследник территорий завоеванных еще Чингисханом… Отсюда и ментальность правителей. И восточно-византийская отношение к человеку…

Тиль   12.01.2004 02:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.