Йоршт-3. Конец экспедиции Котовского

В этот раз Котовский был мрачнее тучи. Его вылазки на Йоршт закончились, когда он был уже на пороге разгадки секретов этой странной цивилизации. Рассказ его был не так тороплив, как прежде. Он больше не спешил…
* * *
Черт меня дернул почитать дальше книжку моего шизанутого приятеля! После описания уже освоенной мною процедуры выхода во сне из собственного тела, следовало примечание. В нем разъяснялось, что удалиться далеко от тела невозможно. Неведомая сила притягивает вас обратно к вашему телу, словно резиновый трос. Если же разорвать эту связь, то вы уже никогда не сможете вернуться в собственное тело. И вот, когда я собирался в очередную вылазку на Йоршт, все именно так и вышло! Именно в тот момент, когда разгадка парадоксов йорштианской жизни была так близка!
Ладно, расскажу, что мне удалось разузнать. Как я говорил, компьютерные технологии и автоматизация достигли на Йорште небывалого расцвета. Практически, все производство представляло собой заводы-автоматы. Люди туда и близко не подпускались - сетевой компьютерный разум не без оснований опасался "человеческого фактора". Люди работали лишь кое-где в сфере обслуживания, в сфере искусства и образования и, главным образом, в гигантском бюрократическом государственном аппарате. Когда мне удалось добраться до электронной библиотеки, на многое у меня раскрылись глаза. Фактически, всем на Йорште заправлял глобальный сетевой компьютерный разум. Заводы-автоматы проектировали и производили новые поколения компьютеров, занимались ремонтом и обслуживанием компьютеров и сетей, вели весь производственный цикл от добычи полезных ископаемых и производства энергии до выпуска готовой продукции абсолютно без какого-либо участия людей. Существовал также и рудиментарный аппарат производства товаров потребления для людей. Созданный в давние времена, он по инерции продолжал исправно работать, снабжая йорштианцев всем необходимым. За деньги, разумеется. Та самая "медь" была валютой компьютерного разума, созданная им специально для расчетов с людьми. Простые с виду монетки были оснащены компьютерными чипами и радиомаяками, что позволяло компьютерной сети полностью контролировать оборот наличности и предотвращало фальсификацию. Как йорштиане тратили монетки было ясно. Но за что расплачивался с людьми компьютерный монстр понять было трудно. Люди это тщательно скрывали. Одним из каналов, как я понял, была финансовая подпитка прокомпьютерного лобби в правительстве. Через подмазанных парламентариев и госчиновников деньги расползались далее. По видимому, существовал гигантский рынок теневого (с официальной точки зрения) капитала, пронизывающий все йоркштианское общество. Официальные деньги - "фо-ю" (изготовление которых компьютерным производственным комплексом по заказу правительства оплачивалось "медью"), как я полагаю, нелегально скупались компьютерным монстром для покупки мест в парламенте. Финансофая схема Йоршта стала для меня прозрачной, но одной вещи я так и не смог понять - для чего компьютерному монстру вообще нужны были люди?

* * *

Котовский умолк и вопросительно посмотрел на меня.
- У тебя есть версии? В сентиментальность компьютерного монстра и его благодарность к потомкам своих создателей я не верю. Лично у меня есть лишь одно предположение: люди оставлены так, на всякий случай. Для сохранения природного разнообразия. На перспективу.
- Ты все усложняешь, - отвечал я ему, - Вспомни, как было дело. Сперва Господь создал мир и людей. И испытал после этого чувство глубокого удовлетворения. Людей он создал по своему образу и подобию, то есть, с жаждой творчества и способностью удовлетворение от творчества получать. Создавая людей, он уже тогда сознательно планировал акт творения второго порядка. А теперь прикинь, значительная часть земного населения благодарна Творцу и почитает Его. Я полагаю, что йорштианцы стали предметом религиозного культа для компьютерного монстра, потому что так было задумано еще Первым Создателем. Формы этого почитания, возможно, тебе не вполне понятны, поскольку компьютерный разум был создан человеком не совсем по своему образу и подобию, но все-таки одно не подлежит сомнению: компьютерный монстр стремится сохранить человеческую расу и облегчить ее существование, что и подтверждает правомерность моей гипотезы. Сменим тему. Я вот не могу другого понять, почему в твоих рассказах не нашлось места ни одной любовной истории? Неужели не было ни одного романа или интриги между тобой и пылкой Йорштианкой?
- Понимаешь, - замялся Котовский, - я говорил, что йорштиане - обычные гуманоиды, но не утверждал, что они похожи на людей. Трехметровый рост, синяя кожа, единственная нога, глаза на ладони третьей руки не были препятствием для того, чтобы некоторые из йоркштианских дам произвели на меня определенное впечатление. Но в их-то глазах я был отвратительным карликом-уродцем! Потому-то мне с такой легкостью подавали милостыню…


Рецензии