Одна золотая монета

   "Гора туманов" оправдывала свое название. Огромный корабль едва заметно покачивался на водной глади за пределами гавани. Его окружала около десятка обычных кораблей, казавшихся рядом с ним просто игрушечными. Он походил больше на остров, чем на судно. Это впечатление усиливалось еще и тем, что у корабля не было мачт и парусов.
-Какой громадный...- едва слышно вырвалось у Майны. Повернувшись к Серейсу, он озадаченно спросил:
-А где же мачты, паруса? Они что, сломаны?
   Серейс в ответ лишь усмехнулся с чувством превосходства и коротко пояснил:
-Магия. Паруса появляются, когда того захочет Капитан.
-Вот это да!..- удивленно выдохнул Майна. И оставив весло, спросил Серейса,- А ты... ты умеешь это делать?
-Нет,- коротко отрезал Серейс. В его голосе сквозило заметное раздражение. Он тоже оставил свое весло и некоторое время отдыхал. Затем ребята опять налегли на весла и лодка двинулась к кораблю.
   Майна время от времени бросал короткие взгляды на Серейса. Тот был отнюдь не таким неженкой, каким показывал себя в замке. Однако его неприязнь к Майне бросалась в глаза сильнее прежнего. Майна несколько недоумевал, зачем Серейсу вздумалось пригласить его к себе на корабль. Может быть, он таким образом пытался побороть в себе неприязнь к нему и подружиться?... А может быть и нет...Резкий толчок вывел Майну из раздумий. Лодка коснулась борта одного небольшого корабля, и ребята взобрались наверх по сброшенной веревочной лестнице. На удивление, Серейс почти не отставал от Майны, ловко перебирая руками и ногами.
-Где ты научился так лазить?- спросил Майна, оказавшись на палубе.
-Я родился на корабле. И плавать я научился раньше, чем ходить,- спокойно ответил Серейс, а когда Майна отвернулся, бросил ему в спину насмешливый взгляд. Ребята направились к противоположному борту корабля. Переходя по мосткам с одного судна на другой, они наконец добрались до "Горы туманов". Серейс шел, указывая путь. Заметив, что Майна внезапно остановился, он проследил его взгляд.
   Перед ними, словно стена замка или крепости, возвышалась корма корабля. Люди сновали мимо ребят туда- сюда, иногда задевая их, но Майна словно не замечал этого. Все его внимание было приковано к верхней части кормы. В центре ее далеко вперед выдавался крытый полукруглый застекленный балкон.
-Да,- словно в ответ на вопрос Майны ответил Серейс.- Это каюта Рулевого- Капитана. Рулевая Рубка.
   Не успели Майна и Серейс пройти нескольких шагов, как к ним подошел невысокий смуглый человек в свободной пестрой одежде и что-то быстро заговорил, обращаясь к Серейсу. Тот вздохнул и сказал Майне:
-Отец приглашает нас в свою каюту, к себе наверх.
   Снова вздохнув, он страдальческим тоном добавил:
-До чего же я не люблю эти долгие подъемы! Они меня просто бесят!..
   Капитан- Рулевой был высоким и худым человеком средних лет. Однако выглядел он так, словно что-то состарило его раньше срока. Черты его лица заострились, а в его коротко стриженых коричневых волосах была видна седина, похожая на морскую пену среди побурелых камней. В добрых зеленых глазах виделась такая усталость, словно вся громада корабля покоилась на его плечах. Кроме этой усталости, в них было что-то, похожее на невыраженное ожидание, на стремление мчаться куда-то к неведомой цели, обгоняя мысль, сделать что-то... но что?
   Ссутулив свои широкие плечи, Капитан поклонился Майне.
-Для моего корабля большая честь взять на борт потомка Лорда- Стерегущего Границы,- серьезно сказал он, назвав мальчика полным титулом, однако это вызвало у него лишь легкое раздражение. Он рассматривал внутренность Рубки со странным ощущением, словно уже был здесь. Изнутри помещение напоминало раковину. Полукруглые стены отливали розовым перламутром, о огромное, выпуклое окно, охватывавшее почти половину помещения, состояло из множества мелких квадратных ячеек, походя больше на застекленный невод. С одной стороны вдоль стены тянулся длинный стеллаж с книгами, возле другой стояла низкая кровать. В центре же комнаты находился небольшой круглый стол. На столе, в самой его середине, на изящной подставке располагался большой сферический кристалл неясного цвета. Снаружи он был прозрачным, почти невидимым, однако внутри он становился мутно- белесым, словно внутри был заключен сгусток тумана.
-Присаживайтесь, - Капитан указал на стоявшие рядом стулья. Присев, он осведомился,- Серейс пригласил вас? Надо заметить,- Капитан несколько натянуто улыбнулся,- что для потомков морских разбойников он весьма образован...
