Год 1941. Одна автобиография

Просматривая старинный альбом с семейными фотографиями, наткнулся на сложенный вчетверо пожелтевший листок. Словно кто-то выдрал из середины амбарной книги двойной разлинованный лист, а затем перегнул пополам…

Бережно развернув, увидел сначала типографским шрифтом слово «АВТОБИОГРАФИЯ», со следующей строки – «На», и уже от руки, поблекшими фиолетовыми чернилами – «Скворцова Петра Николаевича».

Деда Петя! В отличие от маминого отца, погибшего на фронте, войну он пережил… Но почему требуется автобиография «НА» него? Зачем предлог?

Мне показалось, что на этот вопрос я ответ получил, прочитав напечатанную ниже мелким шрифтом скрупулёзнейшую, более чем на пол-листа, инструкцию по заполнению бланка. Здесь практически требовалось написать… досье НА себя.

В частности требовалось ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ освещение следующих вопросов:

Чем занимались родители и их имущественное положение до революции и после революции. Кто из родственников служил в войсках или учреждениях белых правительств. Имеются ли родственники за границей, кто именно, когда уехали, где находятся, чем занимаются и какая имеется с ними связь.

Участие в революционном движении и партийная принадлежность.

В каких революционных организациях, кружках участвовал и какую выполнял работу. Подвергался ли репрессиям за революционную деятельность до Октябрьской революции (когда, каким). Какое участие принимал в Февральской и Октябрьской революциях и в гражданской войне. Когда и в какой организации вступал в коммунистическую партию, кто рекомендовал. Не состоял ли в других партиях (каких, когда, где и какую выполнял работу). Не выбывал ли из ВКП(б) и причина. Не участвовал ли в оппозициях и антипартийных группировках, где, каких, когда.

Был ли под судом или следствием до и после революции, за что и решение суда. Был ли в Красной гвардии и Красной армии, кем и сколько времени. Служил ли в войсках или учреждениях белых правительств: добровольно или по мобилизации, где, с какого по какое время и в качестве кого.

Указать лиц, которые могут подтвердить важнейшие моменты, указываемые в автобиографии.

В заключительной части автобиографии необходимо указать соц. происхождение жены (мужа) и их родителей. Состав членов семьи и их занятия, работа и учеба. Состояние здоровья составляющего автобиографию, а также где и на какой работе считает наиболее целесообразным свое использование в дальнейшем.

Не всё я перечислил, но в Примечании ещё говорилось, что настоящее указание к составлению автобиографии не является схемой и не исчерпывает всех вопросов, подлежащих включению в автобиографию. Поэтому желательно, чтобы составляющий биографию дополнительно осветил вопросы, не предусмотренные данным указанием, но которые он считает необходимым осветить, как наиболее важные.

И ещё, автобиографию необходимо излагать в повествовательном порядке, а не в форме отчетов на поставленные вопросы.

Таков и её текст. Но поражаюсь, как при всех этих требованиях Пётр Николаевич сумел не только никого не подставить, но даже и не бросить тень на здравствующих на тот момент родственников и просто знакомых!

Внизу подпись: Член ВКП(б) П.Скворцов (врач)

г.Куйбышево (б.Каинск)

А через месяц началась Великая Отечественная война.

Деда, серьёзно болевшего всю жизнь туберкулёзом, на фронт не взяли, но трёхэтажное здание Куйбышевского педучилища было переоборудовано под военный госпиталь, куда и был направлен на работу врач Пётр Скворцов.

Так, постоянно воюя со своим недугом, он дожил до 1970 года. Я был его любимым внуком.

Читаю и перечитываю автобиографию деда и остро ощущаю дух того времени.

Передо мной – история.


Рецензии
Наверно, сейчас этого уже нет. Хотя…!

Но, после окончания института, авиационного, я был направлен на «закрытое» предприятие, 1962 год. Такой документ заполнял и я. Тогда это не воспринималось, как что-то необычное. Только смущало, эта необходимость давать сведения о родственниках. Многие, при заполнении, задавали вопрос, о каких родственниках?...только о самых близких…? «Обязательно о близких, и о других», - был ответ. Мой дядя попал в плен. Но он был военный врач, и не оставил захваченный немцами госпиталь. Немцы это оценили, и плен у дяди был не «смертельный». И после освобождения дядя не был сослан в лагеря, на Калыму. В анкете я про дядю, все-таки решил не сообщать. Побоялся…!

Прости меня, НКВД! -))

А вот этого, «…Состояние здоровья составляющего автобиографию, а также где и на какой работе считает наиболее целесообразным свое использование в дальнейшем», уверен, не было. Может быть, в мое время не было. Для «органов» это стало не интересным.

Правда…, ведь это уже история нашей жизни. Наверно, плохо, но и сейчас бы я, без возмущения, стал заполнять бы такую анкету.

А вот Вы – удивились! Наверно, это хорошо.

Здоровья и счастья!

Феликс Россохин   14.12.2008 16:30     Заявить о нарушении
Спасибо.
Не то, чтобы сильно удивился, но захотелось рассказать.
В первоначальном варианте я даже привёл и всю автобиаграфию.
Но потом один друг меня убедил, что это личное, семейное, хотя и было в 1941.
С уважением
Борис

Борис Сибиряк   15.12.2008 08:04   Заявить о нарушении
А знаете, Феликс, Вы ведь НЕ побоялись писать о дяде. Ведь сам факт умолчания мог быть расценён органами негативно. Хотя... конечно, 1962 год - это не 1941.

Борис Сибиряк   15.12.2008 08:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.