БУдущее-обзор от Виктора Ганчара

Виктор Ганчар сделал
Обзор БУ-конкурсных работ

[БУ] обзор от Виктора Ганчара




Чтобы расставить оценки, нужна оценочная шкала, один конец которой грустно упирается в бетонный вердикт – плохо, а другой – теряется в заоблачных высях всеобщего признания – хорошо.
Но всеобщего признания не бывает. Ну, почти не бывает. Что для одного превосходно, у другого вызывает в лучшем случае кислую гримасу.
Тут мы плавно подходим к главному критерию «хорошести»: говоря «хорошо», указывай для кого или для чего это хорошо! Бессмысленно сказать, например, что литература – это хорошо. Абсолютной хорошести не бывает, как не бывает содержания без формы. Даже абстрактные идет оформляются в слова.
Иными словами, нужно объявить некий процесс приоритетным и оценивать всё с точки зрения полезности для этого процесса. А вредное для процесса объявлять плохим. Например, водка это хорошо? Ну, всё ясно, да? Главное, не забывать предлог «для». А в качестве процесса можно взять, например, пищеварение, или состояние духа, или кармана, да мало ли чего…
Однако, попытка указать приоритеты литературы вызывает, в лучшем случае, сожаление по поводу психического состояния пытающегося.
Вместе с тем, какой-то инструмент для оценок необходимо изобрести. Ясно, что это будет компромисс, устраивающий прежде всего самого изобретателя.
Мне удалось изобрести следующее:
1. У цивилизации есть цель.
2. Цель легко иллюстрируется библейским понятием «Рай».
3. Любые средства, литература в том числе, ведущие к достижению цели, оцениваются как «хорошо».

Таким образом, произведения, знакомство с которыми если и не вызывает у читателя желания немедленно придумать вечный двигатель, то по крайней мере - веру в светлое будущее человечества – считаются средством достижения цели.
При этом, антиутопии, показывающие «как вам будет плохо если вы не будете стремиться к указанной цели», также считаются средством достижения цели.
Вот такой произвол.

Фантастичность текстов я сравнивал с мировой классикой, начиная с Уэллса и заканчивая серединой 90-х, когда терпение моё под давлением низкопробной фантастики лопнуло. При этом пользовался формулой: фантастика это то, что в принципе может произойти, хотя и не ясно как и где. Литературность же, напротив, сравнивал со своими текстами, которые я оцениваю на 3, так, мне думалось, будет меньше обиженных. Лучше плохие ориентиры, чем бесцельное блуждание.

Всё. К оценкам!

Бу_1 Мама, расскажи сказку
В результате нескольких одновременно случившихся пандемий, люди на Земле умирают, а «знамя» цивилизации подхватывают крысы. (Почему крысы?).
Идея не нова, да и подана не убедительно. (Люди бы не сдались так просто). По-видимому, предполагалось, что оригинальность идеи с лихвой окупит недостаточную проработанность сюжета.
Крысы, заменившие людей, в своём поведении, ничем принципиально от последних не отличаются. Смысл такой замены неясен.
Написано умело. Однако, разогнаться и взлететь на полосе столь короткой, как в идейном, так и в событийном плане, автору не удалось. Мастерство, если оно есть, осталось непроявленным.
Ф–2, Л–4.

Бу_2 Время жизни
Земляне ведомые злобным Высшим Советом Галактики завели планету в тупик. Картина в точности противоположна той, что обычно подаётся в качестве рая на цветных агитках иеговистов. Неудачный крюк во времени оказывается вызван неким Ключом Времени неизвестно с какой целью переданным на Землю. В конце концов молоденькая девушка уничтожает Ключ, буквально топчет его каблуком. Происходит мгновенная  редукция времени и все хорошие парни и эта девушка оказываются на земле в этом самом раю.
Сюжет поработан схематично и, чего уж тут, неумело. Чувствуется, что романтическая линия любви девушки к парню более заботила автора, чем собственно фантастика.
Ф-1, Л-2.

Бу_3 Пылесосы
На Земле практически рай. Для сохранения рая придумано даже своё «чистилище» - пылесос. Устройство либо выпускает помещённого в него человека целым и невредимым, если он потенциально безгрешен, либо превращает человека в кучку пепла, если он склонен к грехам и в будущем потенциально их натворит. Поэтому загоняют в него детей, дабы предотвратить будущие неприятности.
Рассказ по сути представляет собой сочетание двух новелл. Собственно фантастическую часть о пылесосе, иллюстрирующую библейскую заповедь «не судите, да не судимы будете», и рассказ об умельце Кузьме, который в век жидкого электричества, пробуждал у людей интерес к патриархальным ценностям.
Новеллы эти сочетаются лишь номинально, глубокой внутренней связи между ними, если автор таковую предполагал, я не увидел. В тексте, вообще, немало деталей, непонятно как относящихся к идее произведения. Автор не скрывает своей эрудиции.
Если не иметь в виду этой эклектики, то написано весьма неплохо, прочитывается легко, даже незаметно. Интересно.
Ф-3, Л-6.

