Эзотеризм в поэтическом творчестве ч. 1 формы

 
@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@


                …………………… ………поверил
                Я  алгеброй гармонию. Тогда
                Уже дерзнул, в науке искушенный,
                Предаться неге  творческой мечты

                Пушкин А.С.

 
           Памяти Гурджиева  П.Г. и Скрябина  А.Н. посвящается…….

      

          Периодически перечитывая массу современных (  и не очень   ) авторов у меня 
Возникает недоумение, если не сказать изумление, по поводу их уверенности в соб—
ственной уникальности. Сутью этого утверждения является уверенность в якобы
  а б с о л ю т н о й  независимости поэтического творчества от религиозно-философской составляющей.Наши поэты почему-то твердо убеждены, что не интересуясь  философией
 и религией, они избавят свою “нетленку” от присут- ствия  незримого Б о г а .  Читая рецен-
зии и лично общаясь  с  подобными людьми, всегда слышишь одни  и те же слова, читаешь
 одни и те же фразы: “я не интересуюсь религией ( филосо- фией, эзотерикой…) ,    поэтому
 мои стихи…. “ -  дальше следует перечень того, почему его творения  избавлены  от   нену-
жного, на взгляд этого автора, религиозно-философского зерна.
                Вирус этого атеистического  заболевания  настолько распространен, что  среди
тысяч современных поэтов, представленных на сайте www.stihi.ru , едва  ли  найдется не—
сколько десят- ков, не зараженных этой анти-религиозной заразой.
                Но тем не менее, говоря о внешней стороне вопроса, эти поэты  не      избавляют
свои шедевры  от  содержания, которое  безусловно вовсе не зависит  от  их    человеческих
потуг, а определяется  персональной авторской  с у т ь ю , произрастающей  из индивидиви-
дуального авторского мировоззрения и внутренней философии пишушего.     Зерно религии,
скрытое от посторон- них глаз, незримо присутствует в  к а ж д о м  произведении  л ю б о г о
автора.
                Эти, казалось бы туманные, рассуждения обретают вполне конкретное содержание,
 если взглянуть на них под несколько неожиданным углом зрения. Обычно, анализируя  плоды поэтического творчества, смотрят на  размер, рифму, оригинальность, занимательность, игру
слов и. т. д. , то есть уделяя внимание опять таки лишь внешней стороне,  ф о р м е.
                Некоторые читатели, обладая врожденной  или благоприобретенной восприимчивос
тью, вкусом и чуством прекрасного, обращают внимание на то неуловимое, что исходит от сти-
хов при их прочтении. Эти люди ощущают, что форма сама по себе не несет  н и к а к о й сущест
венной информации о КАЧЕСТВЕ литературного произведения.  Они говорят о “ душе  “ стиха, рассматривая его как единый   “живой организм  “, им видятся “незримые тени “,слышат- ся
“волшебные звуки”…  Но от обладающих “ тайновидением   “ ничего кроме маловразумитель-
ных  эпитетов мы  не дождемся.  И их не в чем упрекнуть, кроме как в отсутствии дОлжного
 механизма формализаци  своих сверхчуственных ощущений .
                Тем не менее механизм этот  существует давно. В начале XX века наш соотечествен-
ник Гурджиев создал теорию существования объективных законов искусства. Его концепция
базировалась на двух постулатах.Первый из них  –   р а с т в о р е н и е.  Говоря современным
 языком –  это абстрагирование от несущественных  деталей окружающего мира, вхождение
 в некое новое состояние сродни состоянию медитации. Отсюда становятся ясны все разговоры о творческом “вдохновении  “. экстазе, и т д …. Без этого создать стОящее произведение  невоз-
можно, все что будет написано, будет исходить “из головы  “. Многие авторы, достигшие  опре-      
деленного уровня мастерства в работе с формой, не придают значения этому правилу и тяжко расплачиваются за это. Не отсутствием читателей, а тем , что раз ступив на путь оппортунизма,
 они впадают в дешевый искус псевдовыразительности, избавиться от которого весьма сложно.
 “Привычка – вторая натура” -   таким образом начинают штамповаться стихи, ничего общего с
искусством не имеющие ….Начинающие авторы, не искушенные в “играх с формой  “, как пра-
вило более искренни и  даже многочисленные корявости в написАнии не мешают восприятию
с у т и  их произведений, создавая дОлжное впечатление и заражая читателя эмоциями автора.
                В следующих частях этой статьи я приведу конкретные примеры стихотворений,
сейчас же хочу сказать о  п р и ч и н а х  частого увлечения формой, в ущерб первозданной
 с у т и. Тут прежде всего надо сказать о  м о т и в а х , побуждающих автора к написанию того
 или иного произведения. Если поэт пишет стихи потому, что ему  н а д о   написАть, он
д о л ж е н  это сделать ( по причине больного честолюбия, привычки, необходимости публика-
 ции или другим  ), то  это  наихудший вариант. Родившееся  “творение”  едва ли  проникнется
“божьей искрой “, в лучшем случае оно просто будет содержать сиюминутное состояние автора,
 часто  вполне патологическое…..
                Для написания  талантливых произведений необходимо проникнуться   с и л ь н о й
э м о ц и е й  и войдя в творческое состояние умело отразить его. Причем отразить так,  чтобы
читателю при прочтении  п е р е д а л и с ь  ощущения, эмоции автора, имевшие место в момент
написания стихотворения. И чем  более точно поэт  с м о д е л и р о в а л  свой эмоциональный
мир, чем сильнее  с ж а л  и  п е р е д а л  свои чуства , тем выше ценность его произведения.
В  этом и заключается секрет успешности  стихотворений, написанных на “одном дыхании “,
экспромтов.
Подвергая  свои произведения бесконечным   “творческим “  правкам автор часто до того заиг-
рывывается с формой, что под ней порой не разглядеть изначально заложенного зерна, ДУХА.
Тесные, пестрые одежды регулярно напяливаемые усердными “работниками пера”,  наносят ог-
ромный вред   т е л у   т в о р е н и я .Они вносят “шумовые эффекты” в энергентику стиха  Ленивый читатель едва ли станет докапываться  до сомнительной   с у т и , так тщательно скрываемой под пышными одеждами красивости. Увидя кричащий фасад и “словив кайф “ он стремительно побежит дальше к очередной красивой пустышкеюЕму вовсе нет охоты заниматься тщательными “литературоведческими раскопками”.
 Так наши авторы становятся изяшными, модными портными, подмастерьями писательского
конвейера, на ура выдавая литературный  п р о д у к т  доверчивой публике.  А  бедолага-читатель,  уставший  от  бесконечных метаний между кричаще раскранных фасадов, постепенно проника—
ется мыслью о “талантливости  “  и безусловной   н е о б х о д и м о с т и  создания подобных
   “ шедевров  “. Такой  п о з о р н о   н а ч и т а н н ы й  индивидуум вскоре становится рьяным
защитником искусства подобного рода и окончательно впитав все необходимые штампы и, утра-
тив первозданное  чуство  п р а в д ы   ж и з н и  и всяческий художественный вкус, гордо встает
 в ряды  “любителей прекрасного “. Хуже всего, если, нахватавшись верхушек, данный субъект
 становится профессиональным критиком. Но это тема отдельного ннелицеприятного разговора…..
               

Продолжение следует ……..

********************************************************


Рецензии