Двери закрываются...

- Двери закрываются, следующая станция- Шоссе Энтузиастов.
Последние входящие едва успели запрыгнуть, прежде, чем  автоматические двери захлопнулись. Вошедший народ разбредался по вагону, с надеждой на свободное место.
Мне повезло больше- я села в вагон  на начальной станции, когда он  был пустой, с прекрасной возможностью выбирать.
В нашем московском метро это довольно редкостная возможность. Обычно- если вообще сел, и на том спасибо.
Я подняла голову, почувствовав чей-то взгляд. Кстати говоря, взгляды для меня как нечто материальное, я даже, бывает, оглядываюсь назад, если кто-то , идущий за мной, пристально смотрит в спину.
Это был молодой человек, мгновенно стушевавшийся, поняв , что я его «застукала». Он заёрзал, сделал вид, что крайне увлечён схемой метрополитена, но  руки, старающиеся найти себе место, его выдавали. Как правило, долговязым всегда некуда девать руки. Кажется, что руки и тело живут отдельно, каждый своей жизнью, и даже не гармонируя друг с другом.  Я присмотрелась, сразу определив тип этого человека. Некрасивый совершенно (если быть тактичной и говорить без оскорбительных определений), невзрачный в одежде, в поведении, он, словно бы боялся выделиться из толпы. Весь его вид говорил, и даже умолял «Меня здесь нет!» Я задумалась, также не отводя от него глаз, чем вгоняла парня не просто в тоску, а в страх, в панику. Представляю, что творится у него на душе- наверно, готов провалиться сквозь землю. Я отвернулась, не переставая всё же думать о нём. Простой некрасивый парень. Затюканный жизнью, преподавателями в институте, псевдо друзьями, которые любят сострить в его сторону, подшутить, лишь бы повысить себя в глазах какой-нибудь девушки. Он смолчит. Втянет голову в плечи и даже улыбнётся шутке над собой. Возможно, у него глубокий внутренний мир, но об этом знает только он сам, да любящая престарелая мама. На мир внешний он смотрит исподлобья, украдкой, искоса, очень уж боясь показать свой интерес к чему-либо.
Вы наверно встречали таких людей? Может рядом с вами в школе, институте, на работе или в метро на соседнем месте есть такой же человек? Привыкший к своей некрасивости, полный комплексов, с затравленным взглядом, безответный, хотя, может честный и хороший парень, кто его знает?
А тут я. Полная противоположность. Смотрю на него прямым взглядом, изучающим, сверлящим. Ему, бедолаге, хочется из шкуры вон лезть, и он всё еще не нашёл места своим рукам: то потеребит ремешок от старой коричневой сумки из кожзама, то положит на колени, то сцепит пальцы замком, покашляет в ладошку, и при этом периодически потоптывает ногой.
Я видела, что он украдкой бросает  на меня взгляд, в надежде, что пытка-смотр закончилась. Он привык  к серой жизни, привык быть тенью, незаметным, безмолвным,
некрасивым.
Меня пронзило острое чувство.  Сожаления? Жалости? Тогда я не понимала. Я просто смотрела в эти прячущиеся глаза и видела стеснение. Знаете ли, я, как спец по взглядам, знаю три ярко выраженных отличных категории. Первый- это взгляд  наглого самовлюблённого подростка, решившего, что наша разница в возрасте ему не помеха, и разглядывающего оценивающе. К этому же типу относятся пузатые богатые дядечки, бросая взгляд ребёнка на новую игрушку. Вторая категория- вдумчивый, серьёзный взгляд. Ну, тут можно рассчитывать на продолжение истории и на длительные отношения. Даже если смотрящий в компании, и при этом улыбается, или шутит, взгляд серьёзен, если я понравилась действительно, если он рассчитывает на свои силы и готов подойти- познакомиться. А третий тип- вот такой как этот, взгляд украдкой. Хорошо, да не моё. Ещё бы вздохнуть при этом и полная картина. И никакой надежды на то, что может быть «моё» нет и быть не может. Некрасивый, невзрачный, неуспешный или несовременный, такие ко мне не подходят. Может на мне тоже висит ярлык? Наверняка. Ну такая уверенная в себе девушка, и знающая себе цену, а длинные наращенные ноготочки говорят о большом интересе к своей внешности. Но есть тут небольшая недоработка. Небольшой ньюансик, который, при виде этого смущённого паренька, взыграл во мне с невероятной силой. Представляете себе, мне запал в душу этот взгляд, этот образ со всеми его проблемами и комплексами. И я уверена, что он отличный парень, просто не верит в свои силы.
