Е2 Е4

Почему люди думают, что они могут обманывать других людей своим поведением? Порядочный шахматист думает как минимум на два хода вперед, хотя бы из уважения к противнику, и дело здесь даже не в том, что реальная жизнь заставляет людей под воздействием эмоций совершать необдуманные поступки, - редко кто пытается расставить фигуры заново и переиграть ситуацию, или протянуть руку с предложением о ничьей. В итоге рано или поздно наступает такой цухцванг, что на стенку хочется лезть! Большинство, конечно, сначала думает, а потом делает, но думает-то только о себе, и остановки на маршруте, например, для того, чтобы взять попутных в эти планы не входят. Мой шахматный тренер говорил, что даже когда у тебя цейтнот, когда абсолютно ни на что не хватает времени, нужно предполагать ответную реакцию другого игрока на любой свой ход. Видимо проще считать, что другие люди пешки, их проблемы – это только их проблемы, а потому можно безжалостно рубить их конем… В итоге мы оказывемся чересчур грубы в своих поступках, мы даже забываем порой взвешивать слова, которые так больно ранят, особенно наших родных близких, которые всё нам прощают.

Некоторые пытатся работать над собой, а некоторые считают, что люди должны быть сильными и устойчивыми, так пусть закаляются. Но даже когда человеку удается превратиться в этакое комильфо, то возникает вопрос: если остальным, от того, что живет на свете такой замечательный, добрый, порядочный человек, ни холодно, ни жарко, то зачем он тогда, вообще, нужен? Представить рафинированное подобным образом общество несложно, так как прецеденты уже случались, но вообразить, что творится в душе у человека нельзя, ведь когда тебя полностью игнорируют, ты не можешь не только самовыразиться или самоутвердиться, ты, можно сказать, не существуешь!

Получается, что воздействовать на других плохо и не воздействовать – тоже плохо. Значит, нужно воздействовать на окружающую тебя среду исключительно «хорошо». Однако система ценностей не должна опускаться на людей сверху в виде какой-то явной или завуалированной идеологии, «крошка сын» сначала от родителей, а затем сам должен дойти до того, «что такое хорошо, и что такое плохо», - правда, двумерная декартова система координат каждого человека, да и всего общества, нуждается в третьей оси, - это ось времени. При этом совсем не обязательно усиленно изображать из себя Тимура и всю его команду – общество явно смутит это поведение, тем более что на добрых делах частенько паразитирует «червь сомнения», быть же откровенно отрицательным персонажем тебе попросту не позволят. Требуется всего-то почаще задаваться вопросом: где мы находимся, и просто не врать хотя бы самому себе, делая следующий ход.

2000 г.


Рецензии