О наших первых дембелях в Афганистане

     Уж 23-ый год пошёл с тех пор, как для меня закончился Афган. А своих армейских товарищей не забываю. Всё чаще думаю о них. Как сложились их судьбы? Сегодня хочется рассказать о наших первых дембелях, с которыми пережили мы самое трудное время, когда вошли в ДРА. Осенью 1980-го закончилась их служба в СА. Уволили быстро. Насколько помню, все уехали в один день, кроме Сергея Мурыгина, который лежал в госпитале с тифом. Конечно, жаль было расставаться с теми, с кем были в Афгане с первого дня. Андрей Сущ из Сибири, Виктор Беляков из Мордовии – эти ребята в основном были с нами на равных. По крайней мере, никто из них не «дедовал». Ещё помню бойца Василенко родом с Украины. Тоже отличный парень. Володя Сидоран из Закарпатья хоть и пытался порой прижучить тех, кто моложе призывом, но рук никогда не распускал и не унижал никого.

     Витька Беляков, к моему удивлению, однажды написал мне из дому, хотя друзьями мы не были. Виктор сообщал, что учится на подготовительном отделении университета. Беляков был весёлый парень и немного аферист. Например, летом 1980-го года он подал рапорт на поступление в военное училище и был направлен в Ташкент для сдачи экзаменов. Все были уверены, что Витька поступит. Парень он был умный и не по годам взрослый. Однако Виктор через месяц вернулся обратно в часть. Нам объяснил, что военным он становиться и не думал. Просто решил устроить себе небольшой отпуск. В Ташкенте он вовсю ходил по самоволкам, крутил скоротечные любови с девчонками и попутно успешно сдавал экзамены. Последний экзамен он намеренно «завалил», чтобы избежать военного училища. Я верю, что так и было. А что делать? Отпусками нас не баловали…
       
     У Виктора из блокнота я переписал несколько цитат и стихотворений. Обычно такие вещи солдаты переписывают друг у друга и автор, как правило, неизвестен. Стихи в основном наивные и часто пафосные, порой с ошибками различного качества. Не знаю, может быть, Виктор и сам что-то сочинил. Он грамотный был парень и, пожалуй, романтик.
       
     Вот кое-что из солдатского блокнота Виктора Белякова:

       Не верь, что жизнь печальна,
       Не говори, что трудно жить,
       Умей сквозь жизненных развалин
       Смеяться, верить и любить.
       …
       Колючий взгляд, все чувства огрубели,
       Тяжёлый шаг, всё говорит о том:
       Сурова жизнь, коль молодость в шинели,
       А юность перетянута ремнём.
       …
       Кто прошёл – их запомнит навечно,
       Серпантин трассеров в облаках,
       И снежинки, что больше не тают
       У погибших на лбу и глазах.
       …
       Вы не знаете, как это сложно,
       Взять хотя бы двоих басмачей,
       И, поверьте, – порой невозможно
       Расстрелять их огнём батарей.
       …
       Мы любим тех – кто нас не любит,
       И губим тех – кто любит нас.

       Ещё в «учебке» я скопировал у кого-то надпись для фотографии, которую воспроизвёл на своём снимке в парадной форме, высланном другу:
       
       Тебе как другу лучших лет,
       Тех лет, которым нет возврата,
       Дарю на память свой портрет
       В мундире русского солдата.

     Про кого-то из дембелей, вроде бы, Андрея Суща, после его увольнения мне рассказали, что он долго разыскивал в Афгане своего одноклассника. Тот служил где-то неподалёку, и было так, что то Сущ приедет к другу, а тот в рейде, то друг приедет к Андрею, а он тоже где-нибудь на службе вне части. А когда Андрей в очередной раз заехал в часть, где служил его дружок, то узнал: товарища вчера убили и увезли в морг медсанбата, который расположен сразу за нашим батальоном. И вот в морге Андрей наконец-то и увидел своего друга, а вернее, его тело… «Вот и свиделись», - произнёс он и вышел…
    
     Надеюсь отыскать хоть нескольких человек из своей роты. Благо, к тому сейчас есть возможность.

     2004.

     В.Беляков в центре с гармошкой; 4-ый справа в нижнем ряду С.Мурыгин;  А.Сущ в верхнем ряду 4-ый слева; в нижнем ряду 2-ой слева Виктор Карпов; автор в верхнем ряду крайний справа.


     Фото от 23 февраля 1980 г.


Рецензии
Спасибо за рассказ, Игорь! Прочитал и Вашу переписку с С. Соломоновым, мне он тоже очень нравится, как автор. Орден Красного Знамени, это же высшая боевая награда! Выше только звание Героя! Так что, ничего удивительного, что редко награждали. Услышал недавно историю боевого лётчика, крымского татарина Амет-Хана Султана, которого немцы называли Чёрным Дьяволом и Чёрным Сатаной. Он лично в боях сбил 30 фашистов и ещё 19 в составе группы. Получил Звезду Героя, в конце войны - ещё одну, после войны был лётчиком-испытателем реактивных самолётов, однажды, во время полёта, заглох двигатель и он получил приказ катапультироваться, но этот самолёт был единственным, первым, изделием, и он, почти до последней секунды, пытался его спасти, и двигатель заработал! Его представили к третьей Звезде. Сталин воскликнул: - Крымский татарин? Трижды Герой? Вы что, все с ума посходили? - И ему вручили 4-ый орден Красного знамени. Погиб Султан во время очередного испытания... А, ведь, кроме него, было ещё 5-ть! Героев Советского Союза из числа крымских татар, и 35 тысяч их доблестно воевали, многие награждены орденами и медалями. Чисто зря Сталин их всех огульно врагами считал! Так нельзя! Р.Р.

Роман Рассветов   12.04.2016 13:24     Заявить о нарушении
Историю Султана тоже слышал. Настоящий Герой.
Спасибо.

Игорь Исетский   12.04.2016 21:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 69 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.