Лекас, колдун и морская дева
Всего пять лет тому назад Лекас покинул родной остров, сказав родителям, что хотел бы отправиться на большую землю, к своему дяде (брату матери), чтобы попытать своё счастье там. Он намеревался обучиться какому-нибудь полезному ремеслу, чтоб в дальнейшем самому зарабатывать себе на кусок хлеба, а так же помогать им, престарелым родителям.
Мать благословила сына, отец дал свои наказы - и вскоре уже юноша плыл на корабле.
Дядя Лекаса, занимавшийся рыболовным промыслом и ещё починкой сетей, что приносило ему неплохой доход, - с радостью принял племянника, обещав дать ему приют под своим кровом на тот срок, на какой Лекас пожелает у него остаться. А так же - оказывать посильную поддержку, если в том будет надобность.
Поначалу, пока Лекас осваивался с бытом шумного портового города, где каких только иноземцев не встретишь, он прилежно помогал дяде - и тот был им весьма доволен. Они вместе выходили в море ставить сети, и возвращались с богатым уловом. Удача сопутствовала им.
Однако вскоре вольная и полная непредсказуемости жизнь так захватила неоперившегося юношу, что он оставил дом дяди, солгав тому, что будто бы устроился в некую рыболовецкую артель и дальше предполагает жить своим умом.
Домой родителям Лекас исправно слал весточки о своём благополучии, и просил за него не беспокоиться.
Между тем, Лекас обретал прочную славу завсегдатая портовых кабаков и таверн, завзятого авантюриста и гуляки, - и такая репутация ни чуть не смущала Лекаса. Весёлая и беззаботная жизнь всё больше кружила ему голову.
Иногда в порту он подвизался на погрузку какого-либо груза, или находил иной необременительный способ заработка. Все полученные за свою работу деньги он тот час спускал на пирушках, щедро сыпля монетами, или же тратил на побрякушки для очередной приглянувшейся ему девицы.
Другую славу Лекасу приносили как раз его любовные похождения. Не было, пожалуй, в округе такой девицы, воспитанной пусть даже в самых благонравных традициях, которая могла бы устоять перед распутными зелёными глазами, когда на неё был устремлён их горящий взор. Сколько девичьих сердец было разбито - не счесть! Однако Лекас остывал к своим пассиям так же быстро, как и увлекался ими - стоило ему лишь добиться своего.
Но вот однажды прошёл по городу слух, будто некой особе удалось приручить к себе строптивого юношу, и вызвать в нём столь сильную любовь, что даже, если верить слухам, уже состоялось обручение и вскоре ожидалась свадьба.
Счастливицей, если можно так сказать, была дочь одного ремесленника с окраины. Семья её не была богата, но красавицей девушка считалась редкостной. Красота и добрый нрав перешли ей по наследству от матери, а добродетельный характер был, по мнению многих, превыше золота.
На протяжении двух или трёх недель Лекас не появлялся ни в порту, ни в тавернах города. Дружки пили в шутку за его счастливую семейную жизнь и свыкались с той мыслью, что Лекас навсегда покинул их ряды.
Однако как-то днём Лекас вновь объявился в обществе шумной братии, соря деньгами и клянясь, что никогда не променяет свою холостую свободу на брачное узничество, и лучше обручится с одной из уличных девок, которая станет делить с ним его бродячую жизнь и то пропитание, что Бог пошлёт.
Всё возвратилось в прежнее русло. Так прошло несколько дней.
И вот однажды Лекас по своему обыкновению пропивал заработанные накануне деньги в одном из трактиров под названием "У Марли".
- Эй, трактирщик! Трактирщик! Живей наполняй кружки и неси сюда! А впрочем, я сам возьму.
И, столкнув с колен хохочущую красотку, Лекас пошёл к стойке. Взяв кружки, он направился обратно к столику - как вдруг увидел, что на его месте сидит какой-то старик. Спьяну Лекас не признал его сразу. - Ты чего? - грубо обратился Лекас к старику. - Ну-ка, уступи!..
- Здравствуй, Лекас, - сказал старик. Он был сед, с обветренным и потемневшим лицом, а в руках держал палку, на которую опирался при ходьбе.
- А- а, папаша! - отозвался Лекас, узнавший теперь в старике отца той девушки, которую он после обручения бросил. - Ну и чего пришли? Шёл бы ты, старик, отсюда подобру-поздорову, - душевно прибавил Лекас, располагаясь за соседним столиком.
- Пойдём-ка выйдем вместе, мой сын, мне надо тебе что-то сказать.
