Начало

Вот так жизнь и начинается, с рождения. Есть люди, у которых самым несчастным днем в жизни и является День Рождения, потому как все проблемы начались с того самого момента появления на свет. Посыпались несчастья одно за другим, и болезни, и ушибы, и укусы, и переломы…, и так можно перечислять до бесконечности.
Когда она родилась, небо было закрыто сиреневыми и темно-фиолетовыми тучами, а по крыше дома, куда ее привезли, стучал дождь. Так она попала домой. Женщина, родившая ее, долго не знала, как назвать маленькое существо. Ее муж называл новорожденную дочуркой, малышкой, солнышком и другими ласковыми словами. Они заботились о ней. От них исходило тепло и нежность. Они ее любили. Так она познакомилась со своими родителями. Ее назвали Эленой.
Прошло два месяца, и появилась другая женщина, имеющая какую-то невидимую власть над людьми, ухаживающими за ней. Она появлялась, когда исчезали первая женщина и мужчина и тоже брала ее на руки и поила теплым коровьим молоком. И называла ее внучкой. Это была бабушка. А еще она рассказывала о каких-то других существах, которых называла людьми и животными. Так Элена начала познавать мир. 
Еще она узнала другую бабушку, которая рассказывала о существе, живущем на небе, и называла его богом. Его никто не видит, но он есть и видит все. Но Элена не хотела слушать о боге, людях и животных. Пока она хотела только есть и спать.
Прошел год. Мама и папа звали ее Эной и имя ей подходило, потому что она часто капризничала и пряталась за мамой при виде других людей. Теперь она узнала и умела очень много. Но больше всего было интересно смотреть картинки и ходить. Правда ходила она мало, чаще ее возили в коляске мама или папа. Но это тоже было интересно. А еще ей недавно подарили карандаши и поздравили с Днем Рождения. Она родилась осенью.
А потом наступила зима. И она узнала, что есть Дед Мороз, что он похож на дедушку и дарит карандаши всем детям. Но весной Дед Мороз перестал ее интересовать, потому что папа принес котенка. В этом существе Эну больше всего интересовал длинный хвост, и часто она таскала за собой котенка именно за хвост. Но котенок не обижался и даже приходил к ней сам. Они стали расти вместе. Правда котенок через год превратился в кошку Мурку, а она осталась маленькой Эной. Теперь у Мурки появились котята. По желанию хозяйки они стали Дымкой и Прищепкой, потому что были дымчато-серые и повисали на одежде, убегая друг от друга.
Эна уже говорила маме:
- А почему кошки не каркают? - при этом очень чисто с усердием выговаривая букву «р».
- Потому что каркают вороны, - мама улыбалась и продолжала вешать белье на веревку, – а кошки мяукают.
- Я знаю. Мурка тоже мяукает и мурчит. А котята не мурчат, – она отпустила котенка и огляделась. Теперь объектом пристального разглядывания стал мужчина с портфелем в руке, проходивший около двора. Позади него бежала маленькая лохматая собачка.
Эна подошла к забору.
- Дядя, а как твою собаку зовут?
Мужчина улыбнулся и повернул голову:
- Атос.
- А мою кошку Мурка зовут. А куда ты идешь?
- На работу.
Лохматая собака зарычала, и мужчина погрозил ей пальцем.
- А ты туда идешь? – Эна указала пальцем на большое здание, соседствующее с их двором. – Там мой папа работает. Ты к нему идешь?
- Да. Я тоже там работаю.
Еще бы чего-нибудь спросить, но тут подошла мама и, ответив на приветствие мужчины, сказала, обращаясь к дочери:
- Эна, дяде пора, ты его задерживаешь. Попрощайся с дядей, и пойдем домой.
- До свидания, дядя, – и, держась за мамины пальцы, пошла по дорожке. – Мам, а папа тоже на работе? Пойдем к папе.
- Он скоро придет.
- Ну, мам, ну пойдем! Там дядя с собакой будет.
Мама взяла ее на руки.
- Ну, пойдем, пойдем. Какая ты стала тяжелая. И капризная.
Но Эна не любила, когда ее тискали, и совсем по-взрослому просила:
- Мам, ты меня отпусти, а то люди подумают, что я маленькая.
