О друзьях. О столах. О любви к оным

Обнаружить в себе жадность в самый неподходящий момент - хуже не бывает. Неподходящий момент случился неожиданно, когда поняла, что из кухни в комнату можно пройти ценой двух вещей: синяков на теле или внутриутробным рычанием с последующим криком "Всё выброшу к
чёртовой матери!". Вопрос, зачем чёртовой матери такое количество барахла, отпадает сам собой.
Барахло копилось долго, из года в год. С завидным постоянством покупались коврики, подставки для свечей, сами свечи в форме зверюшек и цветочков; полочки, лампочки, девочки и мальчики (в виде скульптурных изображений); куклы на верёвочках (старая мечта организовать
кукольный детский театр) на тех самых полочках висят, строя недовольные мины, - им тоже места не хватает. Кошки во всех возможных и
невозможных позах, шляпные коробки вместе с содержимым (старинные шляпы. никому не нужны, но ностальгически красивы) и самая
большая страсть - домовые. Коллекция потрясающая, но лишняя по сути своей также, как и старинные шляпы. Воздуха нет, шаги негде мерять. Помогиииитее! На крик помощи приехал Грэгор. ("э" или "е" сущность евойную не меняет).
Когда он появляется в доме, мысль об избавлении от лишних вещей приходит в голову чаще, чем мне этого бы хотелось. Грегор занимает одну треть площади моей квартиры.
- Давай всё выбросим. К чёртовой матери, - предлагает мой друг абсолютно спокойным голосом. Удивительно, как некоторые не дорожат
старыми, но дорогими сердцу вещами. Ничего святого у них нет. Выбросить в мусорный бак память! Ну как так..
- Грег, ты бездушная сволочь. Все эти вещи любят мой дом, они здесь прижились. Что значит в мусор? Что значит к матери?
- Я урбанист. По мне, так оставить диван и лампу, чтобы было под чем читать. Да и диван в сущности не очень-то важный элемент комнаты. В конце концов можно читать лёжа на полу, подстелив шкуру медведя. У тебя есть шкура медведя? - хитро проговаривает мой любезный
приятель, явно закидывая последний вопрос, как наживку.
- Мы решаем проблему места или наоборот, заполоняем пространство? Кстати, шкуры ещё нет. Но и не хочется. Для шкуры нужен деревенский дом, а я пока в городе живу. Или по крайней мере представляю, что в нём живу. И потом, всё это можно продать за деньги..
- На которые ты немедленно купишь новые лишние вещи, - шутит бездушный человек Грегор. И продолжает, окидывая хищным взглядом моё
светлое пространство, называемое квартирой:
- Стол хочешь продать? Тебе ведь не нужно два стола. Сколько?, - тут же коротко и со знанием дела.
Немедленно оцениваю кухонный стол, переживший мою бабушку, её внуков и попугая, которые, как говорят, живут двести лет; явно не в пользу будущего покупателя. Называю примерную сумму. Птичка в клетке чуть не поперхнулась от моей наглости, но ему, попугаю, не грозит остаться без дома. Так что пусть не волнуется - белая бандура в человеческий рост никогда уже не покинет сие помещение. По причине достаточно