-Отец!..- Серейс вскочил с пылающим лицом, едва не перевернув стул. Капитан лишь отмахнулся.
-Почти все нынешние Капитаны- потомки пиратов,- весело сказал он.- Однако многие не любят затрагивать эту тему, несмотря на то, что она составляет начало нашей истории. Вы ведь знакомы с тем, откуда взялись Корабли и их Капитаны?- обратился он с вопросом к Майне.
-Нет,- покачал головой мальчик.- К большому сожалению...
   Серейс ходил вокруг с пунцовым от злости лицом. Неожиданно Капитан повернулся к нему и резко сказал:
-Ты должен привыкнуть к этому, Серейс. Когда ты станешь Капитаном, в дипломатических интригах это обстоятельство  будет использоваться против нас. Умей же выслушать и не испытывать стыда за то, кем были наши предки! Ведь и первый из Северных Лордов,- он повернулся к Майне,- был изгнанником, не так ли?
   В ответ Майна медленно поднялся. Цепи на его одежде звякнули. Глядя в глаза Капитану, он ровно сказал:
-Первый мой предок был несправедливо оклеветан завистниками. Да, он был изгнанником. Но изгнание это не было для него позором, а лишь тяжким испытанием! Он не был обязан короне ничем с того дня, как Гонаш Безумный, правивший в то время, приказал заковать его в цепи и бросить в самой дикой- северной,- части королевства. И только благодаря его мужеству, преданности и уму Неделя Темного Солнца не стала концом всего Юга! Свою несуществовавшую вину мой первопредок снял с себя в эти дни! И Договора Севера существуют как еще одно доказательство его преданности королю. И хватит об этом!
   Капитан склонил голову.
-Прошу простить меня.- сказал он.- Я не знал всех подробностей...
   Затем он повернулся к сыну.
-Ты видел?- спросил он его.- Своими предками следует гордится! Пойми это, Серейс!
   Майна понял, что подобные споры происходят между Капитаном и его сыном довольно часто. Капитан снова повернулся к гостю.
-Благодарю вас,- кивнул он ему.- Разрешите и мне рассказать вам нашу полную историю,- он вздохнул и начал издалека.- Вы знаете, как появились Корабли?
-Очень смутно,- покачал головой Майна.- Что-то про Древние Времена...
-Тогда я вам расскажу об этом,- внезапно вступил в разговор Серейс. Он уже заметно успокоился и не был красным от гнева.- Дело в том, что корабли, подобные этому, были действительно созданы в древние времена магами, когда-то вызвавшими своими опытами с Силой сотрясение основ мира. Сильнейшие землетрясения, ураганы, наводнения... Оставшиеся маги тогда решили, что миру пришел конец. И тогда среди них произошел раскол. Одна часть этих магов решила бороться за то, чтобы обуздать обезумевшие стихии... Об их подвигах ныне сложены легенды, а многие почитаются каку святые. Другая же группа магов пришла к выводу, что борьба с вышедшими из-под контроля стихиями бесполезна. Эти маги решили искать спасения в бегстве от ктастрофы, которую вызвали. Именно тогда и появились Корабли... Легендарные корабли, размером с гору, которым был не страшен даже самый яростный шторм, корабли, порожденные самой великой магии. которой видел свет... Маги создали их, погрузили на корабли людей, животных, растения и отчалили.
-Да. Таково было начала их конца,- вздохнул отец Серейса.- Дело в том, что конец мира, к сожалению волшебников, так и не наступил. Корабли носились по бурным океанам, а некоторые, как рассказывают, проходили в иные миры и возвращались обратно. Или... не возвращались. Это было время, когда несколько миров едва не слились в один. Итак... маги- корабелы насмехались над попытками других людей обуздать стихии. Но... время шло, миры снова возвращались к равновесию. Те, кто плавал на кораблях, наблюдали над победами других с невольным удивлением. Даже не только с удивлением. Тут были и невольное уважение, даже восхищение, смешанное с некоторой завистью. Однако с течением лет почти все эти чувства исчезли. Кроме одного- зависти.
-Зависти?!- удивление, Майны было настолько велико, что восклицание вырвалось у него невольно.- Но почему?!
-Я не знаю,- пожал плечами Капитан.- Но догадываюсь. Каково им было увидеть, что, ради чего они трудились, оказалось зря? Нет, спасенный мир, это конечно же, великолепно. Но они- то выглядели круглыми дураками и трусами. А маги, принесшие свою жизнь в жертву ради спасения мира стали героями. Их слава пережила многих из них. И это не давало покоя многим магам- корабелам. Они разочаровались в себе, некоторые из них утратили веру в себя. А что до людей, живших на кораблях... они тоже делили позор со своими хозяевами- магами. Кто-то молча терпел, кто-то жаловался на бродячую жизнь, которую они были вынуждены вести... Причин можно назвать много. Но в результате такого недовольства...