БУ_4 Первая и последняя охота
Клиент, изрядно заплатив, отправляется охотиться на вампиров в сопровождении проводника. Поскольку такого не было раньше, не слышно про сейчас, значит дело происходит в будущем – в этом элемент фантастичности. Прямо скажем, не сильно оригинально. Охота складывается неудачно и в конце концов проводник торгуется с вампирами за свою жизнь, предлагая им жизнь клиента. Клиент взывает к совести, но проводник - тот ещё гусь. Однако в решающий момент клиент ловко подставляет вампирам проводника, а сам убегает – тоже гусь неплохой. Собственно, и всё.
Написано несколько торопливо, кое-где слова не в тех падежах, как если бы это был «тренировочный заезд» неплохого литератора. Детали точны, но общее ощущение стилизации, даже шаблонности - немудрено, тема обглодана не одним автором. Может это была попытка пародии?
Ф-1, Л-5.

БУ_5 Бог ошибается только раз
Господи, какой непревзойдённой замысловатости это квадратное колесо! Поехать на нём куда-то, да просто понять, зачем оно нужно - немыслимо, но как изукрашено и инкрустировано! Этакая смесь кибернетических фантазий, философских вывертов и просто интеллектуальных обрывков к месту и не к месту помянутых. Автор с лёгкостью оперирует понятиями не для средних людей, он очень умён и очень много знает.
Предложенная им конструкция столь сложна, что нетрудно догадаться, поймут его лишь некоторые, у остальных либо терпения не хватит, либо ума. Я по обим параметра личность не выдающаяся, поэтому расскажу лишь то, что понял.
Идея состоит в том, что мир есть "поливерсум - слоёный торт из почти одинаковых, но чем-то различающихся вселенных", и в этих вселенных "мы лишь варианты себя". Никакого детерминизма нет и в помине, происходит всё, что только можно себе вообразить, причём происходит случайным образом – типичная квантовая картина. Разумеется, нет ни прошлого ни будущего – вообще, никаких структур. Есть лишь этот поливерсум и некая абстрактная идея жизни, которая, в принципе, может реализоваться и в белковом теле тоже.
Вот, собственно, и всё. Фантастики, если понимать под нею реинкарнацию – минимум, фантазии – навалом. Какое отношение к этому имеет Бог – не обессудьте, не понял.
Язык повествования профессиональный, но профессия у автора по-видимому не связана с литературой, поэтому композиция неубедительна, на мой взгляд. Тем не менее рассказ может доставить удовольствие. Немало удачных зарисовок.
Ф-2, Л-4.

БУ_6 Капитан Гудок против Человека Планктона
Милый сценарий в духе крокодила Гены и старухи Шапокляк. Никакой фантастики, так, лёгкая фантазия. Шутка. Современная детская сказка. Написано неплохо. Текст с лёгкостью даёт себя прочесть.
Ф-1, Л-5.

БУ_7 Школа драконов
Вступительная лекция в школе драконов, из которой мы узнаём некоторые интересные сведения из жизни драконов. Идея состоит в том, что в будущем, по-видимому, удастся пробудить генетическую память человека и контролируемо превратиться во что угодно. В дракона, например. Об обратном превращении речь не идёт и следовательно это процесс односторонний. Тут есть некий простор для фантазии – действительно, с какой стати наш облик считается наилучшим? Особенно в будущем, где характер решаемых  задач уже не будет требовать от человека именно такого тела.
Написано занятно, с ненавязчивым юмором. Вот только слово «прийдётся» явно полюбилось автору, что ж, любовь зла…
Ф-3, Л-5.

БУ_8 Несокрушимые ветераны
Между Верхним и Нижним городом вечное противостояние. Борьба имеет изумительную по совершенству техническую поддержку. Разнообразнейшее оружие. Описываемое отчасти напоминает компьютерную игру. Может с неё и писалось, по крайней мере в качестве сценария какой-нибудь "стрелялки" вполне бы подошло. Супергерой (из Верхнего города) сражается с Суперзлодеем, представляющим Нижний. Автор исподволь подводит читателя к тому, что в Нижнем городе Супергерой как раз и есть злодей. А когда эта догадка становится уверенностью, изящно решает проблему добра и зла, уводя героя из города вообще.
И мы понимаем, что технологическая цивилизация, которую олицетворяет Верхний город, необходима лишь себе самой, её оправданием ничто не служит, кроме придуманных целей. Автор даже не снисходит до пояснения этих целей, настолько они пусты и бессмысленны. Таков же и конфликт, порождённый технологической цивилизацией – пуст и абсолютно симметричен: нет правых и виноватых.
За пределами города бывшие враги превращаются в мирных соседей.
Разумеется, чтобы выпукло и ярко продемонстрировать эту идею нужен именно фантастический жанр.
Что касается литературных качеств произведения, то они бесспорны. Читайте, не пожалеете.
Ф-6, Л-6.