банальной: с таким трудом два здоровых мужика её сюда втащили, что мысли в обратном направлении не возникает.
Грэгор не птичка, а потому не падает от удивления с жёрдочки:
- Покупаю.
Мне послышался звук молотка, которым на аукционе ушлый дядька обычно наказывает стол.
- Продано.
Застываем оба. Слишком быстро всё случилось, нет удовольствия - не поторговались, не поспорили о том, как этот стол будет украшать его
скромное жилище. Как-то не по-людски..
- Грэг, - с опозданием говорю я, - а зачем тебе стол кухонный? Со стульями? Не двенадцать, но четыре. И в хорошей ещё форме, - на автомате и скороговоркой вещаю я, забыв на секундочку, что процесс свершился.
Критического взгляда достаточно, чтобы понять: эти стулья не проживут долго в качестве сидений для человека, весом.. Впрочем, и взгляда не надо - мы оба знаем, что мой друг, приезжая ко мне, предпочитает сидеть на других, более крепких местах для. А Грегор тем временем уже
деловито выносит драгоценные предметы и складывает их недалеко от большого мусорного бака. Что-то гадкое зашевелилось внутри. Я бы
даже сказала, некое предчувствие. А этот друг, эта нехорошая редиска, эта бездушная.. Короче, недолго думая, стулья летят в бак и вот уже
стол готов за ними.. Ловлю себя в крике:
- Ты что, совсем рехнулся! Он же новый! Почти!
Причём, мне не приходит в голову спросить его, а зачем же он его купил в конце концов.
- Не надо!, - напоминаю себе девочек-недотрог из фильмов советской действительности.
- Хоть стол оставь! Пожалуйста!, - чуть не плачу.
Осеняет гениальная идея, последняя надежда:
- Stop! - на английский Грег всё же реагирует, ленивым поворотом головы в мою сторону. И хотя "стоп" он и в Африке "стоп", стол замер в
полёте. - У меня идея. А что, если заменить некрасивый стол на балконе на красивый стол в твоих руках?
- Ты его продала?
- Ну да..
- Я теперь хозяин?
- Ну где-то..
- Так позволь делать мне с ним всё, что захочу.
Жадность тем временем выросла в большую обезьяну, и та корчила злобные рожи, вертела пальцем у виска, ругалась на всех известных ей
языках и пыталась вывернуться наизнанку. И таки вывернулась. Не помню, как я убедила его всё-таки втащить стол обратно, но уже на
балкон. Предварительно выкинув тот в помойку. Того жалко не было. Ну ни капельки. На стулья Грегор не согласился, а я не стала настаивать. И наглости есть пределы. Деньги обратно он не взял, прогулять их вместе где-нибудь в баре наотрез отказался. Мы поехали в ближайший
магазин ("Мне срочно нужна подставка для мыла, буквально некуда кусочек мыла положить", простодушный большой друг поверил), вышли
оттуда с большими пакетами, нагруженными очень необходимыми вещами. Одна из которых поразила воображение даже видавшего виды
Грэгора - шикарный котяра на подставке, с гитарой в руках, на кривых смешных ногах и с наглыми глазами-бусинами. Из железа. Тяжёлый,
как стол. Мирно лежащий в помойке. Другой который.
- Если ты так любишь котов, купи себе настоящего, - он никак не мог мне простить стол.
- Настоящего не могу, у нас аллергия на настоящего.