Он опять искоса глянул на меня. Я сделала так, что наши взгляды встретились. И улыбнулась самой доброй из всех своих улыбок. Он стушевался. Да нет, он даже сконфузился! И встав, подошёл  к двери, несмотря на то, что мы только что отъехали от станции. До следующей можно было ещё посидеть. Я встала чуть позже и подошла сзади. Господи, только бы он не трясся как осиновый лист, и, главное, не подумал, что я просто прикалываюсь. Ведь это так бросается в глаза, что мы -не пара.
Мы шагнули вместе на перрон. И едва прошли пару шагов, как я тронула его за локоть. Он испуганно обернулся, снова втянув  голову в плечи. Впечатление, что его часто били по голове в детстве. Дурацкая шутка, он просто снова повиновался своему внутреннему желанию быть незаметным, испариться, провалиться. Я рассеянно пробормотала:
- Вы меня извините, но не подскажите ли как проехать до Алексеевской? Что-то я не вижу тут перехода на нужную ветку.... Мне нужно было в сторону Курского...
Я огляделась вокруг в полном недоумении. Он быстро-быстро взглянул на меня и не заметив никакого подвоха, ответил сдержанно:
- Вы проехали лишнюю остановку. Здесь нет перехода на кольцевую. 
Я озадаченно всмотрелась в схему проезда на календарике в моих руках.
Он, взглянув туда же, нахмурил лоб.
- И вообще, зачем вам ехать по кольцевой, когда Вы можете сесть  прямо на эту ветку. Ищите переход в сторону Китай -Города.
- А где это?
Я была совершенно серьёзна, говорила ровным голосом, с растерянными интонациями, желая показать, что совсем не шарю в этих схемах. Неплохо получалось, учитывая то, что метро я знаю как свои пять пальцев.
Он переложил свою сумку-чемодан из одной руки в другую, посмотрел на часы.
- Я еду до ВДНХ, это по одной ветке...
Он даже не успел договорить, как я вскинула брови радостно- изумлённо и схватила его за рукав.
- Правда? Тогда может вы мне и покажете?
Он снова  меня оглядел и деланно- безразлично кивнул, отвернувшись в сторону перехода.
Я пошла за ним. Всю дорогу во время нашего перехода мы молчали, пока не сели в вагон. Оказавшееся свободное место заняла я, а как только девчонка, сидевшая сбоку убежала в другой конец к подругам, поставила сумку и принялась звать его.
- Парень! – шёпотом кричала я. – Парень!   
И махала рукой. Он повернул голову, и я показала на свободное место, убрав сумку.
Он сел рядом, тут же отвернувшись, и впялив взгляд в стекло.
- Далековато.... – пробормотала я.  Он обернулся, а я пояснила простодушно- Да на работу еду устраиваться... Далековато ехать, наверно.
Он потёр лоб, и спросил:
- Откуда ехать?
- Да из Перово-то... А с другой стороны- работа хорошая.
Я задумалась, а потом повернулась к нему и доверительно добавила:
- Только не возьмут всё равно...
- Почему это? – удивился он. Правда всё ещё каким-то скованным голосом.
Я хмыкнула.
- Ну да! Зарплата высокая. Думаешь, прямо вот так девушку с улицы и взяли? Да таких миллионы бегает!
Он осмотрел меня и уточнил:
- Образование есть?
- Экономист!
- Возьмут.
Я удивилась неожиданной твёрдости в его голосе. Уставилась на него. А он снова впялил взгляд в окно.
- Да ладно тебе, чем я лучше других? – промямлила неуверенно.
Он посмотрел испытующе. Так и висел вопрос- Ты прикалываешься или серьёзно? Но в моих глазах, по-видимому было столько искренности, честности, и удивления, что он снова стушевался и пробормотал:
- Ну образование... и вообще.... – А потом, собравшись с духом выдал: - Внешность.
И снова сконфузился, ожидая насмешки. А я стала серьёзной и внимательно за ним следила. Как знать, может он впервые говорит комплимент девушке. Я очень старалась не замечать его некрасивости, немодной курточки, простых, но чистых джинс.
- Знаешь, -  произнесла я. – Внешность- это ещё не всё. И даже далеко не всё. Я как то раз так круто упала с платформы лицом об лёд, что несколько недель не могла выйти на улицу. У меня лицо в синяках было, переносица опухла. Я сидела целыми днями и думала- если останусь такой навсегда, например, нос нормально не срастётся, то вернутся ли ко мне все друзья и подруги, интересно ли со мной как с человеком...... а не так просто.... в кафе сходить....
Он не отреагировал, но видно было- прислушивался, ждал  продолжения.
- И мне неприятно, когда ценят только по внешности. Когда я прихожу устраиваться на работу, я не кладу ногу на ногу, загадочно улыбаясь шефу (как я играла здесь!) . Я даю понять- ребята, я училась, я кое-что знаю, у меня есть опыт, я люблю читать, я целеустремлённая, я ответственная, я никогда не подведу! Если вы оцените меня, я принесу много пользы вашей фирме! (А тут всё было правда).
Я вытащила платок и затеребила в руках.
- Но ведь сколько таких как я ходит по Москве! И кто-то с гораздо большим опытом, более ответственный....
Он снова нахмурился и повернулся ко мне.
- Ты не переживай так.... Если они тебя не оценят- оценят в другом месте. Точно тебе говорю!
Он сказал это так уверенно, что если бы я и вправду ехала не к подруге в гости, а устраиваться на работу- уж точно взяла быка за рога!
- Слушай.... – я и правда опешила. – Мне бы такую уверенность в себе... А то я ни рыба- ни мясо. Всегда сомневаюсь, плачу по пустякам. У меня друзья обязательно бы сказали- Да нечего там ловить, такая крупная фирма! Ты наверно в своей компании энергетический двигатель, да?
Он  пожал плечами:
- Да нет....
Я смотрела на него восхищённо, а он оглядывал вагон. Я видела, какая плохо скрываемая гордость сквозит в его глазах. Вот мол, еду с такой девушкой, и она восхищённо глядит на меня. Я дала ему в полной мере насладиться этими неизведанными ощущениями. И, кажется, он был очень благодарен.
Зачем мне это было надо? Зачем я устроила весь этот спектакль?
Однако же, всю оставшуюся дорогу мы непринуждённо болтали. Я заметила, что парень, его, кстати, звали Виталик, уже практически раскрепостился и не испытывал каких-либо неудобств в общении со мной. Мы обсудили любимых писателей, посмеялись над некоторыми шоу-звёздами, рассказали друг другу по парочке житейских историй. В глубине его зрачков всё же скрывалось какое-то неверие в происходящее, но я старалась не  обращать внимание. Ведь всё это реально!
Мы к тому же вышли вместе на одной станции, так как он пожелал проехать дальше на троллейбусе. А пока шли по подземному переходу, на его лице играла улыбка. Мне даже показалось, что он как-то выпрямил свои сутулые плечи, что исчезла тень грусти с его лица, он смотрел на меня уже прямым взглядом, выражая своё доверие, и вообще, словно даже похорошел собой. Может я преувеличиваю?
Когда мы вышли из перехода, то поняли, что пути наши расходятся. Он снова немного смешался, не зная каким образом попрощаться, но я пошла ему навстречу. Стала серьёзной, взяла его за руку, и, глядя в глаза негромко сказала:
- Ну что ж, вот мы и приехали, теперь каждому своя дорога. И спасибо тебе большое за поддержку, если бы ты знал, как она оказалась кстати! Я  уже совсем не волнуюсь. И доехали быстро, потому что интересно.
  Он опустил глаза, потом собрался с духом и взглянул прямо:
- Пока! Это тебе спасибо! – и , улыбнувшись, повернулся уходить.