БУ_9 Приключения Алисы Силизневой
Пародия на порно-вероятностную трагедию. Оригинально. Местами смешно. Фантастики минимум – ситуация с лёгкостью реализуется прямо сегодня, если технические прибамбасы, вероятные в будущем, заменить простым переодеванием. Фантазии же у автора с избытком, вдобавок, написано коротко, отчего ж не прочесть?
Ф-1, Л-5.

БУ_10 Бегство из плена
Война с чеченцами продолжается. В будущем, надо полагать. Если автор россиянин, то либо его так достала эта война, что он только о ней и думает, либо россияне вообще свыклись с этим, и считают войну с чеченами элементом национального орнамента, а потому легко экстраполируют её на будущее.
Как бы то ни было война продолжается и «наши» успешно используют «биокомпьютер» для расправы с врагами. Биокомпьютер и есть элемент фантастики, а заодно – полный аналог таких понятий, как телепатия, телекинез и всяких других теле-.
Уже само сочетание могущества биокомпа с вариантом его использования против чеченов смущает нелогичностью… Как если использовать пентиум-4 в качестве калькулятора на блошином рынке. Тем более, что язык повествования как раз свойствен представителям формально-логического мышления: математикам, военным.
Далее автор выкладывает идею, что существуют языки «приоритетные для понимания первозданного смысла слов», и русский как раз является таковым. И вообще, русские и есть «спасители человечества», а потому воевать с исламом есть за что.
Умелое, с деталями, описание боевых действий, идея сверхъестественных возможностей человека, перечисление конкретных бед российской армии, представление о праязыке, на котором было сказано что-то сокровенное – всё это является сочетанием настолько разнородных вещей, что термин эклектика как нельзя более подходит для характеристики данного произведения.
Ф-3, Л-3.

БУ_11 Жить и радоваться
Очень короткая и очень эвристически ёмкая миниатюра. При бесспорной фантастичности идеи.
На Земле остаются два человека – отец и сын. (Бог-Отец и Бог-Сын?). Они бессмертны.
Подумайте сами, что лучше, быть человеческим человеком или бессмертным человеком без всего человеческого.
Прочитайте, это очень полезно для размышлений о судьбах человечества. (Извините, что переборщил с однокоренными словами).
Ф-5, Л-5.

БУ_12 Все, что осталось
Некто попадает под машину и его совободившаяся от плоти душа болтается по этому свету в поисках приключений. Что-то не отпускает её на тот свет. Те кто видел американский фильм «Привидение» с Патриком Свейзи и Деми Мур, без труда обнаружат некоторый, скажем осторожно, плагиат в данном произведении. Но там была идея (хоть и американская), а здесь… В общем, я не понял. Короче говоря, душа вынудила хорошенькую девушку (вот тут я с автором солидарен – именно хорошенькую!) написать роман, который должен был прославить девушку, а косвенно душу, после чего душа добровольно отбыла на тот свет.
Впрочем, написано хорошо. С юмором. Читать легко и приятно.
Ф-1, Л-6.

БУ_13 Фабрика смешных игрушек
Маленький, шутливый сценарий из будущего, где научились делать из людей смешных покемонов, подмешивая им в пищу смешные ДНК. Комичные сценки, диалоги. То ли детектив, то ли любовная история. Не фантастика. Никому не повредит прочитать. Тем более – не длинно.
Ф-1, Л-6.

БУ_14 Инея
Схематично представлено как развивается цивилизация не в рамках технологического прогресса. Переселенцы на новую планету «Инею» отвергли технологический прогресс, как ведущий к нравственной деградации. Разумеется, в этом случае люди просто вынуждены опираться на нерукотворные средства преобразования природы – на космическую энергию. (Ох уж эта пресловутая космическая энергия!). Они научились утилизировать эту энергию и всё у них идёт хорошо. Однако, приверженцы технологического прогресса с других планет пытаются завоевать всю Вселенную. Такова печальная участь Инеи. Переселенцы вынуждены бежать на другую планету, поскольку не придумали способа противостоять злу.
Классическая, где-то наивная, фантастика начала прошлого века. Попытка противопоставить холодному практическому расчёту завоевателей трансцедентность любви аборигенов – это, собственно и есть основная мораль, помимо прочих моральных сентенций, которыми изрядно приправлен текст. В сочетании с некоторыми логическими и смысловыми неувязками это делает произведение немного бепомощным, безысходным и унылым.
Ф-2, Л-2.

