Вместе в мести? Интеллектуальный антисемитизм - к гл. 2 фрагмент

                К главе 2 – ПРИ АЛЕКСАНДРЕ I.
     Начинающийся период важен для всей истории России. Особенную важность он представляет для евреев. Фактически, при Царе Александре I в России ущемления прав евреев заложены в законодательную систему. Разработана основа антиеврейской политики на предстоящее столетие. Получилось случайно, было судьбе угодно: во главе правительственной камарильи, фактически определившей политику России на будущее, стоял, как говорят сейчас шаблонами, государственный, политический деятель Гавриил Романович Державин. Чувствуете мощь: в самой фамилии! В энциклопедии он попал, как поэт, представитель классицизма. Предшественник А.С. Пушкина. Поэт написал несколько
торжественных од в честь просвещенной Екатерины II, в их числе «Фелицу». Он даже позволял себе обличать ведущих паразитическую жизнь вельмож: «Вельможа». Был патриотом: восхвалял ратные подвиги россиян во главе с А.В. Суворовым: «На взятие Измаила», «На победы в Италии». Сейчас за давностью лет забыли: Россия освобождала Балканы и Северную Италию от турок. Одни родственные болгары сохранили историческую память, добрые чувства и отношения с Россией.
     Г.Р. Державин был значим в свою эпоху. Написаны оды с патетикой, разбавлены водой пустословия. Есть у него прекрасные произведения с описанием природы. Человеком был просвещенным, как тогда считали: «просвещенной эпохи». Правда, в детстве его оставила «след» мамка-кормилица. При виде прибывающего цыганского табора, она взметнула руки, произнесла: «Теперь берегись! Эти дети природы, словно жиды поганые!».  Запомнил ребенок на всю жизнь слова: врезались в сознание. Только став взрослым и политиком, Г.Р. Державин совершил определенно маленький кульбит. В дружеских беседах, в «кабинетных» разговорах он не всегда к месту постоянно заявлял: «Жиды, словно цыгане!» Его творческое, гражданское, политическое направление, законодательная работа в смысле «еврейского благоустройства»
исходила из этого готового представления.
     Впрочем, русское культурное общество, если было такое, придерживалось подобной точки зрения. К евреям относятся с подозрением. Из тех же побуждений исходило руководство Комитета. К немногочисленной общине и каждому ее члену относились с позиций постоянного государственного патронажа, требовательного повседневного, повсеместного руководства. Ведь в их представлении: евреи застыли на века в своем развитии. Не достигли уровня общественного  сознания и потому, как «божии дети» нуждаются в дополнительном внимании. Вот этот вельможа, русский интеллигент… Смысл в этом последнем понятии емкий: положительный дополнен множеством негативных включений. Укажем на одно, самое для нас главное: этот «русский интеллигент» являлся… ярым антисемитом!
     Он вел за собой крайне консервативные политические силы. С особой твердостью утверждал законодательные меры ограничительного направления. Его побуждения патронажного отношения к евреям: с позиций русского крайнего националис-та, шовинистического толка. В последующем эта позиция утвердилась повсеместно на всех властных уровнях, укрепилась. Единственная обрела «право гражданства». На еврейской улице имела самые жестокие проявления. Принесла трагические последствия. Евреев ограничили в передвижениях, во многих правах свободного выбора профессиональной и трудовой деятельности. Намеренно заключили со всей строгостью охраняемую «пространственную тюрьму» - с четко очерченными внешними границами. «Положение о евреях» тщательно регламентировало в правовом, фискально-налоговом направлении «еврейскую бытовую жизнь» в становленной «черте оседлости». Сплошные запреты!Создало условия наибольшего благоприятствования администраторам всех рангов
и полицейского, судебного произвола.
     В «Положении о евреях» декларативно предоставлена «свобода» и «покровительство законов», как «российским подданным». А.И. Солженицын сообщает:
«Положением» «подтверждались все права  евреев на неприкосновенность их собственности, личную свободу (даже во времена «чрезвычайные»: погромов, войн? – М.Б.), свою собственную веру и свободу общинного устройства». Он указывает на «неограниченную власть» кагала. Появились ограничения: запрет «религиозных наказаний и проклятий (хорема)» (т.1 стр. 60-61).
     Не с восторгом, но с чувством победителя А.И. Солженицын сообщает приятную для нас вещь: о праве на образование еврейских детей и студентов. Появились позже процентные нормы, другие существенные ограничения при поступлении. Преждевременно не спешите радоваться: «Считалось необходимым усвоение евреями
языка окружающей местности (оказывается, на рынках, в шинках, шорных и сапожных мастерских евреи разговаривали со своими покупателями, клиентами на своей «тарабарщине» - на идиш, иврите; пришлось принять законодательные меры для их остепенения – М.Б.), перемена внешнего вида, (появляется Мошка в черном своем ланцедраке, шляпе, с закрученными в шнурок пейсами – М.Б.) присвоение фамильных имен (т.1 стр. 61) (как принято в России: имя, отчество, фамилия… - М.Б.)
     Так должно быть записано в реестровых книгах! Евреев, величавшихся по одному имени и упоминавших об отце, начали «обзывать» по профессии, месту рождения, прочим понятным чиновникам привязкам. Меняли имена на приятные нежному русскому слуху. Пройдет совсем немного времени - тех же евреев за изменение имени начнут несомненно уличать в утаивании «происхождения» в корыстных целях. Детская игра полиции с «вором» М.Б.)
     При общей декларативности целей «Положение» дозволяло
проживание евреев в деревне – не предусмотрело «простого» и
жизненно важного: возможность легального промысла, получения средств для пропитания, прокормления семьи. Запретительная часть «Положения», приняты впоследствии «ведомственные акты» лишали евреев возможности проживать в сельской местности: «в деревне и селе не может содержать никаких аренд, шинков, кабаков и постоялых дворов»... В те времена не было учителей, агрономов, медицинских служащих, работников «культурно-просветительного
сектора» среди евреев … Всех евреев «черты» загнали в скученные местечки: нет работы, профессии, хлеба… Рожали детей! Наблюдать могли друг за другом! Отсчитывали время от субботы до субботы! Неистово молились, праздновали! Верили: хоть в следующем году удастся побывать в Святом городе Иерусалиме, на Святой Земле! Господь Узнает о страданиях, Услышит молитву Своего Народа! Вскоре Придет Мессия-Избавитель!
http://Belferman.lit.com.ua/  Blf-Moshe@list.ru


Рецензии