- А мне за что? – удивилась я, тоже улыбаясь.
Он обернулся, пожал плечами.
- Да так.... Ты- классная. – И подмигнул.
Я снова опешила, и ещё какое-то время наблюдала за удаляющейся фигурой. Он шёл, непринуждённо помахивая сумкой-портфелем в правой руке, и насвистывая какую-то мелодию. Я даже издалека видела, как на его лице ещё блуждает тень довольной улыбки.
Когда я перешла дорогу, то встала на автобусную остановку, вместе с другими ожидающими людьми. Я была невесомой, лёгкой, улыбчивой. Я любила всех вокруг- этих неизвестных мне людей, бездомных собак, серых кошек, наглых воробьёв. Я восхищалась соседним тополем, мне казался прекрасным шедший издали троллейбус. Я верила, что сегодня сделала что-то хорошее, то, что мне сделать ничего не стоило, а для кого-то оказалось очень важным. Я добилась высокой похвалы- улыбки Виталика, его прямого взгляда, его веселого насвистывания, его пусть даже временно, но иного взгляда на жизнь. Человека, который Есть, который смог быть кому-то полезным.
Мимо проезжал троллейбус. Я совершенно случайно посмотрела в окно, и хотела было уже радостно замахать руками, увидев Виталика, припавшего лицом к стеклу, но кое-что меня остановило. Я всмотрелась. Это был уже совсем другой Виталик. Задумчивый, грустный, не замечающий ничего вокруг. В его глазах было столько печали, столько тоски, столько душевной боли, что меня просто приковало к месту. Троллейбус остановился на светофоре. Виталик не видел меня. А я, не смотря на подошедший к моей остановке автобус, не могла пошевелиться. Я смотрела на Виталика и старалась понять. Он слегка покачивал головой, соглашаясь с какими-то своими мыслями, невесело усмехаясь. Его глаза, полные страдания, потом преследовали меня долгие годы.
Троллейбус уехал, а я осталась , так ничего и не поняв. И возвращалась домой, постоянно думая о нём, ища ответы. Тогда я решила, что Виталик, возможно влюбился в меня, жалел, что не оставил контактов, или просто понимал, что мы больше не увидимся. Но покоя моей душе всё же не было. Казалось, это были неверные ответы.
Прошло уже не менее трёх лет с тех пор, как произошла эта встреча.  Получилось так, что я не смогла поступить в институт, который хотела, и подруга, узнавшая об этом, принялась меня жалеть. Помню, как меня это задело за живое. Я встала, и с горящими глазами попросила «Не надо меня жалеть! Не поступила  сюда- обязательно поступлю в другой! Разве это у меня последняя возможность в жизни? Разве я обделена мозгами, чтобы не пытаться ещё и ещё в другие ВУЗы? Не вздумай больше нюнить и жалеть меня!»  И я в ярости пошла на кухню заваривать кофе.
Тогда-то, сидя с кружкой горячего напитка в руке, и задумчиво глядя в окно, на капли дождя , ползущие вниз по стеклу, на дворик во дворе, как кадр из чёрно-белого кино, я снова вспомнила некрасивого парня Виталика.
А может он не влюблялся в меня вовсе? Может просто под конец, стоя как я на троллейбусной остановке и видя снисходительно-холодные взгляды окружающих, оставшись наедине с собой, снова втянув голову в плечи, он понял, что все слова , которые я говорила, все восхищённые взгляды, которыми награждала, всё наше общение было только оттого, что я просто ЖАЛЕЛА его?
Меня пронзила боль. Я поставила кружку на стол и сжала ладонями виски.
Боже мой, хотелось застонать от ненависти к себе- жестокой, бессердечной. Да кто я такая, кто я? Какое я имела право пусть даже из добрых побуждений заставить хорошего человека почувствовать себя ЖАЛКИМ...........???
Я встала, взяла сигарету, стараясь унять бешенное сердцебиение.
И очень искренне спросила обращаясь в пустоту :
- И зачем только я это сделала тогда ? Пусть бы ехал своей дорогой...
Простил ли он меня?
Наверно, очень сильно я его ранила, раз до сих пор вспоминая всё это, ощущаю свою вину.


