Рецензия профессора Kassen-bek

В своей рецензии под названием "Миры российской интеллигенции", помещенной на сайте стихи.ру 17.02.2004, профессор Kassen-bek пишет:

- Какой улов в сети! И где - в зоне "ру". Мемуары "Парадоксы жизни" Григория Залевского.
Всё натурально, всё узнаваемо. Получил массу эмоций, прочитал не раз. Разослал ссылки друзьям, рекомендовал к прочтению, внимательному прочтению...
Отдельная благодарность Ольге Чернорицкой, она в очередной раз предложила нам узнать что-то новое из, казалось бы, совсем недавнего прошлого. И как знать, прошедшего ли?

Материал "Парадоксов" огромен, даже для такого относительно небольшого произведения. "Ведь для меня это была не просто книга, а дело всей жизни" - пишет Григорий Залевский (Г.З.). Сведения, предоставленные автором - достоверны.
Автор жил в Советском Союзе при Иосифе-Михаиле, во время "перестройки" оказался в гуще московских политических событий, в конце 80-х вынужденно эмигрировал в Америку на самом творческом пике.
Г.З. был организатором КСН (Клуба содружества наук), как минимум, морально поддержанного сотрудниками западноевропейских посольств. По их оценке"Клуб содружества наук явился первой ласточкой просвещенной демократии в России". Он способствовал появлению и развитию социально-политической инициативы снизу, возникновению неформальных общественно-политических движений на основе научно-демократических принципов. Один перечень лиц, сотрудничавших с КСН, вызывает неподдельный интерес, как говорится,от Станкевича до Макаревича, последний сочинил для клуба популярный хит "В добрый путь!".

Григорий Наумович с детства верил в свою миссию объединения умных людей для обсуждения самого широкого круга научных, социальных и политических проблем. При этом, миссию особую. Приведенные автором краткие сюжеты из его детства прообразовательно подсказывали цель этой миссии. Позже громил Г.З. всею силой своего интеллекта один варварский народ, с которым провел большую часть своей жизни, и характер которого так хорошо изучил:
"Во все времена в России принято судить о культурных и духовных ценностях без больших "премудростей", в чисто практическом духе. Русских с детства учат, что они лучше всех на свете. В упоминании культур других наций русский этноцентризм, высокомерие или снисходительность даже не скрывается, а расцениваются как истинный патриотизм. Не ощущается признания достоинств европейской культуры с её давними интеллектуально-нравственными традициями.
Обсуждать сложные вопросы русские не любят, понимая их как что-то само собой разумеющееся. Спорить не умеют. И я глубоко уверен, что главная причина прошлых и настоящих бед России - в несовершенстве менталитета россиян, их общей культурной отсталости. Отсюда, наверное, и слабая приобщенность к так называемым общечеловеческим ценностям, прежде всего к ценностям европейского миросозерцания: терпимости и плюрализму, уважению прав человека и парламентской демократии, почитанию законов и избранных по закону властей, священному отношению к человеческой жизни, уважению частной собственности и прав человека" - пишет Григорий Наумович в своем труде. К исправлению вот такого племени приложил немало своих трудов автор "Парадоксов жизни".

Много времени Г.З. посвятил и серьезной научной деятельности. Тема его диссертации: "Корреляционная зависимость социальных болезней от культуры населения СССР". К большому сожалению, защите этой диссертации так и не суждено было состояться. А между тем, там были высказаны мысли намного опередившие своё время.

"В диссертации, - пишет Г.З. - я намеревался обосновать причинно-следственную цепочку: "общественный строй - уровень жизни - культура - социальные болезни"...
Свою рабочую гипотезу о том, что массовое неумеренное употребление алкоголя в России является причиной не только ухудшения состояния здоровья населения, но и многочисленных деформаций в обществе, его морали, в социально-политических структурах и т.д., которые я собирался обосновать с помощью статистических данных и корреляционного метода. Известно, что мутанты живут по искаженным моральным Принципам, ложным нравственным ориентирам. Это - моральные уроды, отягощенные вредными привычками. Пьяницы предпочитают пьяных и испытывают отвращение к трезвым и умным. Отсюда неприязнь к образованным людям, интеллигенции и Западу".

