Патриотические крючки на шее революционного пролетариата

чтобы понять, что же спровоцировало написание данной статьи, можете обратиться к данной ссылке: http://www.communist.ru/lenta/index.php?2800



Патриотизм - это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились.

Шоу Джордж Бернард

Воистину, патриотическая постановка получился на славу - с эмоциями, пускай, довлеющими над смыслом, - у нашего защитника Родины - г-на Крючкова. Хотя театр-то и абсурден, но абсурд этот вполне разумен. Ощущается фальшь в образах.

Сложно сохранять марксистскую трезвость в состоянии патриотического опьянения! Осторожны, словно вражьи мины, обходит г-н Крючков слова Маркса, Энгельса и Ленина, которые я приводил против ложного толкования патриотизма. Пройдя через минное поле (и избежав верной смерти!), наш герой пробирается в осажденный музей истории, где поучительно рассказывает о сибирских конкистадорах, осторожно канонизируя их! В этой забавной сценке г-н Крючков похож на хозяйчика врагами окруженного со всех сторон малого музея истории, который донимает обороняющихся революционных матросов своими лекциями о ценности древнецарской культуры (можно представить степень раздражение уставших матросов!). Что можно добавить к столь нравоучительной лекции по истории патриотического казачества? Добавить можно - и нужно - одну хрестоматийную марксистскую истину: никакой казак- какой бы он ни был матерый - с места бы не сдвинулся, если бы не чувствовал экономическую, пошло-материальную выгоду. И не только казак, - абсолютное большинство человечества! Казаки же, "вольница" которых потом верно стояла нас службе у царя и капитала, потом свирепо подавляли бунты крестьян и рабочих. И в этом было проявление их классового "патриотизма"! Куда же делся крючок сверхклассового патриотизма? Он затерян - растоптан кровавой реальностью классовых битв.

Г-н Крючков уличил меня в недоучстве! Вообще то я студент-историк, но не в этом дело. Это не важно - у меня ведь "другая душа", не как у... Пушкина!.. Да! у нас с Пушкиным разные "души", потому что мы люди разного времени, мы носители разных идеологий. У него душа "пророка", парящего над массами, а я - человек рабочей массы - мне пророки не нужны. Я понимаю зависть поэта к тому, кто героически отдает свою жизнь. Для меня борец с захватчиком и оккупантом - герой.

Что же объединяет наших ура-патриотов с Пушкиными - неужели шрапнельные осколки Отечественной войны, застрявшие со времен школьной пропаганды? Нет, - всего лишь качественный розовый идеализм. Но меня - простите уж! - видно плохо меня учили в детстве - мне ближе войны Гражданские, классовые, которые, между делом, из меня пытались вытравить патриотическим инъекцированием с первых годов учебы!

А чем патриотизм французского воинства отличается от "русского"? В этом ли таинства "русской души"? Неужели надо объяснять, что героизм борцов Гражданской войны 1918-1921 гг. - это героизм не только "русских" или даже россиян, но героизм революционного пролетариата всех наций и стран, боровшихся против контрреволюции.

Да, я не отрекаюсь от своих планов развенчать все идеалистическое в оппортунистических подкопов под патриотизм патриотизму. В конце-то концов - скажите, откуда вся эта ваша душа взялась? Может... из бытия?! А если бытие заставляет человека бороться - то называйте это патриотизмом - хоть чем!

Великая Отечественная... Это был страстный порыв спасти Родину от оккупантов, в боях закалился патриотизм. Но значит, мы должны забыть о том, откуда же берется наш патриотизм? Г-н Крючков забыл. Забыл коллаборационистов, которых было порядка 420 тысяч. Забыл других предателей. А имя им легион. И они фактом своего существования не могут очернить героизм борцов с фашизмом. Но предатели были. Это ли ошибочка в правильной текучести патриотического вещества? Не будем идеализировать массы - марксистам это чуждо.

Назвав меня Геббельсом, г-н Крючков обвинил меня в оскорблении всего великого и ужасного, что ему лично так дорого. Я думал, что мы могли бы абстрагироваться от личных моментов, которые меня совершенно не занимают. Я могу сказать как вы, пожалуйста: а как к вашему патриотизму относиться мне, чьих невинных родственников, как представителей "враждебного народа" (поволжские немцы), - отправили в ссылки? А украинца-деда, тогда еще подростка, после спасения от Германского батрачества, потом отправили вслед за бабкой на Урал, как "предателя родины"! Чтобы не дай бог, г-н Крючков не скатился до еще более низкого объяснения моего "непонимания", могу декларировать: еще на половину я русский, то есть с "генами" все "в порядке" (так, на всякий случай).

Я не призывал плевать на могилы наших предков. У нас нет "общих" предков. У нас предки расстреливали друг-друга - и каждый из них считал себя истинным патриотом. Мое родство - рабочий класс. Моя родина - труд. И если я и был бы "Иваном, родства не помнящим", то на мой марксистский взгляд это не повлияло бы.

Показательны обвинения в том, что я сыплю - увы! - "цитатками" из марксизма-ленинизма! "Куда вы, бессердечные! - кричат нам Крючковы - Грозных кулачищ размах! На Родину, на святое! Своим грубым марксизмом!". Ну не смешон ли этот идеалистический фарс, товарищи?!

Истинная заурядность не достойная уважения - это идеализм в рядах марксизма. Идеализм этот достоин лишь порицания. Революционный пролетариат постоянно пытаются подцепить на крючок патриотизма, но он - бессердечный! - чужд этому, ибо его революционность интернациональна!

Меня прямо обвинили в предательстве интересов революции, потому что, в силу извращенного понимания патриотизма, я забыл о "светлых идеалах в прошлом"! У всех идеалы свои. У революционного рабочего класса - это, например, Французская Коммуна 1871 г, Гражданские войны в России и Испании... А у наших музейных хранителей - Ермак. Г-н Крючков напросто забыл, что коммунисты всякую агитацию подчиняют интересам нашей борьбы с буржуазией. Он чувствует, что чужд марксизму - и в двойной норме испаряет патриотизм!

Перефразируя слова Троцкого[1] о футуристах: "Патриоты стали коммунистами. Тем самым они вступили на почву глубоких вопросов и отношений, далеко выходящих за пределы старого их мирка и органически не проработанных их психикой. Оттого патриоты, в том числе и Крючков, идеологически слабее всего в тех своих произведениях, где они законченнее всего как коммунисты. И причиною не столько социальное происхождение, сколько духовное прошлое. Патриоты-идеологи не владеют элементами коммунистического миросозерцания и мировосприятия достаточно органически, чтобы давать им органическое же выражение в слове: не вошло в кровь, что ли. Отсюда нередко идеологические, по существу психологические провалы, ходульность, громыхание над пустотой". Верно, будет сказать, - также перефразируя Троцкого - что "левый патриотизм" не овладел коммунизмом, но у него есть внутреннее устремление, в известном смысле параллельное ей. Но положение этой промежуточной идеологии настолько шатко, что - кто знает! - отними у нее "патриотизм" - останется ли у нее хоть что-то коммунистического за душой?

Мотив г-на Крючкова глубоко морален - он боится, что успех революции будет испорчен отсутствием патриотизма в нашей пропаганде. Что ж, большевикам это отсутствие не помешало победить. А та Советская Родина, которую они отвоевали, - несмотря на гадливое шипение реакции - произвела на свет лучший патриотизм, который вообще имеет право быть - пролетарский, то есть истинно интернациональный!

[1] В момент написания "Литературы и революции" (1923 г.) Троцкий еще не успел стать "врагом народа".

www.revkom.com


Рецензии