БУ_15 Священник и демон
Я честно пытался что-либо сказать по поводу данного произведения, но…
Могу лишь выразить уважение к труду автора.
Ф-1, Л-2

БУ_16 Икс, игрек, зет...
В необычном лесу, напоминающем компьютерную картинку, происходит поединок между человеком одетым в чёрное и человеком одетым в белое. Бьются на мечах, рисуя ими в воздухе таинственные знаки. Но это не игра – человек в белом вполне натурально умирает истекая кровью. Из дальнейшего становится ясно, что…
Утверждение своей правоты что в бою, что при доказательстве математической теоремы - есть некое интеллектуальное напряжение. Оказывается, само это напряжение можно отделить от вызвавшего его процесса, и использовать как инструмент при доказательстве чего угодно. Поэтому студент (человек в чёрном) просто сражается с оппонентом (в белом), и своей победой доказывает теорему.
Идея неплохая, религиозная по сути, несколько перекликается с советом, который дал (если не ошибаюсь) Августин Блаженный одному верующему на вопрос, что нужно и чего не нужно делать дабы избежать греха: «Верь в Бога и делай что хочешь».
Жаль, что написано не очень умело.
Ф-4, Л-2.

БУ_17 Творцы миров
В продажу поступило устройство «Творец», дающее неограниченные возможности управления миром. Иллюзорным миром. Но люди, поигравшие в это, кончают жизнь самоубийством. Довольно убедительно автор показывает, что управлять миром скучно до безразличия к собственной жизни. А и в самом деле, зачем жить в мире, который не преподнесёт сюрпризов?
Тема, конечно богатая, запросто её не осилить, но она скорей философского свойства, нежели фантастического. Хотя, смоделировать её легче всего в фантастическом жанре.
Вот если бы написано было более мощно…
Ф-3, Л-2.

БУ_18 Птица
Юноша, чувствующий собственную значимость и непохожесть на остальных, учится в лётной школе и хочет стать космонавтом. Он пытается найти аналог своему одиночеству и находит в истории своей же школы похожего курсанта. Тот уже пару сотен лет летает в космосе. Как – неизвестно. Наш герой тоже отправляется в аналогичный полёт чтобы быть ближе к родственной душе. Это всё в нескольких словах. На самом же деле, в тексте многозначительные чувственно-психологические  вставки о сложных взаимоотношениях птицелова и птицы, да и вообще, накручено будь здоров. Люди, которым нужен не столько сюжет, сколько беспредметные ощущения от прочитанного наверное оценят сей труд. Может это гениально. Я не понял.
Ф-1, Л-3.

БУ_19 Планета солнечной системы
Вселенское зло взращённое и подпитываемое людскими злостью, завистью, жаждой власти и жадностью, наконец персонифицировалось в облике захватчиков Марса (а там уже вовсю живут переселенцы с Земли). Верховному военачальнику Марса приходят сны времён Второй мировой войны, из которых он понимает, что есть вещи надчеловеческие, и что зло может быть побеждено любовью. Так они и поступают: выходят к врагу, каются в собственных грехах и – побеждают. Попутно автор зачем-то приплетает переиначенный библейский тезис о том, что женщина есть сосуд зла. Тем и заканчивается: опять женщина, и опять неуёмная страсть мужчины завоевать её, покорив если надо всю Вселенную.
Фантастики в этом не много, язык повествования достаточно внятный, а вот композиция… Вдобавок автор ставит эксперименты с читательским вниманием – сомнительно всё это.
Ф-2, Л-3.
 
БУ_20 Мы одни?
Гонка на планету, где вероятно есть жизнь осложнена бытовыми проблемами, удручающими истинного художника. Диалоги смешны. Типаж верный.
Идея нетривиальна: с чего мы решили, что поиски внеземной цивилизации это такое уж важное дело? Нам что, заняться больше нечем?
Короче, читайте. Приятно.
Ф-3, Л-5.




***
От орг.
В среднем же по ламинации у господина Ганчара получилось, что
«фантастичность» - 2.3
«литературность» - 4.05
Суров оказался жюрик Ганчар. Мало того, что по его мнению наши уважаемые авторы в среднем фантазируют примерно в два раза хуже, чем излагают нафантазированное, так они, якобы, и в изложении не достигли даже половины возможного. Откровенно крутой жюрик.

27.2.04


Рецензии
***
**
*



***
От орг.
В среднем же по ламинации у господина Ганчара получилось, что
«фантастичность» - 2.3
«литературность» - 4.05
Суров оказался жюрик Ганчар. Мало того, что по его мнению наши уважаемые авторы в среднем фантазируют примерно в два раза хуже, чем излагают нафантазированное, так они, якобы, и в изложении не достигли даже половины возможного. Откровенно крутой жюрик.

27.2.04

Звездоголики   27.02.2004 15:58     Заявить о нарушении