-...Начали возникать заговоры,- вступил Серейс, пытаясь поскорее прекратить неприятный ему разговор.- На кораблях разгорелись восстания...
-...Или они становились добычей пиратов,- почти весело закончил его отец.- И это доказывает, что у наших предков был поистине изумительный ум. Захватить подобный корабль, одолев хозяина- мага! Каково!- он остро посмотрел на сына.
-Однако,- Капитан вздохнул.- Кое-чего они не учли. Они…
- Они забыли, что корабль и его хозяин тесно связаны,- вмешался Серейс. Его голос был сухим и скрипучим.- Они не рассчитывали, что такой громадный корабль может так быстро начать тонуть. Они не учли этого… или не знали.
-Именно так!- подтвердил Капитан.- Корабль и тот, кто управляет им, связаны. Связаны не телом, но… это трудно объяснить. Связь ума, души и той магии, что создала корабль… Это чересчур сложно описать словами. Она порой бывает настолько всеохватывающей, что человек рискует потерять свое “я”, полностью слиться с кораблем…
-Но в этом заключена и своя слабость,- сухо прервал отца Серейс.- Уничтожить корабль почти невозможно, пока жив капитан… Убить капитана исключительно сложно, ведь он- почти бог в пределах корабля… Но если это удается… Корабль обречен.
-Это стало трудностью для тех, кто захватывал корабли,- Капитан глубоко вздохнул.- Но все же некоторые из них сумели совершить то, что было необходимо для обретения подобного могущества. Подобное удалось не всем, многие из кораблей погибли. Но для тех, кто сумел стать настоящим Капитаном управление стало простым до смешного.
-Простым!- фыркнул Серейс.- Эта кажущаяся простота была достигнута только после многих усилий, отчаянных попыток, когда шли на все, чтобы только не утонуть!
-Это верно,- вздохнул Капитан и потер руки.- Извините,- обратился он к Майне.- Порой я слишком увлекаюсь и могу говорить о нашей истории часами.
   Майна бросил взгляд на окно.
-Уже скоро закат!- ахнул он.- Прошу простить меня,- обратился он к Капитану,- но я должен вернуться к отцу.
-Ну что же, не буду вас задерживать,- протянул на прощание руку Капитан.- Какой вы собираетесь уплачивать выкуп?
-Что?!!- Майна недоуменно посмотрел на Капитана, перевел взгляд на Серейса и опять посмотрел на Капитана.- Какой… какой выкуп?!!
-Как?!.- капитан уставился на Майну, затем перевел взгляд на Серейса.- Ты что…- спросил он сына и нахмурился,- ты…ты не сказал ему?!.
-Я… я забыл…- потупился тот с виноватым видом. Однако Майне показалось, что в глазах Серейса мелькнуло что-то, похожее на злорадство.
-Хммм…- Капитан внимательно смотрел на сына. Он смотрел долго, озабоченно хмурясь. В воздухе повисло напряженное ожидание. Во всей ситуации чувствовалась некая фальш, но что она прикрывала?!.
-Ну хорошо,- Капитан устало потер лоб и пояснил,- согласно традициям, переданым нашими предками- пиратами, никто из поднявшихся на борт, не смеет покинуть корабль, не заплатив выкупа. В противном случае мы обязаны держать его пленником до тех пор, пока выкуп за него не будет уплачен.
   Майна ошарашено глядел на Капитана. Тот внезапно рассмеялся.
-Нет- нет!- выдохнул он сквозь смех.- Это не значит, что вы обязаны платить сундук золота. Сейчас выкуп стал символом, не более того. У вас есть с собой что-нибудь?
-Только мой плащ,- озабоченно ответил Майна, роясь в карманах. Наконец его лици озарилось радостной улыбкой.- Есть! Нашел!
   И он с торжеством выложил на стол золотую монету.
-Вот и все,- улыбнулся Капитан.- Выпить перед прощанием не хотите?
-…Нет, не все!!!- неожиданно прервал их беседу голос Серейса. Капитан и Майна обернулись.
   Серейс пригнулся, словно собирался прыгнуть. Руки его вцепились в стол так, что пальцы побелели. Лицо перекосило от долго скрываемой злобы, волосы растрепались. Он был похож на урода, непонятно как возникшего на месте мальчишки.
-Серейс!..- попытался одернуть потрясенный Капитан.