Мы пили кофе, жевали что-то безумно съедобное, но вредное для фигуры. Жевала я. Kак обычно. Он -завидовал. Диета. Через час Грэгор уехал домой. До дома ему ехать примерно два с половиной часа. Это если не дремать за рулём, а если всё-таки дремать, то все три. А я, вынимая
стулья из помойки, прямо с улицы позвонила ему:
- Грегорош, - так я обращаюсь к нему в очень хорошем настроении, - едешь ещё?
И не дождавшись ответа:
- А на самом деле, зачем ты стол у меня купил, а?
- Иди ты в жопу, - последовал немедленно привычный ответ в духе Грегора, - дай поспать. Мне через три часа на работу.
"Пора избавляться от накопительства, - подумала я, избегая слова "жадность", - И переходить на английский. Всё-таки «fuck you» звучит не
так грубо, как русское "иди ты в жопу".


Рецензии
Вот, такой незамысловатый сюжетец:
друг купил у друга ненужную ему громоздкую вещь, просто чтобы освободить немного пространства.
Ну, и что?
Прорастет из зернышка сюжета литература, или развесистый сорняк – это вопрос селекции, культивации и правильного ухода. Откровенно говоря, растение не кажется, слишком уж ухоженным и лохматится во все стороны толи по недосмотру садовника толи, наоборот, по его прихотливому желанию.
Но! Но это - здоровое растение, выросшее из здорового зерна на здоровом гумусе!
Если конечно не считать болезнью - иронию.
Иронический взгляд, которым давно больна наша литература и жизнь – это своего рода близорукость, которая составляет неотъемлемый атрибут интеллигентной внешности (здесь мне вспомнился Антон Павлович в серебряном пенсне).
Ирония проклевывается не сразу. Опытный рыбак не станет подсекать раньше времени. Вначале интонация рассказчицы бесхитростно доверительна и откровенна. Но вдруг, читатель ловит первую смысловую рифму, когда Грэ(е)гор буквально повторяет недавние слова героини «выбросим к чёртовой матери», которые неожиданно вызывают ее возмущение: «Удивительно, как некоторые не дорожат
старыми, но дорогими сердцу вещами».
Прозаический текст рифмуется иначе, чем поэтический, но рифмуется обязательно (мысль Борхеса). Вот еще пример смысловой рифмы: «громоздкий стол» - «громоздкий приятель». Избавьте Гре(э)гора от лишних килограммов, и вы потеряете тему «загроможденной жизни», диалектику лишнего и необходимого.
Что, вообще, такое – лишнее? И почему обходясь без самого необходимого, мы не можем отказаться от этого лишнего? (цитата не знаю откуда). Конечно, лишними в рассказе являются не бессчетные кошечки и полочки, а те многочисленные подробности и отступления, которые составляют в совокупности иронический портрет героини. Это как раз то конкретное и частное, без которого изображение потеряло бы контрастную узнаваемость.

Однако, что-то я заигрался в литературного критика. Довольно! Достаточно было сказать, что рассказ получился добрый и грустно-веселый.
Вроде короткометражного фильма грузинской киностудии. Когда-то.

П.С. Находя некоторую языковую небрежность стильной, я поправил бы все же ляпы:
«Не помню, как я убедила его всё-таки втащить стол обратно, но уже на
БАЛКОН. Предварительно выкинув ТОТ в помойку».
«Мы пили кофе, ЖЕВАЛИ что-то безумно съедобное, но вредное для фигуры. Жевала я. Как обычно. Он – завидовал»

Ал. Раша

Ra   17.03.2004 00:51     Заявить о нарушении
Обожаю в тебе критика. И хотя отдаю себе отчёт, что написано сие исключительно ради красивых моих глаз (ну улыбнись ради бога хотя бы на этом патетическом месте), всё равно ужасно приятно тебя здесь видеть. Знаешь, дорогой мой Рашка (как же я по тебе соскучилась!), я свыклась с мыслью, что не обезображена талантом писать. Ни в поэтическом смысле, ни в прозаическом. То бишь в прозе. Но в последнее время вдруг (ты веришь в это вдруг?) захотелось избегнуть рифмы, размера, некой заданности. просто наверное стало легче говорить о себе не в завуалированной форме стиха. Выхожу из подполья. Знаешь ли, сыровато там. Возвращение к истокам дневниковой прозы. Не претендуя ни на что. Когда-то я любила писать письма. Мои миниатюрки - ненаписанные и неотправленные письма за последний год с половиной. Спасибо, что ты рядом. Почти, как в старые добрые времена. Есть стимул написать что-нибудь ещё.

Та Лоли   21.03.2004 14:44   Заявить о нарушении
Красивые глаза – лучший стимул для творчества. Особенно – критического.

Здесь на Прозе нельзя признаваться, что грешна стихами. Могут подвергнуть остракизму, или другой какой-нибудь подобной гадости. К мигрантам со Стихиры относятся с предубеждением. Опасаются засилья и всяческой экспансии. Имеющих родственников за границей Прозы сильно недолюбливают.
Недавно налетели всей толпой на Зейферт, и растерзали ее в клочья. Буквально, как Тузик тряпку.
Будь предельно осторожна. Не высовывайся. Не пиши ничего. Если не можешь не писать, то хотя бы не показывай никому написанное.

Ал.Раша

Ra   22.03.2004 09:38   Заявить о нарушении