- Никуда я не намерен с тобой идти… - начал было Лекас, но старик его прервал, тихо и твёрдо повелев:
- Пойдёшь, -
так, что Лекас невольно поднялся с места и направился вслед за стариком к выходу.
"И что понадобилось чёртову старику!" - недовольно думал Лекас, идя за тем к безлюдному пирсу.
- Вот что, сын мой, - начал, наконец, старик, останавливаясь. - Ты по своей прихоти соблазнил мою дочь Арэю,, которая всегда была чиста сердцем и невинна телом. Ты был принят в наш дом, и мог бы оставаться в нём навсегда. Арэя была бы тебе хорошей женой - такой женой, что о лучшей ты не мог бы и мечтать. Но ты обманул её, покинул, и бедняжка теперь очень страдает. Я пришёл поговорить с тобой по-хорошему. Оставь свою прежнюю жизнь. Сыграем, как было намечено, свадьбу, и затем…
Лекас рассмеялся, не дав старику договорить; хмель уже почти выветрился из его головы и он был как обычно насмешлив и хладнокровен.
- Сыграем свадьбу, говоришь? А кто тебе, старик, сказал, что я собираюсь жениться - на твоей дочери или на ком-то ещё? Я соблазнил твою дочь… Гм. Она могла бы и не соблазняться - сама виновата твоя дочь! Да и если рассудить: она не богата, ты не даёшь за ней, старик, богатого приданного. Да к тому же не такая она и красавица, как люди о ней толкуют. И если на то пошло, я, скорей, возьму в жёны морскую деву - она и то будет краше, чем твоя дочь! Пусть меня ноги больше не понесут по земле, ежели это не так!
- Будь по-твоему, - сказал тут старик, посуровев лицом. - Как сказал, так и будет.
Он стукнул палкой об землю и стремительно пошёл прочь.
В то же мгновенье у Лекаса потемнело в глазах и он почувствовал, что падает. Нижняя часть его тела словно онемела, ноги отказывались слушаться, и не было сил, чтоб подняться.
- Постой старик, постой!… - не своим голосом прохрипел Лекас вслед старику, но тот уже скрывался из виду.
Лекас пролежал у пирса без памяти несколько часов, пока добрые люди не отнесли его в дом его дяди, где Лекас в глубоком отчаянье и тоске провёл много дней. Каких только лекарей и знахарей не приводили к нему - все они уходили, качая головой и говоря только одно: "Ничего нельзя сделать…Сильное заклятие наложил колдун". Много раз дядя ходил к тому старику, прося и умоляя простить племянника, но старик был глух к мольбам и не отвечал ни слова.
Наконец настал день, когда решено было отправить Лекаса обратно на остров.
Дядя заплатил за место на небольшом рыболовецком судне, направлявшемся к атоллу, а так же попросил одного из рыбаков присмотреть за Лекасом во время пути..
Когда судно прошло уже половину пути, подул восточный ветер и разыгралась буря
Рыбаки спешили убрать с мачт паруса. Буря ревела; рыбацкое судёнышко швыряло в разные стороны и волны перехлёстывали через его борт… Вдруг судно накренилось так сильно. Что каждому из рыбаков - чтоб не оказаться смытым за борт - пришлось ухватиться за что-нибудь. Однако некому было в тот момент помочь Лекасу - и волной его выбросило в море…
Лекас понял, что сейчас погибнет, и не стал - да и не мог - противиться судьбе. Он погружался в пучин у.
Неожиданно чьи-то руки обхватили его и понесли наверх.
Открыв глаза, Лекас увидел ,что судно, на котором он плыл, уже далеко. (Рыбаки решили, что Лекас без сомнений, утонул и поэтому, как только смогли управлять судном - сразу же направили его прочь от этого места).
…Буря уже стихала. Лекас по-прежнему держали чьи-то руки. Чуть повернув голову, он увидел рядом с собой… морскую деву - пучеглазую, с огромным ртом, с зелёной кожей и зелёными, как морские водоросли, волосами. От ужаса и отвращения Лекас невольно оттолкнулся - и морская дева, легко отпустив его, скрылась под водой.
Сперва Лекасу показалось, что он снова тонет. Но вдруг он ощутил, что он вновь владеет своим телом! Он попробовал плыть,и…О, чудо! Лекас не понял, как это произошло, но неожиданно осознал,что стоит на поверхности воды! Ноги его были совершенно здоровы, и более того:он мог идти по воде аки по суше! Лекас сделал несколько осторожных шагов - и, наконец, обезумев, бросился бежать!…
К вечеру он увидел берег - это был его родной остров.
Но… Что такое? - Едва Лекас ступил на сушу, как ноги вновь перестали его слушаться и он рухнул как подкошенный… Он ползком вернулся к воде - и снова смог встать. Лекас попробовал еще раз, всё повторилось: по суше он не мог сделать ни шагу,, море же возвращало ему силы.
