4-5 памятник нерукотворный

ПАМЯТНИК НЕРУКОТВОРНЫЙ
6 июня 1799 года родился АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

НЕ КРУГЛАЯ ДАТА
(Дожить бы до юбилея)
Говорить о Пушкине – значит, каждый раз говорить о всех и за всех, кто из свобод, возможностей, обязанностей и прав, имеющих особые взаимоотношения с литературой и литературным трудом, а именно: говорить, верить, радоваться, огорчаться, надеяться, любить, страдать, читать, думать, писать, служить высоким идеалам, – хотя бы пару-тройку исполняет по-русски. И наоборот: упоминание о любом из русскоязычных авторов послепушкинских времен, талантливом и неповторимом, так или иначе, приводит к неиссякающим истокам, к Пушкину, к этому солнцу российской и мировой литературы.
Говорить о Пушкине, своем понимании его творчества и внутреннем родстве с ним – ответственность неимоверная.
204 – дата, конечно, не круглая. Но ведь по большому счету это не имеет значения. К тому же человеку не дано знать, что с ним будет в следующий миг – час, день, неделю: до круглого юбилея еще дожить надо.
Memento mori! О смерти помните! И чтоб успеть сказать о сокровенном вслух иль сделать ближнему добро, спешите жить и в чувствах разобраться торопитесь.

РУССКАЯ, а также АБИССИНСКАЯ и ПРУССКАЯ, – компоненты ПУШКИНСКОЙ КРОВИ
(Евгеника* и “Евгений”)
Новой эре человечества всего лишь двадцать столетий. “Всего лишь” – потому, что его история уходит вглубь времен – страшно произнести! – на полтора миллиона лет. Во всех доисторических, допотопных, добиблейских тысячелетиях, а также последующих 17-ти-18-ти веках, людские потоки то сливались, то вновь разъединялись, то жили в мире с соседями, то шли на них войной, а победители забирали себе имущество и богатства побежденных, в том числе детей, девушек и женщин. В историческом этногенезе нашествия иноземцев сыграли значительную роль.
Что было – того не перечеркнешь. Но и в начавшемся XXI веке человек еще не может отказаться от мыслей и действий по убиению себе подобных и пусть даже не совсем подобных, но людей.
Между тем и без войн в последние 200-300 лет ни границы, ни пространства, ни религиозные препоны, ни прочие различия или запреты, – ничто не могло служить абсолютно непроницаемой стеной для детородных связей между людьми разных стран и народов. И слава Богу!
Чистых кровей может быть лошадь или собака. Да и то весьма условно. Но ведь человек – все-таки не животное. Это у них, домашних животных, какое-либо физическое преимущество зиждется на относительной чистоте крови. Человек же не может жить и размножаться только для того, чтобы бегать, как арабский скакун, или иметь нюх, как у английского спаниеля. У него тысячи других забот и дел. И решает он их, опираясь на свои главные отличия и преимущества – ум, мышление, творческий подход к делу. А если же он занимается литературным трудом, то …
Очевидная разнородность происхождения Пушкина – не в ней ли кроются основные корни гениальности этого величайшего явления изящной словесности – русской и мировой?
Это – не призыв к целенаправленному улучшению литераторской и вообще человеческой породы посредством смешанных браков, – тут ведь все далеко не так просто и однозначно, – а всего лишь констатация непреложного факта.
Лето 2003 г.

(Отрывки из статьи «Памятник нерукотворный», еще один отрывок читайте по адресу:

* Евгеника – словопрения о селекции человека.


Рецензии