Уже на ходу, поправляя платьице, она заметила:
- А собака у дяди злая! Я бы ей печенья дала, а она рычит.
Когда они с мамой вошли в здание, все сразу начали здороваться и спрашивать:
- Как дела, Эна? Ты к папе идешь?
Оно и так было понятно, что к папе. Чего бы она сюда шла, если бы тут не было папы. Тут уже было не интересно, потому что папа все ей показал. На нижнем этаже была комната, где сидели какие-то тети и смотрели бумажки. Они называли себя кассирами, и часто давали ей бумагу и карандаш. (Вообще Эна была очень хорошенькая маленькая девочка с большими прозрачными серыми глазами, пухлыми губками и щечками и светлыми мягкими волосиками, и ей всегда симпатизировали окружающие). А на втором этаже была комната, где тоже сидели тети, но папа говорил, что это бухгалтерия. Еще там была секретарь и дверь, которую нельзя было открывать. А в папином кабинете было очень большое окно, и все постоянно приходили к нему или звали его к себе. Вот и сейчас к нему пришли они с мамой.
- Пап, а к тебе дядя с собакой приходил? Он сказал, что к тебе идет, на работу.
Папа улыбался и, разбирая бумаги, задавал встречный вопрос:
- А собака какого цвета?
Эна залезла на подоконник ковыряться карандашом в цветочном горшке и ответила:
- Не знаю, по-моему, грязного. Но она лохматая.
Папа улыбнулся еще шире. А мама решила снять ее с подоконника.
- Ты зачем карандашом цветок раскапываешь?
- Мам, ну не забирай меня, я червяков ищу. У нас на огороде они под помидорами живут. – Она еще немного поковыряла под самим растением, и тяжело вздохнула. – Нет, тут червяки не живут. Тут земля плохая и дождя нет. Зато теперь цветочек дышать будет. Папа говорил, что червяки полезные для растений, а тут их нет. Поэтому я и копаю.
Она слезла с подоконника и с любопытством заглянула папе через руку:
- А чего ты тут ищешь?
Мама усадила ее к себе на колени.
- Не мешай папе. Сейчас он закончит, и мы пойдем домой.
- А как же дядя с собакой? Пап, а ты этого дядю знаешь?
- Не знаю, – папа сложил бумаги в портфель и взял Эну за руку. – Пойдем домой.
Вслед за мамой они вышли из кабинета. На нижнем этаже папа поздоровался с каким-то дядей, и Эна дернула его за руку:
- Папа! Это же тот дядя с собакой! Пап, а кто он?
- Это дядя Вася. Он охранник.
- А где его собака?
- Ну откуда ж я знаю! Наверное, домой ушла.
- Пап, а почему у меня собаки нет?
- У тебя Мурка есть.
- А я собаку хочу. Как у дяди.
И на следующий День Рождения, когда ей исполнилось три года, ей подарили щенка. У него были мягкие длинные уши, и не было хвоста. Этот факт Эну очень расстроил.
- Мама, а почему у него нет хвоста? Я хочу собаку с хвостиком.
- У него тоже был хвост, когда он только родился, но потом его отрезали.
- А у меня тоже был хвост, когда я родилась?
Мама почему-то рассмеялась.
- Нет, у тебя не было.
- Вы его мне не обрезали?
- Нет. У людей нет хвостов. Хвосты есть только у животных.
Щенка назвали Атосом в честь собаки дяди Васи. Папа смастерил ему теплую, обитую войлоком будку, а мама подарила ошейник. Бабушка варила кашу, а Эна сама кормила Атоса и Мурку. Теперь она говорила проходившему мимо дяде Васе:
- А у меня тоже есть Атос. И Мурка есть. А у тебя Мурка есть?
И, услышав отрицательный ответ, довольно, со знанием дела, советовала:
- А ты попроси своих папу и маму, пусть они тебе Мурку подарят.
В этом же году мама начала учить ее читать и считать. А еще теперь она ходила в детский сад.
Осень сменилась зимой с ее темным морозным утром и снежным днем. Теперь папа будил ее очень рано, еще засветло, забирал из теплой кровати и на плече сносил со второго этажа вниз в гостиную, где Эна снова укладывалась спать на диване. Но сон уже не шел. Тогда она шла в ванную, просила маму включить свет, умывалась и чистила зубы. Потом завтракала, ее одевали и на санках везли по серой заснеженной аллее из акаций в детсад. А потом Эна не могла дождаться вечера, когда ее забирали домой. Там у нее появились первые подружки. Их звали Юлька и Ирка. А они ее звали Энкой.