Лекас в отчаянии заплакал. Море его качало и баюкало - и вскоре он уснул.
Проснулся Лекас рано утром и, покачиваясь на волне, стал смотреть на город вдали. Солнце пока не взошло, небо было чистым и слегка зеленоватым, на нём ещё белели звёзды.
Где-то там в городке были его отец и мать. Рыболовецкое судно наверняка уже пристало к берегу и родителям Лекаса уже принесли весть, что сына их поглотила морская пучина.
Лекас пока не решил
Что ему делать дальше: оставаться ли возле берега - рано или поздно сюда придут люди и тогда можно будет позвать отца и мать…Каково, однако, это будет родителям - узнать, что их сын жив, но никогда не вернётся ломой, ибо проклят он на суше?..
Лекасу нужно было подумать, и он ушёл от берега и скрылся за прибрежной скалой. Там к нему приплыла морская дева (Лекас смотрел на неё уже с меньшим отвращением,). В её руках была морская раковина, наполненная водорослями, рыбой, устрицами. Лекас с сомнением принял угощение, но, попробовав,обнаружил, что оно утолило его голод и жажду.
По истечении нескольких лет прибрежные города наводнили странные и чудные слухи: рассказывали, что когда какое-нибудь судно попадает в шторм и гибнет, или кого-то случайно уносит в море и неоткуда ждать спасения, - приплывает морская дева и поднимает утопающих из пучины, а затем, будто бы , то ли человек, то ли призрак в обличии человека, бгрёт их на плечи и относит к берегу.
Конечно, молва многое приукрашала, равно как и чудом спасённые порою живописали свои повествования так, что делали их совершенно невероятными. Но всё же что-то за этим крылось, и каждый моряк, выходя в море, лелеял в душе надежду увидеть странного призрака, даровавшего столь многим избавление от смерти, собственными глазами.
Как-то в ненастье лодку одного рыбака перевернуло шквальным ветром, и хоть ло берега было не очень далеко - рыбак не чаял выплыть… Когда силы его почти уже оставили, рыбак почувствовал, как кто-то его поднял на руки и понёс к берегу.
Только ощутив под собой твёрдую землю, рыбак пришёл в себя, отдышался, а затем обратил взор на своего спасителя. Тот стоял на воде, чуть покачиваясь от колыханья волн.
- Кто ты?! Ты человек или призрак?!.. - спросил, трепеща, рыбак.
- Меня зовут Лекас. Я человек, - последовал ответ.
- Но если ты - человек, как ты можешь стоять на воде?! Ходить по ней!..
И тогда Лекас поведал изумлённому рыбаку свою историю. Когда он окончил, заговорил рыбак:
- Я найду того колдуна, найду и паду к нему в ноги, чтобы просить прощения за тебя! Я расскажу, что ты спас меня, и многих других, от верной смерти! Ты спас и мою семью - ведь если бы я погиб, они остались бы без средств к существованию, мои сыновья слишком малы ещё ,чтоб выходить в море…
- Спасибо тебе, рыбак. Но… тебе нет нужды ходить к колдуну. Мне понадобилось время, чтобы понять то,что своим наказаньем старик хотел лишь образумить меня. Моя прежняя жизнь не имела смысла, моё гордое и холодное сердце не позволило бы мне жить,никого не раня … Лишь пройдя через отчаянье и одиночество я понял, что должен быть благодарен старику. Надеюсь, он не держит на меня до сих пор зла…И теперь я счастлив, рыбак. Я могу помочь тем, кто на эту помощь уже не рассчитывает. Мне принадлежит целое море, и меня не пугают бури, мне не страшны штормы. Мне известны все течения и знакомы все ветра. Мне всегда открыто небо и каждое утро я встречаю солнце. я Разговариваю с китами, а морская дева приносит мне отменные угощения и услаждает мой слух ссвоим пением. И если бы мне довелось выбирать сейчас: вернуться ли вновь на землю но никогда больге не ходить по воде, - я бы попросил оставить всё так , как есть. Если всё же тебе случиться вдруг встретить того колдуна - передай ему, что Лекас сумел постичь те простые истины, которых, увы, не понимал прежде. Но - всему настает свой чао. И теперь время нам с тобой проститься. Возвращайся с миром к своей семье. Да будет тебе удача. Прощай, рыбак. Может, когда-нибудь ещё увидимся, ведь море, как и земля, тесно…
(по сюжету Сергея Мельникова)
(3-4 апреля 2002г)
Свидетельство о публикации №204011800024