-Не мешай, отец!- Серейс даже не взглянул в его сторону.- Я пригласил Майну на корабль. Ты столько…- он поперхнулся от злости,- ты столько раз тыкал меня носом в наши традиции… что я выучил их наизусть. Майна мой пленник! И я возьму с него такой выкуп, какой я захочу!
-Серейс!..- теперь голос Капитана был угрожающим.- Немедленно прекрати!..
   В ответ Серейс издал неприличный звук. Капитан выпрямился во весь рост.
-Нет, Лорд- Капитан!.- вмешался Майна, в глубине души которого нарастал гнев.- Я не хочу, чтобы из-за меня вы нарушали свои традиции, какими бы они не были. Я… я уплачу серейсу выкуп, который он хочет… если это в моих силах. Даю в том свое слово. И покончим с этим!- гнев его прорвался. Тяжело дыша, он посмотрел в глаза Серейсу и продолжил,- Но больше ничто… ничто не заставит меня сделать хоть шаг на ваш корабль. И покончим с этим!!!- взорвался он.
   Капитан также был рассержен.
-Ну, что,- повернулся он к сыну,- теперь ты доволен?
-Доволен…- Серейс с трудом взял себя в руки. Он выглядел почти торжествующим.- Ты даже не можешь представить себе, отец, как я доволен. И то…- внезапно он неприятно рассмеялся,- И то, какой выкуп я потребую!..
-Серейс!!!- Капитан сделал к нему шаг.
-Он дал слово!!!- голос Серейса сорвался на визг.- Ты сам слышал это!!! Отойди и не лезь !..
-Ну хорошо,- Капитан внезапно отступил и устало прикрыл лицо. Затем глухо спросил,- Чего же ты хочешь?!
-Чего я хочу…- голос Серейса упал до шепота. Он глядел на Майну не отрываясь.- С каким бы наслаждением я бы убил его!… Убил бы медленно… Да, да, я знаю, что не могу это сделать!- огрызнулся он в ответ на протестующий жест отца.- Итак…
   Майна вздохнул.
-… отказался от всякой мысли о том, чтобы ухаживать за Принцессой, любить ее!- последние слова Серейс выкрикнул Майне в лицо.- Я, я люблю ее! Нет. Любить ее ты можешь, этого не запретишь, но она отныне не для тебя! Понятно?!.- Серейс дышал в лицо Майне с такой злобой, что…- когда я видел ее, я… я убежал подальше, чтобы она не видела моего лица! А потом, когда… когда я с ней познакомился… Я выполнял каждый ее каприз, любую прихоть, только чтобы она обратила на меня внимание! И вдруг… вдруг являешься ты. Варвар из ниоткуда, не знающий ничего. И она… она улыбается тебе! И ты… ты унизил меня перед ней!.. Она видела меня избитым!.. Она больше не обращает на меня внимания, нет! Ты… вот кто ей нравится! Но я не отступлю…- Серейс уже шипел,- я добьюсь своего, ясно тебе?!.
   Серейс замолчал. Он молчал несколько минут, стараясь успокоиться. Наконец он коротко вздохнул и спокойно заговорил:
-Итак. Вот какой будет твой выкуп. Ты прекратишь свои ухаживания за Принцессой… ты поможешь мне добиться… ее любви. Ах да,- Серейс усмехнулся.- А я…
-Ты и пальцем не тронешь его,- сказал Капитан голосом, не терпящим возражений.- Ясно?!!
-Хорошо,- кивнул Сперйс.- …А я и пальцем тебя не трону. У тебя есть час на то, чтобы принять решение. Торопить я тебя не буду.
   Майна сел и спрятал лицо в руки. На столе перед ним лежала золотая монета. Капитан и серейс выжидающе смотрели на него. Зала погрузилась в тишину. В глазах Капитана читались грусть, стыд за сына, но… одновременно и странное чувство, похожее на радость, нет- скорее на гордость. В глазах же Серейса было видно дикое, почти исступленное торжество и радость. Но на самом их дне… виднелся заглушенный, но не уничтоженный стыд. И еще страх.
   Наконец Майна поднял голову. Из его лица словно исчезла вся детская жизнерадостность, он словно превратился во взрослого за это короткое время. В его взгляде было страдание, отчаяние.. и решимость. Одним щелчком он подтолкнул монету к Серейсу и посмотрел на него так, что тот отпрянул. Затем резко повернулся и вышел.
   Серейс посмотрел ему вслед с нескрываемым облегчением. Странным тоном, в котором смешались стыд, презрение и триумф он сказал, криво улыбнувшись:
-Трус!
   Капитан посмотрел на сына с болью и презрением. Сделал один резкий шаг. В тишине звук пощечины прозвучал очень отчетливо. Капитан снова посмотрел на сына, растиравшего покрасневшую щеку и коротко бросил:
-Дурак!


Рецензии