А еще у нее выпал зуб. Он давно шатался. И вот в садике, когда они обедали, он просто так взял и выпал. Эна сидела за столом и не знала, куда его деть. И положила в чью-то кружку с компотом. А потом мама долго ругала ее за это. А папа смеялся и говорил, что она находчивая девочка, но что так поступать нельзя.
Весной Эна познакомилась с соседскими двойняшками Кариной и Кристиной. Одна была светлой, а другая темной. Мама отдала им Дымку и Прищепку. Эна не понимала зачем, ведь они к ней привыкли, но мама сказала, что котят нужно отдавать, ведь у них дома не зоопарк. Тогда последовал вопрос что такое зоопарк и когда они туда пойдут. А потом обещание, что скоро Эна увидит и жирафа, и пони, и тигра, и павлина. Теперь она с подружками постоянно обсуждала длинную шею жирафа и полоски тигра.
А осенью, в День Рождения папа водил ее в зоопарк. И звери ее напугали и разочаровали. Еще ей подарили книжку-раскраску и пропись. А бабушка подарила краски. И Эна незамедлительно нарисовала в своей комнате на стене колобка, Мурку и Атоса, маму и папу, бабушку и еще какое-то неизвестное науке существо называемое чивряк, состоящее из длинного тела, двух ножек и головы, похожее на ящерицу. Потом оказалось, что это червяк дождевой, просто у него выросли ноги. За это настенное творчество она получила оценку отлично и довольно болезненный шлепок по попе за порчу обоев. Мама сказала, что за это она весь день будет учить стих. Ее часто наказывали чтением или тренировкой в написании букв из прописи.
Все это привело к тому, что скоро Эна сама сносно читала маме на ночь сказки. А к пяти годам ходила с ней в библиотеку и выбирала себе книжки. Любимыми стали книги про Незнайку и Волшебника изумрудного города. Она сравнивала себя с Элли и Тотошкой и говорила маме:
- Мам, а я тоже могу улететь с ветром в Волшебную страну?
Мама в это время резала в салат помидоры.
- Нет, потому что у нас не бывает ураганов.
- А меня вчера чуть ветер не унес. – Эна в это время рассматривала картинку в книге.
- Он тебя поднял?
- Да. У меня зонтик был открытый и ветер в него дул. Если бы папа меня не удержал, я бы тоже улетела в Волшебную страну, только без Атоса. – она немного помолчала. – И зачем только папа меня схватил!
- Ты бы улетела, а мы с папай стали бы искать тебя и волноваться. И быстро постарели бы.
- Да я бы скоро вернулась. Мама, а ты тоже когда-нибудь будешь как бабушка совсем старой?
- Все люди со временем стареют.
- И я со временем постарею?
- Тебе сначала надо стать взрослой.
- А время может остановиться, чтобы я не старела?
- Тогда остановится жизнь. Время идет постоянно.
- А что это такое?
- Это каждая прожитая тобой минута.
- Мам, а нам в садике книжку читали и говорили: «счастливое это было время», это как?
- Это когда ты радуешься каждой минуте своей жизни, и тебе хочется, чтобы так было всегда.
Эна закрыла книгу и задумалась.
- А если я не буду радоваться?
- Тогда ты проживешь жизнь без счастья, и потом тебе нечего будет вспомнить. Ты будешь несчастной.
- А вы с папой счастливые?
Мама отложила в сторону нож, опустилась на колени и крепко обняла Эну.
- Конечно, ведь у нас есть ты, – она заботливо поправила воротничок на платье дочери.
Эна больше ничего не сказала, только задумалась о чем-то своем. Она смотрела на маму большими полупрозрачными блестящими серыми глазами и вдруг маленький пухлый рот искривился и по розовым щека покатились две слезинки.
- Эночка, ты чего? – мама вытерла их и прижала дочку к себе. – Ну, чего ты плачешь?
- Я не хочу от вас улетать, - девочка обняла ее за шею и впервые в жизни призналась, - потому что я вас люблю.


Рецензии