1-5 сквозь тернии к правовому обществу

СКВОЗЬ ТЕРНИИ – К ПРАВОВОМУ ОБЩЕСТВУ
В ЧИСЛЕ 36 избирательных округов, по которым 15 апреля состоятся повторные выборы, есть и 82-й Алимкентский в Аккурганском районе Ташкентской области. Просвещенцы района, собравшись на пленум райкома профсоюза работников народного образования и науки, решили выдвинуть по этому округу “своего” кандидата. Были обсуждены две кандидатуры - учителя школы №27 совхоза «Аккурган» М.Тулаева и завотделом редакции газеты - «Учитель Узбекистана» М.Авазова. Принимавший участие в работе пленума председатель Алимкентской окружной избирательной комиссии А.Ахмедов отвел кандидатуру М.Тулаева как неживущего и неработающего на территории данного округа и разъсянил, что журналисты республиканских газет входят в перечень лиц, для которых предусмотрено исключение и которые могут баллотироваться в Верховный Совет Узбекской ССР по любому избирательному округу республики.
В работе пленума принимали также участие инспектор Ташкентского обкома отраслевого профсоюза В.Дудлер и наши сотрудники - замредактора А.Уличкин, завотделами А.Хайдаров и М.Авазов.
Выдвижение на пленуме кандидатуры в депутаты Верховного Совета и последующее оформление протокола произведены в строгом соответствии с требованиями закона и инструкций.
Кандидатами в депутаты по данному округу от других организаций и трудовых коллективов выдвинуты начальник отдела эксплуатации Алимкентского автопредприятия №46 Р.Пирназаров, председатель райкома профсоюза работников агропромышленного комплекса А.Парпиев, первый секретарь райкома партии А.Насыров.
20 марта состоялось заседание окружной избирательной комиссии, на котором все претенденты, кроме М.Авазова, были зарегистрированы. Цитируем: "Руководствуясь статьей 31 Закона о выборах, не регистрировать тов. Авазова Марата - заведующего отделом республиканской газеты - «Учитель Узбекистана», так как он не проживает и не работает на территории избирательного округа". Заседание вел председатель окризбиркома А.Ахмедов (кстати, он - заворготделом райисполкома) - тот самый, который несколькими днями раньше был готов сделать для М.Авазова исключение. Что же случилось? От чего такая метаморфоза? И что это за закон, которым можно вертеть как дышлом?
Последний абзац ст.31 Закона о выборах гласит: "Кандидатами в народные депутаты Узбекской ССР, как правило, выдвигаются граждане, работающие или проживающие на территории соответствующего избирательного округа". Прецедентов исключения из “как правило” немало. А.Кучимов, Х.Худайбердыева, Н.Саъдуллаев, К.Бахриев - эти журналисты республиканских изданий, живущие и работающие в Ташкенте, стали народными депутатами республики по округам Ташкентской и Самаркандской областей. А собственный корреспондент Узтелерадио Р.Султанов живет и работает в Москве, что не помешало ему стать депутатом Узбекистана от Даштакиболинского избирательного округа №323. Почему же завотделом нашей редакции несколькими росчерками пера устранен из числа тех, кто будет бороться за депутатский мандат по округу, расположенному в каких-нибудь 50 км от Ташкента?
Председатель окризбиркома А.Ахмедов ссылается на разъяснение Центризбиркома, согласно которому исключение из “как правило” делается для партийных работников, выдающихся деятелей культуры, известных рабочих и колхозников. Разъяснение, как видим, допускает разночтения по отношению к “непартийцам”. Может ли окружная избирательная комиссия определить, является тот или иной трудяга от пера, сцены, земли или станка выдающимся или не очень, известным или напротив? Ну разве не субъективизм, если не больше, сквозит в выступлении зампредседателя Алимкентской избирательной комиссии А.Марченко, который при регистрации кандидатов заявляет, что М.Авазова не следует “пущать”, так как он, Марченко, не знает его, Авазова? Нам бы раньше додуматься, что решает не Закон, а личное знакомство с членами окружной комиссии! Уж за 5 дней после выдвижения М.Авазов перезнакомился бы с ними со всеми!
Обрисованная ситуация, к сожалению, довольно характерна для выборов в парламент республики, проходивших и проходящих на основе нового Закона о выборах. Она обусловливается “коварностью” процитировнного положения ст.31 Закона. Но для полноты картины необходима “дорисовка” - небольшая, но принципиальная.
“Как правило” статьи 31 задумано, по-видимому, из благих намерений - с целью упорядочить предвыборную кампанию. Ведь народ-то у нас только-только начал учиться демократии, а вдруг случится так, что в одних избирательных округах будет густо от кандидатов, а в других - пусто! Нет уж, пусть граждане выдвигаются, как правило, там, где работают или где проживают, а исключения будут делаться... Стоп! Значит, одни имеют право на исключение, а другие - нет? Но ведь это равнозначно тому, что граждане наши делятся как минимум на два сорта. На “высших” и “низших”! Последние (они составляют подавляющее большинство общества) не только лишены привилегий, но любой член комиссии может публично осадить их: "Куда?! Назад! Не положено! Не велено!"
Но как же тогда быть со ст.2 того же самого Закона о выборах: "Какие-либо прямые или косвенные ограничение избирательных прав граждан Узбекской ССР в зависимости от... социального и имущественного положения,... времени проживания в данной местности, рода и характера занятий ЗАПРЕЩАЮТСЯ"? Как в конце концов быть со ст.34 Конституции СССР (и соотвтетствующей ей ст.32 Конституции УзССР): "Граждане СССР равны перед законом... Равноправие граждан СССР обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни"?
Когда равноправие не обеспечивается, тем более когда не обеспечивается специально, тогда это на юридическом языке называется дискриминацией, нарушением конституционных прав гражданина. Знают ли об этом А.Ахмедов, А.Марченко, другие члены Алимкентской окружной избирательной комиссии, а также те, с кем они, члены, скажем так, советовались, прежде чем “дискриминировать”? Знают ли они, “члены” и “советники”, что обладающий всеобщим и равным избирательным правом гражданин не регистрируется кандидатом в депутаты только тогда, если его выдвижение или оформление протокола содержат те или иные процессуальные нарушения, а отказ в регистрации по прочим мотивам является незаконным? Впрочем, если и не знают, это не снимает с них ответственности.
И последнее. Если в Законе о выборах народных депутатов Узбекской ССР не будет пресловутого “как правило”, республика только выиграет. В том смысле, что упразднение этого абзаца сделает выборы - ведь они практически идут непрерывно - более демократичными, и республика быстрее и осмысленнее двинется по пути к правовому обществу.
И вообще хватит держать свой народ за простачка. Его представителям и без оговорки в Законе достанет ума самим определить, стоит баллотироваться или нет, по каким округам есть смысл, а куда не следует казать носа. Хватит “благих намерений”. Хватит оговорок. Ибо они, оговорки и “оговорки”, и создают те самые тернии, сквозь которые приходится продираться обществу в своем поступательном движении вперед.
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР.
На стадии регистрации, ссылаясь на “как правило”, “прокатили” и собственного корреспондента «Учительской газеты» по Узбекистану Анвара Усманова, выдвинутого кандидатом в народные депутаты Узбекской ССР по Янгихаятскому избирательному округу №79 Янгиюльского района.

(Газеты «Учитель Узбекистана» и «Укитувчилар газетаси», 24.03.1990 г.)


Рецензии