Суть системного кризиса школы
Если же оценивать роль школы в обществе с позиции комплексного подхода, то следует однозначно констатировать системный кризис российской сферы образования. Образовательный комплекс относится к инерционным системам с повышенным порогом устойчивости. Чтобы достичь порога устойчивости таких систем, нужно кропотливо и целенаправленно расшатывать их основные системообразующие факторы, не считаясь при этом ни с материальными, ни с временными затратами. Как известно, превышение порога устойчивости системы приводит к её разрушению. Системный кризис образования в нашей стране как раз и состоит в достижении порога собственной устойчивости. В подобных случаях теория предполагает полный крах данного направления деятельности или выделение из исчерпавшей все свои внутренние возможности развития системы новой системы, параметры которой предполагают как потенциальное её самосовершенствование, так и способность выдерживать внешние неблагоприятные воздействия.
Понятно, что крах образования повлечёт за собой и развал государства из-за отсутствия квалифицированных отправителей его функций. Поэтому уже сейчас соответствующие государственные структуры в меру своего осознания причин и следствий ситуации, сложившейся в отечественной педагогике, предпринимают определённые шаги в направлении спасения этого важнейшего ресурса нации. Однако системный анализ этих шагов, к важнейшему из которых следует отнести разработку и публичное обсуждение проекта Национальной доктрины образования в Российской Федерации, позволяет усомниться в их согласованности и соотнесённости. Но более всего настораживает тривиальная попытка устранить следствия вместо выявления главного элемента кризисных явлений и радикального его оздоровления, что позволило бы преодолеть кризис, проявив в реальности школьной жизни педагогическую систему нового качества.
26.08.2000
Сергей БОРОДИН
Свидетельство о публикации №204021100015