По существу, Григорием Наумовичем было сделано научное открытие - пьянство является причиной неприязни к... Западу.
По мнению Г.З. этой ориентофобией заражена большая часть российского населения.

Вот почему - делает вывод Г.З. - людям с трезвым рассудком "умом Россию не понять". Разобраться в смысле российских "идеологем" действительно невозможно, поскольку они находятся за пределами разума, противоречат ему. Выработка "алкогольного генотипа", аморальности, неумение адекватно воспринимать реальность - состояние чрезвычайно опасное! Из-за нашей российской логики, а точнее - алогизма, еще не одно столетие будут продолжаться споры между Востоком и Западом, между демократами и консерваторами, между теми, кто считает, что править должны умные и образованные и теми, кто хочет отдать власть не шибко умным, зато послушным "слугам государевым". Споры эти в России могут вестись еще не один век".

Богатый жизненный опыт, обширные разносторонние знания, несомненное литературное дарование позволят поискам Г.З. завершиться успехом, состояться законченному научному труду. С такой-то стопроцентной темой можно на ноблаура замахнуться.

Кругозор Г.З. не ограничивается изысканиями в узко-медицинской сфере. Он высказывается по всему спектру актуальных вопросов истории и современности. Читатель сможет по достоинству оценить многие новации.

Несомненный интерес вызывают его характеристики исторических лиц советской и постсоветской истории. Григорий Наумович считает Горбачева "...крупнейшим преобразователем России, имеющим несомненные заслуги перед человечеством. Предельно быстро по историческим меркам Горбачеву удалось развалить не только советскую империю, но и всю мировую коммунистическую систему".

а также...

"Праведник Горбачев до сих пор ищет свое место в обновляющемся мире, честно содержит на собственные деньги свой фонд, пробует сохранить имя и лицо в стране, где нет лица".

Поледнее мнение особенно примечательно, если учесть, что необоснованно острые характеристики Горбачева, действительно крупного политического деятеля, даже в правой прессе почти что сошли на нет.
Кому сейчас придет в голову восхищаться праведностью Горбачева, ищущим справедливости?..

Разумеется, это малая толика всего прочитанного. Книгу Залевского надо читать перечитывая страницу за страницей, заново знакомиться со своей историей, не такой уж и далекой.

-----------------------------

Глубокому осмыслению идей Григория Залевского призвана статья Ольги Чернорицкой (О.Ч.) "Государство и интеллигенция в автобиографической прозе Григория Залевского".

"Пройдя через максимум соблазнов, автор остался верен идее нравственности и справедливости, и, отказавшись стать интеллигентом-государственником, стал миссионером от интеллигенции" - так характеризует О.Ч. материалы Г.З. Действительно, нравственная составляющая идей, переполняющих мемуары, ни у кого не вызовет сомнения. Григорий Наумович характеризуется как "миссионер" - распространитель современного научного мировоззрения и соответствующего поведения, основанного на вере в существование Бога и сверхестественного, человек, прошедший "через максимум соблазнов" (то есть число искушений Г.З. уж всяко было более трех числом).
Его идеи несут мощный научно-нравственный заряд и место реализации этого идеала может оказаться "не где-то там на небесах", а здесь, непосредственно "на земле грешной".

Г.З. подробно описывает заседания КСН, историю создания таких клубов и каэсэновского движения по всей стране. Кто же теперь после прочтения "Парадоксов жизни" усомнится в "символе веры", учении целого поколения адептов, за которым стоял Г.З.?

Наименование адептов этого учения - "интеллигент".
Г.З. считал интеллигентами в России интеллигентов-западников, коих всегда было мало, в отличие от интеллигентов-славянофилов. Пошли интеллигенты от декабристов.

После Залевского-Чернорицкой слово "интеллигент" приобрело новое значение в смысле интеллектуалов-сайентистов. Результат можно подавать в словарную комиссию, а О.Ч. может повесить себе медальку за филологическую находку.

По очень точному определению О.Ч., - "борцы за разум" удачно подобрали фасад для своей организации. Это - "Клуб содружества наук"!
 


Рецензии