Баян

               


                Надя открыла дверь и сразу поняла, что ее Афанасий вдребезги пьян. Как обычно. С тех пор, как дети разъехались в разные стороны по своим домам, она пил каждый день. Сил бороться с его пьянством больше не было. Надя еще помнила те времена, когда она вместе с детьми возила Афанасия по разным клиникам в надежде вылечить его от алкоголизма. Сам он не считал себя алкоголиком, и каждый раз после запоя клятвенно уверял ее, что больше пить не будет. Но все начиналось сначала, как только в руки к нему попадали деньги. Жили они в маленьком поселке, который принадлежал большой базе отдыха. Жили с незапамятных времен, когда дома отдыха и в помине не было. Деревня их стояла на берегу реки, была окружена необыкновенной красоты лесом. Это место
когда – то понравилось чиновникам из министерства социального обеспечения, и в этом тихом уголке была возведена база отдыха для трудящихся. Постепенно вокруг нее разросся поселок. В нем селились сотрудники, обслуживающие дом отдыха и прилегающие к нему технические сооружения, которые обеспечивали цивилизованное существование дому отдыха и местному населению. Жизнь каждой семьи в таких замкнутых пространствах всегда на виду. Здесь каждый знает друг друга не только по имени, отчеству. Многие могут рассказать о жизни своих соседей в нескольких поколениях. Есть свои преимущества обитания в такой среде. В случае радости или горя весь поселок становится участником событий. Взаимовыручка здесь – негласный  закон. С другой стороны, все беды и ошибки обсуждаются тоже сообща. Утаить в поселке ничего нельзя. Вот и о пьянстве Афанасия знали все. Многие пытались помочь, но не справились.
Надю в поселке уважали и жалели.  Работала она в общественной столовой. Была очень добра и отзывчива, отличалась пышностью форм и веселым характером. Когда – то она была тоненькой девушкой с озорными голубыми глазами. Многие парни добивались ее внимания. Но  выбрала  она Афанасия. Почему? – сто раз повторяла Надя. Почему мне выпала такая доля?
      Встретив мужа на пороге, Надя потащила его в большую комнату и толкнула на кровать. Он не сопротивлялся, что-то мычал и покорно поднимал то руку, то ногу, пока она его раздевала. Совсем худой – думала она, укрывая его тощее тело одеялом. Алкоголь превратил это, некогда привлекательное тело, в сморщенную массу из кожи и костей.
Заснул мгновенно. Погасив свет, Надя вышла из комнаты. В квартире было тихо.
После того, как закончились летние каникулы и внуки уехали по своим домам, Надя не находила себе места от тоски. Внуки наполняли их дом весельем и шумом. Афанасий в присутствии их старался не напиваться до чертиков. Однако не получалось. Дети уже привыкли к дедушкиному пьянству и сторонились его. Старшей внучке было 15 лет, и она иногда делала деду замечания, а младший внук десяти лет старался не замечать его.
       Среди ночи Надя услышала какие – то звуки и резко села в постели. Прислушавшись, она поняла, что это играл баян. Мелодия была простенькая, но очень тоскливая. Баян все играл. Надя встала с постели в одной рубашке и тихонько подошла к комнате, где спал муж. То, что она увидела, потрясло ее. На кровати, свесив голые ноги, сидел Афанасий. Сгорбившись, тонкими сухими руками держал баян и играл. В глазах его стояли слезы, щеки были мокрыми. Надя осталась стоять на месте, боясь пошевелиться, чтобы не потревожить Афанасия. Что происходит? – думала она. Неужели он осознал свою беду. Мелодия все лилась и лилась. Перед глазами Нади в один миг пронеслись картины всей ее жизни.
       Вернувшись после службы в Армии, Афанасий устроился на работу монтером в ТЭЦ. Был он веселым, компанейским парнем. Играл на баяне так, что сразу стал популярен среди молодежи. Его приглашали на все праздники, свадьбы, крестины. Поселок расширялся, много было новых людей, свадьбы играли одна за другой. А потом нарождались дети, и опять гулянье и веселье. Постепенно Афанасий пристрастился к  водке. Когда он стал уже изрядно выпивать, состоялось его знакомство с Надей. В то время Надя была лидером поселковой молодежи. Она умела постоять за себя, ребята уважали ее, девушки делились своими проблемами. Всем она помогала, как могла. Однажды одна из женщин, с которыми Надя работала в столовой, рассказала ей о том, что гибнет хороший парень. - Не нашлась еще девка, которая могла бы спасти паренька, - говорила она. -  Жаль, пропадает. А у него мать одна- инвалид. Что она будет делать, если он сопьется вконец. Надя запомнила эти слова и решила познакомиться с этим парнем. Случай представился быстро. На одной вечеринке она увидела его. Высокий, стройный  с синими большими глазами  он производил хорошее впечатление. А на баяне играл просто великолепно. Улучив момент, когда он заиграл модную в то время мелодию, она подошла к нему и стала петь. Все вокруг сразу замолчали и с интересом стали наблюдать за ними. Пара получилась великолепная. Надя и Афанасий явно понравились друг другу. Весь вечер он не отходил от нее. Они много пели. Игра Афанасия в этот вечер была какой-то особенной, проникновенной и чувственной. Потом их стали часто видеть вместе. Афанасий преобразился. Больше никто не видел его пьяным, он стал лучше работать.  Было видно, что дружба с Надей пошла ему на пользу. Все чаще на берегу реки можно было услышать звуки баяна и голос Нади. Это пела ее любовь. Афанасий был внимателен и нежен. Все шло к свадьбе. Через 3 месяца они поженились. Жизнь пошла своим чередом. Появились дети, затем внуки. Когда она упустила Афанасия, когда он перешел ту черту, за которой нет спасения?. Что она сделала не так?. Он же хороший, добрый, бескорыстный человек. Как ему помочь? 
                Баян все играл  и играл в эту ночь.
 Надя не стала больше слушать и пошла спать, завтра – на работу. Проснулась она ровно в 5 утра. К шести она должна уже приготовить завтрак для рабочих. В поселке идет большое строительство, понаехало много строителей, все хотят кушать. Ушла из дома, не заглянув в комнату к Афанасию. День прошел быстро. После того, как ушли последние посетители, Надя, завершив все дела, отправилась домой.
Дома на столе ее ждала записка. Корявыми буквами, рукой Афанасия было написано: Прости меня, родная, уехал сдаваться врачам. Больше так жить не хочу. Сам себе противен, а о тебе говорить и не приходится. Долго ты меня терпела, хватит с тебя мучений, передай привет ребятам, внукам. Скажи им, что дед их любит. Взял 100 рублей, чтобы доехать до столицы.
        Через сутки пришла телеграмма: Доехал благополучно вылечусь приеду может примете Афанасий.
          



   


Рецензии