Рецензии
Ясно одно: добрая Вы!

Прокопыч   06.05.2004 15:30     Заявить о нарушении
Ясно и другое: рада стараться! Я, уважаемый, прямо-таки по Вашим ссылкам не успеваю заходить! А ещё, благодаря Вам же, целыми днями прокручиваю в голове сюжеты с лифтами на конкурс. Так что если вдруг повезёт- поделюсь с Вами славой. А то, глядишь, и вы вперёд вырветесь... всё-таки конкуренция... :) Так что огромнейшее спасибо!

Татьянапаршикова   06.05.2004 23:42   Заявить о нарушении
Приятно читать, тем более, когда быстро отвечают. На работе сняли запрет на меня, как ни как не все же пишуть, удалось побеседовать с Вами и днём. А сюжет к Лифтёру у меня уже родился, отлежаться ему только надо, пишите свой, мне интересно с ним познакомиться. Естественно, что мой в юморной форме. Другую как-то редко одеваю. До встречи на конкурсе.
А моё замечание Вы как-то пробежали! Скромная что ли ещё при всём при этом! Досье пополняется.

Прокопыч   07.05.2004 03:08   Заявить о нарушении
Даже не представляете до какой степени скромная! Видите, какой противоречивый характер. Тяжело жить... На конкурсе встретимся! Предполагаю тоже в шутливой форме. :P

Татьянапаршикова   07.05.2004 08:29   Заявить о нарушении
Скромная-то, скромная, но и говорливая!
С праздником, Вас Танечка, с днём Победы!
Это мой любимый праздник, хотя и не застал те времена.
А мой отец воевал. Люблю песни военных лет.
С удовольствием буду слушать их 9 мая на даче.
Сегодня - день Радио. Немного имеет отношение к моим ранним увлечениям.
С интересом, Владимир.

Прокопыч   07.05.2004 10:28   Заявить о нарушении
Уж я дУмаю, что не застали те времена! :)
И ВАС с НАСТУПАЮЩИМИ!
А песни и впрямь прекрасные, сейчас так не поют :(

Татьянапаршикова   07.05.2004 20:41   Заявить о нарушении
Да, молод я ещё,особенно душой. Рад, что совпали интересы насчёт песен военных лет. А мои дочки ещё любят смотреть фильм "Девчата". События происходили на моей родине. Сегодня встречаемся на даче. У меня уже внучка есть. Прелестное сушество. Хотите, фото её вышлю. Все обычно от неё в отпаде.
Доброе утро! Жаль, что уезжаю. Всего-то в 70 км от Москвы мои дачные хоромы. В баню сходим и в местном пруду охладимся. И Вам желаю приятно провести время. Ну и разухарилась же ваша компания на первомайские праздники! Могли бы и на природу выехать! Я её больше люблю, чем эти шикарные московские забегаловки.
До встречи в виртуальном мире.

Прокопыч   08.05.2004 04:00   Заявить о нарушении
А у меня тоже дочка есть, Даша :)
А насчёт компании как в воду глядели- сегодня целый день провели на природе, пропахли костром, и сейчас такая приятная утомлённость....
И вам удач, встретимся после праздников в виртуале, of course

Татьянапаршикова   09.05.2004 00:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.